Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:22, реферат
Лидер. На этот вопрос можно было бы ответить вопросом: разве
главные - не лучшие? Или наоборот? Видимо, политика подразумевает
именно такой расклад. В самом деле, между народом, обществом и
государством, властью всегда существовало своего рода соглашение
думать так.
авторитарной власти и личных отношений. Затяжная карьера в этой
политической и жизненной школе приводит к геронтократии - власти
престарелых. Власть старейшин - одно из древнейших явлений политики.
Эта архаическая традиция (уважение к старшим в семье, в роде, в
племени, в обществе) со временем приобрела монархические черты, когда
власть князя, короля, царя,
императора автоматически
старшему в роде, в семье, и он правил до самой смерти.
Со временем возраст утратил у большинства народов политический
смысл. Однако он не стал и помехой для того, чтобы занимать высшие и
самые ответственные
обычно удерживается в правящей группировке соратников не менее
почтенного возраста
деловых отношений. Лидер же может достигнуть положения старейшего
руководителя лишь благодаря своим творческим качествам эффективно
работающего политика. Многие лидеры прошлого и настоящего (У.
Черчилль, Р. Рейган, В. Брандт, Ф. Миттеран и др.) показали, что
зрелый возраст и зрелость ума, опыт и знания - совсем не плохое
сочетание. Однако в целом
тенденция к омоложению
существует. Но главное в другом: лидерство не порождает
геронтократии. Последняя возникает в обществах с замедленным
развитием. Это коллективное влияние охватывает не только политику, но
и экономику, науку, культуру, всю общественную жизнь страны. В
современном динамичном мире авторитарная элита престарелых вождей
неизбежно уступает место другому механизму власти - лидерству.
В известных условиях застойная политическая жизнь, особенно после
бурных событий (войн, революций, кризисов, реформ), может
стимулировать преобразование лидерства в вождизм. Так случилось во
многих освободившихся от колониального господства молодых
государствах. Но у лидера и у лидерства есть и другие варианты
нежелательного развития.
Из сказанного можно заключить, что психология и логика поведения
лидера - самые сложные и скрытые от общества стороны власти, загадка
всевозможных поворотов политики. Проникнуть в эту сферу можно не
только по косвенным
фактам и результатам политической деятельности лидера.
6. Лидер или руководитель.
Политическая власть независимо от ее носителей строится в форме
пирамиды. В ее основании те или иные господствующие и правящие силы,
классы, над ними - их политически активная часть, организованная
верхушка. Последняя может быть сплочена в одну или несколько партий;
она же формирует аппарат государственной власти. Пирамида сужается до
верхних этажей политической иерархии, высших органов управления
государством, и венчается главой государства. На каждой ступени
власти, в любом ее звене, учреждении, органе есть свои пирамиды и
пирамиды
власти, управляющие ими, и
везде есть группа
руководителей, составляющих администрацию, или аппарат власти.
Возглавляющие
их руководители ведут за
понятие ( <лидер> - ведущий или идущий впереди (от англ. to lead -
вести). Но все ли руководители - лидеры? Иначе говоря, кого из них и
почему можно так назвать?
Не проще ли обойтись
<начальник или руководитель>,
прежде очень
почему все-таки лидер?
Так или иначе, понятия "лидерство" и "руководство" имеют
принципиально разные социальные, политические и, естественно,
психологические значения. Суть различий - в характере и направлении
выдвижения "номера первого".
Лидер, даже если он
кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает ведомая им
группа. В этом смысле
лидер всегда выдвигается "
менее демократически. Руководитель
же,напротив,назначается "
так или иначе навязывается. Это назначение может носить политический
или административный характер
к нему отношение, в
тогда другой кандидат будет скорее всего назначен "сверху.". Иными
словами, лидерство можно обозначить вектором, направленным снизу
вверх; руководство же - вектором противоположного направления. В
советской социальной психологии было принято различать эти понятия
иначе. Под лидерством имелась в виду характеристика психологических
отношений, возникающих в группе "по вертикали", т.е. с точки зрения
отношений доминирования и подчинения. Понятие же "руководство."
относилось к организации деятельности группы, к процессу управления
ею. Считается, что лидер осуществляет регуляцию межличностных
отношений в группе, руководитель - официальных отношений группы как
некоей социальной организации;
лидерство можно
условиях микросреды (малая группа), руководство - элемент макросреды;
лидерство возникает
является стихийным; по сравнению с руководством лидерство менее
стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе;
руководство подчиненными обладает определенной системой различных
санкций, которых в руках лидера нет; процесс принятия решения
руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не
обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер
принимает более
лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя - более
широкая социальная система.
7. Общие теории лидерства.
Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации
власти в, гражданском
или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло
сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не
везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены
гражданского общества - мыслящие участники политической жизни,
поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера.
Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия
правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или
властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать
лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание
лидера и его приверженцев
- основа новой современной
Итак, лидерство - одно из проявлений.власти, отличительное
свойство политической деятельности,
право выдвигать
который ее осуществляет. Это явление присуще и другим видам
деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и т. д.
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных
формальных или неформальных организациях самых разных уровней и
масштаба - от государства и даже группы государств
до правительственных
и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера
закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и
психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах
людей, которые за ним следуют.
Совершенно ясно, что принятое в социальной психологии понимание
лидерства как
столько теоретическими позициями разных исследователей, сколько
идеологическими и политическими заказами и запретами недавнего
прошлого, когда недопустимо
было даже теоретически
руководители партии и государства - не лидеры. Главой государства в
течение десятилетий
пост и не проходящие сложной процедуры выборов, присущей феномену
политического лидерства.
Итак, можно констатировать, что в нашей психологии вопрос о
политическом лидерстве, т.е. о лидерстве на уровне больших социальных
групп, вообще не поднимался, если не считать робких попыток
рассмотреть феномен
тенденции прямого,
и механизмов лидерства в малых группах на личность политического,
государственного деятеля и
на механизмы лидерства в
В разрабатывавшейся
у нас теории социальной
других областях психологии) в качестве основы изучения проблемы
лидерства был взят деятельностный подход, предложенный А.Н,
Леонтьевым,
в соответствии с которым
лидерства были целы и задачи группы, определявшие, кто станет лидером
и какой
стиль лидерства окажется
До некоторой степени этот подход пересекается с американскими
ситуативными теориями лидерства. Общее между ними - в том, что оба
подхода направлены на выявление связи и зависимости между явлением и
институтом лидерства, с одной стороны, и той средой, в которой это
лидерство осуществляется. Разница состоит в том, что ситуативные
теории учитывают черты, характерные для среды лидерства: время,
место,
обстоятельства групповых
относящиеся и к лидеру, и к возглавляемой им группе в целом.
Деятельностный
же подход акцентирует
характеристиках группы, как цели, задачи и состав.
Естественно, в советский
проводились исключительно с точки зрения деятельностного подхода и в
русле проблематики малых групп. Основным акцентом в этих
исследованиях было создание методик для выявления лидера в группе,
определения его стиля. Однако один из важнейших вопросов, встающих
при
анализе проблемы, вопрос
о происхождении феномена
конечно, не поднимался.
8. Теории лидерства в
Понятие лидерства и различные его концепции возникли в западной
науке изначально на базе эмпирических исследований именно малых
групп. Однако и трактовка
явления лидерства, и
механизмов проделали
Но до сих пор ни в социальной психологии, рассматривающей
преимущественно малые группы,
под лидером поймает политического деятеля и поэтому анализизует
проблемы на уровне больших социальных групп, однозначного понимания
этого феномена нет. Каждый исследователь, давая свое определение,
выделяет лишь тот или иной его аспект. Проанализировав различные
подходы, Американский
всех случаях лидерство рассматривается либо как фокус групповых
процессов, либо как искусство вызывать согласие, либо с точки зрения
ролевой дифференциации в позициях власти. Наиболее распространенные и
общепризнанные теории - это теории личностных черт, ситуативные,
ситуативно-личностные.
Теория черт (и ее разновидности) возникли под влиянием
исследований английского психолога и антрополога Ф. Гальтона,
пытавшегося еще на заре века объяснить лидерство на основе
наследственности. В рамках этого направления были предприняты
исследования царских династий различных наций, анализ браков между
правителями и т.д. Основной идеей такого подхода было убеждение в
том, что если лидер обладает качествами (передающимися по
наследству), отличающими- его от его последователей, то эти качества
можно выделить. Однако составить перечень таких черт тогда не
удалось.