Методики исследования психологического здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:18, реферат

Описание работы

В настоящее время 450 миллионов человек в мире страдает психическими расстройствами. В том числе 160 миллионов – депрессивными расстройствами, 70 миллионов – алкоголизмом, 50 миллионов – эпилепсией, 24 миллиона – шизофренией. В каждой из четырех семей есть, по крайней мере, один человек, который страдает в данное время от психического расстройства. Ежегодно в мире один миллион человек заканчивает жизнь самоубийством, 20 миллионов человек совершают суицидальные попытки.
В настоящее время все более отчетливо прослеживается тенденция смешения границ и взаимозависимости понятий психического здоровья и духовного или морального здоровья с «раскаленной» атмосферой, существующей вокруг этого последнего понятия.

Файлы: 1 файл

Методы исследования психического здоровья.docx

— 101.93 Кб (Скачать файл)

а) да

б) частично

в) нет

30. Ваша физическая активность  соответствует

а) более молодому возрасту, чем Ваш?

б) Вашему возрасту?

в) большему возрасту, чем Ваш?

Примечание:   Укажите, пожалуйста, некоторые данные:

1. Ваши родители прожили совместно  до 5, 10, 15, 20, 25, 30, более лет (подчеркните).

2. Вы хотели бы иметь: ни одного, 1, 2, 3, 4 и более детей (подчеркните).

3. И все-таки, лучше иметь дочь, сына (подчеркните).

 

 1.3 Частная методика № 3 -"Адаптивность в микросоциальных отношениях"

Избранный в предлагаемой методике подход "Адаптивность - неадаптивность" ориентирует исследователя на целостное изучение личности в ее включенности в группу (семью) и отношения в процессе совместной

деятельности, а также на выявление тенденций функционирования социальной системы (соответствия или несоответствия между ее целями и текущими результатами деятельности). Учитывая, что "адаптивность" многовариантна и выражается в согласовании целей и результатов, данная методика базируется на ее гомеостатическом варианте (адаптивный исход состоит в достижении равновесия). Предполагается, что психологическое здоровье семьи обеспечивается при адаптивности "равновесия" и позитивном характере неадаптивности, в свою очередь внутрисемейная адаптивность (адаптивность среди супругов, адаптивность среди родителей и детей, адаптивность среди детей и т.д.), имеет три взаимосвязанных сферы: аффективную (эмоциональную составляющую отношений); когнитивную (интеллектуальную как степень понимания); поведенческую (непосредственно проявляющуюся в поведении).

Практические следствия из этого теоретического положения важны и понятны успешная межличностная адаптация предполагает эмоциональную близость (к сожалению со временем, она не всегда остается во взаимоотношениях супругов); высокую степень взаимопонимания (с этим дело может обстоять намного сложнее, скажем, взаимопонимание среди супругов, среди детей и родителей или между детьми и т.д.); развитие умения организации поведенческих взаимодействий, например, той же способности слушать не перебивая другого и взаимодействия на равных.

Все вышеизложенные положения составили основу содержания и предопределили структуру предлагаемого опросника. Опросник состоит из 24 закрытых вопросов, из трех содержательно обозначенных частей, отражающих три сферы адаптивности: аффективную (1-8 вопросы), когнитивную (9-16 вопросы) и поведенческую (17-24 вопросы) Опросник рассчитан на любого члена семьи (самооценку). Для большей достоверности данных можно прибегать и к экспертной оценке, что поможет понять, насколько верна была самооценка испытуемого.

Оценка результатов. Данные опроса заносятся в регистрационный бланк. Против номера каждого вопроса в вертикальной колонке находится тот ответ, который испытуемый (эксперт) подчеркнул. Он имеет определенное количество баллов.

           Регистрационный бланк методики № 3

Номер вари-

Номера вопросов и оценка ответа в баллах

анта ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

1

2

0

0

2

2

0

2

0

0

2

0

2

1

2

2

2

0

2

0

2

1

1

0

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

3

0

2

2

0

0

2

0

2

2

0

2

0

0

0

0

0

2

0

2

0

0

0

1

0

Сумма сырых баллов

 

Аэ =

 

Аи =

 

Ап =


 

 

Для каждой из трех групп вопросов баллы суммируются отдельно и получается математически выраженная: адаптивность эмоциональная - Аэ, интеллектуальная - Аи, поведенческая - Ап. Наибольшие количество баллов по каждому из этих показателей составляет 16, наименьшее  - 4.

           Исходя  из того, что между определяющим  свойством, т.е. адаптивностью и признаком  его проявления в эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой  сферах внутрисемейных отношений  существует прямо-пропорциональная  зависимость и применив метод  математической статистики, в частности аналитический подход получения среднего арифметического значения, выведена формула определения "индивидуального показателя" адаптивности личности в микросоциальных отношениях.

               Камсо = 1/16n • (Аэ + Аи + Ап), где

 

 

Камсо  - коэффициент адаптивности личности

n - количество учтенных сфер адаптивности  

 

Обобщенный показатель - коэффициент внутрисемейной адаптивности Квса, тогда будет выглядеть следующим образом:   

 

                                                                               n

                                     Квса = 1/n •∑ Камсо

                                                                                                    i=1

                                               

                      Аналитическая таблица методики  № 4.

 

Респонденты

(члены семьи)

Сферы внутрисемейной адаптивности

             n

Камсо=1/16n• ∑A

                               i=1

Аэ

Аи

Ап

1

         

2

         

3

         

4

         

5

         

6

         

7

         

                n

Квса = 1/n • ∑ Камсо

                i=1

 

 

 

Максимальное значение Квса равно 1.0, а минимальное определяется границей в соотношении "Адаптивность - неадаптивность" ("Дезадаптивность").

Рассмотрим пример. Равновесие функционирования системы отношений "испытуемый семья" предполагает набор им по результатам опроса максимального количество баллов, т.е. 48. Это означает еще и гармонию основных сфер адаптивности испытуемого. В данном случае Камсо = 1,0.

С изменением баланса изучаемого явления или отдельных его сфер может быть отмечена половина, больше или меньше половины адекватных отношений испытуемого с членами семьи. Поэтому в опроснике предусмотрена нижняя граница адаптивности. Опросник составлен таким образом, что ей соответствуют минимум 12 баллов или по 4 балла в каждой из обозначенных групп вопросов. Все, что менее этих значений показывает о неадаптивности или дезадаптивности личности в микросоциальных отношениях.

Исходя из опытно-экспериментальных данных и результатов математической их обработки выведены четыре уровня "Адаптивности" - "неадаптивности":

Высокий уровень адаптивности соответствует  Квса (Камсо) = 1,0 ¸ 0,75;

Средний уровень адаптивности соответствует   Квса (Камсо) = 0,75 ¸ 0,5;

Низкий уровень адаптивности, соответствует    Квса (Камсо) = 0,5 ¸ 0,25;

Неадаптивный уровень наблюдается при :           Квса (Камсо) = 0,25 ¸ 0.

Высокий уровень адаптивности в микросоциальных отношениях предполагает соответствие тенденций функционирования отдельных элементов и всей системы внутрисемейных отношений, проявляющихся в обязательном согласовании целей и результатов. Он характерен для лиц, отличающихся способностью легко приспосабливаться к статической и динамической внутрисемейной обстановке, обладающих умением быстро находить общий язык с человеком независимо от его эмоционального состояния и, прежде всего, потому, что в каждом он видит равноправного партнера. Для лиц этого уровня свойственно чувство эмпатии и наличие психологической избирательности, способность к взаимопониманию, поддержке в совместной деятельности, высокий самоконтроль и коррекция своего noведения адекватно требованиям складывающейся внутрисемейной обстановки.

Средний уровень адаптивности характерен преобладанием во внутрисемейных отношениях состояния баланса целей и результатов взаимодействия, гармоничного развития эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сторон процесса отношений в изменяющейся обстановке. Лица, относящиеся к этому уровню адаптивности могут достигать синхронности эмоциональных состояний со своими близкими, нередко получают и могут сами оказать психологическую поддержку другому, правильно реагируют на его состояние. При незначительном усилии они могут выйти на взаимопонимание и установление общего языка с другими; им свойственны выдержка, терпение, чувство такта, хотя нередко они действуют "не впопад" и иногда могут быть втянуты помимо их воли в конфликт.

Низкий уровень адаптивности отличается значительным несоответствием и некоторой рассогласованностью тенденций функционирования социальных систем частичным несовпадением целей и полученных результатов внутрисемейных отношений. Для лиц, относящихся к этому уровню порой недоступно "чувство обстановки", и они могут равно как "угадать" ситуацию и адекватно себя вести, равно и действовать "не впопад". Им очень редко удается достичь синхронности эмоциональных состояний с другими из-за чрезмерной настороженности. Взаимопонимание с другими достигается лишь по фиксированному числу вопросов внутрисемейной жизни, а манеры поведения чаще в кругу семьи не одобряются. Представители этого уровня легко могут быть втянуты в конфликт и не всегда сдержаны. Чаще их выручает выработанный ранее стереотип поведения.

Неадаптивный уровень или уровень позитивной неадаптивности. Данное явление предполагает существование противоречивых отношений между целью и результатами функционирования социальной целеустремленной системы. В таком случае намерения личности не совпадают с поведением, замыслы - с воплощением, побуждения к действию - с его итогами. Наблюдается неизбежность и неустранимость этого противоречия. В то же время, в нем - источник динамики внутрисемейных отношений, их реализации и развития. Так, если цель не достигнута, она побуждает продолжать отношения в заданном направлении. И если результат богаче исходных устремлений, то при участии механизмов рефлексии, это противоречие стимулирует уже не продолжение отношений, а переход их на качественно новый уровень. Неадаптивность может выступать и как дезадаптивность в случае постоянной неуспешности попыток личности реализовать свою цель (установить значимые отношения).

Любой из отмеченных уровней адаптивности в микросоциальных отношениях в итоге отражается в характеристике психологического здоровья семьи.

 

Опросник "Адаптивность во внутрисемейных отношениях"                                                                                  .                                                  (методика № 4)

(для каждого члена семьи, индекс  семьи ....)

 

Вам предлагается принять участие в изучении внутрисемейных процессов семьи. Для этого необходимо на поставленный вопрос выбрать лишь один, приглянувшийся Вам ответ и обвести кружком в регистрационном бланке соответствующий ему балл.

1. Можете ли Вы утверждать, что  чаще во внутрисемейных отношениях  наблюдается эмоциональная близость?

1. Да

2. Затрудняюсь

3. Нет

2. Замечали ли Вы, что Вам все  сложнее достичь синхронности  эмоциональных состояний с другими  членами семьи?

1. Да

2. Иногда

3. Нет

3. Часто ли существующие эмоциональные  состояния в семье вызывают  у Вас усталость?

1. Да

2. Иногда

3. Нет

4. Часто ли в кругу Вашей  семьи звучат анекдоты?

1. Да

2. Иногда

3. Нет

5. Общение с близкими оставляет  ли у Вас чувство облегчения?

1. Всегда

2. Иногда

3. Нет

6. Замечаете ли Вы, что контакты  с кем-то из близких Вас раздражают?

1. Да

2. Замечаю иногда.

3. Нет.

7. Каким образом Вы реагируете на плохое настроение кого-нибудь из близких?

1. Найду способ помочь.

2. Немного подожду.

3. Уклонюсь от контактов.

8. Бывает ли у Вас чувство  страха, тревоги накануне общения с кем-либо из близких?

1. Да.

2. Иногда.

3. Никогда.

Информация о работе Методики исследования психологического здоровья