Методика работы воспитателя с агрессивными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить понятие «агрессивное поведение», причины и предпосылки агрессивности, разработать программу по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: профилактика агрессивного поведения.
Предмет исследования: воспитательные методики по профилактике агрессивного поведения дошкольников.
Задачи:
Теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….…..….3
1 Общие принципы описания агрессивного поведения детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….……5
Характеристика понятий «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение»……………………………………………………………………………5
Причины и предпосылки агрессивного поведения дошкольников…..14
Методика работы воспитателя с агрессивными детьми ……………...25
2.1 Формы и методы работы по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………….25
3 Экспериментальная часть ………………………………………………...33
3.1 Цели и задачи исследования……………………………………………33
3.2 Программа деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста …………………………………..……39
Заключение………………………………………………………………..….41
Литература…………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

 

Результаты анкетирования показали, что в группе высокого уровня агрессии у детей отсутствует. По мнению воспитателей у 4 дошкольников средний уровень агрессии, а у 3 детей низкий.

И последняя задача, стоящая перед нами – это определение уровня агрессивности дошкольников с помощью наблюдения. Наблюдая определенные ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок. В процессе наблюдения за детьми воспитателю для выявления детей с агрессивным поведением, необходимо обращать внимание на следующие критерии (Приложение В).

Целью данного наблюдения являлось, выявление дошкольников с агрессивным поведением.

Результаты наблюдение, представлены в таблице 3, которая позволит наглядно выявить детей дошкольного возраста с агрессивным поведением.

Таблица 3 Результаты наблюдения по выявлению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

 

Баграмов Равиль

Гирфанов Ильнур

Каменских

Юля

Куликова Елизавета

Матвеев

Дима

Холодков

Костя

Сусев Данил

1

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

+

-

-

3

-

-

-

-

-

-

-

4

-

-

-

-

-

-

-

5

-

-

-

-

-

-

-

6

-

-

-

-

-

-

-

7

-

-

-

-

+

-

-

8

+

-

-

-

+

+

+

 

1

0

1

0

3

1

1


 

По результатам наблюдения, было выявлено, что данной группе дошкольников у 2 детей агрессивное поведение отсутствует, у 1 низкий уровень агрессивного поведения, а у 4 дошкольников, проявляются только первые признаки агрессивного поведения.

Итак, мы видим, что после проведения ряда методик для выявления агрессивного поведения, в данной группе уровень агрессии низкий. Для наглядности мы выявили средний балл и представили в диаграмме 1.

Диаграмма 1 Результаты обработанных методик, для выявления дошкольников с агрессивным поведением 

Полученные результаты диагностики вызвали необходимость разработки программы деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Программа деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Цель программы: профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

1) Создать атмосферу  принятия и понимания, и снять эмоциональную напряженность

2) Сформировать в группе атмосферы взаимной поддержки

4) Помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме

5) Обучить детей эффективным способам общения.

Программа была построена совместно с педагогом – психологом МБОУ СОШ №1.

Программа состоит из 9 блоков:

  1. Знакомство
  2. Настроение
  3. Мы тебя любим
  4. Мы с тобой так похожи
  5. Дружба
  6. Мы вместе
  7. «Тух-тиби-дух»
  8. Волшебная игра
  9. Наша дружная семья

Все  блоки в первую очередь были направлены, на сплочение коллектива и снятие эмоционального напряжения в группе. (Приложение Г)

После внедрения  профилактической программы, и сравнения результатов повторной диагностики у контрольной и экспериментальной групп выявлены следующие изменения:

1) Снизилась склонность к агрессивному поведению  по результатам опросника и анкетирования – на 28%

2) произошло снижение импульсивности на 14%, эгоцентризма – на 14%, интравертированности – на 28%, чувства одиночества – на 14%

3) уменьшилось число проявлений  таких форм агрессивного поведения  как пассивная невербальная – на 28%, скрытая активная невербальная – на 14%, прямая активная невербальная – на 10%

4) возрос уровень демонстративности – на 5%, оптимизма – на 14%, экстравертированности – на 28%.

Выше изложенные результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что если деятельность воспитателя будет целенаправленна на профилактику агрессивного поведения дошкольников, то агрессия у детей дошкольного возраста уменьшится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

В данной курсовой работе проведен теоретический анализ проблемы, раскрыто понятие агрессия, агрессивность и агрессивное поведение.

Изучением данной проблемы занимались: Берковитц, А. Бандура, Д. Доллард, З. Фрейд, К.Лоренц, В. Оклендер, А.А. Реан, К. Бютнер, В.Клайн, Э. Фромм, Р. Берон, Д. Ричар, X. Хекхаузен, Р.Кратчфилд, Н.Левинсон, Й. Заграфова, Р.С.Хоманс, Л.М. Семенюк, Т. Г. Румянцева, Заградова, Осинский А.К., Левитов Н.Д. и другие.

Под агрессией мы понимаем мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам существования людей в обществе, наносящее вред объектам, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Под агрессивностью - устойчивую черту личности, проявляющую в готовности к агрессивным действиям.

А под агрессивным поведением - повторяющие агрессивные действия как ситуативной реакции.

Изучив виды агрессии, мы выяснили, что существуют виды агрессии:

а) направленные на внешний объект или предмет

б) на самого себя (аутоагрессия).

Для исследования уровня агрессивного поведения у дошкольников мы использовали опросник «понимание агрессивности дошкольниками» разработанный американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер, и анкету Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. «Критерии агрессивности у ребенка».

Полученные результаты исследования вызвали необходимость в разработке программы деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Программа построена по 9 блокам: Знакомство, Настроение, Мы тебя любим, Мы с тобой так похожи, Дружба, Мы вместе, «Тух-тиби-дух», Волшебная игра, Наша дружная семья.

Все  блоки в первую очередь были  направлены, на сплочение коллектива и снятие эмоционального напряжения в группе.

После внедрения программы была проведена повторная диагностика. Результаты которой подтвердили эффективность применения программы деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРЕТУРА

 

1 Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999.-с.224

2 Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М.: Прайм- Еврознак, 2002.-с.510

3 Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. -  М.: Просвещение, 1990. – с.160.

4 Бэрон Р. Агрессия: Учебное пособие для студентов и аспирантов психологического факультета, а также слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах вузов РФ. СПб: Питер, 1997, с.330

5 Бюттер К. Жить с агрессивными  детьми.– М.:Просвещение.,1997, с.96

6 Ениколопов С. Н. Агрессия- одна из форм защиты «Я»// Химия и жизнь – XXI век, № 10 (2006), с.12-15

7 Журавлев Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен?// Народное образование, №2(2003), с.185-192

8 Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. – Минск.: Педагогика., 1985. – с.170

9 Кандинский В. В. О духовном в искусстве. — М.: Просвещение, с.1992- 260

10 Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. – М.: Просвещение,  1983. – с. 23

11 Ковальчук А.В., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков. Ярославль: Ярославльский государственный педагогический университет, 2004, с.116

12 Креч Д., Крачфилд А., Ливсон  Н. Нравственность, агрессия, справедливость. //Вопросы психологии. – 1992. - №1-2. –  С. 4-10.

13 Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004, с.224

14 Королева Э. А. Ранние формы танца. — Кишинев, Штиинца, 1977, с.127

15 Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб: Питер, 2003, с.333

16 Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону, 1994, с.116

17 Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.:Педагогика., 1991. – с.37

18 Лоренц К. Агрессия. – М.:Просвещение, 1994. –с. 125

19 Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.. Большой психологический словарь. СПб: Прайм- Еврознак, 2003, - 666

20 Налчаджян А.А. Агрессивность человека. СПб: Питер, 2007, с.734

21 Немов Р.С. Психология: учебник для высших учебных заведений непсихологического профиля. М.: Высшее образование, 2007, с.154

22 Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся //Вопросы психологии, № 3 (1994), С.61-68

23 Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Лайнер., 1997.-96с.

24 Петровский А.В. Психология. Словарь./ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.:Просвещение., 1990.-с.740

25 Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1990, с.224

26 Румянцева Н.М. Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. – 1992.-№ 5,6.-С.35-40.

27 Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203

28 Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Воронеж: Институт практической психологии, 1996, с.96

29 Сенько Т.В. Истоки агрессивного поведения детей. Минск: издательство «Минск»,2002, с.187

30 Смирнова Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание, № 4(2003), С. 62-67

31 Чепелева Л. М. Решение проблемы агрессивности подростков в школе педагогической поддержки. Краснодар: Просвещение – ЮГ, 2002, с.62

32 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М..1994

33 Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.:Литера., 1996, с.240

34 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. – М.:Просвещение., 1986. – с.405

35 Холлигер В. Человек и агрессия. – М.:Просвещение, 1985. – с.35.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Понимание агрессивности старшими дошкольниками

Вопросы:

1) Каких людей ты считаешь агрессивными?

2) Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым?

3) Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным мальчиком (девочкой)?

4) Считаешь ли ты себя агрессивным?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

Критерии агрессивности у ребенка (анкета) (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.).

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
  16. Легко ссорится, вступает в драку.
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Информация о работе Методика работы воспитателя с агрессивными детьми