Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа
Для достижения поставленной цели нам необходимо будет выполнить следующие задачи:
Изучить основные подходы к понятию конфликт.
Углубленно рассмотреть такой вид конфликтов, как конфликты в малых группах.
Определить возможные механизмы урегулирования возникших межличностных конфликтов внутри малой группы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ…………………………………...5
1.1Сущность конфликтов, причины, функции и виды …………..………….5
Конфликты малых групп ………………………………………………….12
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В МАЛЫХ ГРУППАХ……………………………………………20
2.1 Методы урегулирования конфликтов в малых группах …….………….20
2.2 Профилактика конфликтов в малых группах ………………...…………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………34
2) при некоторых временных
параметрах конфликта: если
3) при ограниченности
имеющихся сведений о
4) при наличии у одной
из конфликтующих сторон более
мощных сил, которые в
Тактика ухода, или избегания
характеризуется и
• утаивании, засекречивании
информации, необходимой для урегулирования
возникшего конфликта, с целью недопущения
его возможного обострения при ознакомлении
людей с «взрывоопасной»
• отказе от признания самого
факта существования причин конфликта
в расчете на то, что он так
или иначе решится сам собой,
без активного участия
• затягивании под теми или иными предлогами окончательного решения проблемы, вызвавшей противоборство.
Силовое подавление. Во многом
противоположно рассмотренному способу
ухода силовое подавление, или
метод насилия. Использование его
свидетельствует о более
Силовая модель решает конфликт
по принципу: «сильный всегда прав». При
этом имеется в виду, как уже
неоднократно отмечалось, не только применение
физической силы: насилие может принимать
формы административного, служебного
и пр. воздействия. Например, в рамках
учебной группы существуют более
сильный студент и более
Силовая тактика также
имеет свои специфические
• в использовании
преимущественно
• в применении
жесткого, приказного стиля общения,
рассчитанного на
• в использовании
в целях обеспечения успеха
силовой тактики механизма
Применима только при выполнении строго определенных условий:
• наличие «партий
конфликтеров» и отсутствие «
• вмешательство авторитетных и независимых посредников,
• рост числа невинных жертв в конфликте,
• антагонизм интересов и целей конфликтеров,
• рост зоны разногласий и границ конфликта,
• стадия развития конфликта – «порочный круг»,
• актуальный знак конфликта – «минус-минус»,
• примерно равный баланс сил сторон,
• большая длительность конфликта,
• повышенный психологический фон конфликта,
• цена сохранения конфликта, больше цены выхода из него.
Модель обеспечивает эффективное и кардинальное преодоление конфликта, но грозит разрушением социальной системы, элементами которой были конфликтеры.
Метод односторонних уступок
или приспособления. Для успешного
применения этого метода также существует
ряд специфических предпосылок,
связанных с конкретными
1) обнаружившаяся в ходе
конфликта явная ошибка, допущенная
одной из сторон, например, администрацией
завода, при установлении норм
выработки производимой
2) в условиях, когда значимость
необходимой уступки для одной
из сторон оказывается
3) к тактике уступок
приходится прибегать тогда,
Все же и метод односторонних уступок имеет свои слабости: при его применении выгоду получает лишь одна сторона, а вторая так или иначе оказывается в убытке, что рано или поздно может оказаться источником новой напряженности. Например, когда студенты разбирают темы докладов, одному из студентов ее не хватает. Возникает конфликт между этим студентом (А) и студентом, который уже отвечал (Б). В процессе спора студент Б уступает свою тему студенту А при этом он не получает дополнительный балл. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Тактика компромисса. Более
надежным, эффективным методом
Под компромиссом понимается
путь взаимных уступок,
Для успешной реализации
этого метода необходим
В реализации этого
метода большую роль играет
такой универсальный механизм
регулирования конфликта, как
переговоры. Переговорный процесс,
проведение дискуссий в
1) отказ одной из сторон
от первоначально занятой
2) выработанное решение
из-за содержащихся в нем
3) содержащийся в любом
компромиссном соглашении в
Примером в студенческой среде такого поведения может быть подготовка к какому-либо мероприятию. Команде предстоит выступление, и они не может определиться с внешним видом. Одна половина команды предлагает одеть черную одежду, а другая белую. В итоге длительных обсуждений команда приходить к компромиссу, т.е. принимает решение смешать эти два цвета.
Но, несмотря на эти
и некоторые другие трудности,
компромиссные решения
• способствуют выявлению
и учету взаимных интересов,
будучи нацелены на
• демонстрируют уважение сторон к профессионализму и достоинству друг друга.
Так же выделяют позитивные и негативние метода урегулирования конфликтов.
Негативные методы. Под негативными методами понимаются такие, которые не следует использовать в конфликтной ситуации, если участники хотят ее конструктивного разрешения, особенно в рамках рассмотренных выше тактик.
- постоянное перебивание
партнера в ходе беседы, создание
препятствий к свободному
К числу негативных приемов невербального уровня относятся: нарушение персонального пространства партнера, пренебрежительные жесты в его адрес и др.
Итак, всего этого надо
избегать в условиях конфликта. Использование
подобных приемов может повести
к росту эмоциональной
Позитивные методы. Совсем иной характер носят позитивные методы регулирования конфликта. Они служат не только целям разрешения конфликтных ситуаций, но могут играть и профилактическую роль, поэтому мы их разместили в следующем пункте.
2.2.«Профилактика возникновения межличностных конфликтов в малых группах».
Как уже говорилось позитивные методы регулирования конфликта служат не только для разрешения конфликтных ситуаций, но могут играть и профилактическую роль предупреждать конфликты, особенно деструктивные. Их можно условно разделить на четыре группы:
1) Рекомендации самого
общего характера. К их числу
относятся такие правила, как
постоянное внимание к
2) Блок методов, которые
используются в начальной,
3) Основные рекомендации
на второй, основной фазе беседы
или переговоров можно свести
к следующему: нужно хотя бы
на короткое время отвлечь
или переключить внимание
Информация о работе Механизмы возникших межличностных конфликтов в малых группах