Методическая разработка рекомендаций по дисциплине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Цель выполнения курсовой работы состоит в разработке дисциплины для освоения будущими психологами знаний «Психология стресса».
Задачи курсовой работы:
1. освоить способы отбора, группировки и обощения информации;
2. освоить умения выполнения рефераривных форм научной работы;
3. осовоить методы диагностики уровня сформированности знаний по психологическим дисциплинам;
4. ознакомить студентов со знаниями по данной дисциплине;
5. заложить основы педагогической, психологической и методической культуры будущего педагога-психолога.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
I раздел
Цели и задачи курса………………………………………………………..5
Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины……….7
Тематический план изучения курса……………………………………...8
Содержание учебной дисциплины…………………………………..……9
Темы практических и семинарских занятий………………………….....13
Перечень тем для рефератов……………….…………………………….15
Перечень вопросов к зачету………………………………………...……17
Рекомендуемая литература по курсу «Психология стресса ………......19
II раздел
План-конспект лекционного занятия……………………………………22
Практическое занятие 1…………………………………………………..28
Практическое занятие 2…………………………………………………..29
Семинарское занятие 1………………………………………………...…30
Семинарское занятие 2……………………………………………….…..31
Семинарское занятие 3…………………………………………………...32
III раздел
Дидактический тест………………………………………………………33
Ключ……………………………………………………………………….42
IV раздел
Глоссарий………………………………………………………………… 44
Заключение………………………………………………………………..48
Библиографический список………………………………………………49

Файлы: 1 файл

курсач МПП.docx

— 97.75 Кб (Скачать файл)

Тема 4. Отсроченные реакции на травматический стресс

Психическая травма: понятие, особенности, возможные последствия. Травматический опыт: понятие, характеристика. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР): сущность, механизм, причины, симптомы. Краткий исторический очерк изучения феномена ПТСР. Диагностические критерии данного расстройства. Основные направления реабилитации. Суицидальное поведение: особенности, причины, меры профилактики. Реакция горя: особенности, последствия.

Тема 5. Переживание утраты

Переживание: понятие, особенности, характеристика. Этапы нормального горевания. Болезненные реакции горя. Задачи горя. Способы выхода из данного состояния. Особенности переживания утраты ребенком. Положительные стороны потери.

Раздел IV. Хронический стресс. Профессиональное здоровье специалиста.

Тема 1. Профессиональный синдром выгорания

Синдром выгорания: понятие, причины. Меры профилактика синдрома профессионального  выгорания. Система профилактики профессиональный дисструкций. Методы и приемы саморегуляции.

Тема 2. Диагностика стресса

Методы диагностики стресса. Проективные методики диагностики  стресса. Тестовые методики диагностики стресса.

Тема 3. Способы профилактики стресса

Метод релаксации: способы  быстрого переключения. Влияние режима дня на уязвимость стрессу. Способы  оказания помощи при остром стрессе: упражнения на дыхание. Аутоанализ личного стресса. Стрессовый стиль жизни и не стрессовый стиль.

 

Тема 4. Профессиональное здоровье специалиста

Понятие профессионального  здоровья. Этапы профессионального становления. Профессионально важные качества. Профессиональные деформации и деструкции. Синдром эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.

 

Темы практических и семинарских  занятий

Раздел II. Нормальный стресс.

Тема 3. Психофизиология стресса

    1. Семинарское занятие. Стресс-реализующие и стресс-

лимитирующие механизмы стресса.

    1. Семинарское занятие. Стресс как психический процесс.

Тема 4. Психология стресса.

  1.           Практическое занятие. Психологические стрессоры. Специфика стрессоров для разных возрастов.
  2.           Практическое занятие. Темперамент и стрессоустойчивость.
  3. Практическое занятие. Стресс и факторы стресса.

Раздел III. Травматический стресс. Экстренная психологическая помощь.

Тема 1. Травматический стресс.

  1. Семинарское занятие. Виды проявления травматического стресса.

Тема 2. Экстренная психологическая  помощь

  1. Практическое занятие. Способы оказания экстренной психологической помощи в экстренной ситуации.
  2. Практическое занятие. Приемы самопомощи.

Тема 3. Организационные аспекты оказания экстренной психологической

помощи в чрезвычайных ситуациях.

  1. Семинарское занятие. Этические нормы оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.
  2. Практическое занятие. Методы оказания экстренной помощи.

Тема 4. Отсроченные реакции  на травматический стресс.

  1. Семинарское занятие. Суицидальное поведение: особенности проявления у разных возрастов.
  2. Семинарское занятие. Суицидальное поведение: методы профилактики.

Тема 5. Посттравматическое стрессовое расстройство.

  1. Семинарское занятие. Симптомы проявления посстраматического стрессового расстройства.
  2. Практическое занятие. Методы диагностики посстраматического расстройства.

Раздел IV. Хронический стресс. Профессиональное здоровье специалиста.

Тема 1. Профессиональный синдром  выгорания.

  1. Практическое занятие. Диагностика синдрома выгорания у специалистов.
  2. Семинарское занятие. Методы профилактики синдрома выгорания.

Тема 2. Способы диагностики  стресса.

  1. Практическое занятие. Проективные методики диагностики стресса.
  2. Практическое занятие. Тестовые методики диагностики стресса.

Тема 3. Основные способы  профилактики стресса у специалиста.

  1. Семинарское занятие. Направления профилактики стресса у специалиста.
  2. Практическое занятие. Дыхательные упражнения в преодолении стресса. 
  3. Практическое занятие. Метод аутоанализа в преодолении стресса.

Тема 4. Спрофессиональное здоровье специалиста.

1. Семинарсокое занятие. Угрозы профессиональному здоровью различных специальностей и методы их профилактики.

2. Практическое занятие. Методы профилактики профессиональных деформаций, профессиональных деструкций.

3. Практическое занятие. Профессионально важные качества для разных специальностей.

 

Перечень  тем для рефератов

1. Влияние экстремальной ситуации на человека

2. Стрессоустойчивость, как феномен  психологической науки

3. Механизмы стресса

4. Влияние индивидуальных и личностных  особенностей человека на возникновение  и развитие стресса

5. Влияние стресса на организм  и жизнь человека

6. Основные особенности экстримальных  ситуаций

7. Этические принципы специалиста  при оказании экстренной психологической  помощи

8. Нейро-лингвистическое программирование, как направление работы в оказании экстренной психологической помощи при стрессе

9. Телестноориентированная терапия,  как направление работы в экстренной психологической помощи при стрессе

10. Арттерапия, как направление работы в оказании экстренной психологической помощи при стрессе

11. Краткосрочная позитивная терапия,  как направление работы в оказании  экстренной психологической помощи  при стрессе

12. Суггестивные техники, как  направление работы в оказании  экстренной психологической помщи  при стрессе

13. Релаксационные методы и методы  саморегуляции, как направление  оказания экстренной психологической  помощи при стрессе

14. Рациональная психотерапия, как  направление работы в оказании  экстренной психологической помощи  в стрессовой ситуации

15. Посттравматическое стрессовое  расстройство

16. Суицидальное поведение

17. Горе

18. Основные напрвления реабилитации  посттравматического стрессового  расстройства

19. Патологические формы протекания  стрессовых расстройств

20. Дистресс и эустресс

21. Методы диагностики стрессовых  состояний

22. Особенности протекания стресса  у разных возрастных групп

23. Профессиональное здоровье для  разных направлений деятельности

24. Синдром эмоционального выгорания

25. Этапы профессионального развития: трудности, особенности и психологические  стрессоры

 

 

Перечень вопросов к зачету

  1. Определения экстремальной, чрезвычайной ситуации, кризиса. Соотношение этих понятий.
  2. Предмет изучения психологии экстремальных ситуаций. Влияние экстремальной ситуации на человека.
  3. Кривая развития стрессовой ситуации. Понятие о стрессоустойчивости.
  4. Физиологические и психологические проявления.
  5. Механизмы стресса
  6. Понятие психологического стресса. Психические стрессоры.
  7. Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса.
  8. Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса.
  9. Позитивное влияние стресса на человека. Негативное влияние стресса.
  10. Основные особенности экстремальных ситуаций.
  11. Симптомы острой реакции на стресс.
  12. Организация психологической помощи на месте ЧС
  13. Этапы экстренной психологической помощи
  14. Этические принципы специалиста-психолога при работе в ЧС
  15. Методы, применяемые при оказании экстренной психологической помощи
  16. Психическая травма
  17. Посттравматическое стрессовое расстройство
  18. Суицидальное поведение
  19. Психосоматические реакции
  20. Диагностические критерии ПТСР
  21. Направления реабилитации ПТСР
  22. Этапы «нормального» горевания и Патологическое горевание
  23. Переживания детей
  24. Профессиональное здоровье
  25. Профессиональное становление
  26. Профессионально важные качества
  27. Профессиональные деформации и деструкции
  28. Синдром эмоционального выгорания
  29. Профилактика синдрома профессионального выгорания
  30. Система профилактики профессиональных деструкции

 

 

Рекомендуемая литература по курсу

«Психология стресса»

Основная литература:

  1. Сандомирский М.Е. Защита от стресса / М.Е. Сандомирский. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 336 с.
    1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных /

под ред. Ю.С.Шойгу. – М.: Смысл, 2007. – 319 с.

    1. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний

человека. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2005. – 200 с.

    1. Топчий М.В., Чурилова Т.М. Стресс как объект научной рефлексии/

М.В. Топчий, Т.М. Чурилова. – Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009. – 312 с.

5. Тарабарина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб: Питер, 2006. – 272с: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

6. Осипова А.А. Справочник психолога  по работе в кризисных ситуациях  / А.А. Осипова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 315 с.

Дополнительная литература:

  1. Амбрутова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их

динамика // Психол. журн. 2006. № 4. Т. 6. С. 23—26.

  1. Агаджанян Н.А. Физиология человека. СПб.: Санатрон, 2006.
  2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г Мещерякова, В.П.

Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. СПб.: Прайм-Ев-рознак, 2006.

  1. Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты, М., 2007.
  2. Билл Д. Все о стрессе. Пер. с англ. М.: Олимп; ACT, 2009.
  3. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Физиологически-

ориентированный подход к решению психологических проблем (метод РЕТРИ). М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.

  1. Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс //

Хрестоматия «Мотивации и эмоции» / Под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 339-344.

  1. Судаков К.В. Социальные и биологические аспекты

психоэмоционального стресса: пути защиты и его нежелательных последствий // Вестник Междунар. Академии Наук (Русская секция). 2006. № 1. С. 8-14.

  1. Василюк Ф.Е. Пережить горе // Психология мотивации и эмоций.

Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 581-590.

  1. Кекелидзе З.И. Психические расстройства, возникающие при ЧС //

Психиатрия  чрезвычайных ситуаций. Руководство: в 2 т. / Под ред. Т.Е. Дмитриевой. Т. 1. М., 2004. С. 182-222.

  1. Крюкова М.А., Никитина Т.Н., Сергеева Ю.С. Экстренная

психологическая помощь: Практическое пособие. М.: НЦ ЭНАС, 2001.

  1. Кучер А.А. Посттравматическое стрессовое расстройство: история

возникновения представлений, суть явления, способы  психодиагностики. Новосибирск, 1992.

  1. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования //

Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970.

  1. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М.:

Изд-во Моск. ун-та, 1993.

  1. Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в

условиях стресса. СПб.: Сентябрь, 2001.

  1. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева

Е.Р.Посттравматическое стрессовое расстройство. М., 2000.

  1. Ромек В.Л., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая

помощь  в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2004.

  1. Тарабрина Н.В., Лазебная E.O. Синдром посттравматических

стрессовых  нарушений: современное состояние  проблемы // Психол. журн. № 2. 1992. Т. 13. С. 14-29.

  1. Тихоненко В.А., Сафуанов Ф.С. Введение в суицидологию //

Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.: Генезис, 2004. С. 266-283.

  1. Черепанова E.M. Психологический стресс. М.: Академия, 1997.
  2. Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным

ситуациям. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

  1. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика

неблагоприятных функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

  1. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в

отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76—97.

  1. Орел В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на

личность // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных паук. Екатеринбург, 1996. С. 113—115.

 

II раздел

Информация о работе Методическая разработка рекомендаций по дисциплине