Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 14:34, курсовая работа
Цель работы: Изучить понятие «агрессивное поведение», причины и предпосылки агрессивности, разработать программу по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: профилактика агрессивного поведения.
Предмет исследования: воспитательные методики по профилактике агрессивного поведения дошкольников.
Задачи:
Теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме
Введение ……………………………………………………………….…..….3
1 Общие принципы описания агрессивного поведения детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….……5
Характеристика понятий «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение»……………………………………………………………………………5
Причины и предпосылки агрессивного поведения дошкольников…..14
Методика работы воспитателя с агрессивными детьми ……………...25
2.1 Формы и методы работы по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………….25
3 Экспериментальная часть ………………………………………………...33
3.1 Цели и задачи исследования……………………………………………33
3.2 Программа деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста …………………………………..……39
Заключение………………………………………………………………..….41
Литература…………………………………………………………………...43
Результаты анкетирования показали, что в группе высокого уровня агрессии у детей отсутствует. По мнению воспитателей у 4 дошкольников средний уровень агрессии, а у 3 детей низкий.
И последняя задача, стоящая перед нами – это определение уровня агрессивности дошкольников с помощью наблюдения. Наблюдая определенные ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок. В процессе наблюдения за детьми воспитателю для выявления детей с агрессивным поведением, необходимо обращать внимание на следующие критерии (Приложение В).
Целью данного наблюдения являлось, выявление дошкольников с агрессивным поведением.
Результаты наблюдение, представлены в таблице 3, которая позволит наглядно выявить детей дошкольного возраста с агрессивным поведением.
Таблица 3 Результаты наблюдения по выявлению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Баграмов Равиль |
Гирфанов Ильнур |
Каменских Юля |
Куликова Елизавета |
Матвеев Дима |
Холодков Костя |
Сусев Данил | |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7 |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
8 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
1 |
0 |
1 |
0 |
3 |
1 |
1 |
По результатам наблюдения, было выявлено, что данной группе дошкольников у 2 детей агрессивное поведение отсутствует, у 1 низкий уровень агрессивного поведения, а у 4 дошкольников, проявляются только первые признаки агрессивного поведения.
Итак, мы видим, что после проведения ряда методик для выявления агрессивного поведения, в данной группе уровень агрессии низкий. Для наглядности мы выявили средний балл и представили в диаграмме 1.
Диаграмма 1 Результаты обработанных методик, для выявления дошкольников с агрессивным поведением
Полученные результаты диагностики вызвали необходимость разработки программы деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения.
3.2 Программа деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Цель программы: профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
1) Создать атмосферу принятия и понимания, и снять эмоциональную напряженность
2) Сформировать в группе атмосферы взаимной поддержки
4) Помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме
5) Обучить детей эффективным способам общения.
Программа была построена совместно с педагогом – психологом МБОУ СОШ №1.
Программа состоит из 9 блоков:
Все блоки в первую очередь были направлены, на сплочение коллектива и снятие эмоционального напряжения в группе. (Приложение Г)
После внедрения профилактической программы, и сравнения результатов повторной диагностики у контрольной и экспериментальной групп выявлены следующие изменения:
1) Снизилась склонность к агрессивному поведению по результатам опросника и анкетирования – на 28%
2) произошло снижение импульсивности на 14%, эгоцентризма – на 14%, интравертированности – на 28%, чувства одиночества – на 14%
3) уменьшилось число проявлений
таких форм агрессивного
4) возрос уровень демонстративности – на 5%, оптимизма – на 14%, экстравертированности – на 28%.
Выше изложенные результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что если деятельность воспитателя будет целенаправленна на профилактику агрессивного поведения дошкольников, то агрессия у детей дошкольного возраста уменьшится.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
В данной курсовой работе проведен теоретический анализ проблемы, раскрыто понятие агрессия, агрессивность и агрессивное поведение.
Изучением данной проблемы занимались: Берковитц, А. Бандура, Д. Доллард, З. Фрейд, К.Лоренц, В. Оклендер, А.А. Реан, К. Бютнер, В.Клайн, Э. Фромм, Р. Берон, Д. Ричар, X. Хекхаузен, Р.Кратчфилд, Н.Левинсон, Й. Заграфова, Р.С.Хоманс, Л.М. Семенюк, Т. Г. Румянцева, Заградова, Осинский А.К., Левитов Н.Д. и другие.
Под агрессией мы понимаем мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам существования людей в обществе, наносящее вред объектам, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Под агрессивностью - устойчивую черту личности, проявляющую в готовности к агрессивным действиям.
А под агрессивным поведением - повторяющие агрессивные действия как ситуативной реакции.
Изучив виды агрессии, мы выяснили, что существуют виды агрессии:
а) направленные на внешний объект или предмет
б) на самого себя (аутоагрессия).
Для исследования уровня агрессивного поведения у дошкольников мы использовали опросник «понимание агрессивности дошкольниками» разработанный американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер, и анкету Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. «Критерии агрессивности у ребенка».
Полученные результаты исследования вызвали необходимость в разработке программы деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Программа построена по 9 блокам: Знакомство, Настроение, Мы тебя любим, Мы с тобой так похожи, Дружба, Мы вместе, «Тух-тиби-дух», Волшебная игра, Наша дружная семья.
Все блоки в первую очередь были направлены, на сплочение коллектива и снятие эмоционального напряжения в группе.
После внедрения программы была проведена повторная диагностика. Результаты которой подтвердили эффективность применения программы деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
ЛИТЕРЕТУРА
1 Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999.-с.224
2 Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М.: Прайм- Еврознак, 2002.-с.510
3 Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Просвещение, 1990. – с.160.
4 Бэрон Р. Агрессия: Учебное пособие для студентов и аспирантов психологического факультета, а также слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах вузов РФ. СПб: Питер, 1997, с.330
5 Бюттер К. Жить с агрессивными детьми.– М.:Просвещение.,1997, с.96
6 Ениколопов С. Н. Агрессия- одна из форм защиты «Я»// Химия и жизнь – XXI век, № 10 (2006), с.12-15
7 Журавлев Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен?// Народное образование, №2(2003), с.185-192
8 Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. – Минск.: Педагогика., 1985. – с.170
9 Кандинский В. В. О духовном в искусстве. — М.: Просвещение, с.1992- 260
10 Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. – М.: Просвещение, 1983. – с. 23
11 Ковальчук А.В., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков. Ярославль: Ярославльский государственный педагогический университет, 2004, с.116
12 Креч Д., Крачфилд А., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость. //Вопросы психологии. – 1992. - №1-2. – С. 4-10.
13 Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004, с.224
14 Королева Э. А. Ранние формы танца. — Кишинев, Штиинца, 1977, с.127
15 Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб: Питер, 2003, с.333
16 Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону, 1994, с.116
17 Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.:Педагогика., 1991. – с.37
18 Лоренц К. Агрессия. – М.:Просвещение, 1994. –с. 125
19 Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.. Большой психологический словарь. СПб: Прайм- Еврознак, 2003, - 666
20 Налчаджян А.А. Агрессивность человека. СПб: Питер, 2007, с.734
21 Немов Р.С. Психология: учебник для высших учебных заведений непсихологического профиля. М.: Высшее образование, 2007, с.154
22 Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся //Вопросы психологии, № 3 (1994), С.61-68
23 Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Лайнер., 1997.-96с.
24 Петровский А.В. Психология. Словарь./ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.:Просвещение., 1990.-с.740
25 Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1990, с.224
26 Румянцева Н.М. Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. – 1992.-№ 5,6.-С.35-40.
27 Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203
28 Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Воронеж: Институт практической психологии, 1996, с.96
29 Сенько Т.В. Истоки агрессивного поведения детей. Минск: издательство «Минск»,2002, с.187
30 Смирнова Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание, № 4(2003), С. 62-67
31 Чепелева Л. М. Решение проблемы агрессивности подростков в школе педагогической поддержки. Краснодар: Просвещение – ЮГ, 2002, с.62
32 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М..1994
33 Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.:Литера., 1996, с.240
34 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. – М.:Просвещение., 1986. – с.405
35 Холлигер В. Человек и агрессия. – М.:Просвещение, 1985. – с.35.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Понимание агрессивности старшими дошкольниками
Вопросы:
1) Каких людей ты считаешь агрессивными?
2) Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым?
3) Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным мальчиком (девочкой)?
4) Считаешь ли ты себя агрессивным?
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Критерии агрессивности у ребенка (анкета) (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.).
Информация о работе Методика работы воспитателя с агрессивными детьми