Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:43, курсовая работа
Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задачи:
1. рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства;
2. выявить коммуникативные и организаторские способности, стили руководства, лидерские способности учащихся;
3. корреляционный анализ полученных данных.
· да;
· нет.
- Что бы Вы предпочли?
· работать под руководством хорошего человека;
· работать самостоятельно, без руководителей.
- Как Вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?
· согласен;
· не согласен.
- Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
· да;
· нет.
- Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?
· да;
· нет.
- Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
· опускаете руки;
· появляется сильное желание их преодолеть.
- Упрекаете ли Вы людей людям, если они этого заслуживают?
- да;
- нет.
- Считаете ли Вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
· да;
· нет.
- Как Вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?
· введу нужные изменения немедленно;
· не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
- Сумете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
· да;
· нет.
- Согласны ли Вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
· да;
· нет.
- Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
· да;
· нет.
- Кем бы Вы предпочли стать?
· художником, поэтом, композитором, ученым;
· выдающимся руководителем, политическим деятелем.
- Какую музыку Вам приятнее слушать?
· могучую и торжественную;
· тихую и лирическую.
- Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
· да;
· нет.
- Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
· да;
· нет.
Приложение 2
Диагностика склонности
к определенному стилю
Инструкция к тесту: представьте себе, что вы руководите коллективом. Вам предлагается ответить, как бы вы осуществляли это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа выберите тот, который в большей степени характеризует ваше поведение в качестве руководителя, и соответствующую ответу букву обведите кружком.
Тестовый материал
- При принятии важных решений вы:
· посоветуетесь с коллективом;
· постараетесь не брать на себя ответственность за принятие решения;
· примете решение единолично.
- При организации выполнения задания:
· предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива, оставив за собой лишь общий контроль;
· не будете вмешиваться в ход выполнения задания, полагая, что коллектив сам сделает все как надо;
· будете регламентировать деятельность членов коллектива, строго определяя, как надо делать.
- При осуществлении контроля за деятельностью подчиненных:
· будете жестко контролировать каждого из них;
· доверите осуществление контроля самим подчиненным;
· посчитаете, что контроль не обязателен.
- В экстремальной для коллектива ситуации:
· будете советоваться с коллективом;
· возьмете все руководство на себя;
· полностью положитесь на лидеров коллектива.
- Строя взаимоотношения с членами коллектива:
· будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;
· будете общаться, в основном если к вам обратятся;
· будете поддерживать свободу общения между вами и подчиненными.
- При управлении коллективом:
· будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;
· посчитаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости вмешиваться;
· будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежливости.
- В отношениях с членами коллектива:
· будете стараться поддерживать хорошие личные отношения даже в ущерб деловым;
· будете поддерживать только деловые отношения;
· будете стараться поддерживать и личные, и деловые отношения в одинаковой степени.
- По отношению к замечаниям со стороны коллектива:
· не допустите замечаний в свой адрес;
· выслушаете и учтете замечания;
· отнесетесь к замечаниям безразлично.
- При поддержании дисциплины:
· будете стремиться к беспрекословному послушанию подчиненных;
· сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным;
· учтете, что поддержание дисциплины - это не ваш конек, и не будете оказывать давление на подчиненных.
- В отношении того, что о вас подумает коллектив:
· вам будет безразлично;
· постараетесь всегда быть хорошим для подчиненных, на обострения не пойдете;
· внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной.
- Распределив полномочия между собой и подчиненными:
· будете требовать, чтобы вам докладывали обо всех деталях;
· будете полагаться на исполнительность подчиненных;
· будете осуществлять только общий контроль.
- При возникновении затруднений при принятии решения:
· обратитесь за советом к подчиненным;
· советоваться с подчиненными не будете, так как все равно отвечать за все придется вам;
· примете советы подчиненных, даже если их не просили.
- Контролируя работу подчиненных:
· будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты;
· будете выискивать в первую очередь недостатки, которые надо исправить;
· осуществлять контроль будете от случая к случаю (зачем вмешиваться?).
- Руководя подчиненными:
· сумеете так приказать, что задания будут выполняться беспрекословно;
· будете в основном использовать просьбу, а не приказ;
· вообще не умеете приказывать.
- При недостатке знаний для принятия решения:
· будете решать сами - ведь вы же руководитель;
· не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным;
· постараетесь отложить решение: может, все образуется само собой.
- Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы:
· будете строгим, даже придирчивым;
· будете требовательным, но справедливым;
· к сожалению, будете не очень требовательным.
- В отношении нововведений:
· будете скорее консервативным (как бы чего не вышло);
· если они целесообразны, то охотно их поддержите;
· если они полезны, добьетесь их внедрения в приказном порядке.
- Вы считаете, что в нормальном коллективе:
1. подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя;
2. должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на совесть подчиненных рассчитывать не приходится;
3. исполнители могут быть предоставлены сами себе.
Приложение 3
Методика на выявление
коммуникативных и
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается
склонить большинство своих
3. Долго ли Вас беспокоит
чувство обиды, причиненное
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление
к установлению новых
6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам
приятнее и проще проводить
время с книгами или за какими-
8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
12. Часто ли Вы откладываете
на другие дни те дела, которые
нужно было бы выполнить
13. Легко ли Вам удается
устанавливать контакты с
14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас
не бывает конфликтов с
17. Стремитесь ли Вы
при удобном случае
18. Часто ли в решении
важных дел Вы принимаете
19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы
обычно плохо ориентируетесь
в незнакомой для Вас
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас
раздражение, если Вам не
23. Испытываете ли Вы
чувство затруднения,
24. Правда ли, что Вы
утомляетесь от частого
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете
инициативу при решении
27. Правда ли, что Вы
чувствуете себя неуверенно
28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли Вы, что
Вам не доставляет особого
труда внести оживление в
30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли Вы
ограничить круг своих
32. Верно ли, что Вы не
стремитесь отстаивать свое
33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
34. Охотно ли Вы приступаете
к организации различных
35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?