Методика работы воспитателя с агрессивными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить понятие «агрессивное поведение», причины и предпосылки агрессивности, разработать программу по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: профилактика агрессивного поведения.
Предмет исследования: воспитательные методики по профилактике агрессивного поведения дошкольников.
Задачи:
Теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….…..….3
1 Общие принципы описания агрессивного поведения детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….……5
Характеристика понятий «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение»……………………………………………………………………………5
Причины и предпосылки агрессивного поведения дошкольников…..14
Методика работы воспитателя с агрессивными детьми ……………...25
2.1 Формы и методы работы по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………….25
3 Экспериментальная часть ………………………………………………...33
3.1 Цели и задачи исследования……………………………………………33
3.2 Программа деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста …………………………………..……39
Заключение………………………………………………………………..….41
Литература…………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

Ситуативные причины агрессии [29, с.272]:

1) Плохое самочувствие, переутомление. Очень часто агрессия у детей бывает обусловлена текущей ситуацией. Если ребенок выспался, у него хорошее настроение и самочувствие, он надел любимый костюм и получил на завтрак любимое лакомство, он может достаточно спокойно отреагировать на провоцирующую ситуацию. А в другой раз, поведение будет откровенно агрессивным. Опытные воспитатели детских садов знают, когда и почему это происходит. Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то. Особо чувствительные и впечатлительные дети могут выдавать агрессивные реакции как следствие общего, а также нервного или эмоционального переутомления

  1. Влияние продуктов питания. Агрессия у ребенка может быть обусловлена питанием. Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. Так что не стоит чрезмерно ограничивать потребление детьми жиров, все нужно в меру, и организм нередко мудрее нас
  2. Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха. Если вам кажется, что ваш ребенок проявляет повышенную агрессивность, обратите внимание не попал ли он под действие таких факторов, как уровень шума, вибрация, теснота и высокая температура воздуха. Жара - стресс для нашего организма. А потому мы становимся особенно раздражительны и возбудимы . Теснота - еще один могучий провокатор нашей агрессивности. Кому не случалось "вписаться" в неприятную склоку в переполненном автобусе или метро? На ребенка теснота действует не менее сильно, чем на нас, взрослых. Связь уровня шума в доме с агрессивностью очевидна. Когда мы работаем, сосредоточенно размышляем о чем-то, или разговариваем по телефону, мы хотим тишины. И если в это время дети гремят игрушками или издают дикие вопли, то рано или поздно нами овладеет раздражение, и мы сначала попросим, а в случае непослушания, прикажем им утихомириться. Точно так же реагируют на нежелательный шум и наши дети. У детей, живущих рядом с оживленными автострадами, проживающих в домах, находящихся над туннелями метрополитена или в непосредственной близости от железнодорожных путей, уровень агрессивности, согласно проведенным исследованиям, как правило, повышен.

Социально-биологические причины агрессии. Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться "белыми воронами" и изгоями в значимой для себя группе, среди одноклассников или друзей по уличным играм. Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителям [29, с.280].

Предпосылки агрессии у детей дошкольного возраста можно подразделить на следующие:

1) Оценка другими людьми. Было установлено, что присутствие других лиц уже само по себе может либо усиливать, либо тормозить агрессию. Однако здесь важную роль играет оценка степени агрессивности наблюдателя. Так, например, экспериментально доказано, что если за поведением детей наблюдал человек, воспринимавшийся ими как лицо, склонное к агрессии (скажем, тренер по восточным единоборствам), то дети проявляли больше актов агрессивности характера. Если в этой же ситуации наблюдателем оказывалось лицо, воспринимаемое детьми как противник агрессии (скажем, учитель), то их поведение отличалось большей сдержанностью. Причем следует отметить такую закономерность: как только агрессивный наблюдатель уходил, уровень агрессии в поведении детей значительно снижался или достигал исходного уровня. Эти данные могут быть подкреплены и проиллюстрированы некоторыми примерами. Может быть, кому-то из вас в детстве приходилось быть участником или во взрослом возрасте - наблюдателем драк младших школьников. Обычно, если драка происходит один на один и в укромном месте, то она чаще всего продолжается “до первой крови” или слез одного из дерущихся. Однако совершенно иным сценарием драки становится, когда вокруг дерущихся собираются “болельщики”. В этом случае дерущиеся становятся более жестокими и озлобленными

2) Намеренность агрессии. Существует точка зрения, что для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания, что другой человек имеет враждебные намерения, хотя непосредственного акта нападения не было. Часто в таких случаях основным запускным стимулом выступает гнев, возникающий как эмоциональная реакция на планируемое насилие. Однако в тех случаях, когда противник заранее просит извинить его за агрессивное поведение, очень часто гнев не возникает вообще, и ответной агрессии не происходит.

Кроме того, если человек, к примеру, осознает, что конфликт или другой инцидент оказался непреднамеренным, и понимает, что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление, а ответной агрессии у него может быстро пройти

3) Восприятие агрессии. Широкое распространение видео- и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими. Однако, как считают некоторые детские психоаналитики, эти утверждения бездоказательны. В видеофильмах ребенок бессознательно реализует определенные свои потребности и отреагирует аффекты, чему во многом способствуют образы героев фильмов. Поэтому чрезмерное увлечение видео и телевидением возникает только у тех детей, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности, и не могут решить их в реальной жизни.

В рамках теории социального научения существуют противоположные данные, которые свидетельствуют о том, что переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходят как на экране, так и в реальной жизни, ведут не к катарсическому эффекту, как предлагает теория влечений, а, наоборот, к возбуждению агрессии. Это мнение опирается на данные о том, что наблюдатель, особенно если он ребенок, проявляет тенденцию совершать те же самые действия, как и лицо, за которым он наблюдает. В частности указывается, что просто ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может увеличивать степень агрессивности. Было установлено, что зрители с высоким уровнем агрессивности в большей степени интересуются видеонасилием, в то время как малоагрессивные поверхностно просматривают такие фильмы и не концентрируются на сценах подстрекательства и ответного насилия.

Кроме того, например, дети из семей, использующих различные способы социального подкрепления, по-разному воспринимают телепередачи агрессивного содержания. Дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, во-первых, вообще больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач они отмечают большее количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых телегероев, проявляющих враждебность и агрессию

4) Желание возмездия. Агрессия часто, особенно в детском возрасте, может возникать как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, т.е. как акт возмездия за что-либо. Так, например, ребенок, часто подвергавшийся наказаниям, усваивает, что человек сам должен наказывать, или другие совершают неблаговидные поступки. Ответное причинение страданий своему обидчику (явное, косвенное или в фантазиях) и наблюдение его страданий ослабляют у ребенка реакцию гнева и удовлетворяют его потребность в агрессии.

Существуют также некоторые данные, которые свидетельствуют о наличии прямой зависимости между возможностью осуществить возмездие и агрессией. Было определено, что при отсутствии возможности возмездия уровень агрессивной мотивации в результате фрустрации повышается, а уровень мотивации торможения агрессии снижается.

Таким образом, содержательные данные этой главы необходимы для знания психологических особенностей провоцирующих агрессивное поведение. Обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, сниженную самооценку.

Кроме того, знание причин и предпосылок агрессивного поведения значительно упростит работу с агрессивными людьми и поможет грамотно взаимодействовать в конкретной ситуации с ними.

 

 

 

 

 

 

 

2 МЕТОДИКА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

 

2.1 Формы и методы работы по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Сегодня существует множество различных форм и методов направленных на профилактику агрессивного поведения, используемых в групповой работе с детьми.

Выбор методов профилактики во многом зависит от причин агрессивного поведения, способов выражения агрессии, индивидуальных особенностей личности дошкольника. Следует также принимать во внимание отношения в семье. Нередко агрессивность родителей является негативным образцом для подражания. Это ярко проявляется в детских играх и во взаимодействии с младшими по возрасту, а также физически слабыми сверстниками. В психолого-педагогической литературе описаны разнообразные подходы к организации профилактической работы с агрессивными детьми. Рассмотрим некоторые из них:

1) Арт-техника,  позволяет одновременно работать с группой школьников как одного, так и разных возрастов. Структура такого занятия включает четыре этапа.

1-й этап. Настрой (разогрев). Участники группы занимают места на стульях, расставленных по кругу. С закрытыми глазами представляют цвет, соответствующий настроению. Для экспресс-диагностики эмоционального состояния каждого участника можно использовать и другой прием: разложить цветные карточки на стульях по всему пространству (цвета должны соответствовать сокращенному варианту теста Люшера), предложить ребятам молча походить по комнате, прислушиваясь к себе, своим эмоциям, и остановиться около карточки того цвета, который в данный момент соответствует настроению.

Точное осознание ребенком своего настроения имеет значение в понимании особенностей поведения в тех или иных ситуациях. Возможны и другие варианты этого этапа.

2-й этап. Актуализация эмоции  агрессии. У каждого ребенка иногда бывает плохое настроение. Оно может проявляться во враждебности, повышенной агрессивности, злости. Закройте глаза и постарайтесь почувствовать, мысленно пережить это состояние. Нарисуйте символический образ своей агрессии на листе бумаги. Работу можно никому не показывать. Как известно, в процессе рисования происходит актуализация агрессивных чувств и вместе с тем осознание условного характера их изображения. При желании исправьте рисунок, дорисуйте изображение, сомните, порвите, сожгите или уничтожьте другим способом. Так вы приобретаете власть над своими чувствами. Оторвите пальцами лишнюю бумагу - фон. (Ножницами пользоваться нельзя.) Такой прием способствует развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики. На данном этапе арт-терапии происходит сублимация и канализация агрессивных инстинктов по символическим каналам. Итак, дети учатся анализировать свои агрессивные чувства и в то же время сознательно вызывать их, следовательно, в определенной мере контролировать.

3-й этап. «Ритуальная драматизация», которая предполагает ситуацию «публичного» переживания агрессии. По мнению некоторых психологов и психотерапевтов, целесообразно устраивать спектакли в нарисованных масках, закрепив их на лице с помощью резинки. Получается своеобразная игра с агрессией. Дети с удовольствием «входят в роль враждебных человечков», кричат, кривляются, пугают друг друга. Положительной стороной такой формы театрализации является сильная эмоциональная разрядка. В то же время возникает опасность снижения контроля над ситуацией. Поэтому необходимо предупредить ребят о внимательном и бережном отношении друг к другу. Можно предложить на этом этапе методику «Расскажи сказку», которая помогла ребенку осознать вредность агрессивного состояния и подсказала эмоциональную разрядку.

4 этап. Рефлексия. Участникам занятия  предлагается занять стулья, расставленные  по кругу, на некоторое время  закрыть глаза и подумать над  вопросами: 

1)  Что ты чувствовал, когда работал один, в группе, что чувствуешь сейчас?

    1. Как можно помочь себе, если вдруг начинаешь злиться?

Воспатателю важно помнить, что на данном этапе действуют все правила дискуссии (не критиковать, выслушивать друг друга, не оценивать, «не навешивать ярлыков» и т.д.). Таким образом, создается воспитывающая ситуация. Дошкольники учатся корректному общению, бережным взаимоотношениям с воспитанниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает его ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Открытые, доверительные, дружелюбные отношения, которые складываются на занятии, усиливают ожидаемый результат.

Арт-терапевтическая техника полезна как общая оздоравливающая психотерапия. Она проста в использовании, доступна, построена на значимых для дошкольного возраста видах деятельности (игровой, художественной, коммуникативной). Следует иметь в виду, что индивидуальные рисунки агрессии, выполненные на этапе актуализации, обычно никому не показывают. Воспитателю важно проявить сдержанность и корректность, использовать приемы скрытого наблюдения и не комментировать происходящего

2) Физические упражнения. Немаловажным условием является использование в профилактической работе всех возможные средств, каковыми являются средства физического воспитания, а именно, физические упражнения, эколого-природные и психогигиенические факторы. Физические упражнения используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействуют духовному развитию ребенка, обеспечивают согласованную работу функций и систем организма, что способствует лучшей работоспособности. Чередование физических упражнений и умственной работы способствуют снижению утомляемости ребенка в течение дня, кроме того, физические упражнения способствуют развитию произвольности. В процессе выполнения упражнений ребенок учится контролировать движения, сдерживать импульсы, действовать последовательно, что немаловажно для детей со склонностью к агрессии. Помимо этого, физические упражнения в совокупности с закаливающими мероприятиями несут оздоровительный эффект, могут быть использованы для релаксации, снятии напряжения, что благотворно влияет на нервную систему ребенка.

Информация о работе Методика работы воспитателя с агрессивными детьми