Механизмы возникших межличностных конфликтов в малых группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели нам необходимо будет выполнить следующие задачи:
Изучить основные подходы к понятию конфликт.
Углубленно рассмотреть такой вид конфликтов, как конфликты в малых группах.
Определить возможные механизмы урегулирования возникших межличностных конфликтов внутри малой группы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ…………………………………...5
1.1Сущность конфликтов, причины, функции и виды …………..………….5
Конфликты малых групп ………………………………………………….12
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В МАЛЫХ ГРУППАХ……………………………………………20
2.1 Методы урегулирования конфликтов в малых группах …….………….20
2.2 Профилактика конфликтов в малых группах ………………...…………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Терешонок гр.1400..docx

— 82.88 Кб (Скачать файл)

2) противоречивость сложной  системы предметно-деятельностных  взаимосвязей, характеризующая глубинные  слои активности в группе».

Автором было выделено два  вида внутригрупповых конфликтов:

- предметно-деловые,

- личностно-прагматические.

Чем выше уровень развития группы, чем реже личностно-прагматические интересы являются причиной конфликтов внутри группы. И напротив, наиболее частыми причинами конфликтов становятся предметно-деловые разногласия13.

Робер М.-А. и Тильман Ф. в своей книге «Психология  индивида и группы» классифицируют различные источники конфликтов, установив возможные зоны разногласий.

1. Личный конфликт. Источник  конфликта А – Б находится  либо в А, либо в Б, или  даже в А, с одной стороны,  и в Б, с другой. Эта зона  характеризуется личностным напряжением,  вызывающим групповую напряженность  и завершающимся перестройкой  группы.

Пример: супружеский конфликт из-за чрезмерной зависимости одного из супругов.

2. Межличностный конфликт. В данном случае источник конфликта  кроется в отношениях между  двумя или несколькими членами  группы. В этом случае конфликт  коренится в жизни группы, групповой  динамике.

Пример: супружеский конфликт из-за эмоциональных трудностей на уровне пары.

3. Конфликты принадлежности.

а) А и Б образуют группу внутри какой-то большей группы. Трудности, существующие в этой большой группе, могут сказаться на конфликте  А и Б.

Пример: трудности, причиной которых являются родственники (родители супругов, дети) отражаются на супружеской  паре

б) А и Б образуют одну группу, в то время как Б составляет группу также с В. двойная принадлежность Б может вызвать конфликты  в группе А – Б.

Пример: конфликт супружеской  пары, вызванный отношениями или  требованиями, связанными с профессией мужа.

4. Межгрупповой конфликт. А и Б составляют группу. Как  группа они могут вступить  в конфликт с другой группой,  в которую не входит ни А,  ни Б. Этот внешний конфликт  может породить конфликт внутренний.

Пример: конфликт или напряженность  между супругами могут быть вызваны  затруднениями с предпринимателем, строившим дом по их заказу.

5. Социальный конфликт.  А и Б могут испытывать на  себе последствия разного рода  давлений (религиозных, моральных,  культурных, административных, экономических)  общества, в котором они живут.  Возможно, А и Б могут подвергаться  каждый разным давлениям (например: культурные различия) и вступить  в конфликт.

Пример: во время экономического кризиса муж - безработный, а жена нашла работу. В результате экономического положения, причина которого находится  вне семьи, но последствия которого влияют на супружескую пару, возникает  напряженность14.

Л. Козер  в своей революционной  книге «Функции социальных конфликтов», вышедшей в 1956 г., говорит, что социальные конфликты могут выполнять двоякого рода функции – негативные (деструктивные) и позитивные (конструктивные), а  также уделил довольно много внимания позитивным возможностям внутригрупповых  конфликтов. Его основные идеи сводятся к следующему.

Благодаря конфликту оказывается  возможным первичное установление единства или его восстановление, если оно было раннее нарушено. Однако не каждый тип конфликта будет  способствовать укреплению группы, равно  как и не во всех группах конфликт может реализовать подобные функции.

Характер группы будет  существенно влиять на особенности  возникающих в них  конфликтов, в частности на их функции.

 Так, Козер полагает, что чем группа теснее, тем  конфликт интенсивнее. Конфликт  в группах этого типа будет  угрожать самим их основам,  и следовательно, носить разрушительный  характер. В группах, члены которых  не столь тесно связаны между  собой, конфликт будет с известной  вероятностью менее деструктивным.

Значение имеет характер отношений группы с внешней средой. Так, группы, находящиеся в состоянии  противоборства с другими группами, будут иметь тенденцию к более  полному личностному вовлечению своих членов и к подавлению отклонений от группового единства. Большая терпимость к внутригрупповым конфликтам будет  характерна для групп, отношения  которых с внешней средой более  уравновешены

Позитивными для группы будут  являться те конфликты, которые не затрагивают  основы существования группы, способствуя  лишь переориентации норм и отношений, принятых в группе, соответственно возникшей необходимости. Напротив, если конфликт связан с важнейшими ценностями группы, он подрывает ее основы и несет в себе тенденцию  к ее разрушению. 15.

 

 

 

ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В МАЛЫХ ГРУППАХ

 

2.1. Методы урегулирования конфликтов в малых  группах

 

Конфликт по существу –  дисгармонизация межличностных  или внутригрупповых отношений, но это не означает указание на исключительно  разрушительные для жизнедеятельности  малой группы последствия его  протекания. Среди специалистов общепринято  мнение, что конфликты могут носить как деструктивный, так и конструктивный характер.

Роль конфликта в развитии группы. Тот факт, что благодаря  наличию внутригрупповых противоречий (а ведь именно противоречие и составляет суть конфликта) в значительной мере совершается развитие группы, переход  ее на новый, более высокий уровень  функционирования, дает основание говорить о вполне убедительном подтверждении  конструктивной точки зрения на конфликт. О том же свидетельствуют данные зарубежных и отечественных исследований конфликта16.

Робер М.-А и Тильман  Ф. в книге «Психология индивида и группы» выделяют следующие  последствия конфликтов в группе:

1. Образование подгрупп. Одним из стихийных выходов  из напряжения, испытываемого группой,  является образование подгруппы  или изменение в их распределении.  Этот феномен наблюдается особенно  в тех случаях, когда конфликт  возникает между двумя значительными  членами группы (борьба за лидерство). Разделение на две подгруппы  и скрытое разделение целей  (иногда лично для лидеров)  и сфер влияния может снять  – по крайней мере на время  – напряжение.

Пример: отношение между  старым мастером и молодым инженером. Подгруппы молодых и людей  более старшего возраста. Каждый создает  свою сферу влияния. И в результате достигается почти полное равновесие.

2.  Удаление инакомыслящих  членов. Вынужденное или стихийное  удаление (бегство) одного или  нескольких членов, разобщенных  или составляющих незначительное  меньшинство, также может ослабить  напряжение в группе, возникшее  в результате конфликта между  ее членами. Если влияние одного  из этих членов равно нулю  или сильно уменьшается, группа  стремиться изгнать его (если  он «спонтанно» уходит из группы ).

3. Выбор «козла отпущения». Конфликт может сопровождаться  агрессивной разрядкой напряжения  направленной на одного человека  или на меньшинство, которых  считают виновными в возникших  трудностях. Агрессивность, вылившаяся  на «козла отпущения», избавляет  группу от напряжения. Она может  сопровождаться или не сопровождаться  изгнанием козлов отпущения. Козлом  отпущения может быть маловлиятельный  индивид, руководитель, подгруппа  меньшинства или какая-нибудь  другая группа.

4. Организационные изменения  в группе. В результате напряжения  в группе происходят:

    • Изменения групповой цели или фиксация общей цели.

Примеры: мобилизация сил  одной группы против другой группы. Фиксация цели (особенно с надеждой на ее достижение) ослабляет напряжение, возникшее из-за внутренних распрей.

Разрешение конфликтов посредством  новой формулировки целей подгруппы  и личных обязанностей ее членов.

    • Изменение в плане действия, использование новых средств для достижения уже намеченной цели.

Примеры: если в случае конфликта  предусматривается процедура обсуждения и средства, способствующие убеждению  противника, то это уменьшает напряжение.

Предусматривается создание подкомиссии.

    • Реформы структур группы:

Примеры: централизация или  децентрализация предстает как  средство разрешения трудностей в группе.

5. Появление или смена  руководителя. Особым случаем изменения  или установления роли личности  в целях уменьшения напряжения  является смена руководителя: его  назначают или меняют.

Напряжение может быть устранено благодаря тому, что  бывший руководитель становится козлом отпущения и назначается новый  руководитель. Этот тип решения связан с культурной моделью, согласно которой, если группа «действует плохо», это  вина руководителя.

  1. Распад группы. Раскол членов и ликвидация группы является самым радикальным следствием внутреннего напряжения. Это происходит в том случае, когда силы распада в период напряженности были более активны, чем силы сплочения. Однако этот распад группы уменьшает напряжение внутри нее, по крайней мере, в момент принятия решения17.

Для того, что бы не было таких  последствий существуют определенные механизмы выхода из конфликтов. Способы  или тактики улаживания конфликтов столь же многообразны, как и сами конфликтные ситуации. Однако все  они могут быть сведены к следующим  четырем основным:

1) тактика ухода, или  избегания конфликта; 

2) силовое подавление, или  метод насилия; 

3) метод односторонних  уступок или приспособления;

4) тактика компромисса  или сотрудничества.

Нетрудно заметить, что  за основание в этой классификации  тактик управления конфликтом берется  степень готовности сторон пойти  навстречу друг другу в возникшем  противоборстве. 18

Рассмотрим каждую из этих тактик более детально.

Тактика избегания. Использовать стратегию избегания – это  значит сделать вид, что ничего не произошло. Просто проигнорировать  конфликтную ситуацию, оставить «сцены», на которой развертывается конфликт, самоустранится или физически или  же в психологическом смысле. Эта  тактика означает, что человек, оказавшийся  в конфликтной ситуации, предпочитает не предпринимать никаких конструктивных шагов по ее разрешению или изменению (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Хотя нередко бывает что  оба (или больше) конфликтатора понимают и видят это. Конфликт при этом может остаться существовать, и со временем может перейти в скрытый  конфликт. Если конфликт разрешается  с помощью этой стратегии поведения, то отношения не продвигаются дальше, на следующий уровень. Поэтому он больше подходит для формальных отношений, что особенно важно при совместном учебном процессе. Стратегия избегания  очень полезна, если конфликтуют  по пустым мелочам, если у вас нет  возможностей добиться решения конфликта  в пользу своих интересов, если вы уверены, что только время расставит  все на свои места, если вы не хотите брать на себя ответственность за решение. Эта стратегия поможет  вам сэкономить время и силы.

На первый взгляд может  показаться, что эта тактика должна оцениваться только негативно. Как  при взгляде со стороны, так и  при самоличной оценке. Но при более  внимательном рассмотрении оказывается, что, как и всякий метод, эта линия  поведения в конфликте имеет  свои плюсы и минусы.

Плюсы или достоинства  тактики избегания состоят в  следующем:

1) Она быстро осуществима,  поскольку не требует изыскания  ни интеллектуальных, ни материальных  ресурсов. Так, например, студент,  избегая конфликта, внутреннего  раздражения и прочих негативных  последствий, может не отвечать  на очередной вопрос поздно  вечером от одних и тех же  лиц: «А какие у нас завтра  пары?» Или «А что на завтра  задавали?», поскольку такие вопросы  не входят в его круг обязательно  решаемых задач.

2) Дает возможность отсрочить  или даже предотвратить конфликт, содержание которого является  несущественным с точки зрения  стратегических целей студентов.  Так, студент может закрыть  глаза, «не связываться» с другим  студентом из-за того, что любимое  место в аудитории или возле  «привычного» компьютера уже  занято.

Но в этой тактике есть и минусы или недостатки. Так, при  определенных условиях она может  повести к эскалации конфликта, поскольку причина, его вызвавшая, тактикой избегания не преодолевается, а только консервируется, И если эта проблема реальна, существенна, то это затягивание может привести только к обострению, а не улаживанию конфликта. Например: «закреплённый» за студентом компьютер может «незаметно прикрепиться» к другому студенту.

Тем не менее, несмотря на свои недостатки, эта тактика все же может быть применена при наличии  следующих конкретных условий:

1) при небольшой значимости  причин, породивших противоборство: если непосредственная причина,  породившая конфликт, является лишь  «верхушкой айсберга», лишь свидетельствует  о наличии других глубинных  предпосылок конфликта. (Заняли место?  Неприятно, конечно… Да шут  с ним! Их ещё вон сколько!)

Информация о работе Механизмы возникших межличностных конфликтов в малых группах