Логотерапия В. Франкла как экзистенциальная парадигма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:25, реферат

Описание работы

Логотерапия – это не только психологическая школа, имеющая под собой серьезную философскую базу, это еще и эффективный практический подход, который успешно используется для оказания психотерапевтической помощи людям с различными запросами и проблемами

Файлы: 1 файл

логотерапия.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Понятие экзистенциального вакуума  в логотерапии В. Франкла

 

2.1 Экзистенциальный вакуум как порождение экзистенциальной фрустрации

Логотерапия, созданная В. Франклом, стала ответом на его собственный вопрос о том, каков смысл существования человека, и одновременно способом удовлетворить потребность общества в учении, которое помогло бы справиться с дефицитом смысла, который особенно сильно ощущался в послевоенные годы. В. Франкл почувствовал нерв времени, создавая свою концепцию. Он так писал об этом: «Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты» (Франкл, В., 1990).

В. Франкл в книге  «Основы логотерапии» пишет о  том, что каждой эпохе присущ свой коллективный невроз («невроз человечества»). «Экзистенциальный вакуум – коллективный невроз нашего времени – можно  определить как личностную форму нигилизма, - пишет Франкл, - ибо нигилизм есть установка на то, что бытие не имеет смысла» (Франкл, В., 2000). Он подчеркивает, что терапия должна быть свободна от нигилистических тенденций, доминирующих в обществе, иначе она будет скорее симптомом коллективного невроза, нежели средством лечения. Исследуя эту проблему, он выделяет следующие черты характера современного человека, определяя их как неврозоподобные.

1. Эфемерное  отношение к жизни, котрое выражается  в том, что человек отказывается от долгосрочного планирования, от постановки цели, которая организовывала бы его жизнь. Современный человек, по мнению В. Франкла, живет мимолетно, не понимая, что он теряет при этом. Франкл иллюстрирует это словами Бисмарка: "В жизни мы относимся ко многому, как к визиту к дантисту; мы всегда верим, что нечто настоящее еще только должно произойти, тем временем оно уже происходит" (Бисмарк, цит. по Франклу, В. 2000).

2. Другой симптом  – фаталистическое отношение  к жизни, когда человек рассматривает  себя как игрушку внешних обстоятельств либо внутренних условий; он позволяет управлять собой. Человек считает себя либо продуктом собственного психофизического склада, либо продуктом того, что его окружает. «Нигилизм держит перед ним кривое зеркало, искажающее изображения, в результате чего он представляет себя или психическим механизмом, или просто продуктом экономической системы», - пишет В. Франкл (Франкл, В., 2000).

3. Третий симптом  – это конформизм, или коллективное  мышление. Человек старается быть  как можно менее заметным в повседневной жизни, он растворяется в толпе; его свобода подавляется, а личность нивелируется.

4. Четвертый  симптом – это фанатизм. В.  Франкл пишет, что конформист  отрицает собственную личность, а невротик, страдающий от фанатизма,  отрицает личность в других.

(Франкл, В., 2000)

К. Г. Юнг, хотя и  не принадлежал к экзистенциальному  направлению в психологии, тем  не менее, отмечал, что «Отсутствие  смысла в жизни играет критическую  роль в этиологии невроза. В конечном счете невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла». Он указывал на то, что около трети его пациентов страдают не от клинически определимого невроза, а то бессмысленности и бесцельности собственной жизни (Юнг, К. Г., 1966, цит. по Ялому, И., 1980). Франкл же, основываясь на личных клинических впечатлениях и наблюдениях, утверждал, что 20% неврозов, с которыми он сталкивался в своей практике, возникали из-за отсутствия смысла. Кризис бессмысленности, который еще не кристаллизовался в дискретную невротическую симптоматическую картину – экзистенциальный кризис – еще более распространен (Франкл, В., 1990).

В своей книге  «Страдание от бессмысленности жизни» он приводит данные исследований, доказывающих правомерность логотерапевтической  теории мотивации. По результатам отчета Американского совета по образования, составленного по результатам опроса 189733 учащихся различных университетов США, становится ясно, что людьми движет стремление к смыслу: 73,7% опрошенных студентов сказали, что хотели бы «обрести такую идею, которая наполнит их жизнь смыслом». По данным другого опроса, проведенного Национальным институтом здравоохранения, из 7948 опрошенных 78% заявили, что стремятся «найти смысл жизни» (Франкл, В., 1993).

Существует  множество исследований, иллюстрирующих связь между отсутствием осмысленности жизни и различными психологическими и социальными проблемами. Аспирантка В. Франкла из Международного Университета США в Сан-Диего провела ряд исследований и получила следующие результаты: 90% обследованных ею людей, страдавших алкоголизмом в тяжелой хронической форме, столкнулись с переживанием бессмысленности жизни. Б. А. Маки, директор Реабилитационного центра для алкоголиков при ВМФ США, также отмечает, что среди людей, злоупотребляющих алкоголем, имеет место дефицит смысла. Аналогичные данные были получены при исследовании людей, употребляющих наркотики, причем наблюдалось повышение процента излечения от зависимости при применении логотерапии. Наконец, работа Блэка и Грегсона демонстрирует, что среди уголовных преступников уровень разочарования в жизни гораздо выше среднестатистического значения в остальной популяции. (Франкл, В., 1993).

В. Франкл различал две стадии синдрома бессмысленности  – экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз. Экзистенциальный вакуум, иначе – экзистенциальная фрустрация – распространенный феномен, характеризующийся субъективным переживанием скуки, апатии и пустоты. Человек настроен цинично, лишен чувства направленности жизни и ставит по сомнение большинство жизненных занятий (Франкл, В., 1993). В. Франкл приводит отрывок из письма одного американского студента: «Мне двадцать два года. У меня есть ученая степень, шикарная машина и деньги. Возможностей для занятий сексом и самоутверждения у меня хоть отбавляй. Вот только я не могу понять, какой во всем этом смысл» (Франкл, В., 1993).

Говоря о  причинах возникновения экзистенциального  вакуума, В. Франкл пишет о том, что  в современном обществе созданы  условия для удовлетворения потребностей, но не для стремления к смыслу (Франкл, В., 1993). Он называет также следующие причины экзистенциального вакуума:

Люди, в отличие  от животных, не запрограммированы  на выполнение каких-то конкретных действий, они вынуждены обдумывать и отвечать за свои поступки (Франкл, В., 1990). Об этом много писал И. Ялом, описывая свободу как одну из конечны данностей существования. В своих работах он подчеркивает, что человек, испытывая ужас перед сознанием самоконструирования и, следовательно, ощущением отсутствия почвы, опоры, может избегать проявлений воли и принятия ответственности (Ялом, И., 1980).

Современный человек  уже не слишком подвержен жизнеорганизующему влиянию традиций, соглашений и ценностей. Поэтому, по мнению В. Франкла, люди не знают, чего им нужно от жизни и  либо стремятся делать только то, что делают другие (конформизм), либо становятся жертвами тоталитаризма и делают то, чего хотят от них другие (Франкл, В., 1993). Об одной стороне этого явления писал Э. Фромм в своей книге «Бегство от свободы», отмечая, что даже тиран лучше, чем полное отсутствие лидера (Фромм, Э.).

Наконец, нельзя не учитывать роль того редукционизм, который господствует в современной  системе образования. Человеческое существо понимается как совокупность влечений, инстинктов, детерминируемые  обусловливанием, а также механизмами вытеснения и защиты (Летуновский, В. В., 2001).

Нередко бывает так, что экзистенциальная фрустрация принимает срытую, латентную форму. Люди могут по-разному скрывать свою внутреннюю опустошенность, и В. Франкл приводит в качестве такого примера  «синдром менеджера», который он называет «болезнью одержимых карьеристов», когда стремление к смыслу подменяется стремлением к власти. В ускорении темпа жизни, так характерном для современного человека, Франкл усматривает отчаянную и безнадежную попытку справиться с экзистенциальной фрустрацией. В. Франкл в своих работах неоднократно подчеркивает, что стремление постичь смысл человеческой жизни и сомнения в том, что он есть – это не симптомы болезни, но собственно человеческие проявления (Франкл, В., 1993). В этом он полемизирует с Фрейдом, писавшим: «Как только человек начинает задумываться о смысле жизни и о своем предназначении, он, считай, уже болен» (Фрейд, З., цит. по Франклу, В., 1993). Франкл так «отвечает» ему в своей работе «Основы логотерапии»: «Озабоченность или даже отчаяние, которое человек испытывает в связи с никчемностью своей жизни, это духовное страдание, но никоим образом не психическое заболевание. Интерпретируя первое в терминах последнего, доктор может похоронить экзистенциальное отчаяние пациента под горой таблеток, тогда как на самом деле его задача состоит в том, чтобы провести пациента через экзистенциальный кризис роста» (Франкл, В., 1997).

Проявления  экзистенциальной фрустрации разнообразны. Некоторые люди могут жаловаться на пустоту и недовольство в конце рабочей недели – «воскресный невроз», когда свободное время заставляет человека осознать, что нет ничего, что он хотел бы делать. Причем Франкл указывает на увеличение частоты встречаемости этого явления с 26 % (1952 г.) до 37% (Франкл, В., 1993). Но, как подчеркивает И. Ялом, и работа больше не дает смысла. Он говорит о том, что большая часть выполняемых человеком работ лишена творческого потенциала и внутренней значимости. В качестве примера он приводит чиновников, занятых в бюрократической системе, и заводских рабочих, которые оказываются обезличенной частью большого механизма (Ялом, И., 1980).

Утрата смысла может проявляться в целом  ряде взаимосвязанных феноменов, среди  которых можно выделить следующие:

В самых различных  ситуациях человек переживает ощущение бессмысленности жизни, пустоты и потерянности. Это сопровождается негативным эмоциональным фоном, преобладающим чувством скуки, неудовлетворенностью жизнью.

Человек перестает  переживать свои намерения, цели и виды осуществляемой им деятельности как субъективно значимые. У него отсутствуют чёткие сознательные представлений о направлении собственной жизни, намерения не переходят в конкретные цели; цели ограничиваются краткосрочной временной перспективой и не образуют иерархии.

Происходит сужение широты круга мотивов, которые человек осуществляет в своей деятельности, нарушение их иерархизации приводит к фрагментации деятельности.

Поведение человека регулируется в большей степени  потребностями, нежели ценностями, его  деятельность сводится к удовлетворению потребностей и соответствию социальным нормам.

У человека формируются  убеждения, которые отражают невозможность  смысла или его реализации. Ценности или не рефлексируются, или рассматриваются  как абстрактные, неспособные побудить человека к реальной деятельности.

(Леонтьев, Д.А., Осин, Е. Н., 2007)

Сальвадор Мадди  писал о том, что значительную часть современной психопатологии можно объяснить, используя термин «всепроникающая бессмысленность». Он предлагал рассматривать следующие  три клинические формы экзистенциального заболевания: крусадерство, нигилизм и вегетативность.

Крусадерство (от сrusade – «крестовый поход», крестопоходничество) С. Мадди иначе называет «идеологическим  авантюризмом». Таких людей он сравнивает с профессиональными демонстрантами. Они с головой погружаются в дело, которое кажется им важным и значимым, и, как только оно закончено, сразу же стремятся занять себя чес-то новым, чтобы «…остаться на шаг впереди преследующей их бессмысленности» (Ялом, И., 1980). Таким образом, С. Мадди предлагает рассматривать крусадерство как компульсивную реакцию на переживание отсутствия смысла (Мадди, С., 1979, цит. по Ялому, И., 1980).

Нигилизм С. Мадди определяет как активную склонность дискредитировать деятельность, имеющую  смысл для других. Эта черта находит проявление во всех сферах жизни человека. Кроме того, важно отметить, что в последнее время нигилизм все чаще воспринимается как просвещенный, утонченный подход к жизни (Мадди, С., 1979, цит. по Ялому, И., 1980). Говоря о нигилизме, В. Франкл вновь подчеркивает связанную с ним опасность редукционизма, который лишает человека «духовного» измерения: «…нигилизм не выдает себя разговорами о Ничто, а маскируется словосочетанием "не более чем"…Человек - это не более чем биохимический механизм, приводимый в движение системой процессов окисления, питающих энергией компьютеры" (Франкл, В., 1990). Можно процитировать самого Мадди, который предельно точно выразил суть нигилизма: такой человек «… проворно докажет, что любовь не альтруистична, а эгоистична, что филантропия является способом искупить вину, что дети скорее порочны, чем невинны, что лидеры скорее тщеславны и одержимы желанием власти, чем вдохновлены великим видением, что труд не продуктивен, а скорее являет собой тонкий покров цивилизации, скрывающий монстра в каждом из нас» (Мадди, С., 1979, цит. по Ялому, И., 1980).

Вегетативность, по мнению С. Мадди, отражает крайнюю  степень бесцельности. Человек, страдающий этой формой экзистенциального заболевания, не стремится дискредитировать смыслы других людей, он не склонен компульсивное искать смысл в благородных делах; он глубоко погружен в собственное переживание отсутствия смысла и ощущает бесцельность и апатию. Когнитивные проявления этого состояния заключаются в том, что человек не может поверить в значимость и ценность какого-либо жизненного усилия. Аффективные проявления характеризуются состоянием глубокого умиротворения и скуки, которое чередуется с эпизодами депрессии. Наконец, поведенческие проявления состоят в снижении уровня активности и в отсутствии избирательности поведения (Мадди, С., 1979, цит. по Ялому, И., 1980).

Помимо описанных  проявлений синдрома бессмысленности, И. Ялом предлагает рассматривать компульсивную  активность как характерную проблему, с которой часто обращаются за помощью к психотерапевту. Он описывает паттерн маниакальной активности, которая истощает энергию человека, из-за чего проблема смысла теряет свою остроту. Когда пациент встречается с жизнью непосредственно, без своей компульсивной активности, она нередко кажется ему плоской, неинтересной, бессмысленной (Ялом, И., 1980. Рассматривая эту проблему, необходимо ответить на вопрос: как дифференцировать деятельность, смысл которой сводится к заполнению пустоты, от деятельности, которая привносит уникальный смысл в жизнь человека. Большанин А. Ю., работающий в основном с пациентами, страдающими от различных зависимостей, предлагает ввести понятия «заполнения» и «наполнения» жизни. Цель заполнения – это ликвидация абсолютной пустоты, наполнение – это расширение характеристик или возможностей, это добавление к чему-то, уже имеющемуся (Большанин, А. Ю., 2009).

Информация о работе Логотерапия В. Франкла как экзистенциальная парадигма