Лидерство в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задачи:
1. рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства;
2. выявить коммуникативные и организаторские способности, стили руководства, лидерские способности учащихся;
3. корреляционный анализ полученных данных.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 155.80 Кб (Скачать файл)

·           да;

·           нет.

-          Что бы Вы предпочли?

·           работать под руководством хорошего человека;

·           работать самостоятельно, без руководителей.

-          Как Вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?

·           согласен;

·           не согласен.

-          Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

·           да;

·           нет.

-          Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?

·           да;

·           нет.

-          Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

·           опускаете руки;

·           появляется сильное желание их преодолеть.

-          Упрекаете ли Вы людей людям, если они этого заслуживают?

-           да;

-           нет.

-          Считаете ли Вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

·           да;

·           нет.

-          Как Вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?

·           введу нужные изменения немедленно;

·           не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

-          Сумете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

·           да;

·           нет.

-          Согласны ли Вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

·           да;

·           нет.

-          Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

·           да;

·           нет.

-          Кем бы Вы предпочли стать?

·           художником, поэтом, композитором, ученым;

·           выдающимся руководителем, политическим деятелем.

-          Какую музыку Вам приятнее слушать?

·           могучую и торжественную;

·           тихую и лирическую.

-          Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

·           да;

·           нет.

-          Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

·           да;

·           нет.

 

Приложение 2 

 

Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин)

Инструкция к тесту: представьте  себе, что вы руководите коллективом. Вам предлагается ответить, как бы вы осуществляли это руководство  в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа выберите тот, который в большей степени характеризует ваше поведение в качестве руководителя, и соответствующую ответу букву обведите кружком.

Тестовый материал

-          При принятии важных решений вы:

·           посоветуетесь с коллективом;

·           постараетесь не брать на себя ответственность за принятие решения;

·           примете решение единолично.

-          При организации выполнения задания:

·           предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива, оставив за собой лишь общий контроль;

·           не будете вмешиваться в ход выполнения задания, полагая, что коллектив сам сделает все как надо;

·           будете регламентировать деятельность членов коллектива, строго определяя, как надо делать.

-          При осуществлении контроля за деятельностью подчиненных:

·           будете жестко контролировать каждого из них;

·           доверите осуществление контроля самим подчиненным;

·           посчитаете, что контроль не обязателен.

-          В экстремальной для коллектива ситуации:

·           будете советоваться с коллективом;

·           возьмете все руководство на себя;

·           полностью положитесь на лидеров коллектива.

-          Строя взаимоотношения с членами коллектива:

·           будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;

·           будете общаться, в основном если к вам обратятся;

·           будете поддерживать свободу общения между вами и подчиненными.

-          При управлении коллективом:

·           будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;

·           посчитаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости вмешиваться;

·           будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежливости.

-          В отношениях с членами коллектива:

·           будете стараться поддерживать хорошие личные отношения даже в ущерб деловым;

·           будете поддерживать только деловые отношения;

·           будете стараться поддерживать и личные, и деловые отношения в одинаковой степени.

-          По отношению к замечаниям со стороны коллектива:

·           не допустите замечаний в свой адрес;

·           выслушаете и учтете замечания;

·           отнесетесь к замечаниям безразлично.

-          При поддержании дисциплины:

·           будете стремиться к беспрекословному послушанию подчиненных;

·           сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным;

·           учтете, что поддержание дисциплины - это не ваш конек, и не будете оказывать давление на подчиненных.

-          В отношении того, что о вас подумает коллектив:

·           вам будет безразлично;

·           постараетесь всегда быть хорошим для подчиненных, на обострения не пойдете;

·           внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной.

-          Распределив полномочия между собой и подчиненными:

·           будете требовать, чтобы вам докладывали обо всех деталях;

·           будете полагаться на исполнительность подчиненных;

·           будете осуществлять только общий контроль.

-          При возникновении затруднений при принятии решения:

·           обратитесь за советом к подчиненным;

·           советоваться с подчиненными не будете, так как все равно отвечать за все придется вам;

·           примете советы подчиненных, даже если их не просили.

-          Контролируя работу подчиненных:

·           будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты;

·           будете выискивать в первую очередь недостатки, которые надо исправить;

·           осуществлять контроль будете от случая к случаю (зачем вмешиваться?).

-          Руководя подчиненными:

·           сумеете так приказать, что задания будут выполняться беспрекословно;

·           будете в основном использовать просьбу, а не приказ;

·           вообще не умеете приказывать.

-          При недостатке знаний для принятия решения:

·           будете решать сами - ведь вы же руководитель;

·           не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным;

·           постараетесь отложить решение: может, все образуется само собой.

-          Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы:

·           будете строгим, даже придирчивым;

·           будете требовательным, но справедливым;

·           к сожалению, будете не очень требовательным.

-          В отношении нововведений:

·           будете скорее консервативным (как бы чего не вышло);

·           если они целесообразны, то охотно их поддержите;

·           если они полезны, добьетесь их внедрения в приказном порядке.

-          Вы считаете, что в нормальном коллективе:

1.         подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя;

2.         должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на совесть подчиненных рассчитывать не приходится;

3.         исполнители могут быть предоставлены сами себе.

 

Приложение 3 

 

Методика на выявление  коммуникативных и организаторских  способностей (КОС-1)

1. Много ли у Вас  друзей, с которыми Вы постоянно  общаетесь?

2. Часто ли Вам удается  склонить большинство своих товарищей  к принятию ими Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит  чувство обиды, причиненное Вам  кем-то из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно  ориентироваться в создавшейся  критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление  к установлению новых знакомств  с разными людьми?

6. Нравится ли Вам заниматься  общественной работой?

7. Верно ли, что Вам  приятнее и проще проводить  время с книгами или за какими-либо  другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо  помехи в осуществлении Ваших  намерений, то легко ли Вы  отступаете от них?

9. Легко ли Вы устанавливаете  контакты с людьми, которые значительно  старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать  и организовывать со своими  товарищами различные игры и  развлечения?

11. Трудно ли Вы включаетесь  в новую для Вас компанию?

12. Часто ли Вы откладываете  на другие дни те дела, которые  нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удается  устанавливать контакты с незнакомыми  людьми?

14. Стремитесь ли Вы  добиваться, чтобы Ваши товарищи  действовали в соответствии с  Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь  в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас  не бывает конфликтов с товарищами  из-за невыполнения ими своих  обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли Вы  при удобном случае познакомиться  и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении  важных дел Вы принимаете инициативу  на себя?

19. Раздражают ли Вас  окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы  обычно плохо ориентируетесь  в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно  находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас  раздражение, если Вам не удается  закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы  чувство затруднения, неудобства  или стеснения, если приходится  проявить инициативу, чтобы познакомиться  с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы  утомляетесь от частого общения  с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать  в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете  инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших  товарищей?

27. Правда ли, что Вы  чувствуете себя неуверенно среди  малознакомых Вам людей?

28. Верно ли, что Вы редко  стремитесь к доказательству  своей правоты?

29. Полагаете ли Вы, что  Вам не доставляет особого  труда внести оживление в малознакомую  Вам компанию?

30. Принимаете ли Вы  участие в общественной работе  в школе?

31. Стремитесь ли Вы  ограничить круг своих знакомых  не большим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы не  стремитесь отстаивать свое мнение  или решение, если оно не  было сразу принято Вашими  товарищами?

33. Чувствуете ли Вы  себя непринужденно, попав в  незнакомую Вам компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете  к организации различных мероприятий  для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы  не чувствуете себя достаточно  уверенным и спокойным, когда  приходится говорить что-либо  большой группе людей?

36. Часто ли Вы опаздываете  на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас  много друзей?

Информация о работе Лидерство в подростковом возрасте