Методика работы воспитателя с агрессивными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить понятие «агрессивное поведение», причины и предпосылки агрессивности, разработать программу по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: профилактика агрессивного поведения.
Предмет исследования: воспитательные методики по профилактике агрессивного поведения дошкольников.
Задачи:
Теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….…..….3
1 Общие принципы описания агрессивного поведения детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….……5
Характеристика понятий «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение»……………………………………………………………………………5
Причины и предпосылки агрессивного поведения дошкольников…..14
Методика работы воспитателя с агрессивными детьми ……………...25
2.1 Формы и методы работы по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………….25
3 Экспериментальная часть ………………………………………………...33
3.1 Цели и задачи исследования……………………………………………33
3.2 Программа деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста …………………………………..……39
Заключение………………………………………………………………..….41
Литература…………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. 
Высокая агрессивность — 15—20 баллов. 
Средняя агрессивность —7—14 баллов. 
Низкая агрессивность —1—6 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)  

Ребенок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

Содержание программы деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

 

Направление деятельности,  формы и методы

 

Основные цели

Методическое обеспечение

1

2

3

1 “ЗНАКОМСТВО”

1) Игра “Интервью”

2) Игра  “ Дракон кусает свой  хвост” 

3) Игра “Баржа” 

4) Игра  “Связующая нить”

 а) создание атмосферы принятия  и понимания, развитие навыков  общения, активного слушания, эмпатии 

б) снятие напряженности, невротических состояний, страхов

в) снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе

г) формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

1)Сакович Н.А. Игры в  тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203

2) Никитюк А.С. Игры для общения.-2001.-№4.-с.38-39


 

 

Продолжение таблицы 4

 

1

2

3

2 “НАСТРОЕНИЕ”

1) Сказка “Репка” (инсценировка)

2) Рисование своего настроения

3) Игра “Колокол”

а)  накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы                            б) упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги                                          в) сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

1)Сакович Н.А. Игры в  тигры: сборник игр с агрессивными  детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203

3 “МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ”

1) Игра  “Связующая нить”

2) Игра “Подари улыбку”

3) Игра “Ласковое имя”

4)Игра  “Мы тебя любим”

а) формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга    б) создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние         в) создание позитивного настроении, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.                                

1)Сакович Н.А. Игры в  тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203


 

Продолжение таблицы 4

 

1

2

3

4 “МЫ С ТОБОЙ ТАК ПОХОЖИ”

1) Игра “Связующая нить” 

2) Игра  “Передай сигнал”.

3) Танец “Цветок”

4) Игра “Зеркало”

а) сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности. группы                                         б) энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему “Я”                                                     в) эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203


5 “ДРУЖБА”

1) Игра “Связующая нить” 

2) Игра “Только вместе!” 

4) Игра “Взаимоотношения”

а) физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание                        б) снятие чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению

1)Сакович Н.А. Игры в  тигры: сборник игр с агрессивными  детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203


 

Продолжение таблицы 4

 

1

2

3

6 “МЫ ВМЕСТЕ”

1) Игра “Закончи предложение” 

2) Игра “Разведчики”

3) Игра “Аэробус” 

4) Игра  “Доброе животное”

а) повышение уверенности в себе, в своих силах                    б) развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности                      в) учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по “команде” дает уверенность и спокойствие      

1)Сакович Н.А. Игры в  тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203

7 «ТУХ-ТИБИ-ДУХ»

1) Игра «Рубка дров»

2) Игра «Ворвись в прут» 

3) Игра «Тух-тиби-дух!» 

4) Игра «Газета»

5) Игра «Штурм»

а) помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры                                                 б) снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях.

1)Сакович Н.А. Игры в  тигры: сборник игр с агрессивными  детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203


 

Продолжение таблицы 4

 

1

2

3

8 “ВОЛШЕБНАЯ ИГРА”

1) Игра “Бумажные мячики” 

2) Игра “Два барана”

3) Игра “Попроси игрушку”

4) Игра “Липучка”

а) дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм                        б) предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло                              в) обучить детей эффективным способам общения                           г) сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

1)Сакович Н.А. Игры в  тигры: сборник игр с агрессивными  детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203

2)Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. –  Санкт-Петербург, изд-во «Речь», 2002

 

9 “НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ”

1) “Связующая нить”

а) сплотить дошкольников, развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, развитие коммуникативных навыков     

1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203


 

Продолжение таблицы 4

 

1

2

3

2)“Несуществующее животное”

3) Тема рисования: “Наша дружная  семья”

4) “Подари  камешек”

б) влияние на поведение детей; они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляются в рисунке впечатления, полученные от игры, выявляются страхи          в) обучить детей эффективным способам общения.

2)Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. –  Санкт-Петербург, изд-во «Речь», 2002


 

 

 

 


Информация о работе Методика работы воспитателя с агрессивными детьми