Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа
Для достижения поставленной цели нам необходимо будет выполнить следующие задачи:
Изучить основные подходы к понятию конфликт.
Углубленно рассмотреть такой вид конфликтов, как конфликты в малых группах.
Определить возможные механизмы урегулирования возникших межличностных конфликтов внутри малой группы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ…………………………………...5
1.1Сущность конфликтов, причины, функции и виды …………..………….5
Конфликты малых групп ………………………………………………….12
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В МАЛЫХ ГРУППАХ……………………………………………20
2.1 Методы урегулирования конфликтов в малых группах …….………….20
2.2 Профилактика конфликтов в малых группах ………………...…………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………34
Таким образом, то или иное явление только тогда является причиной конфликта, когда оно выступает для его субъектов как потребность. Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы или всего общества. Именно она является внутренним побудителем активности субъекта.
Но наличие потребности хотя и является необходимым, но еще недостаточным условием возникновения конфликта. Если удовлетворение потребности не затрагивает интересы, ценности и чувства других людей, то никакого конфликта не происходит. Если чистого воздуха или питьевой воды хватает на всех, люди из-за них не вступают в борьбу. Конфликт возникает тогда, когда наблюдается дефицит явлений, выступающих как потребности у людей, вступающих во взаимодействие. Только из-за недостатка на всех чистого воздуха или питьевой воды начинаются противостояние и противоборство.
Однако оказывается, что и этого необходимого фактора еще недостаточно для возникновения конфликта. Человек (социальная группа, общество) может объективно испытывать в чем-то нужду, но субъективно не осознавать то или иное явление как потребность. И в этом случае оно тоже не становится причиной конфликта. Другими словами, неосознанная потребность не выступает причиной конфликта. Так, люди объективно могут сильно нуждаться в витаминах или каком-либо лекарстве, новом типе власти или более прогрессивной организации производства, но если данные потребности неосознанны, из-за них конфликт не возникнет, даже если само лекарство или какие-либо другие объективные потребности являются дефицитными.
Причиной конфликта является только осознанная потребность, которая выступает как интерес. Однако не всякий интерес является причиной конфликта, а только тот, который связан с удовлетворением дефицитных потребностей, из-за овладения которыми и возникает противоречие и происходит столкновение сторон. Таким образом, конечная причина всякого социального конфликта — это противоречие интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и обществами.4
Кроме причины все конфликты имеют определенную структуру:
А) Конфликтующие стороны
– две или несколько
Б) Зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия.
В) Представления о ситуации – сложившиеся в зоне разногласий представления участников конфликта, очевидно, не совпадают, что создает почву для их столкновения.
Г) Мотивы – стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию установок, потребностей и т.д. Мотивация определяет формирование цели, которой хочет достигнуть индивид. Мотивы и цели сторон расходятся.
Д) Действия - конфликтующие стороны начинают вести себя так, что их действия сталкиваются и мешают другой стороне достичь своей цели.
Выделяют следующие этапы протекания конфликта:
На протяжении всех этапов конфликт всегда выполняет определенные функции. Они могут быть как позитивные, так и негативные.
К важнейшим негативным функциям конфликта относятся:
1. ухудшение социального
климата, снижение
2. неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга;
3. уменьшение сотрудничества
между конфликтующими
4. дух конфронтации, затягивающий
людей в борьбу и заставляющий
их стремиться больше к победе
во что бы то ни стало,
чем к решению реальных
5. материальные и эмоциональные затраты на решение конфликта.
Главными позитивными функциями конфликта являются:
Центральное место проблема
функциональных последствий конфликта
занимает в концепции М. Дойча. Деструктивным,
по мнению М. Дойча, конфликт является
в том случае «если его участники
недовольны исходом конфликта и
чувствуют, что что-то потеряли». Если
же все участники удовлетворены
и что-то получают в результате конфликта,
конфликт продуктивен. Автор проводит
зависимость внутригрупповой
1.2. Конфликты малых групп
Малая группа – это немногочисленная
по составу группа, члены которой
объединены общей социальной деятельностью
и находятся в непосредственном
личном общении, что является основой
для возникновения
Основные отличительные признаки:
Принято говорить о верхнем и нижнем количественных составах группы. Согласно мнению большинства ученых малая группа «начинается» с диады, но диада не может претендовать на роль универсальной модели малой группы, представляя собой лишь одну из разновидностей последней9. Что же касается количественного предела малой группы, т.е. максимально возможного ее предела, то мнения специалистов на этот счет расходятся, но на мой взгляд абсолютно правы исследователи, делающие акцент на функциональной целесообразности величины малой группы в разных сферах социальной практики. Андреева Г.М. обращает внимание на соответствие объема группы требованиям реализации ее основной общественной функции, справедливо полагая, что «если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний»»10.
Классификация малых групп.
Группы классифицируются по нескольким
различающимся между собой
Лабораторные – Естественные группы. Лабораторные – группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях. Естественные – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях.
Организованные – Спонтанные
группы. Те и другое относятся к
категории естественных групп. Организованные
(формальные, официальные) группы –
элементарные ячейки социальной организации,
возникновение которых
По степени открытости, доступности группы влиянию окружающей ее социальной среды, общества выделяют Открытые – Закрытые группы.
Исходя из фактора продолжительности существования группы, выделяют Стационарные и Временные группы. К последним относятся не обязательно только лабораторные, но и естественные группы.
По степени значимости для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на систему его установок, группы подразделяют на группы Членства и Референтные группы. Группа может рассматриваться просто как место пребывания индивида в социуме, далеко от его установок и ценностных ориентаций. Это группа членства. Референтная группа – это группа, чьи нормы и ценности индивид разделяет, соотнося с ней свои установки, причем делает это независимо от членства в данной группе.
Английский психолог М.Аргайл предложил иную классификацию малых групп, в основу которой он положил специфику взаимоотношений в естественных жизненных группах, выделив пять возможных их разновидностей:
- семью;
- подростково-юношеские группы;
- рабочие группы;
- комитеты и группы по решению проблем;
- тренинговые и терапевтические группы.
Семья – модель малой группы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия и неформальных отношений.
Подростково-юношеские
группы – модель малых групп
с выраженной досуговой
Рабочие группы – модель
малых групп с четкой трудовой
направленностью и
Комитеты и группы по решению проблем – модель коммуникативных малых групп.
Тренинговые и терапевтические
группы – не являются моделью какой-либо
разновидности естественных групп,
символизируют собой созданную
психологами некую
Основными факторами возникновения конфликтов в малой группе с точки зрения К. Левина является представление о том, что большую часть своей жизни взрослый человек действует не просто как индивид, но и как член социальной группы.
В качестве наиболее важного фактора, определяющего частоту конфликтов в группах, Левин называет общий уровень напряжения, в котором существует человек или группа. Приведет ли конкретное событие к конфликту – в решающей степени зависит от уровня напряжения или социальной атмосферы в группе. Особое значение, по его мнению, при этом приобретают:
1. Степень удовлетворенности
– неудовлетворенности
2. «Количество пространства
свободного движения» человека.
Достаточное пространство
3. Внешний барьер: наличие или отсутствие возможностей выйти из неприятной ситуации. Напряжение или конфликт часто ведут к тенденции покинуть эту ситуацию. Если это возможно, сильное напряжение не будет развиваться. Напротив, отсутствие такой возможности провоцирует развитие сильного напряжения и конфликта.
4. Степень совпадения
или расхождения целей членов
группы. Левин отмечает, что в
групповом взаимодействии
Т. Полозова, автор ряда работ
по проблемам внутригрупповых
«1) несовместимость индивидуально-
Информация о работе Механизмы возникших межличностных конфликтов в малых группах