Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:25, курсовая работа
Цель выполнения курсовой работы состоит в разработке дисциплины для освоения будущими психологами знаний «Психология стресса».
Задачи курсовой работы:
1. освоить способы отбора, группировки и обощения информации;
2. освоить умения выполнения рефераривных форм научной работы;
3. осовоить методы диагностики уровня сформированности знаний по психологическим дисциплинам;
4. ознакомить студентов со знаниями по данной дисциплине;
5. заложить основы педагогической, психологической и методической культуры будущего педагога-психолога.
Введение…………………………………………………………………….3
I раздел
Цели и задачи курса………………………………………………………..5
Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины……….7
Тематический план изучения курса……………………………………...8
Содержание учебной дисциплины…………………………………..……9
Темы практических и семинарских занятий………………………….....13
Перечень тем для рефератов……………….…………………………….15
Перечень вопросов к зачету………………………………………...……17
Рекомендуемая литература по курсу «Психология стресса ………......19
II раздел
План-конспект лекционного занятия……………………………………22
Практическое занятие 1…………………………………………………..28
Практическое занятие 2…………………………………………………..29
Семинарское занятие 1………………………………………………...…30
Семинарское занятие 2……………………………………………….…..31
Семинарское занятие 3…………………………………………………...32
III раздел
Дидактический тест………………………………………………………33
Ключ……………………………………………………………………….42
IV раздел
Глоссарий………………………………………………………………… 44
Заключение………………………………………………………………..48
Библиографический список………………………………………………49
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский профессонально-педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра педагогической психологии
Курсовая работа по дисциплине
«Методика преподавания психологии»
На тему: Методическая разработка рекомендаций по дисциплине
«Психология стресса»
для специальности 030301.65 «Психология профессионального развития» (031000)
Выполнил:
Студент: Евстифеева Е.П.
Группа: ПП-302
Проверил: Лебедева В.А.
Старший преподаватель кафедры
педагогической психологии
Екатеринбург 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
I раздел
Цели и задачи курса………………………………………………………..5
Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины……….7
Тематический план изучения курса……………………………………...8
Содержание учебной дисциплины…
Темы практических и семинарских занятий………………………….....13
Перечень тем для рефератов…………
Перечень вопросов к зачету………………………………………...……17
Рекомендуемая литература по курсу «Психология стресса ………......19
II раздел
План-конспект лекционного занятия……………………………………22
Практическое занятие 1…………………………………………………..28
Практическое занятие 2…………………………………………………..29
Семинарское занятие 1………………………………………………...…30
Семинарское занятие 2……………………………………………….…..31
Семинарское занятие 3…………………………………………………...32
III раздел
Дидактический тест………………………………………………………33
Ключ……………………………………………………………………
IV раздел
Глоссарий………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………49
Введение
Методические рекомендации по разработке учебно – методического комплекса дисциплины «Психология стресса» для специальности 03030165 Психология профессионального развития (031000).
Программа разработана в соответствии с учебным планом по данной специальности.
Разработанная дисциплина актуальна, но не является обязательной. Автор считает, что тема данной дисциплины актуальна, потому что в настоящее время в повседневной жизни человек подвержен стрессу. Очень важно знать и понимать механизмы стрессового воздействия, и какие явления для человека являются таковыми.
Цель выполнения курсовой работы состоит в разработке дисциплины для освоения будущими психологами знаний «Психология стресса».
Задачи курсовой работы:
1. освоить способы отбора, группировки и обощения информации;
2. освоить умения выполнения рефераривных форм научной работы;
3. осовоить методы диагностики уровня сформированности знаний по психологическим дисциплинам;
4. ознакомить студентов со знаниями по данной дисциплине;
5. заложить основы педагогической, психологической и методической культуры будущего педагога-психолога.
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального
образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Институт Психологии
Кафедра психологии профессионального развития
УТВЕРЖДАЮ:
И.о. директора института психологии
______________ Хасанова И.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины
«Психология стресса»
для студентов очного и заочного с полным сроком форм обучения
Специальности 03030165 Психология профессионального развития (031000)
Екатеринбург 2011
I раздел
Цели и задачи курса
Дисциплина «Психология стресса» по специальности 03030165 Психология профессионального развития (031000) направлена на изучение представлений о повелении человека попавшего в стрессовую ситуацию, о тех факторах, которые могут вызвать стрессовое состояние, а так же способах выхода из подобного состояния и методы работы с людьми, оказавшимися в такой ситуации.
Программа разработана в соответствии с логикой и структурой учебного плана по специальности 03030165 Психология профессионального развития (031000). Она предназначена как для методического обеспечения соответствующего курса, так и для организации самостоятельной работы студентов в ходе его освоения. В разработке дисциплины присутствует как лекционное занятие, так и практические, семинарские занятия. Изучение «Психологии чрезвычайных ситуаций» рассчитано на один семестр и завершается экзаменом.
Цель курса - формирование и развитие у будущих специалистов-психологов глубоких и прочных знаний об особенностях поведения человека, попавшего в чрезвычайную ситуацию.
Задачи курса:
1. усвоение студентами системы знаний об основных стрессовых факторах;
2. формирование у студентов представлений об особенностях психологии человека в чрезвычайных ситуациях;
3. развитие понимания о проблемах помощи человеку, попавшему в стрессовую ситуацию;
4. выработка у студентов системного взгляда на проблему переживания человеком стрессовых ситуаций.
Изучение «Психологии стресса» базируется на знаниях, полученных при изучении следующих дисциплин: «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития», «Психология труда».
Разработана для студентов РГППУ специальности психология профессионального развития, 4 курс, 8 семестр.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
1. Приобретение знаний о факторах стресса;
Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины
для студентов всех форм обучения
специальности 03030165 Психология профессионального развития (031000)
Объемы учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий |
Формы обучения | |||
Очная |
Заочная с полным сроком обучения | |||
| ||||
|
90 |
90 | ||
|
66 |
20 | ||
|
44 |
12 | ||
|
22 |
8 | ||
|
- |
- | ||
|
24 |
70 | ||
1.3.1.Курсовой проект (работа) |
- |
- | ||
1.3.2. Контрольная работа |
8 |
8 | ||
1.3.3. Расчетно-графическая работа |
- |
- | ||
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы |
16 |
62 | ||
| ||||
|
4 |
4 | ||
|
8 |
8 | ||
|
- |
- | ||
|
8 |
8 | ||
|
- |
- | ||
|
8 |
8 |
Тематический план изучения дисциплины
«Психология стресса»
для студентов всех форм обучения
специальности 03030165 Психология профессионального развития (031000)
Наименование тем и разделов |
Всего аудитор. часов |
В том числе | |
лекции |
практич. занятия | ||
Раздел I. Введение в психологию стресса |
2 |
2 |
2 |
Раздел II. Нормальный стресс |
16 |
12 |
4 |
Тема 1. Стресс: определение, история изучения. |
2 |
2 |
- |
Тема 2. Психофизиология стресса |
6 |
4 |
2 |
Тема 3. Психология стресса |
6 |
4 |
2 |
Тема 4. Влияние стресса на жизнь человека |
2 |
2 |
- |
Раздел III. Травматический стресс. Экстренная психологическая помощь |
34 |
24 |
10 |
Тема 1. Травматический стресс |
8 |
6 |
2 |
Тема 2. Экстренная психологическая помощь |
4 |
2 |
2 |
Тема 3. Организационные аспекты
оказания |
6 |
4 |
2 |
Тема 4. Отсроченные реакции на травматический стресс |
6 |
4 |
2 |
Тема 5. Посттравматическое стрессовое расстройство |
6 |
4 |
2 |
Тема 6. Переживание утраты |
4 |
4 |
- |
Раздел IV. Хронический стресс и профессиональное здоровье специалиста |
14 |
6 |
8 |
Тема 1. Профессиональный синдром выгорания |
4 |
2 |
2 |
Тема 2. Способы диагностики стресса |
2 |
- |
2 |
Тема 3. Основные способы профилактики |
2 |
- |
2 |
Тема 4. Профессиональное здоровье специалиста |
6 |
4 |
2 |
ВСЕГО: |
66 |
44 |
22 |
Содержание учебной дисциплины
Раздел I. Введение в психологию стресса
Тема 1. Введение в психологию стресса
Психология стресса как научная дисциплина. Предмет и особенности психологии стресса как научной отрасли. Раскрытие основных понятий: стресс, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация, кризисная ситуация и кризис, их взаимосвязь.
Раздел II. Нормальный стресс
Тема 2. Стресс: история изучения, определение понятия
Основные подходы в изучения стресса, как научного феномена. Зарубежные подходы в изучении стресса. Отечественные исследователи феномена «стресс». Современные представления ученых о стрессе и стрессорах. Кривая развития стрессовой ситуации. Понятие о качестве «стрессоустойчивость». Связь процессов нервной системы и феномена стрессоустойчивости. Влияние стресса на организм человека. Общий адаптационный синдром: понятие, механизмы.
Тема 3. Психофизиология стресса
Природа и механизмы возникновения стресса. Физиологические и психологические его проявления. Нервная система: анатомическое строение и функциональное деление. Механизмы стресса: стресс-реализующие и стресс-лимитирующие системы.
Тема 4. Психология стресса
Понятие психологического стресса. Психологические стрессоры. Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса. Виды (уровни) реакций человека на стресс. Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса.
Тема 5. Влияние стресса на жизнь человека
Влияние стрессовых факторов на организм человека. Негативное влияние стрессовых ситуаций на организм человека. Позитивное влияние на жизнь человека, использование этого механизма в деятельности.
Раздел III. Травматический стресс. Экстренная психологическая помощь.
Тема 1. Травматический стресс
Основные особенности экстремальных ситуаций, как основных факторов возникновения стресса. Симптомы острой реакции на стресс. Формы проявления реакции на стресс, их краткая характеристика. Приемы оказания экстренной помощи в зависимости от формы его проявления: страх, тревога, плач, истерика, апатия, чувство вины и стыда, двигательное возбуждение, нервная дрожь, гнев, злость, агрессия, острые реакции на стресс. Приемы помощи окружающим в стрессовой ситуации. Способы помочь себе в экстренном случае.
Тема 2. Экстренная психологическая помощь
Определение экстренной психологической помощи. Организация психологической помощи на месте чрезвычайной ситуации. Этапы экстренной психологической помощи. Этические принципы специалиста- психолога при работе в чрезвычайной ситуации. Методы и формы оказания экстренной психологической помощи.
Тема 3. Организационные вопросы при оказании экстренной психологической помощи
Организационная схема деятельности специалистов психологической службы на месте в экстренной ситуации. Общие принципы и основные профессиональные психологические методы психологической помощи, людям попавшим в сложную стрессовую ситуацию. Принципы и этические нормы специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации. Методы оказания экстренной психологической помощи. Методы психологической диагностики, используемы при оказании экстренной психологической помощи.
Информация о работе Методическая разработка рекомендаций по дисциплине