Методика работы воспитателя с агрессивными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить понятие «агрессивное поведение», причины и предпосылки агрессивности, разработать программу по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: профилактика агрессивного поведения.
Предмет исследования: воспитательные методики по профилактике агрессивного поведения дошкольников.
Задачи:
Теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….…..….3
1 Общие принципы описания агрессивного поведения детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….……5
Характеристика понятий «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение»……………………………………………………………………………5
Причины и предпосылки агрессивного поведения дошкольников…..14
Методика работы воспитателя с агрессивными детьми ……………...25
2.1 Формы и методы работы по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………….25
3 Экспериментальная часть ………………………………………………...33
3.1 Цели и задачи исследования……………………………………………33
3.2 Программа деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста …………………………………..……39
Заключение………………………………………………………………..….41
Литература…………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………….…..….3

1 Общие принципы описания  агрессивного поведения детей  дошкольного возраста………………………………………………………………………….……5

    1. Характеристика понятий «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение»……………………………………………………………………………5
    2. Причины и предпосылки агрессивного поведения дошкольников…..14
  1. Методика работы воспитателя с агрессивными детьми ……………...25

2.1 Формы и методы работы по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………….25

3 Экспериментальная часть ………………………………………………...33

3.1 Цели и задачи исследования……………………………………………33

3.2 Программа деятельности воспитателя  по профилактике агрессивного  поведения у детей дошкольного  возраста …………………………………..……39

Заключение………………………………………………………………..….41

Литература…………………………………………………………………...43

Приложение ………………………………………………………………....46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных проблем современного общества является высокий уровень агрессивности и насилия. Этой проблеме уделено немало исследований, причем зачастую агрессия человека и животных уравнивается по своей природе. Но человеку свойственно более изощренное проявление жестокости.

Агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Многие отечественные и зарубежные психологи внесли свой вклад в изучение данной проблемы: Берковитц, А. Бандура, Д. Доллард, З. Фрейд, К.Лоренц, В. Оклендер, А.А. Реан, К. Бютнер, В.Клайн, Э. Фромм, Р. Берон, Д. Ричар, X. Хекхаузен, Р.Кратчфилд, Н.Левинсон, Й. Заграфова, Р.С.Хоманс, Л.М. Семенюк, Т. Г. Румянцева, Заградова, Осинский А.К., Левитов Н.Д. и другие. Исследователями отмечается рост различных отклонений в личностном развитии и поведении в детской среде, как отражение неустойчивой социальной, экономической, идеологической обстановки, сложившейся в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают жестокость, агрессивность в поведении детей дошкольного возраста, так как именно в этот период происходит первоначальное формирование личности ребенка. Поэтому выявление возможностей коррекции агрессии имеет большое значение в профилактике отклоняющегося поведения подрастающего поколения.

В связи со сказанным, выявление стратегических направлений профилактики и коррекции детской агрессии различными средствами становится острой проблемой, требующей незамедлительного решения.

Данная работа посвящена рассмотрению деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Цель работы: Изучить понятие «агрессивное поведение», причины и предпосылки агрессивности, разработать программу по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Объект исследования: профилактика агрессивного поведения.

Предмет  исследования: воспитательные методики по профилактике агрессивного поведения дошкольников.

Задачи:

  1. Теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме
  2. Изучение общих принципов, причин и предпосылок агрессивного поведения детей дошкольного возраста
  3. Изучение методик работы воспитателя с агрессивными детьми
  4. Разработка и внедрение  программы по профилактике агрессивного поведения для детей дошкольного образования.

Базой экспериментального исследования является детский сад при МБОУ СОШ №1.

Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ и систематизация имеющихся в философской, психолого-педагогической и методической литературе данных об агрессии и её проявлении в дошкольном возрасте, анализ материалов СМИ, анализ документов, наблюдения, беседы, интервью, анкетирование, метод ролевой игры, изучение продуктов деятельности (детских рисунков и рассказов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОПИСАНИЯ АГРЕССИВНОГО                      ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА

    1. Характеристика понятий «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение»

Слово агрессия происходит от латинского языка, что означает  “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако,  значение  ему  придавалось не всегда  одинаковое.  До  начала  XIX  века  агрессивным  считалось  любое активное  поведение,  как  доброжелательное,  так  и  враждебное.   Позднее, значение этого слова изменилось, стало  более  узким.  Под  агрессией  стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей [11, с. 5].

 «Многие из психологов считают  агрессию врожденной неотъемлемой  характеристикой поведения в  живом мире, связанным с борьбой за выживание» [20, с. 61].

В этологии (науке о поведении) считается, что агрессия – это энергия, с которой вид стремится к выживанию [4, с.16].

Изучая источники, мы пришли к выводу, что понятие агрессии определить проблематично. Л. Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии заключается в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий [21, с. 34].

Остановимся на определении Мещерякова Б.Г., и Зинченко В.П. данного в психологическом словаре. Итак, «агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха и подавленности) » [19, с. 19].

 Специфика активности человека состоит в том, что она постоянно протекает во взаимодействии с другими людьми или предметами. И помимо природных законов, в силу вступают законы социальной жизни, иногда закрепленные в виде жестких предписаний, а чаще в виде нравственных норм, допускающих вариативность отношений.

Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, а также эффективность индивидуального личностного развития, является агрессивность [22, с.61].

Агрессивность - это устойчивая черта личности, проявляется в готовности к агрессивному поведению.

Уровни ее определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии.

Агрессивность - одна из врожденных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным действиям, направленным на нанесение ущерба или уничтожение объекта наступления [24, с.8].

В. Клайн считает, что в агрессивности есть и «определенные здоровые черты», которые могут оказаться полезными для общественной жизни. Это- настойчивость, инициатива, упорство. В достижении цели стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям [22, с.62].

Р.С. Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости.

Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги.

Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.

Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.

В психологической литературе часто встречается описание повышенного состояния агрессивности. Чаще всего она проявляется в следующих формах:

Открытой внешне выраженной в соответствующих действиях, при которых поведение характеризуется высокой конфликтностью, частыми оскорблениями, драками и грубыми внешними проявлениями агрессии.

Скрытой, выраженной в «тихом», завуалированном виде (распространение сплетен).

Ситуативной или адаптивной, выраженной в индивидуально выбранных для данной группы формах поведения.

Патологической, обусловленной каким- либо имеющимся психическим или физическим недугом»[29, с.29].

Агрессивность, как свойство личности разграничивается в большинстве случаев с понятиями «жестокость» и «враждебность».

Как синонимы рассматривается агрессивность и жестокость. Эти 2 понятия различают по признаку - «причинение страданий и мучений ради страданий и мучений» - свойственному жестокости и не свойственному агрессивности: агрессивный человек может и не быть жестоким, а жестокий человек всегда агрессивен.

Агрессивность относят, как уже отмечалось выше, и к категории свойств личности. Один из основных признаков свойств заключается в том, что они всегда выражают отношение человека к определенной стороне действительности [29, с.28].

Теперь определим в чем схожесть и различия между понятиями агрессивное действие, агрессивное поведение и агрессивность, т.к. в эти понятия вкладывается один и тот же смысл.

Агрессивность, появляясь на свет вместе с рождением ребенка, - это естественная реакция на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей, реализации «принципа удовольствия» [7, с.192].

Под психическим состоянием понимается целостная картина психического функционирования в ограниченный промежуток времени. Представленность этого функционирования в сознании человека реализуется в оценке или сложившейся ситуации и своего положения в ней  [15, с.54].

Если ситуации, способствующие возникновению агрессивности как определенного психического состояния, повторяются с определенной частотой, то агрессивность переходит в черту личности, которая может влиять на ее характер, обуславливающий типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Таким образом, если агрессивность не стала чертой личности, то в ответ на возникновение данного психологического состояния следуют агрессивные действия [2, с.29].

Агрессивные действия - это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Если же агрессивность является личностной чертой, то мы имеем дело с агрессией, как формой поведения данной личности [11, с.69].

Агрессивные действия выступают в качестве:

а) средства достижения цели

б) способ психологической разрядки

в) способ   удовлетворения    потребности  в  самореализации    и самоутверждении [24, с.8].

Агрессия возникает на фоне определенного психического состояния, в данном случае — агрессивного.

Н.Д. Левитов выделил несколько компонентов агрессивного состояния:

1) Познавательный компонент помогает сориентироваться в ситуации, выделить объект для нападения, выбрать «наступательные» средства

2) Эмоциональный компонент, прежде всего в данном компоненте выделяют гнев, который часто (но не всегда) сопровождает агрессию и в ряде случаев принимает форму аффекта, ярости. Особый оттенок агрессивному состоянию придают недоброжелательность, злость, мстительность, а в некоторых случаях — сила и уверенность.

3) Волевой компонент считается, что в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев — инициативность и смелость. Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств.

Обсуждение волевого компонента агрессивного состояния связано с проблемой силы воли, которая проявляется, очевидно, не столько в умении просто «сдерживать» агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивным состоянием и агрессивными действиям [4,с.67].

Кроме того, агрессия подразделяется на несколько форм и видов. Эрих Фромм разработал свою классификацию форм агрессии. Все виды агрессивного поведения он делит на два типа: агрессию доброкачественную и злокачественную.

1) Доброкачественная агрессия - это настойчивое, невраждебное, самозащитное поведение. Оно проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность устранена, исчезает и проявление этой формы агрессии. Доброкачественная агрессия может обнаруживаться с первых месяцев жизни ребенка. Этот вид агрессии необходим для нормальной адаптации малыша к окружающей среде, помогает ему познавать мир, самоутверждаться. Например: Юля (два года шесть месяцев) катается на трехколесном велосипеде. К ней подходит Денис (три года) и пытается столкнуть ее, вырывает руль, встает на дороге, не дает возможности ехать дальше. Юля изо всех сил старается оторвать руки Дениса от руля и при этом без конца повторяет: «Не дам, не дам, не дам...». И Юля, и Денис настроены враждебно по отношению друг к другу, оба испытывают дискомфорт, однако гнев Юли - это реакция самозащиты, а у Дениса - неудовольствие от того, что его желание покататься на велосипеде не может быть реализовано.

Информация о работе Методика работы воспитателя с агрессивными детьми