Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 14:34, курсовая работа
Цель работы: Изучить понятие «агрессивное поведение», причины и предпосылки агрессивности, разработать программу по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: профилактика агрессивного поведения.
Предмет исследования: воспитательные методики по профилактике агрессивного поведения дошкольников.
Задачи:
Теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме
Введение ……………………………………………………………….…..….3
1 Общие принципы описания агрессивного поведения детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….……5
Характеристика понятий «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение»……………………………………………………………………………5
Причины и предпосылки агрессивного поведения дошкольников…..14
Методика работы воспитателя с агрессивными детьми ……………...25
2.1 Формы и методы работы по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………….25
3 Экспериментальная часть ………………………………………………...33
3.1 Цели и задачи исследования……………………………………………33
3.2 Программа деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста …………………………………..……39
Заключение………………………………………………………………..….41
Литература…………………………………………………………………...43
Положительный ответ на каждое предложенное
утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя агрессивность —7—14 баллов.
Низкая агрессивность —1—6 баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Критерии агрессивности (схема
наблюдения за ребенком)
Ребенок:
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Содержание программы деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Направление деятельности, формы и методы |
Основные цели |
Методическое обеспечение |
1 |
2 |
3 |
1 “ЗНАКОМСТВО” 1) Игра “Интервью” 2) Игра “ Дракон кусает свой хвост” 3) Игра “Баржа” 4) Игра “Связующая нить” |
а) создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии б) снятие напряженности, невротических состояний, страхов в) снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе г) формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности. |
1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203 2) Никитюк А.С. Игры для общения.-2001.-№4.-с.38-39 |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
2 “НАСТРОЕНИЕ” 1) Сказка “Репка” (инсценировка) 2) Рисование своего настроения 3) Игра “Колокол” |
а) накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы б) упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги в) сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. |
1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203 |
3 “МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ” 1) Игра “Связующая нить” 2) Игра “Подари улыбку” 3) Игра “Ласковое имя” 4)Игра “Мы тебя любим” |
а) формирование чувства близости с другими
людьми, принятие детьми друг друга
б) создание атмосферы единства, повышение
позитивного настроя, развитие умения
выражать свое эмоциональное состояние
в) создание позитивного настроении, развитие
чувства доверия участников друг к другу,
формирование в группе атмосферы взаимной
поддержки. |
1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203 |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 “МЫ С ТОБОЙ ТАК ПОХОЖИ” 1) Игра “Связующая нить” 2) Игра “Передай сигнал”. 3) Танец “Цветок” 4) Игра “Зеркало” |
а) сплочение группы, развитие способности
к сосредоточению и чувства ответственности.
группы
б) энергетическая подпитка, восстановление
сил, развитие умения побыть наедине с
собой, прислушаться к внутреннему “Я” |
1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203 |
5 “ДРУЖБА” 1) Игра “Связующая нить” 2) Игра “Только вместе!” 4) Игра “Взаимоотношения” |
а) физический контакт, возможность почувствовать
друг друга, настроиться на сотрудничество
и взаимопонимание |
1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203 |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
6 “МЫ ВМЕСТЕ” 1) Игра “Закончи предложение” 2) Игра “Разведчики” 3) Игра “Аэробус” 4) Игра “Доброе животное” |
а) повышение уверенности в себе, в своих
силах
б) развитие наблюдательности, памяти,
коммуникативных и организаторских способностей,
формирование чувства доверия и ответственности |
1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203 |
7 «ТУХ-ТИБИ-ДУХ» 1) Игра «Рубка дров» 2) Игра «Ворвись в прут» 3) Игра «Тух-тиби-дух!» 4) Игра «Газета» 5) Игра «Штурм» |
а) помочь детям переключиться на активную
деятельность после долгой сидячей работы,
почувствовать свою накопившуюся агрессивную
энергию и “истратить” ее во время игры |
1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203 |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
8 “ВОЛШЕБНАЯ ИГРА” 1) Игра “Бумажные мячики” 2) Игра “Два барана” 3) Игра “Попроси игрушку” 4) Игра “Липучка” |
а) дать детям возможность вернуть бодрость
и активность, снизить беспокойство и
напряжение, войти в новый жизненный ритм
б) предоставить ребенку возможность “легальным
образом” выплеснуть гнев, снять излишнее
эмоциональное и мышечное напряжение,
направить энергию детей в нужное русло |
1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203 2)Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – Санкт-Петербург, изд-во «Речь», 2002
|
9 “НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ” 1) “Связующая нить” |
а) сплотить дошкольников, развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, развитие коммуникативных навыков |
1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203 |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
2)“Несуществующее животное” 3) Тема рисования: “Наша дружная семья” 4) “Подари камешек” |
б) влияние на поведение детей; они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляются в рисунке впечатления, полученные от игры, выявляются страхи в) обучить детей эффективным способам общения. |
2)Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – Санкт-Петербург, изд-во «Речь», 2002 |
Информация о работе Методика работы воспитателя с агрессивными детьми