Лидерство в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задачи:
1. рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства;
2. выявить коммуникативные и организаторские способности, стили руководства, лидерские способности учащихся;
3. корреляционный анализ полученных данных.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 155.80 Кб (Скачать файл)

 

Корреляции

   

уровень лидерских способностей

стиль руководства

уровень коммуникативных  и организаторских способностей

уровень лидерских способностей

Корреляция Пирсона

1

.a

,603*

Знч.(1-сторон)

 

.

,043

N

9

9

9

стиль руководства

Корреляция Пирсона

.a

.a

.a

Знч.(1-сторон)

.

 

.

N

9

9

9

уровень коммуникативных  и организаторских способностей

Корреляция Пирсона

,603*

.a

1

Знч.(1-сторон)

,043

.

 

N

9

9

9

a. Невозможно вычислить,  так как по крайней мере одна из переменных является константой.

*. Корреляция значима  на уровне 0.05 (1-сторон.).


 

 

 

 

 

 

 

3.6 Выводы по  главе 3

Исходя из проделанной  работы, можно сделать вывод о  том, что выявлены люди с наибольшими  склонностями к лидерству, обладающие высокими коммуникативно-организаторскими способностями и люди с наименьшими  склонностями к лидерству, обладающие невысокими коммуникативно-организаторскими способностями. Так же выявлены люди со средним уровнем развития лидерских  и коммуникативно-организаторских  способностей. Каждый из этих людей  имеет наличие своего стиля руководства, стиля лидерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При характеристике процессов, связанных с образованием малых  групп, будет в виду лишь процесс  образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая  группа (например, создается новый  отдел в учреждении). В более  широком смысле можно сказать, что  малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производственная бригада  создается в связи с возникновением нового производства, школьный класс  — в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда — в связи  с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения  малой группы лежат вне ее и  вне индивидов, ее образующих, в более  широкой социальной структуре. Именно здесь создается некоторая система  предписаний относительно распределения  ролей и статусов в малой группе, целей ее деятельности. Все эти  факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами  образования группы, они есть предпосылки  ее существования, совокупность внешних  обстоятельств, обусловливающих возникновение  группы.

Лидерство - сложный социально-психологический  процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение  и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное  совершенствование.

Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов.

"Формальное" лидерство  связано с установленными правилами  назначения руководителя и подразумевает  функциональное отношение. "Неформальное" лидерство возникает на основе  личных взаимоотношений участников.

Лидер непременно должен быть авторитетной личностью, однако существуют и другие немаловажные характеристики. Одно из наиболее важных качеств лидера - умелое общение. Общение тесно связано  с доверием. И каждый факт своего общения с людьми лидер может  рассматривать как реализованную  или упущенную возможность вызова их доверия.

Лидер должен знать, чего хочет  добиться, и он должен разрабатывать  ряд реалистических шагов для  достижения этой конечной цели. Эти  цели относятся к работе, взаимоотношениям, самосовершенствованию, материальным объектам, которые хочется получить, или к чему-либо другому - процесс  будет один и тот же. Постановка целей и стремление к их достижению помогают развивать качества, необходимые  для осуществления намеченного, побуждают к действию. Для того чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения. И  чем быстрее ему удается это  сделать, тем более продуктивным и производительным он может стать.

Для развития индивида как  личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый  процесс. Ведь сам по себе "лидер" - это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние  человека на эту группу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

 

1.         Г.М. Андреева Социальная психология [Электронный ресурс] // http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm, М.: Наука, 1994

2.         Анализ основных направлений исследования лидерства [Электронный ресурс]: http://heatpsy.narod.ru/04/zlider2.html

3.         Ю.Н. Емельянов. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. М.,1971 [Электронный ресурс]: http://psyfactor.org/lider3.htm

4.         http://vsetesti.ru

5.         Ж.А. Ермакова. Лидерство как социально-психологический феномен. М., 2002 [Электронный ресурс]: www.psyworld.ru/students/texts/liderstvo.html

6.         http://www.psycholines.narod.ru/KOS.html

7.         Психологическая структура школьного класса [Электронный ресурс]: http://www.rusmedserver.ru/med/psdiag/89.html

8.         Возрастные аспекты социально-психологичгеской структуры класса [Электронный ресурс]: http://www.rusmedserver.ru/med/psdiag/90.html

9.         Управление персоналом. Словарь-справочник [Электронный ресурс]: http://psyfactor.org/personal/personal17-07.htm

10.       Социометрия: исследование межличностных отношений в группе [Электронный ресурс] // http://psyfactor.org/moreno.htm

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Диагностика лидерских  способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)

Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется  дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тестовый материал

-          Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?

·           да;

·           нет.

-          Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас одноклассников занимают более высокое положение в вашем классе, чем Вы?

·           да;

·           нет.

-          Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

·           да;

·           нет.

-          Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть лидером среди сверстников?

·           да;

·           нет.

-          Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-либо?

·           да;

·           нет.

-          Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?

·           да;

·           нет.

-          Согласны ли Вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

·           да;

·           нет.

-          Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить Вашу учебную, познавательную активность?

·           да;

·           нет.

-          Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

·           да;

·           нет.

-          Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?

·           да;

·           нет.

-          Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

·           да;

·           нет.

-          Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?

·           да;

·           нет.

-          Считаете ли Вы себя мечтателем?

·           да;

·           нет.

-          Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?

·           да;

·           нет.

-          Случалось ли Вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд?

·           да;

·           нет.

-          Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:

·           будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

·           возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

-          Какое из двух мнений Вам ближе?

·           настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

·           настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

-          С кем Вы предпочитаете работать в группе, классе?

·           с покорными людьми;

·           с независимыми и самостоятельными людьми.

-          Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?

·           да;

·           нет.

-          Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью вашего отца?

·           да;

·           нет.

-          Умеете ли Вы в дискуссии на какую-либо учебную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?

·           да;

·           нет.

-          Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?

·           предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;

·           просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

-          Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

·           да;

·           нет.

-          Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

·           да;

·           нет.

-          Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?

·           да;

·           нет.

-          Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?

·           самый компетентный человек;

·           тот, у кого самый сильный характер.

-          Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

·           да;

·           нет.

-          Уважаете ли Вы дисциплину?

·           да;

·           нет.

-          Какой из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее?

·           тот, который все решает сам;

·           тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

-          Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы учитесь или работаете командой?

·           коллегиальный;

·           авторитарный.

-          Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?

·           да;

·           нет.

-          Какой из следующих портретов больше напоминает Вас?

·           человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

·           человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

-          Как Вы поведете себя на собрании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?

o     промолчите;

o     будете отстаивать свое мнение.

-          Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

·           да;

·           нет.

-          Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

Информация о работе Лидерство в подростковом возрасте