Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:25, реферат
Логотерапия – это не только психологическая школа, имеющая под собой серьезную философскую базу, это еще и эффективный практический подход, который успешно используется для оказания психотерапевтической помощи людям с различными запросами и проблемами
Его самоубийство
становится следствием невыносимого страдания
экзистенциального Я героя, острейшего
переживания бессмысленности
Ж.-П. Сартр бескомпромиссно провозгласил, что жизнь человека лишена смысла: «Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно…Бессмысленно то, что мы рождаемся, бессмысленно, что умираем» (Сартр, Ж.-П., цит. по Ялому, И., 1980). Мир обретает свою значение, только будучи конституированным самими человеком. Человек просто обречен на свободу. В мире нет никакого самостоятельно существующего значения – только созданное им самим, нет никакого грандиозного вселенского плана, конечного замысла, к которому должен придти человек, нет ценностей, «никакого внешнего рефрена» (Ялом, И., 1980).
Герой Достоевского пишет что «…природа, чтоб отвечать мне на мои вопросы, предназначила мне (бессознательно) меня же самого и отвечает мне моим же сознанием (потому что я сам это все говорю себе)». Это момент осознания себя как первичного конституирующего агента, столкновение с фундаментальной, глубинной пра-тревогой – тревогой потери почвы (Ялом, И.). Трагедия героя – это трагедия существа, осознающего свое существование как лишенное опоры (groundlessness), он переживает «сартровскую» бессмысленность, для него оказывается невозможным выход в сферу трансцендентного, обнаружение сверхсмысла своего бытия. Франкл писал о том, что человек не может рассчитывать на полное знание этого смысла, который существует в измерениях вне нашего понимания. Он проводит аналогию с обезьяной, которую использовали в медицинских исследованиях, чтобы найти противополиомиелитную сыворотку: обезьяна страдала от сильной боли, но не могла обнаружить смысл ситуации (Франкл, В.).
В. Франкл выделяет «свободу от» и «свободу для», связанную со смыслом и сопряженную с ответственностью (Франкл, В., 1990). Эта идея в некоторой степени пересекается с идеей Н. Бердяева о существовании первичной, иррациональной, негативной свободы и положительной, творческой, «божественной» (Бердяев, Н., цит. по Николаевской, Т. Е., 2005). Негативная свобода приводит героя Достоевского к погруженности в собственное трагическое миросозерцание. Страдание, которое он испытывает, не имеет выхода за границы его собственного «Я», что в конечном итоге приводит к отторжению самой жизни (Николаевская, Т. Е., 2005).
Герой совершает
отчаянную попытку найти хоть
какое-то объяснение своего существования,
пусть неприятное и противоестественное,
лишь бы не конфронтировать с
Он отвергает гедонистические ценности и пишет, что получал бы наслаждение, если бы был «….был цветок или корова... Но, задавая, как теперь, себе беспрерывно вопросы, я не могу быть счастлив, даже и при самом высшем и непосредственном счастье любви к ближнему и любви ко мне человечества, ибо знаю, что завтра же все это будет уничтожено: и я, и все счастье это, и вся любовь, и все человечество - обратимся в ничто, в прежний хаос». Еще Кьеркегор писал, что дверь, ведущая к счастью, открывается наружу, и потому ломиться в нее бесполезно (Кьеркегор, С., цит. по Франклу, В., 1993). Франкл пишет, что невротик подменяет стремление к смыслу стремлением к удовольствию и устремляется к счастью напрямик. Он говорит о существовании так называемого гедонистического парадокса: чем больше мы намеренно ищем удовольствия, тем больше оно от нас ускользает. На самом же деле, счастье - это побочный эффект выполнения своего предназначения, побочный продукт смысла. (Франкл, В., 1993).
Герою, готовому совершить самоубийство, оказываются недоступными ценности отношения. В. Франкл писал, что не следует искать какой-то абстрактный смысл, есть смысл, особое предназначение для конкретного человека в конкретной ситуации (Франкл, В., 1990). Герой Достоевского не может согласиться с тем, что должен «смириться, принять страдание в виду гармонии в целом и согласиться жить». Но, если это страдание не осмыслено как ценность отношения, никакая абстрактная гармония не может стать смыслом для того, чтобы продолжать жить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о
смысле жизни в глубине души мучает
каждого человека. Тревога, порожденная
конфронтацией с
Вопрос о смысле жизни является глубинной основой человеческой мотивации. Это вопрос, от ответа на который зависит жизнь человека, и нередко – решение продолжать ли жить дальше или решиться на самоубийство. Кризис смысла – «остановка жизни» по определению Льва Толстого – важнейший фактор возникновения множества психологических проблем и психических заболеваний. Так, В. Франкл описывал ноогенные неврозы, порожденные экзистенциальным вакуумом. Поэтому психотерапевту просто необходимо обладать знаниями о «прочных тропинках через трясину бессмысленности», как пишет И. Ялом (Ялом, И.). Поэтому для любого специалиста, в своей работе ориентированного на понимание жизни своего пациента, важно обращаться к вопросам, разработанным в контексте экзистенциального подхода, и в первую очередь – в логотерапии В. Франкла.
Столкновение
с бессмысленностью (как и с
другими экзистенциальными
Но осознание
трагических данностей
Список литературы
Информация о работе Логотерапия В. Франкла как экзистенциальная парадигма