Методики исследования психологического здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:18, реферат

Описание работы

В настоящее время 450 миллионов человек в мире страдает психическими расстройствами. В том числе 160 миллионов – депрессивными расстройствами, 70 миллионов – алкоголизмом, 50 миллионов – эпилепсией, 24 миллиона – шизофренией. В каждой из четырех семей есть, по крайней мере, один человек, который страдает в данное время от психического расстройства. Ежегодно в мире один миллион человек заканчивает жизнь самоубийством, 20 миллионов человек совершают суицидальные попытки.
В настоящее время все более отчетливо прослеживается тенденция смешения границ и взаимозависимости понятий психического здоровья и духовного или морального здоровья с «раскаленной» атмосферой, существующей вокруг этого последнего понятия.

Файлы: 1 файл

Методы исследования психического здоровья.docx

— 101.93 Кб (Скачать файл)

Эту процедуру целесообразно проводить в три этапа. На первом этапе – ознакомление клиентов с методикой и их индивидуальная работа с опросниками.

Второй этап посвящается обработке данных специалистом, и определение им общего результата обследователя, а также выработка предварительных мер оказания психолого-педагогической помощи семье.

На третьем этапе специалист совместно с семьей обсуждает результаты обследования, формирует целевые и прогностические признаки семьи и составляет программу восстановления ее психологического здоровья.

1.1 Частная методика № 1. Опросник "Эмоциональная удовлетворенность"  (методика №1) (для каждого члена семьи, индекс семьи.)

В качестве теоретической основы опросник а избрано определение, которое трактует удовлетворенность как эмоционально-оценочное отношение отдельных или всех членов группы (семьи) к своей жизнедеятельности и

 условиям ее протекания. Из  этого следует, что эмоции определяются  какой-либо актуальной потребностью  и возможностью ее удовлетворения.

Удовлетворенность определяется величиной разрыва между желаниями человека и его реальными достижениями, что на языке математики может представлять эмоциональную удовлетворенность (ЭУ) в виде отношения условной величины достижения (Д) к условной величине ожидания (О), то есть

                                            ЭУ = ∑Д / ∑О

А это значит, что степень эмоциональной удовлетворенности повышается, когда достижения совпадают с притязаниями, т.е. ЭУ=1,0 и понижается, если реальные достижения отстают от желаний личности (т.е. ЭУ « 1,0). В случае, когда достижения превышают устремления индивида, группы, тогда обязательно порождаются ожидания, которые значительно опережают реальный темп улучшения достижений, что и служит причиной недовольства. В этой ситуации эмоциональная удовлетворенность существует непродолжительно и носит регрессивный характер.

Ее наиболее вероятное значение определяется диапазоном:                                                 О < ЭУ ≤ 1,0.

Закономерность (формула) отношений реального достижения и ожидания определила приемлемое средство измерения уровня эмоциональной удовлетворенности, как отдельных индивидов, так и группы (семьи) - шкалу "ожиданий - достижений".

В изучении эмоциональной удовлетворенности этого сложного явления, детерминированного многочисленными фактами, важную роль играет идея приоритетных, наиболее значимых источников (побудителей) радости. Эта идея в общем виде высказывалась еще Аристотелем, который разбирая логику человеческих предпочтений, проницательно подмечал: "Предпочтительнее то, что само по себе, более прекрасно, более чтимо и более достойно похвалы".

В данном случае речь идет о теории социальных сравнений. Следуя ее логике становится ясно, что притязания индивида группы (семьи) зиждутся на сравнении себя как с собственным прошлым опытом, так и с другими людьми, группами. Для разработки инструментария изучения (измерения уровня) эмоциональной удовлетворенности каждое из этих сравнений имеет важное значение.

И в одном и другом сравнении эмоциональная удовлетворенность индивида обусловливается вероятностью достижения цели. Оценку этой вероятности согласно теории социальных сравнений индивид (группа) производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Следовательно, удовлетворенность - это в известной мере спокойная рефлективная оценка прошлого и настоящего положения дел. Причем, важно учитывать, что интенсивность положительных эмоций последовательно снижается с возрастом.

Прогнозирование вероятности достижения цели может осуществляться как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Возрастание вероятности в результате поступления новой информации порождает положительные эмоции, воспринимаемые в виде оценки "лучше"; падение вероятности ведет к отрицательным эмоциям, а следовательно - к оценке "хуже". Сравнение не только с прошлым опытом, но и с другими людьми, группами, является также источником удовлетворенности. Наиболее соблазнительным фоном для сравнения служат люди, семьи, живущие в непосредственном окружении, родственники, друзья, а также бывшие одноклассники и сокурсники. В таком случае члены одной малой группы (семьи) часто сравнивая себя с обычной или значимой для них малой группой (семьей), придают особое значение характерным признакам и своей группы (семьи), которые чаще используют для демонстрации своего превосходства, повышая, таким образом, самооценку до отметки "лучше", что способствует развитию эмоциональной удовлетворенности. И, напротив, привлекательность характерных признаков другой группы (семьи), делает ее референтной, что обусловливает заниженную самооценку на уровне "хуже" и снижение удовлетворенности.

Вышеизложенная закономерность социального сравнения текущего и прошлого собственного опыта, а также сравнения его с опытом других индивидов (групп), использована в разработке следующей шкалы опросника - шкалы "сравнений".

Следует отметить, что само по себе явление "эмоциональная удовлетворенность", как хорошо известно  в психологической науке, наиболее ярко проявляется в трех областях жизнедеятельности, а именно: общении, работе и отдыхе. Именно они являются основными сферами получения эмоционального удовлетворения. Степень этого удовлетворения зависит от конкретных характеристик образа жизни (стиль внутрисемейного общения, характер совместной деятельности, тип семейного досуга и т.п.). Причинно-следственная связь настолько сложна, что общая удовлетворенность может влиять на удовлетворенность в той или иной конкретной области. В ряде случаев самые незначительные объективные обстоятельства, относящиеся к конкретной области жизнедеятельности семьи могут влиять на субъективную удовлетворенность вообще. В то же время, для диагностических целей важно дифференцировать эмоциональную удовлетворенность по областям жизнедеятельности семьи.

В таком случае возникает необходимость учета многомерности эмоциональной удовлетворенности, что и составляет сложность самого инструментария. Шкала № I (соотношение "ожиданий - достижений" отражает удовлетворенность личности в общении, в совместной деятельности, в семейном досуге). Шкала № 2 (сравнение "лучше-хуже") определяет уровень эмоциональной удовлетворенности по двум измерениям: а) "сейчас - раньше" и б) "у нас - у других", также в общении, в совместной деятельности и в семейном досуге.

Таким образом, каждая шкала представляет собой трехмерный инструментарий оценки эмоциональной удовлетворенности.

В данной методике представляется возможным определение степени достоверности ответа респондента в зависимости от подовой принадлежности. С этой целью при разработке методики учтена еще одна закономерность - зависимость уровня эмоциональной удовлетворенности членов семьи от принадлежности к полу при условии воздействия на них одних и тех же факторов. Полагаясь на известное в психологии половых различий положение о "рациональности" мужской и "эмоциональности" женской особи, в методику для оценки выраженности у респондентов этих особенностей включен фрагмент "размышление" - "чувства" известного опросника К. Юнга ("Типология когнитивных стилей"). К. Юнг полагал, что на индивидуальное принятие решений (к чему относится и оценка соотношений "ожидание - достижение", "лучше-хуже") влияют два измерения - уровень "размышления" и уровень "чувств". Десять характеристик (по пять для представителей каждого пола) этих двух измерений, взятые из опросника, позволяют получить шкалу "различий". Степень достоверности ответа о эмоциональной удовлетворенности индивида представляет собой произведение коэффициента соотношения измерений "размышления" - "чувства" респондента соответствующего пола и коэффициента его общей удовлетворенности своей семьей.

 

Определение коэфициента соотношенияпо шкале «различий»:

Число совпавших ответов для одного пола

5

4

3

2

1

0

Коэффициент соотношения (Ксоотн)

1,0

0,8

0,6

0,4

0,2

0


 

 

Оценка результатов. Оценка эмоциональной удовлетворенности, обусловленной реализацией намеченных желаний производится по

двум шкалам: шкале № 1 – шкала «ожиданий» - «достижений», и шкале №2 – шкала «сравнений», каждая из которых включает по 22 парных вопроса закрытого типа, отражающих три области жизнедеятельности семьи (группы): общение, деятельность, досуг.

 

Структура шкалы №1 – шкалы «ожиданий–достижений» («о-д»)

 

Области эмоциональной

Номера вопросов – «пар» опросника

удовлетворенности

«о-д»

«о-д»

«о-д»

«о-д»

Общение

  +1;  7-

+13; 19+

+25; 31+

-37; 41-

Деятельность

+2;  8+

+14; 20-

+26; 32+

+38; 42-

Досуг

  +3;  9+

+15; 21-

+27; 33+

 

 

 

Примечание: Знаки «+» и «-» являются кодом ответа на конкретный вопрос, то есть соответственно утверждение или отрицание.

 

Структура шкалы № 2 – шкалы "сравнений"

Области эмоциональной

Номера вопросов опросника

удовлетворенности

«сейчас – раньше»

«у нас – у других»

Общение

4-; 10-; 16+; 22+;

28+; 34+; 39-; 43+;

Деятельность

   5-; 11-; 17+; 23+;

29+; 35-; 40-; 44+;

Досуг

   6+;12+; 18-;  

24+; 30-; 36+;


 

 

Код опросника:

Шкала № 1: ответы «да» на вопросы: 1, 2, 3, 8, 9, 13, 14, 15, 19, 25, 26, 27, 1, 32, 33, 38;  ответы «нет» на вопросы: 7, 20, 21, 37, 41, 42.

Шкала № 2: ответы «да» на вопросы: 6, 12, 16, 17, 22, 23, 24, 28, 29, 34,36, 43, 44; ответы «нет» на вопросы: 4, 5, 10, 11, 18, 30, 35, 39, 40

 

Структура шкалы №3 - шкалы «различий».

Измеряемые

Номера соответствующих ответов

∑ совпавших

показатели

ответов

«Размышления»

11а

 

«Чувства»

11б

 

 

                                                                                                                         

Интерпретация показателей по шкалам № 1 и № 2.

Численный показатель

0-2

3-7

8-14

15-19

20-22

Интерпретация для шкалы «Ожидания-Достижения»

не соответ- ствует ожиданиям

частично не соответствует ожиданиям

соответствует ожиданиям

превысило ожидания

превзошло все ожидания

Интерпретация для шкалы «Сравнений»

однозначно хуже

частично хуже

нормально (лучше)

частично лучше

лучше всех


 

Примечание: Подчеркнутые номера кода шкалы № 2 относятся ко второй ее части – «у нас – у других». Это сделано для удобства анализа ответов.

 

                                                                                                                                  Схема 1.

Эмоциональная удовлетворенность.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

 

  Методика предусматривает графическое  изображение различных показателей  эмоциональной удовлетворенности. Пересечение вышеназванных двух биполярных характеристик позволяет получать многосторонний результат - достаточно точное определение основания того или иного уровня эмоциональной удовлетворенности, а значит и тенденции развития психологического здоровья семьи.

          Обработка и анализ данных  опроса. Не менее важным этапом изучения эмоциональной удовлетворенности в группе (семье) является обработка данных. В этих целях лучше использовать различные рабочие таблицы. Насколько правильно будут размещены в этих таблицах данные ответов, насколько информативным может оказаться общий результат опроса группы (семьи). Удобным это представляется и для сравнения эмоциональной удовлетворенности между конкретными членами этой группы (семьи).

Для удобства обработки полученных данных готовятся различные регистрационные бланки и аналитические таблицы, которые могут применяться с успехом и на этапе опроса. Вот одна из них:

                                                 

                              Регистрационный бланк опросника "ЭУ"

Указать «да» или «нет»

1-

2-

3-

4-

5-

6-

7-

8-

9-

10-

11-

12-

13-

14-

15-

16-

17-

18-

19-

20-

21-

22-

23-

24-

25-

26-

27-

28-

29-

30-

31-

32-

33-

34-

35-

36-

37-

38-

39-

40-

41-

42-

43-

44-

1-

3-

7-

8-

11-


 

 

Примечание: Напротив соответствующего номера вопроса следует написать ответ «да» или «нет».

           Для  анализа эмоциональной удовлетворенности  в группе (семье) используется следующая  аналитическая таблица.

 

Аналитическая таблица «соотношений» (методика № 5).

 

 

Состав

группы

(семьи)

Соотношение ответов «достижения / ожидания»

(области «ЭУ»)

Итоговое количество числа совпадений ожиданий и достижений

Общение

Деятельность

Досуг

7/1

19/

13

31/

25

41/

37

8/  2

20/

14

32/

20

42/

38

9/3

21/

15

33/

27

 

1.

                       

2.

                       

3.

                       

4.

                       

Итоговое

соотно-шение

                       

Информация о работе Методики исследования психологического здоровья