Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:22, реферат
Лидер. На этот вопрос можно было бы ответить вопросом: разве
главные - не лучшие? Или наоборот? Видимо, политика подразумевает
именно такой расклад. В самом деле, между народом, обществом и
государством, властью всегда существовало своего рода соглашение
думать так.
Только в 1940 г. американский
психолог К. Бэрд составил
79 черт, упоминаемых различными исследователями как "лидерские".
Среди них были названы инициативность, общительность, чувство юмора,
энтузиазм, уверенность, дружелюбие и т.д. Но ни одна из них не
занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были упомянуты
лишь однажды, 16-20 - дважды, 4-5 - трижды и лишь 5%о черт были
названы четыре раза.
Такой разброс мнений
Дженнингс объяснял
большей мере отражали черты самих исследователей, чем черты лидера.
Независимо от отношения к этой теории и ее научной ценности люди
продолжают считать, что политический лидер, в частности президент,
должен обладать некоторыми основными чертами. И от соответствия
конкретного политика этому представлению зависит степень его
поддержки массами. В
американской политической
чертам относятся в первую очередь честность, другие моральные
качества и способность вызывать доверие масс. По мнению многих
американских исследователей, именно обладание этими качествами
обеспечило популярность президенту Д. Эйзенхауэру. (За исключением
периода экономического спада с 1958 по 1959 г. его рейтинг никогда не
был ниже 60%). Во время предвыборной кампании 1952 г. оценка
Эйзенхауэра населением США
скорее определялась
к герою войны, обладающему рядом качеств, представлявшихся
американцам необходимыми.
На смену теории черт пришли ситуативные теории лидерства, в
соответствии с которыми появление лидера есть результат места,
времени и обстоятельств. То есть в различных конкретных ситуациях
групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые
превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но
поскольку именно это качество и оказывается необходимым в этой
ситуации, человек, обладающий им, становится лидером. В этом смысле
интересно высказывание
том, что число военных лидеров Англии пропорционально числу
конфликтов, в которые страна была вовлечена; это, по его мнению,
говорит в пользу влияния
на выдвижение лидера
частности, социальной или политической ситуации в стране в тот или
иной период. Ситуационная теория лидерства подчеркивает
относительность черт. присущих лидеру, и предполагает, что
качественно разные обстоятельства
могут потребовать
разных лидеров.
Для того чтобы снять возможные возражения, будто теория
рассматривает личность
Хартли предложил модификацию этой теории. Он предположил, что,
во-первых, если человек становится лидером в одной ситуации, не
исключено, что он им станет и в другой; во-вторых, в результате
стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются
группой как "лидеры вообще"; в-третьих, став лидером в определенной
ситуации, человек приобретает авторитет, который способствует его
избранию лидером и в следующий раз; в-четвертых, лидером чаще
выбирают человека, имеющего мотивацию к достижению этой позиции.
Однако такая размытая
формулировка не сняла
теории, и, как часто бывает в науке, два крайних варианта породили
третий, более или менее компромиссный,
теории. В 1952 г. Г. Герт и С. Милз выделили четыре фактора, которые
было необходимо, по их мнению, учитывать при рассмотрении феномена
лидерства: 1) черты и мотивы лидера как человека; 2) образы лидера и
мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие их
следовать за ним; 3) характеристики роли лидера; 4) институциональный
контекст, т.е.те официальные и правовые параметры, в которых работает
лидер и в которые он
и его последователи вовлечены.
предложили изучать лидерство с точки зрения статуса, взаимодействия,
восприятия и поведения
Таким образом, лидерство стало рассматриваться как отношения между
людьми, а не как характеристика отдельного индивида.
Следуя этой традиции,
Р. Кеттел предложил
как динамичное взаимодействие между целями лидера и целями и
потребностями последователей,
достижению групповых целей. В этой же традиции работали и другие
американские психологи, в том числе Э. Холландер и Дж. Джулиан.
Собственно говоря, на современном этапе развития
политико-психологической
политического лидерства можно отнести к ситуативно-личностным
теориям, поскольку уже ни у кого не вызывает сомнений необходимость
учета обоих факторов.
Между тем существуют и другие школы, внесшие определенный вклад в
изучение этой проблемы. Например, теория ожидания - взаимодействия.
Вот наиболее яркие ее представители: Дж. Хоманс, Дж. Хемфилл, Р.
Стогдилл, С. Эванс, Ф. Фидлер. Этой школе принадлежит попытка
создания онерациональной модели лидерства, в частности, Ф. Фидлер
предлагает свой вариант - "вероятностную модель эффективности
лидерства", в которой делается акцент на интеграции влияния лидера (а
точнее, его личностных свойств) и ситуативных переменных (отношений
между лидером и последователями, сути задачи, степени власти
лидера).
Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства: ориентацию на
задачу и ориентацию на межличностные отношения, иначе говоря,
инструментальное и эмоциональное лидерство, (Можно заметить, что
подобное разделение функций и ролей, разграничение сфер деятельности
инструментального и эмоционального лидера отдаленно напоминает
разделение функций
социальной психологии. На наш взгляд, выделяемые задачи, стоящие
перед лидером, являются атрибутами одного феномена, и введение двух
различных понятий, мало связанных друг с другом, несколько
надуманно.) По мнению Фидлера, стиль лидерства соотносится с
ситуативными переменными
(причем каждая переменная
количественное выражение)
ситуация для лидера включает хорошие отношения с последователями,
хорошо разработанную задачу, сильную позицию лидера. Из этой
предпосылки Фидлер делает вывод, что ориентированный на задачу лидер
более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень
неблагоприятна для него. А
ориентированный на
лидер более эффективен в
ситуациях только умеренно
умеренно неблагоприятных.
В дальнейшем были сделаны попытки включить в эту модель
дополнительные личностные переменные, например, интеллект или факторы
организации задачи (координацию и сотрудничество членов группы) и
групповую композицию (совместимость членов группы).
Иное понимание Лидерства, дается в теориях так называемого
гуманистического направления, утверждающего, что человеческое
существо по природе своей - сложный мотивированный организм, а
организация в принципе
Поэтому лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду
была обеспечена свобода для осуществления его собственных целей,
потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление
целей организации. Эти идеи были развиты в работах Р. Блейка, Дж.
Макгрегора и других американских психологов.Гуманистические теории
лидерства скорее применимы к малым социальным группам. Что же
касается политического лидерства,
то вряд ли имеет смысл
личных целях каждого из последователей, хотя, возможно, этот вопрос
все же требует особого рассмотрения (но не входит в задачу этого
обзора).
Довольно широкое
распространение в США
мотивационная теория
Эванс и др.) доказывают, что эффективность лидера зависит от его
воздействия на мотивацию последователей, на их способность к
продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое
ими в процессе работы.
Эта теория предполагает определенную структуру лидерского
процесса, определяя типы лидерского поведения: это поддерживающее
лидерство, директивное лидерство, лидерство,ориентированное на
достижение качественного результата; установки и поведение
последователей, учитывающие удовлетворение или неудовлетворение
работой, одобрение или неодобрение лидера, мотивацию поведения;
ситуативные факторы, включающие, во-первых, индивидуальные черты
последователей и, вовторых, фактор "окружающей среды" (поставленная
задача, система власти в группе и т.д.), выполняющий три функции, от
которых зависит влияние
лидера на мотивацию
последователей на выполнение поставленной задачи, стабилизацию
поведения ведомых, вознагражд
Мотивационная теория
лидерства позволяет не
заранее, какой стиль будет наиболее эффективен в той или иной
ситуации, но и объяснить, почему.
Заметное место среди
исследований проблемы лидерств
теории обмена и трансактного анализа. Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г.
Саймон, Дж. Тибо, Г. Келли,
К. Джерджен рассматривают
чувствующего потребности и желания своих последователей и
предлагающего им способы их осуществления. Здесь акцент делается на
эмоциональной стороне процесса. Лидер может быть ориентирован на
решение реальных задач, достижение определенных целей, а может
придавать первостепенное значение взаимоотношениям со своими
последователями. Именно такой
стиль лидерства стал
в этих теориях, когда
межличностные отношения
план.
И наконец, атрибутивные теории рассматривают лидера как своего
рода марионетку, получающую прямые указания и власть от своих
последователей, которые приводят его в движение как кукольник куклу.
Ни для кого не секрет, что население той или иной страны имеет
определенные прототипы политического лидерства, формирующиеся в
процессе развития политической культуры общества. С одной стороны,
это стихийный процесс, являющийся творчеством масс. С другой - это
процесс целенаправленного
воздействия на массовое
различных политических сил через средства массовой информации. В
американской действительности характеристики телевизионных героев
нередко проецируются на политических "героев".
Такая точка зрения предполагает, что лидер отражает цели группы и
действует от ее имени. Здесь предполагается, что для понимания
лидерства необходимо иметь представление об ожиданиях и целях
последователей.
Как видно, многие американские психологи понимают феномен
политического лидерства как взаимодействие лидера и его
последователей. Оно рассматривается либо с акцентом на активности
лидера, либо с акцентом на активности последователей, либо как
результат двустороннего
Примером первого варианта может послужить идея Р. Мичелза о
"технической необходимости" лидеров, всегда существующих вне контроля
последователей'. Концепция лидерства как результата творчества
группы, предложенная А. Бентли, иллюстрируют возможность второго
варианта. Если говорить о третьей схеме анализа, то, например, Дж.
Пейдж считает, что "лидеры части',но являются последователями тех,
кем они руководят, а последователи - лидерами тех, за кем они
Следуют".
Поэтому совершенно очевидно,
что без исследования
политической активности масс анализ проблемы лидерства будет