Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:43, курсовая работа
Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задачи:
1. рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства;
2. выявить коммуникативные и организаторские способности, стили руководства, лидерские способности учащихся;
3. корреляционный анализ полученных данных.
По результатам исследования сложилась следующая ситуация (рис. 2, таблица 2):
У 46,4 % исследованных присутствует склонность к демократическому стилю руководства. Данный стиль руководства характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между старостой и заместителями. Человек с демократическим стилем управления всегда выясняет мнение коллектива по важным для класса вопросам, принимает коллегиальные решения. Так же регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с одноклассниками проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются принуждения к деятельности. Данный школьник стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы всего класса. [10].
У 32,2 % человек отмечается
авторитарно-демократический
У 21,4 % исследованных отмечается либерально-демократический стиль руководства. Данный стиль управления характеризуется сочетанием двух стилей руководства. Т.е. человек, имеющий данный стиль управления может вести себя в различных ситуациях и вопросах как достаточно либерально, так и демократично. Данный стиль управления может характеризоваться отсутствием активного участия старосты в управлении коллективом с присутствующим распределением полномочий, инициативы и ответственности между старостой и заместителями, руководителем и подчиненными. Такой человек как староста может «плыть по течению», ждать или требовать указаний сверху или попадает под влияние коллектива (класса). Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, может стремиться уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Может регулярно и своевременно проводиться информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, доброжелательно и вежливо.
3.3 Исследование методикой на коммуникативные и
организаторские способности (КОС-1)
Таблица 3. Данные исследования
методика коммуникативных и
№ исследуемого п/п |
Уровень коммуникативно- |
1 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
3 |
7 |
2 |
8 |
4 |
9 |
4 |
10 |
4 |
11 |
3 |
12 |
3 |
13 |
3 |
14 |
3 |
15 |
5 |
16 |
4 |
17 |
3 |
18 |
4 |
19 |
4 |
20 |
4 |
21 |
3 |
22 |
3 |
23 |
3 |
24 |
4 |
25 |
4 |
26 |
5 |
27 |
5 |
28 |
4 |
Примечания:
1 - крайне низкий уровень
проявления склонностей к
2 - развитие коммуникативных
и организаторских склонностей
находится на уровне ниже
3 - средний уровень проявления
коммуникативных и
4 - высокий уровень проявления
коммуникативных и
5 - очень высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
По данным исследования данной методикой выявилось следующее (рис.3, таблица 3):
3,6 % человек имеет 2 уровень
развития коммуникативных и
У 39,3 % испытуемых присутствует
3 уровень со средними проявлениями
коммуникативных и
39,3 % испытуемых отнесены к 4 уровню с высоким проявлением коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
17,8 % испытуемых имеют
5 уровень, характеризующийся
3.4 Данные социометрии
По данным социометрии лидерами в данном классе явились: Антон К. и Валерия П.
Таблица 4. Данные социометрического исследования
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
1 |
+1 |
+2 |
||||||||||||||||||||||||||
2 |
+2 |
+1 |
||||||||||||||||||||||||||
3 |
+1 |
+2 |
||||||||||||||||||||||||||
4 |
+1 |
|||||||||||||||||||||||||||
5 |
+1 |
|||||||||||||||||||||||||||
6 |
+2 |
+1 |
||||||||||||||||||||||||||
7 |
+1 |
+1 |
||||||||||||||||||||||||||
8 |
+2 |
|||||||||||||||||||||||||||
9 |
+1 |
+2 |
||||||||||||||||||||||||||
10 |
+2 |
+3 |
||||||||||||||||||||||||||
11 |
-1 |
+2 |
||||||||||||||||||||||||||
12 |
+2 |
-1 |
||||||||||||||||||||||||||
13 |
+1 |
-2 |
||||||||||||||||||||||||||
14 |
+2 |
|||||||||||||||||||||||||||
15 |
+2 |
+1 |
||||||||||||||||||||||||||
16 |
1 |
-2 |
||||||||||||||||||||||||||
17 |
-2 |
+2 |
||||||||||||||||||||||||||
18 |
+3 |
+1 |
||||||||||||||||||||||||||
19 |
+2 |
-1 |
||||||||||||||||||||||||||
20 |
-1 |
|||||||||||||||||||||||||||
21 |
+2 |
|||||||||||||||||||||||||||
22 |
+2 |
|||||||||||||||||||||||||||
23 |
+1 |
+2 |
||||||||||||||||||||||||||
24 |
+1 |
-2 |
||||||||||||||||||||||||||
25 |
+1 |
+2 |
||||||||||||||||||||||||||
26 |
+2 |
+2 |
||||||||||||||||||||||||||
27 |
+1 |
-1 |
||||||||||||||||||||||||||
28 |
+2 |
|||||||||||||||||||||||||||
Количество выборов |
23 |
25 |
||||||||||||||||||||||||||
Количество баллов |
25 |
24 |
||||||||||||||||||||||||||
Общая сумма |
48 |
49 |
3.5 Корреляционный анализ полученных данных
Корреляции | ||||
уровень лидерских способностей |
стиль руководства |
уровень коммуникативных и организаторских способностей | ||
уровень лидерских способностей |
Корреляция Пирсона |
1 |
,189 |
-,397 |
Знч.(2-сторон) |
,500 |
,142 | ||
N |
15 |
15 |
15 | |
стиль руководства демократический |
Корреляция Пирсона |
,189 |
1 |
,150 |
Знч.(2-сторон) |
,500 |
,593 | ||
N |
15 |
15 |
15 | |
уровень коммуникативных и организаторских способностей |
Корреляция Пирсона |
-,397 |
,150 |
1 |
Знч.(2-сторон) |
,142 |
,593 |
||
N |
15 |
15 |
15 |
Корреляции | ||||
уровень лидерских способностей |
стиль руководства |
уровень коммуникативных и организаторских способностей | ||
уровень лидерских способностей |
Корреляция Пирсона |
1 |
.a |
,167 |
Знч.(2-сторон) |
. |
,789 | ||
N |
5 |
5 |
5 | |
стиль руководства либерально- |
Корреляция Пирсона |
.a |
.a |
.a |
Знч.(2-сторон) |
. |
. | ||
N |
5 |
5 |
5 | |
уровень коммуникативных и организаторских способностей |
Корреляция Пирсона |
,167 |
.a |
1 |
Знч.(2-сторон) |
,789 |
. |
||
N |
5 |
5 |
5 | |
a. Невозможно вычислить, так как по крайней мере одна из переменных является константой. |