Механизмы возникших межличностных конфликтов в малых группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели нам необходимо будет выполнить следующие задачи:
Изучить основные подходы к понятию конфликт.
Углубленно рассмотреть такой вид конфликтов, как конфликты в малых группах.
Определить возможные механизмы урегулирования возникших межличностных конфликтов внутри малой группы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ…………………………………...5
1.1Сущность конфликтов, причины, функции и виды …………..………….5
Конфликты малых групп ………………………………………………….12
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В МАЛЫХ ГРУППАХ……………………………………………20
2.1 Методы урегулирования конфликтов в малых группах …….………….20
2.2 Профилактика конфликтов в малых группах ………………...…………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Терешонок гр.1400..docx

— 82.88 Кб (Скачать файл)

2) при некоторых временных  параметрах конфликта: если конфликт  возник в такое время, когда  нет возможности потратить его  на урегулирование противоборства. (Прозвенел звонок на пару и  преподаватель ждёт тишины в  аудитории. Неужели студент в  такой ситуации будет выяснять  отношения?)

3) при ограниченности  имеющихся сведений о конфликте,  отсутствии достаточной информации  и необходимости дополнительной  работы для сбора данных, которые  обеспечивали бы эффективное  завершение конфликта. (Студент опоздал  на пару и видел всей предыстории  захвата его персонального пространства)

4) при наличии у одной  из конфликтующих сторон более  мощных сил, которые в состоянии  быстро и успешно разрешить  конфликт. Например: Вне очереди  в гардероб перед студентом  из ниоткуда «материализовалась»  староста группы

Тактика ухода, или избегания  характеризуется и определенными  действиями участников конфликта, специфическими формами их поведения. Использование  этой тактики достаточно отчетливо  обнаруживается в следующих характерных  признаках поведения конфликтантов:

• утаивании, засекречивании информации, необходимой для урегулирования возникшего конфликта, с целью недопущения  его возможного обострения при ознакомлении людей с «взрывоопасной» информацией. (не работать на публику)

• отказе от признания самого факта существования причин конфликта  в расчете на то, что он так  или иначе решится сам собой, без активного участия противоборствующих сторон (пустить на «самотёк»)

• затягивании под теми или иными предлогами окончательного решения проблемы, вызвавшей противоборство.

Силовое подавление. Во многом противоположно рассмотренному способу  ухода силовое подавление, или  метод насилия. Использование его  свидетельствует о более высокой  степени готовности к разрешению конфликта, по крайней мере, у одной  из сторон (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Его сущность состоит в принудительном навязывании  одной из сторон своего решения.

Силовая модель решает конфликт по принципу: «сильный всегда прав». При  этом имеется в виду, как уже  неоднократно отмечалось, не только применение физической силы: насилие может принимать  формы административного, служебного и пр. воздействия. Например, в рамках учебной группы существуют более  сильный студент и более слабые. Сильный желает занять наиболее выгодное для него место в аудитории, которое  уже занято более слабым, тогда  прозвычит следующая фраза «Пересаживайся, а то…»

 Силовая тактика также  имеет свои специфические проявления  и на поведенческом уровне. Здесь  она выражается в следующих  поведенческих формах:

 • в использовании  преимущественно принудительных, силовых  методов воздействия при ограниченном  привлечении воспитательных средств,  которые в рассмотренных условиях  могут оказаться малоэффективными;

 • в применении  жесткого, приказного стиля общения,  рассчитанного на беспрекословное  подчинение одной стороны конфликта  другой;

 • в использовании  в целях обеспечения успеха  силовой тактики механизма конкуренции,  эти механизмы чаще всего используются  на практике в виде сочетания  средств наказания для нерадивых  и мер поощрения для добросовестных  работников.

Применима только при выполнении строго определенных условий:

 • наличие «партий  конфликтеров» и отсутствие «болота  конфликта»,

 • вмешательство авторитетных  и независимых посредников, 

 • рост числа невинных  жертв в конфликте, 

 • антагонизм интересов  и целей конфликтеров,

 • рост зоны разногласий  и границ конфликта, 

 • стадия развития  конфликта – «порочный круг», 

 • актуальный знак  конфликта – «минус-минус»,

 • примерно равный  баланс сил сторон,

 • большая длительность  конфликта, 

 • повышенный психологический  фон конфликта, 

 • цена сохранения  конфликта, больше цены выхода  из него.

Модель обеспечивает эффективное  и кардинальное преодоление конфликта, но грозит разрушением социальной системы, элементами которой были конфликтеры.

Метод односторонних уступок  или приспособления. Для успешного  применения этого метода также существует ряд специфических предпосылок, связанных с конкретными особенностями  конфликтной ситуации:

1) обнаружившаяся в ходе  конфликта явная ошибка, допущенная  одной из сторон, например, администрацией  завода, при установлении норм  выработки производимой продукции;  в этих условиях невозможен  ни уход от конфликта, ни  его силовое подавление, а единственно  возможной тактикой, которая поможет  администрации «сохранить лицо»  станет уступка работникам в  виде, например, снижения до разумного  предела норм выработки. Подобный  шаг администрации несомненно  будет воспринят как проявление  ее самокритичности, ее способности  к объективной оценке требований  работников, что в конечном итоге  поведет к укреплению единства  коллектива, повышению эффективности  его работы;

2) в условиях, когда значимость  необходимой уступки для одной  из сторон оказывается несопоставимой  с ее значением для другой  стороны. В этих обстоятельствах,  идя на некоторые небольшие  уступки, одна сторона предотвращает  возможность значительного выброса  конфликтной энергии другой стороной  и тем самым опять-таки добивается  восстановления согласия. Так, удовлетворив  просьбу сотрудника о предоставлении  кратковременного внеочередного  отпуска по семейным обстоятельствам,  руководитель не только предотвращает  возможный конфликт, но и приобретает  в лице этого сотрудника нового  союзника;

3) к тактике уступок  приходится прибегать тогда, когда  отказ от них грозит одной  из сторон значительно более  серьезным непосредственным уроном, когда складывается ситуация  выбора. Подобная ситуация нередко  возникает при ведении переговоров  с преступниками, захватившими  заложников.

Все же и метод односторонних  уступок имеет свои слабости: при  его применении выгоду получает лишь одна сторона, а вторая так или  иначе оказывается в убытке, что  рано или поздно может оказаться  источником новой напряженности. Например, когда студенты разбирают темы докладов, одному из студентов ее не хватает. Возникает конфликт между этим студентом (А) и  студентом, который уже отвечал (Б). В процессе спора студент Б  уступает свою тему студенту А при  этом он не получает дополнительный балл. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Тактика компромисса.  Более  надежным, эффективным методом регулирования  конфликта признается тактика компромисса (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), взаимных уступок, которая  в перспективе может стать  наиболее надежной основой долговременного  сотрудничества.

 Под компромиссом понимается  путь взаимных уступок, взаимовыгодной  сделки, создание условий для  хотя бы частичного удовлетворения  интересов противоборствующих сторон. Компромисс, таким образом, есть  вид соглашений, основанных на  взаимной корректировке позиций  обеих сторон по обсуждаемым  проблемам, поиск взаимоприемлемой  позиции по спорным вопросам.

 Для успешной реализации  этого метода необходим некоторый  комплекс благоприятных условий.  К числу таких условий можно  отнести: 1) готовность обеих сторон  к реализации своих целей путем  взаимных уступок; 2) полную невозможность  разрешения конфликта силовым  методом или способом ухода.

 В реализации этого  метода большую роль играет  такой универсальный механизм  регулирования конфликта, как  переговоры. Переговорный процесс,  проведение дискуссий в наибольшей  степени позволяют выявить точки  соприкосновения интересов противников,  так называемые «зоны согласия».  Применение тактики компромиссов  сопряжено с рядом трудностей, возникающих при практическом  использовании. Наиболее часто  возникают такие трудности:

1) отказ одной из сторон  от первоначально занятой позиции  из-за обнаружения в ходе переговоров  ее не реалистичности;

2) выработанное решение  из-за содержащихся в нем взаимных  уступок может оказаться противоречивым, нечетким и потому трудно осуществимым. Так, обещания, данные обеими сторонами  ускорить выполнение взаимных  обязательств, могут оказаться необеспеченными  ресурсами, которые у них реально  имеются;

3) содержащийся в любом  компромиссном соглашении в той  или иной степени элемент отказа  от первоначально занятой позиции,  ее некоторая корректировка могут  впоследствии повлечь за собой  оспаривание принятого решения.

Примером в студенческой среде такого поведения может  быть подготовка к какому-либо мероприятию. Команде предстоит выступление, и они не может определиться с  внешним видом. Одна половина команды  предлагает одеть черную одежду, а  другая белую. В итоге длительных обсуждений команда приходить к  компромиссу, т.е. принимает решение  смешать эти два цвета.

 Но, несмотря на эти  и некоторые другие трудности,  компромиссные решения являются  оптимальными для разрешения  конфликтной ситуации поскольку  они имеют много явных достоинств, важнейшие из которых состоят  в том, что они:

 • способствуют выявлению  и учету взаимных интересов,  будучи нацелены на взаимовыгодный  результат;

 • демонстрируют уважение  сторон к профессионализму и  достоинству друг друга.

Так же выделяют позитивные и негативние метода урегулирования конфликтов.

Негативные методы. Под  негативными методами понимаются такие, которые не следует использовать в конфликтной ситуации, если участники  хотят ее конструктивного разрешения, особенно в рамках рассмотренных  выше тактик.

- постоянное перебивание  партнера в ходе беседы, создание  препятствий к свободному выражению  им своей позиции; проявление  к другому своей личной неприязни,  антипатии; мелочные придирки, не  связанные с существом дела; принижение  партнера, негативная оценка его  личности; попытки запугать собеседника,  угрозы; подчеркивание разницы между  собой и партнером; преуменьшение  вклада партнера в общее дело  и преувеличение своих заслуг; систематические отказы в ответ  на конструктивные предложения  партнера, постоянное отрицание  справедливости его слов; проявления  неискренности, лицемерия. 

К числу негативных приемов  невербального уровня относятся: нарушение  персонального пространства партнера, пренебрежительные жесты в его  адрес и др.

Итак, всего этого надо избегать в условиях конфликта. Использование  подобных приемов может повести  к росту эмоциональной напряженности, к усилению конфликта, даже в условиях, когда его конструктивное разрешение кажется совсем близким. 19

Позитивные методы. Совсем иной характер носят позитивные методы регулирования конфликта. Они служат не только целям разрешения конфликтных  ситуаций, но могут играть и профилактическую роль, поэтому мы их разместили в  следующем пункте.

 

 

2.2.«Профилактика возникновения межличностных конфликтов в малых группах».

 

Как уже говорилось позитивные методы регулирования конфликта  служат не только для  разрешения конфликтных  ситуаций, но могут играть и профилактическую роль предупреждать конфликты, особенно деструктивные. Их можно условно  разделить на четыре группы:

1) Рекомендации самого  общего характера. К их числу  относятся такие правила, как  постоянное внимание к собеседнику,  способность терпеливо выслушивать  его; доброжелательное, дружелюбное,  уважительное отношение к нему; постоянное поддержание обратной  связи с собеседником, соответствующее  реагирование на его поведение;  некоторое замедление темпа, ритма  беседы в том случае, если обнаруживается, что собеседник излишне взволнован; стремление сопереживать партнеру, испытывать те же самые чувства,  которые характерны для человека, находящегося рядом с вами, т.е.  проявлять способность к сочувствию, эмпатию. 

2) Блок методов, которые  используются в начальной, преимущественно  еще дословесной фазе бесед,  переговоров, проводимых в целях  разрешения конфликтной ситуации. На этой фазе важно дать  возможность более полно выговориться  собеседнику, не пытаясь его  перебивать, дать ему возможность,  как говорят, "выпустить пар"; показать мимикой, жестами, что  вы понимаете состояние партнера; уменьшить обычно разделяющую  вас социальную дистанцию, даже  коснуться его плеча, улыбнуться.

3)  Основные рекомендации  на второй, основной фазе беседы  или переговоров можно свести  к следующему: нужно хотя бы  на короткое время отвлечь  или переключить внимание собеседника  с предмета конфликта, дать  ему небольшую передышку от  эмоционального напряжения, предложив  хотя бы выпить чашку кофе, закурить, или просто сказать  ему что-либо приятное: предложить  присесть, но желательно не напротив  друг друга; только после этих  предварительных поведенческих  акций следует приступить к  обсуждению проблемы, вызвавшей  конфликт; при этом полезно в  случае необходимости признать  и свою; нужно признать и правоту  собеседника в тех пунктах,  где он оказался прав; важно  в процессе обсуждения подчеркивать  общность, а не только различия  в интересах сторон; не менее  важно обратить внимание на  лучшие качества собеседника,  которые есть в партнере и  которые помогут ему справиться  со своим волнением и найти  оптимальный выход из сложившейся  ситуации; конечно, лучше всего  решить приведший к разногласиям  вопрос в кратчайшие сроки.

Информация о работе Механизмы возникших межличностных конфликтов в малых группах