Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:22, реферат
Лидер. На этот вопрос можно было бы ответить вопросом: разве
главные - не лучшие? Или наоборот? Видимо, политика подразумевает
именно такой расклад. В самом деле, между народом, обществом и
государством, властью всегда существовало своего рода соглашение
думать так.
заинтересован в подборе людей, превосходящих его по каким-либо
качествам.
Отношения лидера и его коллектива - важный аспект новой,
лидерской организации власти. Целеустремленность, принципиальность,
сознание ответственности перед обществом (или управляемым
учреждением), понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми
качествами лидера. Они должны быть и у его окружения. Эти качества
сплачивают их так же,
как общее умение вести
стремление к самоутверждению с интересами коллектива и коллег,
положительно относиться к их заслугам. Лидер должен уметь разумно,
обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников и создавать
условия для их
возможности.
Управление политическими процессами настолько связано с
управлением кадрами, что глубокое знание способностей и психологии
подчиненных и окружения оказывается порой для лидера более важным,
чем собственный опыт. Он должен иметь ясное представление о
проблемах, которые волнуют его работников, и считаться с их
настроениями.
Хорошо, если лидеру удается создать в своем окружении <мозговой
центр> - совет наиболее квалифицированных экспертов по важнейшим
проблемам политики. Тогда власть располагает компетентными
рекомендациями и консультациями, результатами так называемой
<мозговой атаки> - срочной
и напряженной коллективной
или более широкого круга специалистов для решения какой-либо
неотложной проблемы. Современные
государственные деятели и
обычно создают в центрах власти штаты советников и
экспертов-профессионалов. Они всегда существовали при государях в
виде
всевозможных государственных
в том, чтобы заполнять такие учреждения разного рода Советы
безопасности, комитеты и комиссии) не сановниками, а знатоками. Так
решаются не только отдельные политические задачи, но и проблема
научной политики, которую в нашем столетии все так или иначе пытаются
решить.
4. Карьера лидера
Карьера зависит не только от общих условий, но и от личных качеств
лидера. Его успех возможен при осуществлении ряда функций. Назовем
некоторые из них.
Конструктивная функция - выражение интересов общества в конкретной
программе. Она должна быть
ориентирована на
всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно
большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут
ущемлять интересы других слоев общества. Эта идеальная установка на
практике редко может быть осуществлена, особенно полностью, без
исключений. Но сама по себе она - условие лидерства и его успеха.
Немало реформ и революций окончилось неудачей из-за отсутствия
своевременных, ясных и
выполнения политических
Когда в далеком 1517 г. Мартин Лютер прибил на портале церкви в
Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов о злоупотреблениях
католической иерархии и церковных властей, он точно отразил в них
настроение отчаявшегося от нужды и преследований народа. Лютер
оказался подлинным лидером. Идея религиозной и политической реформы
овладела умами и всколыхнула Германию, а за ней и другие страны.
Лидер предлагает обществу свою программу и по существу вырабатывает
ее совместно с обществом и лучшими выразителями его интересов. Когда
в 1917 г., через 400 лет, в другую эпоху великих исторических
перемен, в России у
власти оказалось Временное
глава А. Ф. Керенский
не сумел найти программы,
чаяниям общества. И оно не пошло за Керенским, не ставшим лидером.
Организационная функция включает создание кадров и системы
управления, сплочение сторонников, планирование политических
процессов и действий, практических аспектов политической работы.
Лидер формирует аппарат, распределяет в нем обязанности, создает
условия для воспитания, выдвижения и назначения руководителей,
контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на
компромисс или на
и др.
Координационная функция
- согласование действий
учреждений, направлений их деятельности. Лидер должен приводить их
решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с
принятой в обществе системой ценностей.
Интегративная функция - сплочение единомышленников, окружения,
общества вокруг программы лидера.
5. Лидерство и современность.
Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку
умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой
основе организовывать политическое управление. Лидера отличают не
честолюбие, желание или умение
выделиться и реальное
подлинное естественное право сильной, волевой и одновременно
интеллектуальной личности вести за собой людей.
Лидер должен соответствовать требованиям времени, и не только он,
но и его окружение, которое
способно его понять и
лидеров-реформаторов не
Лидер должен быть главой своей группы, проводником идеи, которая
может завладеть умами
общества или его значительной,
Но и общество должно
общественная задача. Обучение хозяйственному управлению (менеджменту)
создает условия для
видные политические посты. Это и передача знаний, опыта анализировать
ситуации, и развитие управленческих навыков и качеств, и воспитание
ответственности, и обучение различным стилям управления, общения с
людьми, умению изменять стиль и приемы руководства, Лидер (или
будущий лидер) должен
безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но
выгодную совокупность
Черчилль, извлекать пользу из самых невыгодных положений. Особое
искусство лидера - обращать в союзников скрытых и даже явных
противников.
Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать
гарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайную
победу. Поскольку политика - цепь неожиданностей, ему предстоит
преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к
временным неудачам, но постоянно быть нацеленным на движение вперед.
Наше время и наша страна
остро нуждаются в новом
со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации,
уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как в сфере политики, так и
в сфере экономики. Лидерыноваторы призваны эффективно решать и новые
проблемы, и старые, но иными методами. Их мастерство предполагает
широкие связи с другими новаторами. Они инициативны и восприимчивы к
инициативе других. Такие лидеры при всей их настойчивости не
подавляют.
Сочетание объективных
сил, политических
в обществе традиций политической' деятельности создает лидера, но
только при особом его складе. Иначе он остается руководителем,
служащим, хотя и высокопоставленным. Возможна, впрочем, и другая
эволюция политика.
6. Лидер или вождь.
Личная преданность главе общественного движения, руководителю -
важное условие лидерства. Но если лидера связывают с окружением
только личные отношения или даже личная зависимость, лидерство
перестает быть рациональным. Тогда в политике лидера доминируют
подбор и укрепление
измеряется прочностью земляческих связей. История знает простейший
способ укреплять их - семейными, кровнородственными, родоплеменными
узами, а в более поздней и современной форме - дружескими,
товарищескими, земляческими. Это приводит к идейным, партийным,
групповым связям, что в свою очередь ведет к перерождению лидерства в
вождизм, самого лидера - в предводителя, а его окружения - в клан
(узкую, обычно замкнутую группу
связанных круговой порукой
необходимость постоянно
более широкого окружения
- в культивирование почти
непогрешимость главы клана, будь то высший руководитель страны или
партии, ведомства, учреждения, народного движения. Закон, правовые
нормы и критерии отношений в такой группе независимо от ее масштабов
отступают на второй план или игнорируются.
Основа перерождения лидерства в вождизм - в архаической простоте
патриархальных отношений. Сложный механизм современной власти
заменяется приказами, желаниями
вождя и повиновением
Общество отождествляется с государством, политика - с идеологией,
воля вождя - с волей народа, истории. Восприятие действительности
становится иррациональным, ибо отношения между вождем и его
окружением утрачивают
доступным манипуляциям общественным сознанием, которое воспринимает
все новое как чужое и чуждое, враждебное. Иррациональным становится
стремление окружения наделить
вождя необыкновенными
необычайной мудростью и прозорливостью, знанием всего того, что
должны знать его близкие и подчиненные и, естественно, страна и
народ.
В отличие от вождизма лидерство не наследуется. Каждый новый
лидер рождается заново. И хотя он наследует сложившееся окружение
(преемственность власти
идей. Новаторство - основа чередования лидеров в нормально
функционирующей политической системе. Оно проявляется и реализуется в
демократическом механизме регулярной системы смены власти, в
периодических выборах новых руководителей. Закон делает их смену
обязательной, и этот процесс
функционирует как школа
совершенствования, включая и подготовку, и отбор, и соревнование
лидеров, а главное - участие в этом политическом процессе общества,
по крайней мере его активных членов, участников политической жизни.
Постоянный социальный контроль за властью, взаимный контроль трех
разделенных властей, а также контроль со стороны средств массовой
информации делают
школой. Такой контроль становится особенно действенным, когда он
персонален. Его цель - не
вызвать интерес к личной
уберечь от соблазнов,
которых у него гораздо больше,
граждан и даже у его ближайшего окружения. Открытое для наблюдения
общества правление лидера
и его приверженцев
народ.
Совсем иначе сменяются вожди. Какими бы причинами ни была вызвана
их смена, новый вождь невольно наследует технологию власти своих
предшественников. А так как среди них обычно бывает один, наделенный
необыкновенными качествами
и овеянный легендарной
вождь стремится
собой, нередко сводится к поруганию его непосредственного
предшественника, особенно если его устранение от власти было
следствием специально
Поэтому и механизм передачи власти от вождя к вождю заключен
внутри окружающего их клана. Чтобы пройти путь до вершины власти,
требуется проникнуть в состав узкого круга лиц, из которых кто-то
может стать новым вождем. Это тоже школа, но школа вождизма, личной