Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:25, курсовая работа
Цель выполнения курсовой работы состоит в разработке дисциплины для освоения будущими психологами знаний «Психология стресса».
Задачи курсовой работы:
1. освоить способы отбора, группировки и обощения информации;
2. освоить умения выполнения рефераривных форм научной работы;
3. осовоить методы диагностики уровня сформированности знаний по психологическим дисциплинам;
4. ознакомить студентов со знаниями по данной дисциплине;
5. заложить основы педагогической, психологической и методической культуры будущего педагога-психолога.
Введение…………………………………………………………………….3
I раздел
Цели и задачи курса………………………………………………………..5
Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины……….7
Тематический план изучения курса……………………………………...8
Содержание учебной дисциплины…………………………………..……9
Темы практических и семинарских занятий………………………….....13
Перечень тем для рефератов……………….…………………………….15
Перечень вопросов к зачету………………………………………...……17
Рекомендуемая литература по курсу «Психология стресса ………......19
II раздел
План-конспект лекционного занятия……………………………………22
Практическое занятие 1…………………………………………………..28
Практическое занятие 2…………………………………………………..29
Семинарское занятие 1………………………………………………...…30
Семинарское занятие 2……………………………………………….…..31
Семинарское занятие 3…………………………………………………...32
III раздел
Дидактический тест………………………………………………………33
Ключ……………………………………………………………………….42
IV раздел
Глоссарий………………………………………………………………… 44
Заключение………………………………………………………………..48
Библиографический список………………………………………………49
План-конспект лекционного занятия
Тема: Психология стресса.
Цель: ознакомить студентов с понятием психологического стресса и психологических стрессоров, разобрать факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса.
Задачи:
Структура занятия:
Методы и приемы:
Учебное оборудование: раздаточный материал.
Содержание урока:
Тема сегодняшней лекции «Психология стресса». В ней мы рассмотрим 3 вопроса: 1) Понятие психологического стресса и Психологические стрессоры. 2) Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса.
Начнем с первого вопроса – Понятие психологического стресса и психологические стрессоры.
Содержание |
Примеры, вопросы |
Психологический стресс можно определить как феномен осознования, возникающий при сравнении требований, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями. Такое понимание психологического стресса ввел Р.Лазарус.
Любое событие, нарушающее привычное течение жизни, может быть причиной стресса. К психическим стрессорам относится все, что может взволновать: несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, обман, утрата, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям и многое другое. Не только избыток раздражителей, но и их нехватка может действовать как стрессор. К таким стрессорам можно отнести монотонность, скуку, одиночество, изоляцию. Разным этапам жизни свойственна своя специфика стрессовых ситуаций, например, уход из родительского дома, экзамен, вступление в брак, рождение детей, профессиональные достижения и т.д.
Как вы видите, стресс вызывают не только отрицательные, но и положительные эмоции. Но и они тоже требуют приспособления.
Ранее мы уже разбирали понятия «эустресс» и «дистресс». Эустресс связан с позитивными событиями жизни человека и, и вызывая неспецифическую стрессовую реакцию организма, оказывает мобилизующее и возбуждающее воздействие на человека. Когда мы говорим о «борьбе со стрессом», «последствиях стресса», мы обычно подразумеваем эмоционально отрицательный тип стресса, или дистресс. Таким образом, перечень событий, способных оказать стрессовое воздействие, можно было бы продолжать. Но для каждого конкретного человека как его состав, так и интенсивность воздействия стрессовых ситуаций будут индивидуальны.
Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса, столь многозначительны и неоднозначны, что их исчерпывающее рассмотрение едва ли возможно в рамках данного курса. Остановимся на некоторых ключевых моментах, а именно: на характеристиках стрессового события, интерпретации события человеком, влияния прошлого опыта, осведомленности, индивидуальных и личностных особенностей человека на восприятие ситуации и способ реагирования.
Характеристики стрессового события. Стрессовые ситуации могут различаться по следующим признакам. А) частое возникновение – события могут быть одиночными, возникать периодически, накладываться друг на друга; Б) длительного воздействия – кратковременное, продолжительное, хроническое. К кратковременным относят ежедневные неприятности, в результате которых складывается определенная программа действия. К продолжительным стрессорам можно отнести жизненные события, требующие значительного времени для адаптации. Вызывающие в структуре личности человека серьезные изменения, могут сопровождаться не только кратковременными эмоциями, но и стойкими эмоциональными реакциями. Хронические – постоянно или очень длительное время действующие ситуации. Долговременное воздействие стрессора может привести к состоянию хронического стресса, которое будет рассмотрено нами подробно в разделе, посвященному хроническому стрессу и профессиональному здоровью. В) интенсивности воздействия – чем больше физиологические и психические изменения в результате воздействия стрессора отличаются от оптимальных параметров, тем интенсивнее стрессовое воздействие события на человека. Г) знаку эмоциональной окрашенности – стрессовое событие, как можно видеть по вышеприведенной шкале тяжести стрессового воздействия, могут быть не только негативными, неприятными событиями жизни, вызывающими резко отрицательные эмоции, но и позитивные, требующие адаптации к неким произошедшим изменениям, вызывающими сильные положительные эмоции. Интерпретация человеком стрессового события. Как уже было отмечено, ситуация становится для человека источником стресса только в том случае, если объективно оценивается им как стрессовая. Как видите, одно и то же событие потенциально может быть стрессором, но вызывает сильную стрессовую реакцию в нашем примере только у первого человека, который воспринял эту ситуацию как угрозу жизни, нормальному течению дел. Для второго человека ситуация имела незначительное стрессовое воздействие, причем скорее позитивное. Таким образом, между стрессором и нашей реакцией на него всегда есть промежуточное звено – субъективная оценка ситуации, называемая так же в ряде исследований когнитивной интерпретацией происходящего. Прошлый опыт человека. На восприятие события как стрессового в значительной степени влияет личный опыт человека. Для каждого существует закрепившиеся в результате прошлого опыта установки о том, какие ситуации являются наиболее опасными и стрессовыми. У каждого из нас есть «точки уязвимости», воздействие на которые вызывает максимально выраженную стрессовую реакцию. Напротив, какие-то стрессоры воспринимаются человеком как менее опасные, так как он сталкивается с ними в прошлом, и у него выработались программы эффективного реагирования на данные ситуации. В таком случае, стрессовое воздействие будет для человека менее разрушительным, так как он готов с ним справиться. Такие стереотипы поведения не возникают сами по себе, а приобретаются человеком на протяжении всей его жизни, начиная с самого раннего детства. Иногда у человека в результате прошлого опыта вырабатываются стереотипные реакции, носящие недостаточно адаптивный характер, что может привести при воздействии аналогичных стрессоров к нарастанию напряжения и развитию хронического стресса.
Осведомленность о ситуации. Часто событие становится стрессовым для конкретного человека, если оно субъективно оценивается им как угрожающее, непредсказуемое по своим последствиям. Особенно усиливается степень стрессового воздействия в тех случаях, когда событие является неожиданным, внезапным. Отсутствие полной и достоверной информации о ситуации многократно увеличивает беспокойство и напряжение по поводу происходящего. Повышение информированности о ситуации и способах совладания с ней снижает ее субъективное стрессовое значение для человека. Наличие у человека знаний, умений и навыков, позволяющих ему справится с ситуацией, способствует интерпретации потенциально стрессового события как нейтрального, либо имеющего незначительное стрессовое воздействие.
Итак, наличие стрессора еще не обуславливает развитие стрессовой реакции. Устойчивость к некоторым стрессорам может быть связана как с вышеперечисленными факторами, так и с индивидуальными и личностными качествами человека, которые в значительной мере оказывает влияние на возникновение стрессовой реакции, так и на характер ее протекания.
Сталкиваясь с трудными ситуациями, человек повседневно приспосабливается к окружающей его физической и социальной среде. Психологический стресс – это понятие, используемое для обозначения широкого круга эмоциональных состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия(стрессоры). На развитие психологического стресса оказывают влияние многочисленные факторы, среди которых можно отметить характеристики стрессового события, интерпретацию события человеком, влияние прошлого опыта человека, осведомленность о ситуации, индивидуальные и личностные особенности человека. В свою очередь, стресс оказывает влияние на психические процессы человека, в частности на высшие психические функции. Человек реагирует на стрессовое воздействие на физиологическом, эмоциональном и поведенческом уровне. От вида реагирования, в частности от выбора стратегии преодоления, в значительной степени зависит, какими будут последствия каждого конкретного стресса. |
Вопросы «Как вы думаете, что такое стресс?»
Вопросы «Что бы вы
отнесли к психологическим
Пример: Американские исследователи Томас Холмс и Ричард Рейх в 1967 разработали шкалу тяжести стрессового воздействия различных жизненных событий. События были оценены по шкале от 0 до 100 баллов в зависимости от давления, оказываемого на психику. Среди них на первом месте со значимостью в 100 баллов оказались смерть мужи или жены, брак оказался стрессором с уровнем значимости в 50 баллов. На одном уровне оказались такие события как изменение в финансовом положении и смерть близкого друга. А самым малозначимым оказался - проступок, такой как штраф за проезд без билета, со значимостью в 11 баллов. Вопрос: «А какие для вас самые значимые стрессоры? Как бы вы их проранжировали?» Пример: Если вспомнить свои радостные эмоции до, во время и после радостного события, то можно заметить, что сначала вы испытываете радостное возбуждение, ожидание – это первая стадия стрессовой реакции. Во время события активность, стремление продолжать и продолжать веселиться, нежелание прекращать праздник – это вторая стадия стресса, и наконец, ощущение усталости и даже иногда опустошения после события – это третья стадия стрессовой реакции. Вопросы: «Давайте вспомним, что такое дистресс и эустресс?»
Вопрос: «Как вы думаете, что можно отнести к факторам, которые можно назвать стрессорами?»
Пример: К кратковременным можно отнести такие стрессоры как ежедневные неприятности. К продолжительным можно отнести такие стрессоры, как перемена места жительства, особенно вынужденная, хроническая болезнь, конфликтная обстановка в трудовом коллективе. А к хроническим относят - бедность, проблемы в семейных взаимоотношениях, перегрузки на работе.
Пример: такие события как смерть близкого человека или возникновение угрозы собственной жизни, по интенсивности воздействия, как правило, значительно превосходят события, связанные с неприятностями в профессиональной сфере или утратой имущества. Пример: новоселье, рождение ребенка, вступление в брак или рождение ребенка, воспринимаясь как позитивные, желательные, тем не менее, могут оказывать сильное стрессовое воздействие на человека.
Пример: расторжение барака одним человеком может восприниматься как крушение всей жизни, расставание с любимым человеком, потеря опоры и стабильности, вызывать такие чувства, как беспомощность и страх одиночества. Для другого человека развод – это освобождение от тяготивших его обязательств, возможность начать «новую» жизнь.
Пример: ярким примером может служить синдром, именуемый «синдромом отличника». Человек, обладающий этой чертой, стремится все сделать наилучшим образом, крайне болезненно воспринимает любую критику в свой адрес, переживает любую неудачу как личную трагедию. Получается, что человек живет в постоянном состоянии стресса, во-первых, из-за того, что все ресурсы используются на отличное воплощение задачи. Во-вторых, такой «отличник» живет в постоянном страхе получить негативную оценку. Такой стереотип поведения человек, как правило, получает в детстве, когда родители требуют только отличных оценок в школе, только первых мест в спортивных соревнованиях и не учат ребенка справляться с неуспехом. Часто такая стратегия поведения является недостаточно адаптивной.
Пример: освещение в средствах массовой информации слухов о возможном предстоящем дефиците на тот или иной товар может вызвать стресс и заставить людей скупать совершенно ненужные им товары в огромных количествах. В то время как при условии адекватного информационного обеспечения временные трудности с поставкой необходимых товаров обходится без массовых волнений.
Вопрос: «Может быть, в вашей жизни встречались ситуации, которые провоцировали стресс из-за недостаточной информированности?» |
На следующей лекции мы с вами подробно разберем виды реакций человека на стресс и влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса.
Домашнее задание: найти информацию и сделать мини сообщение на тему «Способы профилактики психологического стресса в повседневной жизни».
Список рекомендуемой литературы:
Хрестоматия «Мотивации и эмоции» / Под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 339-344.
Практическое занятие 1.
Тема: Стресс и факторы стресса.
Цель занятия: систематизировать знания студентов по лекционной теме – психология стресса.
Список рекомендуемой литературы:
Чебоксары. Чувашск.гос-ый пед-ий ун-ет, 2007. – 97 с.
Ход работы:
1-й этап. После актуализации знаний аудитория делится на две группы.
Каждая микрогруппа получает задание:
А) перечислить факторы стресса, которые ведут к дистрессу
Б) перечислить факторы стресса, которые ведут к эустрессу.
Время выполнения задания 20 минут.
2-й этап. После выполнения задания проранжировать по степени влияния на вас (время выполнения задания 10 минут)
3-й этап. Группы защищают свои работы. Подведение общих итогов.
Практическое занятие 2.
Тема: Темперамент и стрессоустойчивость.
Цель занятия: на практике определить свой темперамент и
соответственно склонность к стрессу.
Список рекомендуемой литературы:
под ред. Ю.С.Шойгу. – М.: Смысл, 2007. – 319 с.
Хрестоматия «Мотивации и эмоции» / Под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 339-344.
Ход работы:
1-й этап. После актуализации знаний о взаимосвязи силы нервных процессов и подверженности стрессу, аудитория получает стимульный материал методики Айзенка, для определения темперамента. (время заполнения 15 минут)
2-й этап. После заполнения бланков ответа, каждый сам подсчитывает результаты и определяет темперамент. (время работы 15 минут)
3-й этап. После определения темперамента определяем степень подверженности стрессу. Затем аудитория определяет методы профилактики стресса и борьбы с ним для каждого типа темперамента в микрогруппах. (время работы 30 минут)
4-й этап. Обсуждение и подведение итогов.
Практическое занятие 3.
Тема: Приемы самопомощи в экстренной ситуации.
Цель занятия: отработать на практике методы самопомощи в экстренной ситуации
Список рекомендуемой литературы:
психоэмоционального стресса: пути защиты и его нежелательных последствий // Вестник Междунар. Академии Наук (Русская секция). 2006. № 1. С. 8-14.
психологическая помощь: Практическое пособие. М.: НЦ ЭНАС, 2001.
Ход работы:
1-й этап. После актуализации знаний о способах борьбы со стрессом аудитория делится на микрогруппы по 3 человека, и разрабатывают способы помощи себе в экстремальной ситуации.
2-й этап. Аудитория обсуждает получившиеся результаты.
3-й этап. Аудитория рассаживается в большой круг, педагог рассказывает об упражнениях на дыхание, после чего вся аудитория рассказывает о том, что чувствовали, высказывают мнение об эффективности данных упражнений.
4-й этап. Подведение общих итогов и обсуждение.
Практическое занятие 4.
Тема: Диагностика посттравматического расстройства.
Цель занятия: сформировать навыки диагностики посстраматического стресса на практике, ознакомиться с методиками диагностики ПТСР.
Список рекомендуемой литературы:
возникновения представлений, суть явления, способы психодиагностики. Новосибирск, 1992.
Ход работы:
1-й этап. Аудитории раздается стимульный материал методик на диагностику посттравамтического стресса В течении 20 минут, работая в парах студенты знакомятся с методиками, составляя о них конспект у себя в тетрадях.
2-й этап. Каждый студент проходит методику на диагностику посттравматического стресса, состоящую из нескольких критериев. После чего обрабатывает получившиеся результаты. Знакомятся с интерпретацией результатов диагностики.
3-й этап. Обсуждение, подведение общих итогов.
Практическое занятие 5.
Тема: Профессионально важные качества для разных специальностей.
Цель занятия: закрепить знания студентов, полученных на лекции о профессионально важных качеств, о их важности и специфике.
Список рекомендуемой литературы:
отечественной
и зарубежной психологии // Проблемы
общей и организационной
личность // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных паук. Екатеринбург, 1996. С. 113—115.
Ход работы:
1-й этап. Аудитория делится на 3 группы и получает задание – составить психологический портрет специалиста в области:
А) гуманитарных наук
Б) политехнических наук
В) естественных наук
2-й этап. Аудитория презентует свои работы, подчеркивая важные качества и выделяя негативные качества, и возможные негативные последствия их проявления.
3-й этап. Вся группа придумывает способы преодоления или компенсации негативных для данной профессии качеств.
4-й этап. Обсуждение, подведение итогов.
III раздел
Дидактический тест
Аннотация Дидактический тест составлен для проведения контрольного опроса студентов по дисциплине «Психология стресса» специальности 03030165 Психология профессионального развития (031000). Дидактический тест содержит 30 тестовых заданий. Время, отводимое для выполнения – 40 минут. Проверка тестового задания осуществляется с помощью утвержденного ключа.
Оценка тестовых заданий производится в соответствии с утвержденными критериями:
Процент правильных ответов |
Оценка по общепринятой шкале |
90 - 100% |
отлично |
60 - 89% |
хорошо |
30-59% |
удовлетворительно |
0 - 29% |
неудовлетворительно |
Инструкция Уважаемые студенты! Вашему вниманию представляется дидактический тест для проведения контрольного опроса по дисциплине «Психология стресса» специальности 03030165 Психология профессионального развития (031000).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС – ЭТО ФЕНОМЕН ОСОЗНАВАНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЙ ПРИ СРАВНЕНИИ ______________, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ЛИЧНОСТИ, С ЕЕ ______________ ______________ С ЭТИМ ТРЕБОВАНИЕМ.
ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ, КОГДА:
СТАДИЯ ТРЕВОГИ – ЭТО _______________ ______________ НАШЕГО ОРГАНИЗМА НА ОПАСНОСТЬ ИЛИ УРОЗУ, ВОЗНИКАЮЩАЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ СПРАВИТСЯ С СИТУАЦИЕЙ.
синдроме:
СТРЕСС-РЕАЛИЗИУЩИЕ СИСТЕМЫ ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ ________________.
ПОНЯТИЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС» ПЕРВЫМ ВВЕЛ
КАКИЕ ВОЗРАСТА НАИБОЛЕЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫ К СТРЕССОВОМУВ ОЗДЕЙСТВИЮ
Информация о работе Методическая разработка рекомендаций по дисциплине