Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:43, курсовая работа
Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задачи:
1. рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства;
2. выявить коммуникативные и организаторские способности, стили руководства, лидерские способности учащихся;
3. корреляционный анализ полученных данных.
Корреляции | ||||
уровень лидерских способностей |
стиль руководства |
уровень коммуникативных и организаторских способностей | ||
уровень лидерских способностей |
Корреляция Пирсона |
1 |
.a |
,603* |
Знч.(1-сторон) |
. |
,043 | ||
N |
9 |
9 |
9 | |
стиль руководства |
Корреляция Пирсона |
.a |
.a |
.a |
Знч.(1-сторон) |
. |
. | ||
N |
9 |
9 |
9 | |
уровень коммуникативных и организаторских способностей |
Корреляция Пирсона |
,603* |
.a |
1 |
Знч.(1-сторон) |
,043 |
. |
||
N |
9 |
9 |
9 | |
a. Невозможно вычислить, так как по крайней мере одна из переменных является константой. | ||||
*. Корреляция значима на уровне 0.05 (1-сторон.). |
3.6 Выводы по главе 3
Исходя из проделанной
работы, можно сделать вывод о
том, что выявлены люди с наибольшими
склонностями к лидерству, обладающие
высокими коммуникативно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При характеристике процессов,
связанных с образованием малых
групп, будет в виду лишь процесс
образования реальных естественных
малых групп. Поскольку они существуют
в самых различных сферах общественной
жизни, способы их образования весьма
различны. Чаще всего они определяются
внешними по отношению к группе факторами,
например, условиями развития какого-либо
социального института или
Лидерство - сложный социально-
Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов.
"Формальное" лидерство
связано с установленными
Лидер непременно должен быть
авторитетной личностью, однако существуют
и другие немаловажные характеристики.
Одно из наиболее важных качеств лидера
- умелое общение. Общение тесно связано
с доверием. И каждый факт своего
общения с людьми лидер может
рассматривать как
Лидер должен знать, чего хочет добиться, и он должен разрабатывать ряд реалистических шагов для достижения этой конечной цели. Эти цели относятся к работе, взаимоотношениям, самосовершенствованию, материальным объектам, которые хочется получить, или к чему-либо другому - процесс будет один и тот же. Постановка целей и стремление к их достижению помогают развивать качества, необходимые для осуществления намеченного, побуждают к действию. Для того чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения. И чем быстрее ему удается это сделать, тем более продуктивным и производительным он может стать.
Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе "лидер" - это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г.М. Андреева Социальная психология
[Электронный ресурс] // http://psylib.org.ua/books/
2. Анализ основных направлений
исследования лидерства [Электронный
ресурс]: http://heatpsy.narod.ru/04/
3. Ю.Н. Емельянов. Руководство
коллективом как проблема социальной
психологии. М.,1971 [Электронный ресурс]:
http://psyfactor.org/lider3.
4. http://vsetesti.ru
5. Ж.А. Ермакова.
Лидерство как социально-психологический
феномен. М., 2002 [Электронный
ресурс]: www.psyworld.ru/students/
6. http://www.psycholines.narod.
7. Психологическая структура
школьного класса [Электронный ресурс]:
http://www.rusmedserver.ru/
8. Возрастные аспекты социально-психологичгеской
структуры класса [Электронный ресурс]:
http://www.rusmedserver.ru/
9. Управление персоналом. Словарь-справочник
[Электронный ресурс]: http://psyfactor.org/personal/
10. Социометрия: исследование
межличностных отношений в группе [Электронный
ресурс] // http://psyfactor.org/moreno.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)
Инструкция: Вам предлагается
50 высказываний, на которые требуется
дать ответ «да» или «нет». Среднего
значения в ответах не предусмотрено.
Долго не задумывайтесь над
Тестовый материал
- Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?
· да;
· нет.
- Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас одноклассников занимают более высокое положение в вашем классе, чем Вы?
· да;
· нет.
- Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
· да;
· нет.
- Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть лидером среди сверстников?
· да;
· нет.
- Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-либо?
· да;
· нет.
- Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?
· да;
· нет.
- Согласны ли Вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
· да;
· нет.
- Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить Вашу учебную, познавательную активность?
· да;
· нет.
- Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
· да;
· нет.
- Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?
· да;
· нет.
- Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
· да;
· нет.
- Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?
· да;
· нет.
- Считаете ли Вы себя мечтателем?
· да;
· нет.
- Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?
· да;
· нет.
- Случалось ли Вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд?
· да;
· нет.
- Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:
· будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
· возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
- Какое из двух мнений Вам ближе?
· настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
· настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
- С кем Вы предпочитаете работать в группе, классе?
· с покорными людьми;
· с независимыми и самостоятельными людьми.
- Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?
· да;
· нет.
- Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью вашего отца?
· да;
· нет.
- Умеете ли Вы в дискуссии на какую-либо учебную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?
· да;
· нет.
- Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?
· предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;
· просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
- Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
· да;
· нет.
- Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
· да;
· нет.
- Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?
· да;
· нет.
- Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?
· самый компетентный человек;
· тот, у кого самый сильный характер.
- Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
· да;
· нет.
- Уважаете ли Вы дисциплину?
· да;
· нет.
- Какой из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее?
· тот, который все решает сам;
· тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
- Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы учитесь или работаете командой?
· коллегиальный;
· авторитарный.
- Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?
· да;
· нет.
- Какой из следующих портретов больше напоминает Вас?
· человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
· человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
- Как Вы поведете себя на собрании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?
o промолчите;
o будете отстаивать свое мнение.
- Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
· да;
· нет.
- Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?