Логотерапия В. Франкла как экзистенциальная парадигма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:25, реферат

Описание работы

Логотерапия – это не только психологическая школа, имеющая под собой серьезную философскую базу, это еще и эффективный практический подход, который успешно используется для оказания психотерапевтической помощи людям с различными запросами и проблемами

Файлы: 1 файл

логотерапия.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Ж.-П. Сартр писал следующее: «Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает  случайно…Бессмысленно то, что мы рождаемся, бессмысленно, что умираем» (Сартр, Ж.-П., цит. по Ялому, И., 1980). Сартр говорит о том, что человек сам утверждает, «выбирает себя», но этот выбор в любом случае оказывается абсурдным и бессмысленным. Сознание представляется Сартру «неутомимым творчеством экзистенции». По мнению Сартра, в определенный момент жизни человек совершает выбор миропроекта, который будет определять его дальнейшую жизнь. Идея Сартра о том, что человек сам должен решить, какой смысл ему выбирать, подвергалась критике со стороны В. Франкла (Летуновский, В. В., 2001). Он приводил следующее возражение: «Выдумать можно лишь субъективный, то есть совершенно иллюзорный смысл» (Франкл, В., 1985).

Наконец, на становление  логотерапии В. Франкла огромное влияние оказала философия М. Шелера (1847-1928) (Летуновский, В. В., 2001). Шелер  стремился к созданию философской антропологии, определяя ее как фундаментальную науку о сущности и сущностной структуре человека. Шелер критиковал современную ему цивилизацию, извращенную и отчуждающую человека от самого себя, от других людей и от вещей. Он призывал к реабилитации человеческого Я в его целостности, неповторимости, самоценной уникальности. Он поднимает проблему интенциональности в своих трудах и пишет о том, что человек может постигать сущность предметов и бытия личностно, исходя из своего сердца – сосредоточия духа и души, которое соединяет человека с трансцендентными ценностями и с самим Богом. Интенциональность в понимании Шелера относится не только к сознанию, она экзистенциальна, то есть человеко-бытийна. Кроме того, он оговорит о трансцендировании – об интенции к трансцендентности, понимая ее как возможное движение к бытию. Человек как экзистенция устремлен к трансцендентности (о-смысленному бытию). «Экзистенция - это существование человека именно как человека во всей проблематичности, трагичности собственного бытия» - пишет об этом А. С. Гагарин (Гагарин, А. С., 2005).  

Таким образом, становится ясно, какое огромное влияние оказала  философия экзистенциализма на возникновение  и развитие экзистенциальной психологии. Ирвин Ялом описывает связь между экзистенциальной философией и экзистенциальной психологией как связь между клинической фармакотерапией и биохимическими лабораторными исследованиями. Тихонравов выделяет следующие характерные темы, изучением которых занимается экзистенциальная психология:

1) проблемы времени, жизни  и смерти;

2) проблемы свободы ответственности  и выбора;

3) проблемы общения, любви  и одиночества;

4) проблемы поиска смысла  существования

Он подчеркивает, что главным  предметом экзистенциальной психологии является смысл человеческой жизни, условия его обретения, изменения и утраты.

Обобщая все вышесказанное, можно выделить следующие характерные  черты экзистенциального подхода  в психологии и психотерапии.

1. Во-первых, это направленность  на жизнь человека, на его бытие-в-мире, а не на личность как изолированную психическую целостность (Кочунас, Р.) По мнению экзистенциальных психологов, человек может быть понят только как непрерывный процесс жизни, его необходимо изучать в отношениях с окружающим миром (Белорусов, С. А.). По словам В. Франкла, животное не может быть личностью потому, что у него нет «мира», которому «противостоит» человек, для животного существует только «среда» (Франкл, В., цит по Леонтьеву, Д. А., 1997). Мир данного пациенты должен быть понят изнутри, познан наиболее глубоко и с точки зрения существующего в нем. Важно понимать человека как существующего-в-мире, ведь одной из самых острых проблем современного человека является проблема утраты им собственного мира, утраты восприятия своей общности. Экзистенциальные психологи утверждают, что «…человек и его мир – это единое структурное целое. Дефис в словосочетании бытие-в-мире выражает как раз эту мысль» (Мэй, Р., 2001). Экзистенциальная психология сосредоточена на вечных вопросах человеческого существования, таких, как любовь, одиночество, свобода, смерть, отчаяние и др. (Есельсон, С. Б., Летуновский, В. В.). И. Ялом пишет, что «экзистенциальная традиция всегда подчеркивала человеческие ограничения и трагическую сторону существования» (Ялом, И., 1980) [11].

2. Во-вторых, экзистенциальный подход в психологии подразумевает отсутствие предзаданности и детерминированности, то есть основывается на предположении, что все характеристик формируются во взаимодействии человека с миром (Белорусов, С. А.). «Человек в каждый момент своей жизни сам решает, чем он будет дальше и куда он будет развиваться…Акцент на самотворчестве, отсутствие предзаданности является квинтэссенцией экзистенциалистской позиции в первом приближении», - утверждается в статье Д. Леонтьева «Что такое экзистенциальная психотерапия» (Леонтьев Д. А., 1997). Важно подчеркнуть такую характеристику экзистенции, как ее открытость. Для экзистенциальной позиции важен отказ от аристотелевского взгляда и выход в «онтологию жизненного мира» (Леонтьев Д. А., 1997).

3. В-третьих,  для понимания человека используется  феноменологический подход. Ролло  Мэй писал, что это есть «дисциплинирующая  попытка очистить мысли от  предположений, которые так часто  являются причиной восприятия  нами в пациенте только собственных  теорий и догм собственных систем, попытка взамен этого испытать феномен в своей реальной целостности» (Мэй, Р., 2001).

4. В-четвертых,  экзистенциальный подход в психологии  предлагает не систему техник, разработанных теми или иными  авторами, сколько особый подход к терапии и к пониманию пациента и его проблем. Ролло Мэй пишет о том, что экзистенциальный подход не отрицает истинности иных подходов, основанных на обусловливании, формулировке влечений и т.д., но утверждает, что «…на этой основе вы никогда не сможете объяснить и понять бытия живого человека» (Мэй, Р., 2001).

С. А. Белорусов  пишет о том, что экзистенциальный кризис может выражаться в невротических, депрессивных или психосоматических  симптомах. За всевозможными внешними проявлениями проблемы скрывается чувство невозможности продолжать свою жизнь в ее настоящем виде и одновременно тревога перед тем, чтобы «стать другим». «Способствование личностному росту, восстановлению внутренней свободы, решимости преодоления отжившего "Я" и принятие себя в открытости навстречу миру является ультимативной целью экзистенциально - ориентированной психотерапии», - пишет он (Белорусов, С. А.).

 

 

 

 

 

1.2 Личность Виктора  Франкла

 

Чтобы понять сущность любой  психологической концепции, нужно  рассматривать ее в связи с  личностью создателя, с историей его жизни, идеалами, ценностными ориентациями, научными интересами и т.д. По словам М. Г. Ярошевского, творческая мысль ученого «…является самостоятельной величиной, без активности которой развитие науки было бы чудом…» (Ярошевский М. Г., 1996). Д. А. Леонтьев так писал об этом: «Виктор Франкл сделал основой своей революционной психологии прежде всего «случай» собственной жизни» (Леонтьев, Д.. А., 2005). Он подчеркивает, что это один из самых ярких примеров того, как жизненный путь человека связан сего идеями, как человек собственной жизнь доказывает правоту своей теории. » (Леонтьев, Д.. А., 2005).

Виктор Эмиль  Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене, в еврейской семье. Вена в те годы была важным культурным центром Европы, здесь зарождались и развивались новаторские идеи в психологии, ее можно было назвать «колыбелью психологии личности» (Леонтьев, Д. А., 1990). Его детство было весьма благополучным, он ощущал заботу, поддержку, защиту и одновременно свободу. В характере Франкла проявились черты его родителей: упрямство, принципиальность, глубинная религиозность, стоицизм и перфекционизм его отца и позитивный настрой сочувствия к людям, характерный для его матери. Начиная с раннего возраста, примерно с трех лет, В. Франкл хотел стать врачом. Осознание своей смертности пришло к нему в четыре года. В юности его волновал вопрос, не разрушает ли конечность человеческого бытия любой смысл жизни. Он обращался к проблеме конечности жизни, размышляя, какое влияние она оказывает на саму жизнь. Таким образом, его интерес к экзистенциальной проблематике начал формироваться в ранние годы. В. Франкл описывал следующий важный эпизод своей жизни, который стал одним из первых проявлений его интереса к смыслу. В младших классах гимназии слова учителя естественной истории, сказавшего, что жизнь в конечном счете — это не что иное как процесс окисления, вызвали у него сильный эмоциональный отклик. Франкл вскочил со своего места и спросил: "В таком случае, какой же жизнь имеет смысл?" (Леонтьев, Д. А., 2005).

В. Франкл, еще  будучи школьником, переписывался с  Фрейдом, по инициативе которого в 1924 году в «Международном журнале психоанализа»  была опубликована его первая научная  статья (Летуновский, В. В., 2001). Как отмечает Д. А. Леонтьев, психоанализ был одним из самых сильных искушений, и В. Франкл не мог пройти мимо него (Леонтьев, Д. А., 2005). По словам Тихонравова, Фрейд создал первую Венскую школу психотерапии, индивидуальная психология Адлера стала второй Венской школой; логотерапию В. Франкла часто называют третьей Венской школой психотерапии, но, чтобы прийти к этому, ему нужно было пройти первые две школы (Тихонравов, Ю. В., 1998). Увлечение Франкла психоанализом в его ортодоксальной форме длилось недолго. Его оттолкнул двойной редукционизм этого направления: усечение человеческого измерения в человеке - отсутствие в терапии объяснения, вводных слов, понимания, приветствия, даже рукопожатия, и также патологизм, установка на то, что каждый человек является больным. Это заставило Франкла отказаться от намерения заниматься психоанализом и вступить в психоаналитическое общество. Через некоторое время он попробовал себя во второй венской школе психотерапии, основанной А. Адлером (Леонтьев, Д. А., 2005). Несколько лет он был активным членом общества индивидуальной психологии, но покинул его в 1927 году после своих критических выступлений в адрес некоторых основных положений этого направления (Тихонравов, Ю. В., 1998). Таким образом, пройдя школу психоанализа, В. Франкл смог критически переосмыслить основные его положения, взгляды на природу человека и на психотерапию, чтобы прийти к созданию собственной концепции. Во всех его трудах, начиняя с 30-х гг, как явные или неявные оппоненты присутствуют его учителя, Фрейд и Адлер (Тихонравов, Ю. В., 1998).

Виктор Франкл получает степень доктора медицины в 1930 году, и уже к концу 30-х гг. в различных его статьях появляются формулировки всех тех основных идей, на основе которых он впоследствии создаст собственное учение – логотерапию. Тогда же Франкл написал свою первую книгу - "Врачевание души", которой было суждено увидеть свет только после войны. Именно о ней он упоминает в своих воспоминаниях о концлагере, рукопись ему удалось сохранить и издать после войны (Леонтьев, Д. А., 1990). С 1933 по 1937 он работал в психиатрической больнице, в кризисном стационаре. В это время сам Ф. Франкл переживал состояние смыслоутраты и экзистенциального вакуума. Д. А. Леонтьев так описывает этот период его жизни: «он был молод, достаточно популярен, активен, внешне все было благополучно: работа, проекты, много интересных задумок, задач; не хватало только того, ради чего стоит жить» (Леонтьев Д. А., 2005). Сам же В. Франкл, оглядываясь назад, так писал об этом опыте, который оказался так важен для развития его психологических идей: «Будучи молодым человеком, я прошел через ад отчаяния, преодолевая очевидную бессмысленность жизни, через крайний нигилизм (со временем я сумел выработать у себя иммунитет против нигилизма). Таким образом я создал логотерапию» (Франкл, В., 1990).

В. Франкл продолжает разрабатывать вопросы, занимавшие его, он впервые использует слово «логотерапия» в своем докладе в 1926 году, в 1929 году впервые пробует применить метод, который впоследствии превратится в технику парадоксальной интенции (Леонтьев Д. А., 2005).

В 1938 году Австрия  была присоединена к нацистской Германии. Для В. Франкла это был конец  целого периода жизни и начало ее самого тяжелого и трагичного отрезка, в котором было больше всего вызовов (Леонтьев, Д. А., 2005). Из-за еврейского происхождения  Франклу грозил концлагерь, но он получил несколько лет отсрочки благодаря офицеру гестапо, который незадолго до этого проходил у него курс лечения. В. Франкл имел приглашение от американского посольства выехать в США, но отказался, чтобы спасти родителей от концлагеря. Он все же попал в концлагерь в 1942 году. Франкл прошел Освенцим, Дахау и Терезиенштадт, сохраняя рукопись своей первой книги и оказывая психотерапевтическую помощь заключённым.

В. Франкл заметил, что наибольшие шансы выжить в  концлагере имели не те, кто отличался наиболее крепким здоровьем, а те, кто отличался наиболее крепким духом, кто имел смысл, ради которого жить (Франкл, В.). Стремление к смыслу может помочь человеку выжить, оно может привести к решению уйти из жизни, оно помогает вынести нечеловеческие условия концлагеря и выдержать тяжелое испытание славой, богатством и почетом (Леонтьев, Д. А., 1990). Рукопись книги, которую он пытался сохранить, была написана на клочках бумаги, которые он добывал в лагере, она была причиной для его выживания и придавала смысл его жизни. С того времени смыслом своей жизни он считал стремление «помогать другим найти свой смысл» (Франкл, В., цит по Ялому, И., 1980). В. Франкл в своей книге «Сказать жизни «Да!» Психолог в концлагере» писал о том, что девизом всех психотерапевтических и психогигиенических усилий может стать следующая мысль Ницше: «У кого есть "Зачем", тот выдержит почти любое "Как"» (Франкл, В.). Ему нужно было помочь заключенным осознать свое «Зачем», свою жизненную цель, что дало бы ему силы перенести его «Как» - все ужасы и испытания лагерной жизни. Человек, утративший смысл жизни, уже не имел сил сопротивляться. В. Франкл говорит также о том, что человек всегда противостоит своей судьбе и это противостояние дает ему возможность превратить внутреннее страдание во внутреннее достижение. Есть множество возможностей обрести смысл жизни в том, как человек принимает неизбежные страдания, как ведет себя в тяжелых жизненных ситуациях или в последние минуты жизни. В. Франкл пишет следующие слова: человек «…должен осознать уникальность своего страдания — ведь во всей Вселенной нет ничего подобного; никто не может лишить его этих страданий, никто не может испытать их вместо него» (Франкл, В.). Для него в страдании заключается возможность неповторимого подвига (Франкл, В.).

Информация о работе Логотерапия В. Франкла как экзистенциальная парадигма