Методическая разработка рекомендаций по дисциплине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Цель выполнения курсовой работы состоит в разработке дисциплины для освоения будущими психологами знаний «Психология стресса».
Задачи курсовой работы:
1. освоить способы отбора, группировки и обощения информации;
2. освоить умения выполнения рефераривных форм научной работы;
3. осовоить методы диагностики уровня сформированности знаний по психологическим дисциплинам;
4. ознакомить студентов со знаниями по данной дисциплине;
5. заложить основы педагогической, психологической и методической культуры будущего педагога-психолога.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
I раздел
Цели и задачи курса………………………………………………………..5
Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины……….7
Тематический план изучения курса……………………………………...8
Содержание учебной дисциплины…………………………………..……9
Темы практических и семинарских занятий………………………….....13
Перечень тем для рефератов……………….…………………………….15
Перечень вопросов к зачету………………………………………...……17
Рекомендуемая литература по курсу «Психология стресса ………......19
II раздел
План-конспект лекционного занятия……………………………………22
Практическое занятие 1…………………………………………………..28
Практическое занятие 2…………………………………………………..29
Семинарское занятие 1………………………………………………...…30
Семинарское занятие 2……………………………………………….…..31
Семинарское занятие 3…………………………………………………...32
III раздел
Дидактический тест………………………………………………………33
Ключ……………………………………………………………………….42
IV раздел
Глоссарий………………………………………………………………… 44
Заключение………………………………………………………………..48
Библиографический список………………………………………………49

Файлы: 1 файл

курсач МПП.docx

— 97.75 Кб (Скачать файл)

2. Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

3. Экстремальная ситуация (от лат. extremus — крайний, критический) — внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.

4. Кризисная ситуация (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

5. Внутриличностный кризис — это момент перехода человека на новую ступень развития (психодуховный, экзистенциальный, возрастной). Внутренние кризисы неизбежны и, в отличие от внешних, необходимы и желательны.

6. Общий адаптационный синдром  – это включающиеся в организме человека при воздействии стресса приспособительные механизмы.

7. Стресс — неспецифическая ответная реакция организма на различного рода раздражители, помогающая ему приспособиться к изменяющимся условиям.

8. Нервная система — совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

9. Страх — это чувство, которое, с одной стороны, оберегает нас от рискованных, опасных поступков.

10. Истерика — это состояние, когда очень трудно чем-то помочь самому себе, потому что в этот момент человек находится в крайне взвинченном эмоциональном состоянии и плохо понимает, что происходит с ним и вокруг него.

11. Апатия - это реакция, которая направлена на защиту психики человека. Как правило, она возникает после сильных физических или эмоциональных нагрузок.

12. Экстренная психологическая помощь — это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.

13. Психическая травма — следствие травматического стрессогенного воздействия; она предполагает крайнюю (экстремальную) степень стрессогенности фактора, разрушающего систему индивидуальных личностных защит, приводящее к глубинным нарушениям (от психологических до биологических) целостной системы функционирования практически любого человека.

14. Отсроченные реакции — реакции, которые происходят не в момент сильного стресса, а когда ситуация сама по себе уже завершена (произошло ограбление, изнасилование, ветеран вернулся из зоны боевых действий и т.д.), но психологически для человека она не закончена. Такие реакции возникают на фоне общего благополучия спустя продолжительное время после события.

15. Посттравматическое стрессовое расстройство — нарушение, связанное с переживанием травматического стресса. Симптомы включают яркие навязчивые воспоминания о травматической ситуации, ночные кошмары, трудности засыпания и эмоциональную неустойчивость, опустошенность, повышенную бдительность.

16. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это специфическая клиническая форма нарушения процесса посттравматической стрессовой адаптации. Критерии диагностики ПТСР содержатся в международном диагностическом стандарте МКБ-10 — Международном классификаторе болезней, принятом в странах Европы и в России. ПТСР отнесено к группе расстройств, связанных с нарушением адаптации и реакции на сильный стресс.

17. Сотравматизация — это перенос на себя симптомов психотравмы, полученной пострадавшим, с аналогичными данной психотравме переживаниями и дестабилизацией в результате этого, психологического и соматического здоровья сотравмированного члена семьи.

18. Здоровый образ жизни — с достаточной физической активностью, правильным питанием, отсутствием злоупотребления алкоголем, отказом от наркотиков, избеганием употребления возбуждающих питательных веществ (например, кофеина), со способностью с юмором относиться ко многим событиям нашей жизни — создает основу для восстановления после тяжелых травматических событий, а также способствует продлению активной и счастливой жизни.

19. Реакции горя — это нормальная реакция человека на любую значимую потерю. Самыми большими потерями объективно и субъективно для личности являются те, которые связаны с осознанием собственной смертности и смертью близкого человека.

20. Профессиональное здоровье — это способность организма сохранять компенсаторные и защитные свойства, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность в трудовой деятельности.

21. Профессиональные деструкции — это нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности. Профессиональные деструкции негативно сказываются на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

22. Профессиональная деформация — это особенности личности и поведения, которые прослеживаются у большей части специалистов с большим опытом работы.

23. Самоубеждение — это процесс сознательного воздействия, заключающийся в логическом обосновании практической пользы того или иного действия.

24. Адаптация - процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды.

25. Агрессия - импульс или намерение, предопределяющие такое поведение человека, которое характеризуется разрушительностью и деструктивностью. В психоаналитической теории и практике уделяется значительное внимание агрессивности человека. Вместе с тем психоаналитическое понимание агрессии и агрессивности не является однозначным.

 

 

Заключение

В проделанной работе выполнена  цель разработки учебно-методического  комплекса дисциплины «Психология  стресса» для специальности 03030165 Психология профессионального развития (031000) для  дальнейшего освоения будущими специалистами знаний по данной дисциплине.

В работе достаточно полно раскрыт  изучаемый материал будущими специалистами. Приведены примеры практических занятий и лекционного занятия. Так же в работе присутствует обширный список литературы, как обязательной, так и дополнительной. Разработан перечень вопросов к зачету и перечень тем для семинарских и практических занятий. Так же представлен глоссарий, что позволит представить понятийный аппарат данного направления  науки. В конце рабочей программы представлен дидактический тест, разработанный для контроля знаний студентов.

Поставленные цели и задачи данной работы достигнуты.

 

 

Библиографический список

    1. Сандомирский М.Е. Защита от стресса / М.Е. Сандомирский. – М.:

Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 336 с.

    1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных /

под ред. Ю.С.Шойгу. – М.: Смысл, 2007. – 319 с.

    1. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний

человека. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2005. – 200 с.

    1. Топчий М.В., Чурилова Т.М. Стресс как объект научной рефлексии/

М.В. Топчий, Т.М. Чурилова. – Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009. – 312 с.

5. Тарабарина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб: Питер, 2006. – 272с: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

6. Осипова А.А. Справочник психолога  по работе в кризисных ситуациях  / А.А. Осипова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 315 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методическая разработка рекомендаций по дисциплине