Методика работы воспитателя с агрессивными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить понятие «агрессивное поведение», причины и предпосылки агрессивности, разработать программу по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: профилактика агрессивного поведения.
Предмет исследования: воспитательные методики по профилактике агрессивного поведения дошкольников.
Задачи:
Теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….…..….3
1 Общие принципы описания агрессивного поведения детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….……5
Характеристика понятий «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение»……………………………………………………………………………5
Причины и предпосылки агрессивного поведения дошкольников…..14
Методика работы воспитателя с агрессивными детьми ……………...25
2.1 Формы и методы работы по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………….25
3 Экспериментальная часть ………………………………………………...33
3.1 Цели и задачи исследования……………………………………………33
3.2 Программа деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста …………………………………..……39
Заключение………………………………………………………………..….41
Литература…………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

Следовательно, средства физического воспитания обладают богатыми возможностями для решения проблем работы с агрессивными детьми, но, как правило, не используются в практике работы детского сада [13, с.57].

3) Игра. Главная и ведущая деятельность дошкольника является – игровая, только в игре зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности детей этого возраста, только через игру ребенок познает окружающий мир и учится с ним взаимодействовать. Именно в игре ребенок обучается полноценному общению со сверстниками, подчинению своих импульсивных желаний игровым правилам, в полной мере развивает все психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение, внимание, память), расширяет свои познавательные интересы, формирует первые нравственные чувства. В игровой деятельности зарождаются новые мотивы и потребности. Игра – это способ вхождения детей в мир взрослых людей, некая репетиция взрослой жизни для ребенка, которая закладывает прочный фундамент  его дальнейшей успешности, готовит к учению и труду.

Огромное влияние игра оказывает на умственное развитие дошкольника, на речь, а также игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов   (от элементарных до самых сложных). В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше всего и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Эмоциональная насыщенность игры настолько сильна и очевидна, что именно этот момент часто выдвигается на первый план при рассмотрении игры как инстинктивного источника наслаждения. Интересно, что именно в этой максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы, целиком находящейся во власти эмоций, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. 

Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли. Именно поэтому Л.С. Выготский полагал, что игра дает ребенку “новую форму желания”. В игре он начинает соотносить свои желания с “идеей”, с образом идеального взрослого. Ребенок может плакать как пациент в игре  и радоваться как играющий.

Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении всего дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре дети выполняют различные функции взрослых людей, моделируют их деятельность и отношения между ними. Поэтому именно игровая роль удовлетворяет потребность ребенка быть как взрослый и воплощает в себе его связь с обществом. В игре ребенка больше всего привлекает возможность изображать другого человека (особенно взрослого). Поэтому, когда ребенку, например, предлагают играть самого себя, он отказывается: это для него не игра.

Кроме того, ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации, реальные предметы используются в качестве других, воображаемых, ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Психологи считают, что игра может выступать как естественное терапевтическое средство против возможных неврозов. В понимании ребенка игра принадлежит миру неисчерпаемых возможностей. Повторяя в игре свои травматические переживания, ребенок овладевает ими и изживает их.

В последние годы, в связи с увлечением ранним обучением дошкольников, появились попытки интеллектуализироватъ игру, превратить все игры ребенка в дидактические занятия и упражнения, в которых отрабатываются различные мыслительные навыки. Само по себе любое занятие с ребенком полезно, однако нельзя, чтобы из детства исчезала игра. Необходимо предоставить дошкольнику все возможности для развития сюжетно-ролевых индивидуальных и коллективных игр. Поэтому родители могут не тратить время на поиски всевозможных развивающих дидактических игрушек. Важнее, чтобы ребенок получил все то, что необходимо для воспроизведения сюжетов при игре в магазин, почту, больницу, дом, гараж, парикмахерскую. Это - разнообразные игрушки, копирующие реальные взрослые вещи: посуда, мебель, машины, строительный материал. Детям необходимы мягкие игрушки, куклы.

4) Танец – как способ снижения уровня агрессии в поведении людей. На сегодняшний день традиционным является использование танца как средства выражения эмоций, снятия психологического напряжения, улучшения эмоционального состояния, стимулирования творческой активности и т. д. [25, с.5]. Использование танца как средства диагностики и коррекции отношений в группе еще требует своего обоснования.

На настоящий момент существует весьма противоречивое представление о танце. Почти все исследователи сходятся в том, что танец -  это ритмическое движение [16, с.27]. Ритму приписываются различные функции, вплоть до магических и космологических. Но дальше рассуждения ученых идут по различным направлениям. Так, одни полагают, что «происхождение танца, по-видимому, чисто сексуального характера» [9, с. 94], трактуя танец, как моторно-ритмическое выражение сексуальной энергии, как высвобождение эротизма. Примыкают к этим взглядам и представления о генетической связи танцев людей и танцев животных. Но, как показывает Круткин В. Л., «движения человеческого тела сразу складываются как человеческие, мы нигде не найдем перестроение животных движений в человеческие». Несостоятельность биологических теорий танца также доказана в работах Э. А. Королевой [14, с. 13].

Рассматривая, таким образом, танец как чисто человеческое приобретение, как особый социокультурный феномен, немецкий ученый К. Бюхер на основании большого количества этнографических материалов доказывает, что источником ритмических танцевальных движений первобытного человека является ритмический строй работы.

С точки зрения психологического подхода танец — это текст, который мы понимаем как совокупность знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о состояниях, чертах характера и отношениях личности. Именно на этом принципе построен «новый танец» А. Дункан, который определяется ею как «движение, в совершенстве выражающее данное индивидуальное тело, данную индивидуальную душу».

Таким образов, все выше перечисленные методы направлены на профилактику или коррекцию агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, что доказывает наша практическая деятельность, где они все использовались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

3.1 Цели и задачи исследования

На базе детского сада при МБОУ СОШ №1, находящегося в Челябинской области в городе Куса по улице Свободы дом 13,  была проведена экспериментальная работа  по профилактике агрессивного поведения  детей дошкольного возраста.

Цель: разработать и внедрить программу деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) Провести диагностирование дошкольников и воспитателей

2) Осуществить подбор форм и  методов деятельности  воспитателя по профилактике агрессивного поведения у дошкольников

3) Проверить эффективность разработанной программы

4) Дать рекомендации воспитателям.

При проведении диагностики дошкольников нами были использованы следующие методы: опросник дошкольников «Понимание агрессивности дошкольниками», анкетирование воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка», сбор данных, анализ.

Для данного исследования были взяты дети детского сада подготовительной группы. Всего в группу входит 7 детей: 3 девочки и 4 мальчика.

Для диагностики дошкольников мы использовали опросник «Понимание агрессивности дошкольниками», разработанный американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер (Приложение А).

Целью данного опросника является выявление у дошкольников уровня знаний о агрессивности, а так же определение уровня самооценки.

Опросник проводиться в индивидуальном порядке.

Для исследования дошкольнику  задается 4 вопроса. Ответ заносится на опросный лист под соответствующий номер, воспитателем или лицом, тестирующим ребенка.

  Результаты опросника «Понимание агрессивности дошкольниками», представлены в таблице 1, которая позволит наглядно увидеть, какое поведение дети считают агрессивным и выявить склонность детей к агрессии.

Таблица 1 Результаты опросника «Понимание агрессивности дошкольниками»

 

Вопрос

Ответы агрессивных детей

Ответы неагрессивных детей

1 Каких людей ты считаешь агрессивными?

Маму и папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся (14% опрошенных детей)

Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных (42% мальчиков, 42% девочек)

2 Как бы ты поступил, если бы  встретился с агрессивным взрослым?

Начал (а) драться", "Ударил(а) бы" (28% мальчиков, 0% девочек), "Обрызгала, испачкала бы" ( 14% девочек)

Просто прошел(ла) мимо, отвернулся(ась)" (0% мальчиков), "Позвал(ла) бы на помощь знакомых" (28% девочек, 28% мальчиков)

3 Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным мальчиком (девочкой)?

Стал(а) бы драться" (14% мальчиков, 0 % девочек), "Убежала бы" (14% девочек)

Ушел(ла) бы, убежал(а)" (42% мальчиков, 28% девочек)

4 Считаешь ли ты себя агрессивным?

"Нет" —  42% мальчиков,  0% девочек "Да" – 0% мальчиков, 0% девочек

"Нет" 14% мальчиков, 28% девочек. "Да" —0% мальчиков 


 

После проведения данного опросника было выявлено, что в среднем 42 % детей являются склонными к агрессии, а это 3 из 7 опрошенных дошкольников.

Следующая задача стоящая  перед нами, заключалась в том, чтобы собрать информацию о детях, с точки зрения воспитателей. Для этого мы использовали  специальную анкету под названием «Критерии агрессивности у ребенка», разработанную для воспитателей авторами Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. (Приложение Б).

Вообще анкетирование — метод сбора социальной информации. Широко используется в социальной психологии, социологии, управлении персоналом. Анкетирование дает возможность за сравнительно короткий срок опросить значительное количество людей. Основным инструментом анкетирования является анкета  (опросный лист), т. е. список специальных и определенным образом сгруппированных вопросов. По содержанию и форме задаваемых вопросов анкеты классифицируются на открытые (вопросы задаются в открытой форме, предполагающей произвольный ответ), закрытые (предусмотрены однозначные варианты ответов типа «да-нет») и комбинированные. По способу проведения анкетирование разделяют на прямое (в присутствии анкетера) и заочное. В нашей работе мы использовали анкету состоящею из закрытых вопросов.

 Целью данной анкеты является выявление агрессивности у ребенка дошкольного возраста.

Анкетирование проводится среди воспитателей. Воспитателю предлагается ответить на 20 вопросов. На предложенные вопросы испытуемый должен отвечать «да» или «нет». Ответ заносить на опросный лист под соответствующий номер.

Результаты анкеты по выявлению агрессивности у ребенка, представлены в таблице, которая позволит наглядно выявить критерии агрессивности дошкольника, а так же его уровень агрессии и в чем это проявляется.

 

Таблица 2 Результаты анкеты по выявлению уровня агрессивности у детей дошкольного возраста.

 

 

Баграмов Равиль

Гирфанов Ильнур

Каменских Юлия

Куликова Елизавета

Матвеев

Дима

Холодков

Костя

Сусев

Данил

1

-

-

+

-

-

-

-

2

-

-

+

+

+

+

-

3

-

-

+

-

+

+

-

4

-

-

-

-

-

-

-

5

-

+

-

+

+

+

+

6

-

-

+

+

+

+

+

7

-

-

-

-

-

-

-

8

-

-

-

-

-

+

-

9

-

+

-

-

+

+

+

10

-

-

+

-

-

-

-

11

-

-

-

-

+

+

-

12

-

-

-

-

+

-

+

13

-

+

-

-

+

+

+

14

-

-

+

-

+

+

+

15

+

-

-

-

+

-

+

16

+

-

+

-

+

-

-

17

-

-

-

+

+

-

+

18

-

-

-

-

-

-

-

19

-

-

-

-

+

-

-

20

+

+

-

-

+

-

+

Итого

3

4

7

4

14

9

9

низкая

низкая

средняя

низкая

средняя

средняя

средняя

Информация о работе Методика работы воспитателя с агрессивными детьми