Методики исследования психологического здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:18, реферат

Описание работы

В настоящее время 450 миллионов человек в мире страдает психическими расстройствами. В том числе 160 миллионов – депрессивными расстройствами, 70 миллионов – алкоголизмом, 50 миллионов – эпилепсией, 24 миллиона – шизофренией. В каждой из четырех семей есть, по крайней мере, один человек, который страдает в данное время от психического расстройства. Ежегодно в мире один миллион человек заканчивает жизнь самоубийством, 20 миллионов человек совершают суицидальные попытки.
В настоящее время все более отчетливо прослеживается тенденция смешения границ и взаимозависимости понятий психического здоровья и духовного или морального здоровья с «раскаленной» атмосферой, существующей вокруг этого последнего понятия.

Файлы: 1 файл

Методы исследования психического здоровья.docx

— 101.93 Кб (Скачать файл)

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

 

Введение

Актуальность

Общественное психическое здоровье является индикатором интеллектуального и нравственного состояния общества, его духовного потенциала []. Оценивая величину экономического и социального ущерба, привносимого проблемами, связанными с низким уровнем психического здоровья Всемирный Банк и Гарвардский Университет, считают, что в настоящее время имеет место «необъявленный кризис» психического здоровья притом, что этот кризис оказывает влияние на жизни более чем четверти миллиарда людей [].

В настоящее время 450 миллионов человек в мире страдает психическими расстройствами. В том числе 160 миллионов – депрессивными расстройствами, 70 миллионов – алкоголизмом, 50 миллионов – эпилепсией, 24 миллиона – шизофренией. В каждой из четырех семей есть, по крайней мере, один человек, который страдает в данное время от психического расстройства. Ежегодно в мире один миллион человек заканчивает жизнь самоубийством, 20 миллионов человек совершают суицидальные попытки [].

В настоящее время все более отчетливо прослеживается тенденция смешения границ и взаимозависимости понятий психического здоровья и духовного или морального здоровья с «раскаленной» атмосферой, существующей вокруг этого последнего понятия.

Другой аспект проблемы психического здоровья, который занимает все больше внимания – качество жизни, не только лиц с психическими поведенческими расстройствами, но и лиц с другими инвалидизирующими заболеваниям, а также пожилых людей [].

Если не предпринимать самых энергичных и эффективных мер в отношение тенденций к снижению уровня психического здоровья в мире, то с высокой долей вероятности будут нарастать экономические социальные медицинские проблемы, а также гражданские беспорядки. Их все возрастающее бремя будет стоить невероятно дорого с точки зрения человеческих страданий,  инвалидности, преступности и экономических потерь [].

 В данной связи ценность эпидемиологического изучения психических расстройств в целом и в рамках отдельных нозологических форм не требует специальной аргументации []. Они позволяют выявить факторы, способствующие формированию психических нарушений, что крайне важно как для клинической, так и для социальной и организационной психиатрии [].

Эпидемиологические методы позволяют получить основные представления о частоте психических расстройств и численности больных, о популяционных закономерностях течения болезней, и о клинико-демографической структуре контингентов, нуждающихся в том или ином виде психиатрической помощи. Таким образом, формируется та база, на которой основывается планирование научных исследований и организационных мероприятий.

Эпидемиологические исследования результативны в том случае, если они направлены не только на определения «величины проблемы», но и на анализ данных, позволяющих дать теоретические сведения по наиболее актуальным проблемам психиатрии. Однако, эти сведения, по мнению Е.Д.Красика следует рассматривать не как самоцель, а как базис для реконструкции существующих форм и методов охраны психического здоровья.

Особенности системы мониторинга психических и поведенческих расстройств, используемой в настоящее времени, позволяли учитывать сведения о болезненности и заболеваемости лишь из одного источника – психиатрических учреждений, что не позволяло получить реальное представление о распространении психических расстройств среди населения и, соответственно, адекватно спланировать деятельность служб психического здоровья [].

Между тем, многофункциональный современный мониторинг психического и психологического здоровья населения должен учитывать не только выявленные случаи психических и поведенческих расстройств, но и показывать распределение среди населения уровней психического и психологического здоровья (высоких, средних, низких). При этом методология отношения респондентов к тому или иному определяемому уровню здоровья должна носить предельно прагматический,  функционально обоснованный характер. В этом случае полученные данные будут иметь основополагающее значение для планирования развития служб психического здоровья – психиатрической, психотерапевтической, консультативно-психологической, наркологической им других.

В связи со всем сказанным, разработки и внедрение системы многоуровневого мониторинга психического и психологического здоровья специализированного  многофункционального опросника – технологической основой данного метода, является достаточно актуальным и своевременным.

Полное определение понятия «здоровье» включает три уровня:                   1) биологический (соматический), 2) психологический, 3) социальный. Поэтому определить понятие «здоровье» можно как полное биологическое, психологическое и социальное благополучие. Психологическое здоровье связано с  особенностями личности, то есть со своеобразием характера и темперамента, взглядами, установками и концепцией своего «Я». Поэтому в процессе исследования психологического здоровья  используются, в основном, психологические тесты, направленные на диагностику личности.

Психодиагностические методы имеют определенную специфику по отношению к традиционным исследовательским методам – описательному и экспериментальному.  Их основной особенностью является измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная квалификация объекта исследования. Одно из важнейших требований к психодиагностическим методам является стандартизация инструмента измерения, а также жесткая регламентация процедуры обследования [].

Для психологической диагностики в процессе исследования психологического здоровья   используется большое количество личностных опросников, показывающих те или иные радикалы характерологических особенностей. Наиболее часто применяемыми для дифференциально-диагностического исследования являются  16-факторный опросник Р. Кэттелла (16-PF), личностные опросники Г. Айзенка (ЕPI, ЕPQ), многоаспектный квантификационный тест Т. Лири, опросник Г. Шмишека, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), методики ММРІ, СМИЛ [].

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста ММРI.  В процессе работы с методикой психолог получает многосторонний портрет человека, включающий спектр таких структурных компонентов личности, как мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, черты характера, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, степень адаптированности индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму, а также качественные и количественные характеристики устойчивых профессионально важных свойств. При этом большим преимуществом данной методики является наличие в ее структуре шкал достоверности, позволяющих определить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Это дает возможность интерпретации полученных данных через призму выявленных с помощью шкал достоверности тенденций к преувеличению имеющихся проблем или к их сглаживанию. Интерпретация профилей СМИЛ базируется на разработанной Л. Н. Собчик теории ведущих тенденций и лежащей в ее основе типологии индивидуально-личностных свойств.

В современной научной литературе в качестве коррелянта психологического здоровья рассматривается понятие психологического благополучия, которое понимается как способность человека успешно отвечать требованиям внешнего мира, активно приспосабливаться к ним []. С этих позиций перспективным является использование методики исследования шести основных конструктов психологического благополучия, разработанной К. Рифф.  Качества личности в контексте изучения психологии здоровья можно измерять также и с помощью пятифакторной шкалы Гольдберга «Локатор большой пятерки». Теоретическая основа методики – популярная в последнее время пятифакторная модель личности.

Эмоциональная напряженность, которая присуща целому ряду профессий, вызывает у работников состояния, которые часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями, отрицательно сказывающимися на их самочувствии, физическом и психологическом здоровье. Одним из главных последствий  профессионального стресса является синдром «эмоционального выгорания». Для исследования этого феномена используются методики В. В. Бойко и К. Маслач, С. Джексон (в адаптации Н. Е. Водопьяновой). Следует отметить, что они основываются на разных моделях эмоционального выгорания: первая – на процессуальной, другая – на трехфакторной модели [].

Вторую большую группу психодиагностических методик, применяемых при исследовании психологического здоровья, составляют проективные методики. Они представляют собой систему психодиагностических приемов, направленных на выявление неосознанных аспектов личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Эти методики дают возможность прогнозировать индивидуальный стиль поведения и переживания в эмоционально-значимых или конфликтных ситуациях.  Для всех проективных методик характерна малая степень структурированности и разнообразие стимульного материала,  нежесткость инструкций к заданию. Это способствует  тому, что испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения, которая  детерминируется не социальными нормативами, а собственной системой взглядов, мотивов и ценностей. Кроме того, испытуемые не знают, что в их ответах диагностически значимо. Этот момент приводит к максимальной проекции личности. Наконец, проективные методики измеряют не отдельную психическую характеристику личности, а своего рода состояние личности в ее взаимодействии с социальным окружением [].  

Из проективных методик, применяемых при исследовании психологического здоровья,   наиболее распространенными в настоящее время считаются интерпретативные методики – тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга (P-F), тематический апперцептивный тест (ТАТ),  конститутивные методики – тест чернильных пятен Г. Роршаха,  импрессивные методики – тест М. Люшера, а также цветовой тест отношений (Варшаловская Е.Б.), экспрессивные методики –  рисуночные тесты («нарисуй человека» К. Маховер, «несуществующее животное»), аддитивные методики – тест «незаконченных предложений».  Исследование фрустрационной толерантности с помощью теста С. Розенцвейга (P-F) позволяет косвенно оценить тип и направленность личности на психотравмирующие ситуации.

Достаточно активно  применяются   решетки Г. Келли. Техника репертуарных решеток представляет собой матрицу, состоящую из конструктов и элементов, создаваемых вовремя диалога испытуемого и исследователя. В дальнейшем после ее рангового заполнения производится корреляционный анализ факторов по кластерам переживаний испытуемого. Это позволяет рассматривать не только отдельные смысловые составляющие той или иной личностной характеристики, но и проследить ее взаимодействия с другими чертами и личностью в целом.   При психотерапевтической работе данная методика служит не только диагностическим инструментом, но и достаточно мощным приемом, способствующим достижению взаимопонимания в диаде терапевт – клиент.        

Результаты экспериментально-психологического исследования, полученные с помощью рассмотренных  выше методик, имеют большое значение для понимания причин нарушения психологического здоровья, уточнения дифференциально-диагностических и прогностических критериев, планирования психотерапевтического воздействия и оценки его эффективности. При этом перспективным представляется использование не одного, даже максимально информативного, психологического теста, а формирование диагностического комплекса личностных опросников и проективных методик, которые характеризуют как личностные особенности человека, так и его взаимоотношения  с окружающий средой.

В данной работе рассмотрены некоторые примеры частных методик исследования психологического здоровья, в частности психологического здоровья семьи. В них для получения данных о психологическом здоровье каждому взрослому человеку и детям подросткового возраста, допущенным специалистом к обследованию, необходимого ответить на задания опросников. Все вместе, эти методики дают довольно полное представление о благополучии такого важного социального института, которым является семья. Перед заполнением регистрационных бланков специалисту предстоит убедиться, что респонденты правильно понимают сущность изученных показателей психологического здоровья и порядок работы с опросниками. Следует помнить, что при работе с частными методиками респондентам необходимо воздержаться от согласования ответов с другими обследуемыми.

 

1. Применение группы методик для оценки психологического здоровья семьи.

Эти методики применяется в отношении клиентов и их семей, самостоятельно обратившихся к специалисту за получением психолого-педагогической помощи в разрешении сложных для них ситуаций жизнедеятельности.

Для их применения требуется предварительное ознакомление клиента (семьи) с сущностью, содержанием психологического здоровья семьи, его структурой и ролью в развитии внутрисемейных отношений. Причем эту работу можно выполнять с каждым членом семьи в отдельности или одновременно со всей семьей.

Целесообразным элементом подготовительной работы является активизация мотивов членов семьи не только на получение информации о своей семье и о себе, но и на овладение группой методик для последующей внутрисемейной диагностики без активного вмешательства специалиста.

Диагностика предполагает изучение значимых факторов психологического здоровья семьи по соответствующим частным методикам:

№ 1 «Эмоциональная удовлетворенность».

№ 2 «Устремленность на семейное долголетие».

№ 3 «Семейные ценности».

В зависимости от целей обследования семьи она может использоваться в «выборочном» или «полном» режимах получения данных о психологическом здоровье семьи.

«Выборочный» режим предполагает изучение отдельных или совокупности факторов, наиболее проблемных для семьи или некоторых ее членов. Он имеет место и при использовании какой-либо частной методики и наращивании ее известными опросниками, тестами с целью получения более расширенной информации об изучаемом факторе.

«Полный» режим нацеливает на обследование всех членов семьи по параметрам всех частных методик, что позволяет получить всестороннюю характеристику психологического здоровья семьи и разработать целевую семейную программу его восстановления.

Информация о работе Методики исследования психологического здоровья