Логотерапия В. Франкла как экзистенциальная парадигма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:25, реферат

Описание работы

Логотерапия – это не только психологическая школа, имеющая под собой серьезную философскую базу, это еще и эффективный практический подход, который успешно используется для оказания психотерапевтической помощи людям с различными запросами и проблемами

Файлы: 1 файл

логотерапия.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

По мнению В. Франкла, экзистенциальная фрустрация не является болезнью сама по себе, но может становиться патогенным фактором для развития невротических расстройств. На ее почве может развиться невроз, но так происходит не всегда. Если же экзистенциальный вакуум, переживаемый пациентом, заполняется симптомами, то он перерастает в особое расстройство, названное В. Франклом ноогенным неврозом. Ноогенные неврозы возникают не в связи с конфликтами между влечением и сознанием, а из-за конфликтов между различными ценностями, на основе нравственных конфликтов. Франкл утверждал, что неврозом может заболеть человек, находящийся в напряжении конфликта с совестью или под давлением духовных проблем, и человек, переживающий экзистенциальный кризис. Фрустрированная потребность в смысле жизни может компенсироваться стремлением к власти, к удовольствию (часто в виде сильного сексуального влечения), психогенными неврозами. Поэтому логотерапия показана в случае не только ноогенных, но и психогенных неврозов (Франкл, В., 2000).

Ноогенный невроз может проявляться во множестве  форм неспецифической клинической  симптоматики: например, в виде алкоголизма, наркотической зависимости, суицидального поведения, депрессии, навязчивости, девиантного поведения, гипертрофированной сексуальности или безрассудства что во всех случаях сочетается с экзистенциальной фрустрацией, с блокированной волей к смыслу (Леонтьев, Д.А., Осин, Е. Н., 2007). Можно отметить, что с феноменами, которые описывает В. Франкл, пересекается предложенное А. Маслоу понятие «метапатологий», которое он описывает следующим образом: «если нет ценностей, руководящих жизнью, то можно не быть невротиком, но, тем не менее, страдать от когнитивных и духовных расстройств, поскольку в определённой степени связь с действительностью искажена и нарушена» (Маслоу, А., 1999, цит. по Леонтьеву, Д.А., Осину, Е. Н., 2007).

В книге «Страдание от бессмысленности жизни» В. Франкл анализирует причины агрессивности и враждебности, оспаривая тезисы фрейдистской теории агрессивности и биологической теории Конрада Лоренца. В. Франкл пишет, что если рассматривать проблему агрессии на антропологическом уровне, можно прийти к выводу, что у людей важными факторами агрессивности являются неудовлетворенное стремление к смыслу, разочарование в жизни чувство бессмысленности существования. Изучая этот вопрос, В. Франкл вновь поднимает проблему ответственности и свободы воли; он пишет о том, что от анализа зоологического феномена «агрессии» необходимо перейти к анализу человеческого феномена «ненависти», что нужно транслировать людям ответственность за его поступки, а не редуцировать все до действия бессознательных механизмов и влечений. «Эскалация агрессии происходит прежде всего там, где царит экзистенциальный вакуум», - пишет В. Франкл (Франкл, В., 1993).

Он также  говорит о том, что сексуальное  либидо нагнетается только в условиях экзистенциального вакуума, что  становится причиной сексуальных расстройств на нервной почве: «…экзистенциальная фрустрация нередко выливается в сексуальную компенсацию» (Франкл, В., 1997). Франкл пишет, что обособление сексуальных чувств нарушает целостность личности и способствует развитию невроза. Здесь уместно вспомнить его идею трех типов отношения к человеку, основанную на концепции трех уровней (биологический, психологический и духовный) существования человека (Франкл, В., цит. по Летуновскому, В. В., 2001). Сходную мысль высказывает И. Ялом, подчеркивая тот факт, что нередко за сексуальными проблемами, с которыми клиент обращается к терапевту, скрываются проблемы экзистенциального порядка (Ялом, И., 1980).

Франкл, описывая возможности применения логотерапии  на практике при работе с клиентами  в состоянии экзистенциального  вакуума и ноогенного невроза, обозначил следующие важные принципы. Во-первых, гуманные отношения. Логотерапия – это сбалансированный процесс, в котором важны не только продуманные терапевтические стратегии, но и «Я-Ты» отношения. Во-вторых, углубление экзистенциального осознания: пациентам необходимо помочь осознать конечность жизни и существование неизбежных ограничений, ему нужно делегировать ответственность за свою жизнь. В-третьих, это основной принцип логотерапии, о котором подробно было сказано выше – фокусирование на поисках смысла (Франкл, В., цит. по Летуновскому, В. В., 2001)

 

2.2 Суицидальное  поведение как крайняя степень  выраженности экзистенциального  вакуума

Описывая, как  экзистенциальный кризис и переживание  бессмысленности может толкнуть человека к самоубийству, Ирвин Ялом приводит цитату из автобиографических материалов Льва Толстого: «Вопрос, который на пятидесятом году привел меня к намерению самоубийства, был самым простым из вопросов, лежащим в душе каждого человека от недоразвитого ребенка до мудрейшего из мудрецов: "Что произойдет из того, что я делаю сейчас и могу делать завтра? Что произойдет из всей моей жизни?" Выражая это иначе: "Почему я должен жить? Почему я должен чего-то желать? Почему я должен что-либо делать?" Снова иными словами: "Есть ли в моей жизни какой-то смысл, который не будет разрушен неизбежной смертью, ждущей меня?"» (Толстой, Л. Н., 1929, цит. по Ялому, И.). А. Камю, философ-экзистенциалист, в свой работе «Миф о Сизифе» высказывал мнение, что единственный поистине серьезный философский вопрос – вопрос о самоубийстве, о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой. Он пишет: «Я видел, как много людей умирает потому, что жизнь для них больше не стоила того, чтобы жить. Из этого я делаю вывод, что вопрос о смысле жизни – самый насущный» (Камю, А.).

В своей книге  «Страдание от бессмысленности жизни» В. Франкл обращается к проблеме суицидального  поведения как крайней степени  выраженности переживания бессмысленности. Он приводит данные статистики, свидетельствующие  о том, что у американских студентов самоубийство занимает второе место среди основных причин смертности после дорожно-транспортных происшествий. Число суицидальных попыток без летального исхода в пятнадцать раз превышает количество законченных самоубийств. Университетом штата Айдахо был проведен опрос шестидесяти студентов, пытавшихся покончить с собой. Отвечая на вопрос о мотивах этого поступка, 85 % опрошенных заявили, что не видели никакого смысла в своей жизни. Франкл обращает внимание на тот факт, что в большинстве своем это были психически и физически здоровые молодые люди, которые жили в хороших условиях и не имели трудностей с удовлетворением своих житейских потребностей (Франкл, В., 1993). По данным ВОЗ (2003), рост суицидов среди людей до 45 лет не зависит от уровня индустриализации и богатства страны (цит. по Войцеху, В. Ф., 2008).

В. Франкл приходит к выводу, что должно быть какое-то свойство, заложенное в самой природе  человека, котрое бы «оправдывало»  их стремление покончить с собой. Как уже упоминалась, с 1933 по 1937 гг. он работал в кризисном стационаре, и за четыре года принял более трех тысяч неудачливых суицидентов. Перед ним стояла непростая задача дифференциальной диагностики, ему нужно было принять решения о том, пора ли выписывать суицидентов из стационара, и от этого решения могли зависеть жизни людей. Он нашел решение проблемы, задавая людям вопрос «Почему же нет?», почему они не хотят больше покончить с собой. Люди, по-прежнему готовые к самоубийству, не могли сформулировать какой-то конкретный смысл оставаться в живых, не могли назвать причину для этого (Леонтьев Д. А., 2005).

В. Франкл рассматривает  феномен самоубийства с позиций  концепции воли к смыслу. Рассуждая  о том, какие причины могут  подтолкнуть человека к тому, чтобы  лишить себя жизни, он придерживается мнения, что ни одно самоубийство не является оправданным. Франкл объясняет это тем, что оно делает невозможным реализацию ценностей отношения – духовный рост и обретение смысла в своих страданиях. Ведь каждый человек сталкивается в своей жизни с непреодолимыми трагическими данностями существования и экзистенциальной ограниченностью: он терпит поражения, он страдает и должен умереть. По мнению А. Лэнгле, человек всерьез задумывается о самоубийстве тогда, когда не видит перед собой иных возможностей: «В тяжелой жизненной ситуации он стоит перед зияющей пустотой бессмысленности своей дальнейшей жизни, в этом-то и заключается настоящая причина возникновения реальной опасности самоубийства» (Лэнгле, А., 2002). По его мнению, когда человек сталкивается с ударами судьбы, которые невозможно предотвратить, он не столько занят мыслью о том, какова причина его страданий (ведь он все равно не сможет повлиять на нее), сколько оказывается перед выбором: принять ли ему эти страдания или попытаться уклониться от них (через отрицание реальности, наркотики или, например, путем самоубийства) (Лэнгле, А., 2004). Об этом писал и русский философ Н. Бердяев, подчеркивая, что человеку трудно вынести бессмысленность страданий. «Страдание, смысл и цель которого сознаны, есть совсем уже иное страдание, чем страдание бесцельное и бессмысленное. Героическое переживание самых тяжких испытаний предполагает сознание смысла испытываемого», - говорит он (Бердяев, Н). Самоубийство не позволяет справиться с произошедшей бедой или несправедливостью, но лишь усугубляет ее. Чтобы пояснить эту мысль, В. Франкл сравнивает самоубийцу с шахматистом, который, получив тяжелую позицию, сметает с доски все фигуры, но не решает тем самым шахматную проблему (Франкл, В., 2000). «В конечном счете самоубийца не боится смерти – он боится жизни», - писал В. Франкл (Франкл, В.).

Существуют  исследования, демонстрирующие, что  наличие смысла в жизни является важным профилактическим фактором, в  частности, при высокой, а также  средней и низкой депрессивности сохраняется значимая отрицательная корреляция осмысленности жизни с суицидальными тенденциями (Heisel, Flett, 2007, цит. по Леонтьеву, Д. А., 2008). Д. А. Леонтьев подчеркивает, что наименее склонны к суициду люди, живущие подлинной жизнью, которая не завершилась раньше смерти: «Когда из переживания человеком жизни пропадают смысл, ценность и надежда, его жизнь начинает останавливаться; он начинает умирать» (Jourard, 1971, цит. по Леонтьеву, Д. А., 2008). Это может не проявляться прямо в суицидальных попытках, но выражаться в убийстве времени, в убийстве опыта – в таких своеобразных формах жизнеразрушения (Леонтьев Д. А., 2008). Так, М. П. Гусакова предлагает рассматривать суицид как своеобразный способ обретения смысла, когда другие возможности для этого уже исчерпаны (Гусакова, М. П., 2000, цит. по Леонтьеву, Д. А., 2008). Н. Г. Валенурова подчеркивает, что даже самоубийца ищет смысл, но не в жизни, а в смерти (Валенурова, Н. Г., 2004). В зарубежных исследованиях по суицидологи нередко используется так называемый опросник «причин для жизни» (Reasons for Living Inventory, 1983), такие причины являются важным фактором, препятствующим развитию депрессивных состояний, переживания одиночества и безнадежности (Леонтьев, Д. А., 2008).

Жизнь, лишенная смысла, теряет свою ценность, и это может приводить к радикальному решению о бессмысленности дальнейшего существования. В. Франкл приводит следующие слова американского социолога Уильяма Ирвина Томпсона: «Люди не являются предметами, подобно столам или стульям, и, если они обнаруживают, что их жизнь редуцируется к простому существованию столов или стульев, они совершают самоубийство» (Томпсон, У. И., цит. по Франклу, В., 2000). По этой причине совершается большое число самоубийств. Кроме того, с этим тесто связан феномен «пассивных самоубийств», когда человек, страдающий каким-то заболеванием, отказывается от лечения, не видя смысла в том, чтобы продолжать борьбу за существование (Попогребский, А. П.). А. Ю, Большанин отмечает, что у людей, обратившихся за психологической помощью в связи с различными зависимостями, имеет место переживание бесцельности и бессмысленности жизни, а также присутствуют суицидальные настроения или планы, а также суицидальные попытки в прошлом (Большанин, А. Ю., 2009).

Д. А. Леонтьев пишет, что с позиций экзистенциального миропонимания суицид может быть понят как дистанцированное отношение к собственной жизни, занятие произвольной и опосредованной позиции по отношению к ней, в отличие от непроизвольного и нерефлексивного «бытийствования» (Леонтьев Д. А., 2008). Феномен суицида переворачивает отношение к смерти и позволяет осознать ее как выбранную возможность. По мнению А. Камю и Ж.-П. Сартра, осознание возможности прекратить свою жизнь связано со становлением рефлексивного сознания. Но Д. А. Леонтьев особо подчеркивает тот факт, что нельзя рассматривать как однопорядковые явления осознание конечности жизни и возможности суицида и принятие решения о том, стоит ли продолжать жить. Первое он предлагает рассматривать как трансцендентное отношение к собственной жизни. В связи с этим можно вспомнить слова И. Ялома о том, что сама физически смерть уничтожает человека, но идея смерти спасает его (Ялом, И., 1980). И это совершенно не является причиной для суицидального поведения; по мнению Д. А. Леонтьева, у достаточно зрелой личности хватает смысловых ресурсов, чтобы, осознав эту возможность, отвергнуть ее и сказать «да» жизни (Леонтьев, Д. А., 2008).

Он выделяет два важных внутренних антсуицидальных  регулятора: позитивное содержание и  осмысленность жизни и чувство своего внутреннего центра, экзистенциального Я (Леонтьев, Д. А., 2008). Важно рассмотреть, как понимается последний тезис в экзистенциально-ориентированном подходе. Нередко бывает так, что человек полностью отождествляет себя со своей преходящей идентичностью в данный момент: профессией, статусом, молодостью, красотой. Потерю этого они рассматривают как достаточную причину для самоубийства, будучи убежденными в том, что у них есть «только одно возможное воплощение, только один способ жить и существовать» (Леонтьев, Д. А., 2008). Д. А. Леонтьев усматривает в самоубийстве своеобразное расщепление, когда субъективное Я убивает объективное Я, так как последнее дискредитировало себя (Леонтьев, Д. А., 2008). Здесь уместно вспомнит идею В. Франкла о трех измерениях человеческой экзистенции: физическом, психологическом и духовном (Франкл, В.). Экзистенциальное Я человека выступает как точка отсчета, из которой человек «исходит» (Бахтин, 2003), это по определению Дж. Бьюдженталя, его «внутренний центр» (цит. По Леонтьеву, Д. А, 2008). Психологическое Я человека – это его конкретная идентичность, которая может быть описана через определенные личностные характеристики. Экзистенциальное Я отождествляется с духовным, смысловым уровнем существования, а конкретная идентичность – с психологическим, но не телесным. Наиболее ярко такое разделение выражено в следующих словах: «…утраты значимых аспектов жизни и своей идентичности служат адекватным основанием для убийства идентичности, потерпевшей крах – но не тела!» (Джурард, С., 1971, цит. По Леонтьеву Д. А., 2008). Экзистенциальное Я - это источник ответственности за свою жизнь и свободы воли, возможности самостоятельно конституировать себя.

Д. А. Леонтьев, исследуя экзистенциальный смысл суицида, указывает на интересный парадокс: осознание выбора смерти как возможности повышает осмысленность жизни, а это – антисуицидальный фактор. Тогда получается, что смысл смерти у суицидентом является редуцированным, неполным, однобоким и бедным. Это схоже с тем, как В. Франкл понимал феномен самоубийства. «Смысл смерти есть ответственность за жизнь», пишет Д. А. Леонтьев (Леонтьев, Д. А., 2008). Человек, низведенный редукционистскими, биологизаторскими взглядами до образа неодушевленного механизма, пандетерминированного средовыми влияниями либо врожденными влечениями, не может принять на себя ответственность за свою жизнь.

Пожалуй, это  состояние наиболее ярко описывает  В. М. Достоевский в своем коротком рассказе «Приговор». «Приговор» - это  монолог самоубийцы. Его предсмертная записка завершается следующими словами: «…в моем несомненном качестве истца и ответчика, судьи и подсудимого, я присуждаю эту природу, которая так бесцеремонно и нагло произвела меня на страдание, - вместе со мною к уничтожению... А так как природу я истребить не могу, то и истребляю себя одного, единственно от скуки сносить тиранию, в которой нет виноватого» (Достоевский, Ф. М.)

Информация о работе Логотерапия В. Франкла как экзистенциальная парадигма