Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:43, курсовая работа
Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задачи:
1. рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства;
2. выявить коммуникативные и организаторские способности, стили руководства, лидерские способности учащихся;
3. корреляционный анализ полученных данных.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае - 0 баллов.
Интерпретация результатов теста:
- Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.
- Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.
- Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.
- Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату. [4].
2.3.2 Диагностика
склонности к определенному
Методика представляет собой опросник, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. Однако при этом надо учитывать, что при реальном руководстве человек может использовать другой стиль.
Испытуемому предлагается представить себя в роли руководителя коллектива, ответить, как бы он осуществлял это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа выбирается тот, который в большей степени характеризует его поведение в качестве руководителя.
Ключ к тесту
№ |
Ответы |
№ |
Ответы |
|||||
А |
Б |
В |
||||||
А |
Б |
В |
||||||
1 |
Д |
Л |
А |
10 |
А |
Л |
Д |
|
2 |
Д |
Л |
А |
11 |
А |
Л |
Д |
|
3 |
А |
Д |
Л |
12 |
Д |
А |
Л |
|
4 |
Д |
А |
Л |
13 |
Д |
А |
Л |
|
5 |
Д |
А |
Л |
14 |
А |
Д |
Л |
|
6 |
Д |
А |
Л |
15 |
А |
Д |
Л |
|
7 |
Д |
А |
Л |
16 |
А |
Д |
Л |
|
8 |
А |
Д |
Л |
17 |
Л |
Д |
А |
|
9 |
А |
Д |
Л |
18 |
Д |
А |
Л |
За каждый сделанный выбор проставляется по 1 баллу.
· А - автократический стиль руководства;
· Д - демократический стиль руководства;
· Л - либеральный (попустительский) стиль руководства.
Обработка и интерпретация
результатов теста. Поскольку в
чистом виде склонность к одному из
стилей руководства практически
не встречается, речь может идти о
смешанных стилях руководства с
тенденцией склонности к одному из
них. Опрашиваемые чаще всего выбирают
ответы, характеризующие
2.3.3 Методика на выявление коммуникативных и
организаторских способностей (КОС-1)
В профессиях, которые по
своему содержанию связаны с активным
взаимодействием человека с другими
людьми, в качестве стержневых выступают
коммуникативные и
Таким образом, коммуникативные и организаторские способности являются важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа «человек — человек».
Для решения этих задач
разработана методика «КОС-1». В аббревиатуре
методики отражены ее функциональное
значение (исследование коммуникативных
и организаторских
Анкетная часть методики «КОС» предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.
Возможности проявления коммуникативных
и организаторских склонностей
заложены в соответствующих группах
вопросов, совокупность которых представлена
в бланке «КОС-1» «Лист вопросов».
Спектр вопросов в нем настолько
широк, что по результатам ответов
испытуемого появляется возможность
выявить качественные особенности
его коммуникативных и
а) проявляет ли учащийся стремление к общению, много ли у него друзей;
б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество;
в) быстро ли привыкает к новым лицам, к новому коллективу;
г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых;
д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях;
е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми;
ж) легко ли ему даются
выступления в аудитории
В соответствии с этим было
разработано 20 специальных вопросов
реального поведения и
Программа изучения организаторских склонностей учащихся включает вопросы иного содержания:
а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;
б) находчивость, настойчивость, требовательность;
в) склонность к организаторской деятельности;
г) самостоятельность, самокритичность;
д) выдержка;
е) отношение к общественной работе, общительность.
На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности учащихся. Ответы на вопросы испытуемый заносит в специальный «Лист ответов», в котором фиксируются также анкетные данные испытуемого и результаты его работы. Для количественной обработки данных консультант использует «Дешифраторы» (см. «Обработка»), в которых поставлены «идеальные ответы», в максимальной степени отражающие коммуникативные и организаторские склонности.
Обработка результатов. Ответы
на вопросы испытуемый заносит в
специальный «Лист ответов», в
котором фиксируются также
К = n/20,
где К — величина оценочного коэффициента;
n — количество совпадающих с дешифратором ответов.
Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1.
Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей, близкие же к 0 — о низком уровне.
Оценочный коэффициент (К) —
это первичная количественная характеристика
материалов испытания. Для качественной
стандартизации результатов испытания
используются шкалы оценок, в которых
тому или иному диапазону
Испытуемые, получившие оценку
«1» (= 1), характеризуются крайне низким
уровнем проявления склонностей
к коммуникативно-
У испытуемых, получивших оценку
«2» (= 2), развитие коммуникативных и
организаторских склонностей
Для испытуемых, получивших
оценку «3» (= 3), характерен средний уровень
проявления коммуникативных и
Испытуемые, получившие оценку
«4» (= 4), отнесены к группе с высоким
уровнем проявления коммуникативных
и организаторских склонностей.
Они не теряются в новой обстановке,
быстро находят друзей, постоянно
стремятся расширить круг своих
знакомых, занимаются общественной деятельностью,
помогают близким, друзьям, проявляют
инициативу в общении, с удовольствием
принимают участие в
И, наконец, та группа испытуемых,
которая получила оценку «5» (= 5), обладает
очень высоким уровнем
При интерпретации полученных
данных следует помнить, что методика
констатирует лишь наличный уровень
развития коммуникативных и
2.3.4 Социометрия
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности