Логотерапия В. Франкла как экзистенциальная парадигма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:25, реферат

Описание работы

Логотерапия – это не только психологическая школа, имеющая под собой серьезную философскую базу, это еще и эффективный практический подход, который успешно используется для оказания психотерапевтической помощи людям с различными запросами и проблемами

Файлы: 1 файл

логотерапия.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Его самоубийство становится следствием невыносимого страдания  экзистенциального Я героя, острейшего переживания бессмысленности существования. «Пусть уж лучше я был бы создан как все животные, то есть живущим, но не сознающим себя разумно; сознание же мое есть именно не гармония, а, напротив, дисгармония, потому что я с ним несчастлив», - пишет он. Он задается вопросом, есть ли в жизни хоть какой-то смысл, которые не будет уничтожен смертью, ведь, кажется, невозможно быть счастливым «под условием грозящего завтра нуля».

Ж.-П. Сартр бескомпромиссно  провозгласил, что жизнь человека лишена смысла: «Все сущее рождено  без причины, продолжается в слабости и умирает случайно…Бессмысленно то, что мы рождаемся, бессмысленно, что умираем» (Сартр, Ж.-П., цит. по Ялому, И., 1980). Мир обретает свою значение, только будучи конституированным самими человеком. Человек просто обречен на свободу. В мире нет никакого самостоятельно существующего значения – только созданное им самим, нет никакого грандиозного вселенского плана, конечного замысла, к которому должен придти человек, нет ценностей, «никакого внешнего рефрена» (Ялом, И., 1980).

Герой Достоевского пишет что «…природа, чтоб отвечать мне на мои вопросы, предназначила мне (бессознательно) меня же самого и отвечает мне моим же сознанием (потому что я сам это все говорю себе)». Это момент осознания себя как первичного конституирующего агента, столкновение с фундаментальной, глубинной пра-тревогой – тревогой потери почвы (Ялом, И.). Трагедия героя – это трагедия существа, осознающего свое существование как лишенное опоры (groundlessness), он переживает «сартровскую» бессмысленность, для него оказывается невозможным выход в сферу трансцендентного, обнаружение сверхсмысла своего бытия. Франкл писал о том, что человек не может рассчитывать на полное знание этого смысла, который существует в измерениях вне нашего понимания. Он проводит аналогию с обезьяной, которую использовали в медицинских исследованиях, чтобы найти противополиомиелитную сыворотку: обезьяна страдала от сильной боли, но не могла обнаружить смысл ситуации (Франкл, В.).

В. Франкл выделяет «свободу от» и «свободу для», связанную  со смыслом и сопряженную с ответственностью (Франкл, В., 1990). Эта идея в некоторой степени пересекается с идеей Н. Бердяева о существовании первичной, иррациональной, негативной свободы и положительной, творческой, «божественной» (Бердяев, Н., цит. по Николаевской, Т. Е., 2005). Негативная свобода приводит героя Достоевского к погруженности в собственное трагическое миросозерцание. Страдание, которое он испытывает, не имеет выхода за границы его собственного «Я», что в конечном итоге приводит к отторжению самой жизни (Николаевская, Т. Е., 2005).

Герой совершает  отчаянную попытку найти хоть какое-то объяснение своего существования, пусть неприятное и противоестественное, лишь бы не конфронтировать с бессмысленностью: «А ну что, если человек был пущен  на землю в виде какой-то наглой пробы, чтоб только посмотреть: уживется ли подобное существо на земле или нет? Грусть этой мысли, главное, в том, что опять-таки нет виноватого, никто пробы не делал, некого проклясть, а просто все произошло по мертвым законам природы, мне совсем непонятным, с которыми сознанию моему никак нельзя согласиться» (Достоевский, Ф. М.)

Он отвергает  гедонистические ценности и пишет, что получал бы наслаждение, если бы был «….был цветок или корова... Но, задавая, как теперь, себе беспрерывно  вопросы, я не могу быть счастлив, даже и при самом высшем и непосредственном счастье любви к ближнему и любви ко мне человечества, ибо знаю, что завтра же все это будет уничтожено: и я, и все счастье это, и вся любовь, и все человечество - обратимся в ничто, в прежний хаос». Еще Кьеркегор писал, что дверь, ведущая к счастью, открывается наружу, и потому ломиться в нее бесполезно (Кьеркегор, С., цит. по Франклу, В., 1993). Франкл пишет, что невротик подменяет стремление к смыслу стремлением к удовольствию и устремляется к счастью напрямик. Он говорит о существовании так называемого гедонистического парадокса: чем больше мы намеренно ищем удовольствия, тем больше оно от нас ускользает. На самом же деле, счастье - это побочный эффект выполнения своего предназначения, побочный продукт смысла. (Франкл, В., 1993).

Герою, готовому совершить самоубийство, оказываются  недоступными ценности отношения. В. Франкл писал, что не следует искать какой-то абстрактный смысл, есть смысл, особое предназначение для конкретного  человека в конкретной ситуации (Франкл, В., 1990). Герой Достоевского не может согласиться с тем, что должен «смириться, принять страдание в виду гармонии в целом и согласиться жить». Но, если это страдание не осмыслено как ценность отношения, никакая абстрактная гармония не может стать смыслом для того, чтобы продолжать жить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вопрос о  смысле жизни в глубине души мучает каждого человека. Тревога, порожденная  конфронтацией с бессмысленностью, будет побуждать человека «уйти» от этого «проклятого вопроса». Но, погружаясь в повседневные дела, живя сегодняшним днем и настоящими интересами, или уходя с головой в «сверхличные» дела, например, в политику и т.д., человек все равно будет испытывать смутное переживание неполноты, недостаточности, неправильности жизни. Он будет переживать ту самую «экзистенциальную вину», о которой писал Хайдеггер – вину за отказ от реализации своего потенциала. Сама жизнь ставит перед человеком вопрос о смысле. Сталкиваясь с резкими изменениями в своей жизни, с потерями и утратами, со страданием, осознавая конечность бытия, понимая иллюзорность интересов и ценностей, раньше казавшихся важными, он будет задаваться одним вопросом: «Зачем?» Поэтому С. Л. Франк (1925) подчеркивает, что вопрос о смысле жизни – это не предмет интеллектуальной игры или умозрительных построений: «это не теоретический вопрос… этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен, и, собственно говоря, еще гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода» (Франк, С. Л., 1925).

Вопрос о  смысле жизни является глубинной  основой человеческой мотивации. Это  вопрос, от ответа на который зависит  жизнь человека, и нередко –  решение продолжать ли жить дальше или решиться на самоубийство. Кризис смысла – «остановка жизни» по определению Льва Толстого – важнейший фактор возникновения множества психологических проблем и психических заболеваний. Так, В. Франкл описывал ноогенные неврозы, порожденные экзистенциальным вакуумом. Поэтому психотерапевту просто необходимо обладать знаниями о «прочных тропинках через трясину бессмысленности», как пишет И. Ялом (Ялом, И.). Поэтому для любого специалиста, в своей работе ориентированного на понимание жизни своего пациента, важно обращаться к вопросам, разработанным в контексте экзистенциального подхода, и в первую очередь – в логотерапии В. Франкла.

Столкновение  с бессмысленностью (как и с  другими экзистенциальными данностями), безусловно, травматично и болезненно, оно вызывает в человеке сильнейшую тревогу и может приводить  к своеобразному «бегству в болезнь», депрессиям, формированию зависимостей, к различным неврозам – «неврозам безработицы», «…усталости от жизни», «…пресыщения», даже к самоубийству (Валенурова, Н. Г.).

Но осознание  трагических данностей человеческого  существования – это важнейший ресурс для развития человека, это необходимое условие и возможность подлинного бытия, основанного на самотворчестве, принятии ответственности, осмысленности жизни и самотрансценденции, ведь личность, по В. Франклу, является таковой в той мере, в которой исходит из себя, отзываясь на зов человеком в той мере, трансцендентного и наполняясь им (Франкл В.). Поэтому экзистенциальный вакуум может быть преодолен, и это – основная задача логотерапии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. – М: Класс, 2004. – 208с.
  2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. – В 2т. – Т.1. – М: Педагогика, 1980. – 287с.
  3. Андреева, Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М.Андреева. – М: Аспект-пресс, 2005. – 307с.
  4. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. – Москва: МГУ, 1997. – 420с.
  5. Глединг, С. Основы психологического консультирования [Текст] / С. Глединг. – СПб: Питер, 2002. – 528с.
  6. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю.Головин. – М: Харвест, 2009. – 976с.
  7. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев, Э. Кремчер. – СПб: Академический проект, 1999. – 304с.
  8. Кочунас, Р. Основы психологического консультирования: уч. пособие [Текст] Р. Кочунас. – М: Академ. проект, 2000. – 239с.
  9. Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / Л.В.Куликов. – СПб: Питер, 2009. – 464с.
  10. Левитов, Н.Д. Психология характера [Текст] / Н.Д. Левитов. – СПб: СГУ, 2009. – 296с.   
  11. Лейбин, В. М. Словарь – справочник по психоанализу [Текст] / В.М. Лейбин. – М.: АСТ, 2010. – 956с.
  12. Олпорт, Г.Становление личности [Текст] / Г.Олпорт // Под редакцией Д.А.Леонтьева – М: Смысл, 2002. – 462с.
  13. Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1995. – 374с.
  14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2007. – 720с.
  15. Франкл, В.Э.Основы логотерапии [Текст] / В.Э. Франкл. – М.: Речь, 2000. – 286с.
  16. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст] / З. Фрейд. – М: Азбука, 2009. – 416с.

 


Информация о работе Логотерапия В. Франкла как экзистенциальная парадигма