Механизмы возникших межличностных конфликтов в малых группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели нам необходимо будет выполнить следующие задачи:
Изучить основные подходы к понятию конфликт.
Углубленно рассмотреть такой вид конфликтов, как конфликты в малых группах.
Определить возможные механизмы урегулирования возникших межличностных конфликтов внутри малой группы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ…………………………………...5
1.1Сущность конфликтов, причины, функции и виды …………..………….5
Конфликты малых групп ………………………………………………….12
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В МАЛЫХ ГРУППАХ……………………………………………20
2.1 Методы урегулирования конфликтов в малых группах …….………….20
2.2 Профилактика конфликтов в малых группах ………………...…………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Терешонок гр.1400..docx

— 82.88 Кб (Скачать файл)

Таким образом, то или иное явление только тогда является причиной конфликта, когда оно выступает для его субъектов как потребность. Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы или всего общества. Именно она является внутренним побудителем активности субъекта.

Но наличие потребности  хотя и является необходимым, но еще  недостаточным условием возникновения  конфликта. Если удовлетворение потребности не затрагивает интересы, ценности и чувства других людей, то никакого конфликта не происходит. Если чистого воздуха или питьевой воды хватает на всех, люди из-за них не вступают в борьбу. Конфликт возникает тогда, когда наблюдается дефицит явлений, выступающих как потребности у людей, вступающих во взаимодействие. Только из-за недостатка на всех чистого воздуха или питьевой воды начинаются противостояние и противоборство.

Однако оказывается, что  и этого необходимого фактора  еще недостаточно для возникновения конфликта. Человек (социальная группа, общество) может объективно испытывать в чем-то нужду, но субъективно не осознавать то или иное явление как потребность. И в этом случае оно тоже не становится причиной конфликта. Другими словами, неосознанная потребность не выступает причиной конфликта. Так, люди объективно могут сильно нуждаться в витаминах или каком-либо лекарстве, новом типе власти или более прогрессивной организации производства, но если данные потребности неосознанны, из-за них конфликт не возникнет, даже если само лекарство или какие-либо другие объективные потребности являются дефицитными.

Причиной конфликта является только осознанная потребность, которая  выступает как интерес. Однако не всякий интерес является причиной конфликта, а только тот, который связан с  удовлетворением дефицитных потребностей, из-за овладения которыми и возникает противоречие и происходит столкновение сторон. Таким образом, конечная причина всякого социального конфликта — это противоречие интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и обществами.4

Кроме причины все конфликты  имеют определенную структуру:

А) Конфликтующие стороны  – две или несколько конфликтующих  сторон, кроме того, могут быть и  другие участники – сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы.

Б) Зона разногласий –  предмет спора, факт или вопрос, вызвавший  разногласия.

В) Представления о ситуации – сложившиеся в зоне разногласий  представления участников конфликта, очевидно, не совпадают, что создает  почву для их столкновения.

Г) Мотивы – стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию установок, потребностей и т.д. Мотивация  определяет формирование цели, которой  хочет достигнуть индивид. Мотивы и  цели сторон расходятся.

Д) Действия -  конфликтующие  стороны начинают вести себя так, что их действия сталкиваются и мешают другой стороне достичь своей  цели.

Выделяют следующие этапы  протекания конфликта:

  1. Предконфликтная ситуация – положение дел накануне конфликта.
  2. Инцидент – первая стычка конфликтантов.
  3. Эскалация – конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов – действий и противодействий конфликтующих сторон.
  4. Кульминация – верхняя точка эскалации, обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы.
  5. Завершение конфликта – сравнение цены конфликта и цены выхода из конфликта позволяет решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт. Завершение конфликта может достигаться  потому, что конфликтанты устают враждовать и приспосабливаются к сосуществованию. Чаще конфликт завершается посредством специальных усилий, направленных на его разрешение.
  6. Постконфликтная ситуация – последствия конфликтов: позитивные, негативные5.

На протяжении всех этапов конфликт всегда выполняет определенные функции. Они могут быть как позитивные, так и негативные.

К важнейшим негативным функциям конфликта относятся:

1. ухудшение социального  климата, снижение производительности  труда, увольнение части работников  в целях разрешения конфликта;

2. неадекватное восприятие  и непонимание конфликтующими  сторонами друг друга;

3. уменьшение сотрудничества  между конфликтующими сторонами  в ходе конфликта и после  него;

4. дух конфронтации, затягивающий  людей в борьбу и заставляющий  их стремиться больше к победе  во что бы то ни стало,  чем к решению реальных проблем  и преодолению разногласий;

5. материальные и эмоциональные  затраты на решение конфликта.

Главными позитивными  функциями конфликта являются:

  1. конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать;
  2. он играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают дуг друга;
  3. конфликт способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников;
  4. он снимает «синдром покорности», стимулирует активность людей;
  5. он стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости;
  6. в возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей по их моральным качествам – стойкости, мужеству и т.д., для выдвижения и формирования лидеров;
  7. развязывание конфликта снимает подспудную напряженность и дает ей выход;
  8. конфликт выполняет диагностическую функцию (иногда полезно даже спровоцировать его, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел)6.

Центральное место проблема функциональных последствий конфликта  занимает в концепции М. Дойча. Деструктивным, по мнению М. Дойча, конфликт является в том случае «если его участники  недовольны исходом конфликта и  чувствуют, что что-то потеряли». Если же все участники удовлетворены  и что-то получают в результате конфликта, конфликт продуктивен. Автор проводит зависимость внутригрупповой ситуации при конфликте от характера взаимосвязей между членами группы. И делает вывод о том, что конфликт между  сторонами, находящимися в кооперативной  взаимосвязи, менее разрушителен, нежели имеющий место между участниками  конкурентного процесса7

 

 

1.2.  Конфликты малых групп

 

 

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой  объединены общей социальной деятельностью  и находятся в непосредственном личном общении, что является основой  для возникновения эмоциональных  отношений, групповых норм и групповых  процессов8.

Основные отличительные  признаки:

    • прямой контакт между индивидами, входящими в состав группы;
    • непосредственное взаимодействие и взаимовлияние членов группы;
    • наличие общей цели и общей деятельности, которая превращается в идентификацию; идентичность с точки зрения других людей из вне;
    • общность нравов, привычек, обычаев;
    • некоторая продолжительность существования в пространстве и во времени;
    • немногочисленность по составу.

Принято говорить о верхнем  и нижнем количественных составах группы. Согласно мнению большинства ученых малая группа «начинается» с диады, но диада не может претендовать на роль универсальной модели малой  группы, представляя собой лишь одну из разновидностей последней9. Что же касается количественного предела малой группы, т.е. максимально возможного ее предела, то мнения специалистов на этот счет расходятся, но на мой взгляд абсолютно правы исследователи, делающие акцент на функциональной целесообразности величины малой группы в разных сферах социальной практики. Андреева Г.М. обращает внимание на соответствие объема группы требованиям реализации ее основной общественной функции, справедливо полагая, что «если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний»»10.

Классификация малых групп.  Группы классифицируются по нескольким различающимся между собой основаниям и по дихотомическому принципу.

Лабораторные – Естественные группы. Лабораторные – группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных  заданий в лабораторных условиях. Естественные – группы, функционирующие  в реальных жизненных ситуациях.

Организованные – Спонтанные группы. Те и другое относятся к  категории естественных групп. Организованные (формальные, официальные) группы –  элементарные ячейки социальной организации, возникновение которых обусловлено  необходимостью реализации соответствующих  организационных функций.  Спонтанные (неформальные, неофициальные) группы – зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организованных групп, так и вне их, в процессе общения  индивидов, являясь результатом  взаимных психологических (эмоциональных) предпочтений последних.

По степени открытости, доступности группы влиянию окружающей ее социальной среды, общества выделяют Открытые – Закрытые группы.

Исходя из фактора продолжительности  существования группы, выделяют Стационарные и Временные группы. К последним  относятся не обязательно только лабораторные, но и естественные группы.

По степени значимости для индивида с точки зрения его  ориентации на групповые нормы и  ценности, влияния группы на систему  его установок, группы подразделяют на группы Членства и Референтные  группы.  Группа может рассматриваться  просто как место пребывания индивида в социуме, далеко от его установок  и ценностных ориентаций. Это группа членства. Референтная группа –  это группа, чьи нормы и ценности индивид разделяет, соотнося с ней  свои установки, причем делает это независимо от членства в данной группе.

Английский психолог М.Аргайл предложил иную классификацию малых  групп, в основу которой он положил  специфику взаимоотношений в  естественных жизненных группах, выделив  пять возможных их разновидностей:

- семью;

- подростково-юношеские  группы;

- рабочие группы;

- комитеты и группы  по решению проблем;

- тренинговые и терапевтические  группы.

Семья – модель малой  группы, в которой теснейшим образом  переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия и неформальных отношений.

 Подростково-юношеские  группы – модель малых групп  с выраженной досуговой ориентацией  и преобладающим развитием эмоциональных  отношений. 

Рабочие группы – модель малых групп с четкой трудовой направленностью и доминирующими  отношениями делового характера.

Комитеты и группы по решению  проблем – модель коммуникативных  малых групп.

Тренинговые и терапевтические  группы – не являются моделью какой-либо разновидности естественных групп, символизируют собой созданную  психологами некую искусственную  реальность11.

Основными факторами возникновения  конфликтов  в малой группе с  точки зрения К. Левина является представление  о том, что большую часть своей  жизни взрослый человек действует  не просто как индивид, но и как  член социальной группы.

В качестве наиболее важного  фактора, определяющего частоту  конфликтов в группах, Левин называет общий уровень напряжения, в котором  существует человек или группа. Приведет ли конкретное событие к конфликту  – в решающей степени зависит  от уровня напряжения или социальной атмосферы в группе. Особое значение, по его мнению, при этом приобретают:

1. Степень удовлетворенности  – неудовлетворенности потребностей  человека, особенно базисных, например  потребности в безопасности. Конфликты  будут более серьезными, если  вовлекаются центральные потребности.  Неудовлетворенные потребности  имеют тенденцию становиться  доминирующими, что объективно  увеличивает вероятность конфликтов.

2. «Количество пространства  свободного движения» человека. Достаточное пространство свободного  движения является условием удовлетворения  индивидуальных потребностей и  адаптации к группе. Напротив, ограниченность  «свободного движения» ведет  к росту напряжения.

3. Внешний барьер: наличие  или отсутствие возможностей  выйти из неприятной ситуации. Напряжение или конфликт часто  ведут к тенденции покинуть  эту ситуацию. Если это возможно, сильное напряжение не будет  развиваться. Напротив, отсутствие  такой возможности провоцирует  развитие сильного напряжения  и конфликта.

4. Степень совпадения  или расхождения целей членов  группы. Левин отмечает, что в  групповом взаимодействии конфликты  зависят от степени, в которой  цели участников противоречат  друг другу, и от их готовности  учитывать точку зрения другого12.

Т. Полозова, автор ряда работ  по проблемам внутригрупповых отношений  и конфликтов, считает, что конфликтообразующие  факторы делятся на две категории:

«1) несовместимость индивидуально-прагматических намерений, характеризующая поверхностный  слой эмоциональных непосредственных отношений в группе, и 

Информация о работе Механизмы возникших межличностных конфликтов в малых группах