Методики исследования психологического здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:18, реферат

Описание работы

В настоящее время 450 миллионов человек в мире страдает психическими расстройствами. В том числе 160 миллионов – депрессивными расстройствами, 70 миллионов – алкоголизмом, 50 миллионов – эпилепсией, 24 миллиона – шизофренией. В каждой из четырех семей есть, по крайней мере, один человек, который страдает в данное время от психического расстройства. Ежегодно в мире один миллион человек заканчивает жизнь самоубийством, 20 миллионов человек совершают суицидальные попытки.
В настоящее время все более отчетливо прослеживается тенденция смешения границ и взаимозависимости понятий психического здоровья и духовного или морального здоровья с «раскаленной» атмосферой, существующей вокруг этого последнего понятия.

Файлы: 1 файл

Методы исследования психического здоровья.docx

— 101.93 Кб (Скачать файл)

 

 

  Примечание: обозначения для всех трех шкал: 1(жирно)  -  "да",   7 (обычно)- "нет".

Аналитическая таблица «сравнений» (методика № 5)

а) «сейчас – раньше»

 

 

Состав

Группы

(семьи)

Сравнение ответов на вопросы:

 

Итоговое

сравнение

Общение

Деятельность

Досуг

4

10

16

22

5

11

17

23

6

12

18

 

1.

                       

2.

                       

3.

                       

4.

                       

Итоговое

Сравнение

                       

 

 

 

 

б) «у себя – у других»

 

 

Состав

группы

(семьи)

Сравнение ответов на вопросы:

 

Итоговое

сравнение

Общение

Деятельность

Досуг

28

34

39

43

29

35

40

44

24

30

36

 

1.

                       

2.

                       

3.

                       

4.

                       

Итоговое

сравнение

                       

 

 

Математическая обработка данных предполагает определение коэффициента эмоциональной удовлетворенности. В этих целях каждый совпавший с кодом ответ приравнивается к I баллу, а не совпавший -к 0. Исходя из числа избранных шкал и полагаясь на закон среднеарифметического значения формула эмоциональной удовлетворенности индивида представляется в виде:

                              ⁿ      Д                ⁿ        ЛС                    ЛМЫ

               К эу =½  Σ    —     +   ¼ ∑ (    —    +      —       )   

                                                   Ĵ=1    О + ∆1                    Ĵ=1      ЛР + ∆2          ЛДР  + Δ3

 Δ – разница между числителем  и знаменателем (Д-О или Лс - Лр,  

 Лмы - Лдр), она значима только тогда, когда числитель >  знаменателя, т.е. Δ ≥ 1, в иных случаях (числитель < знаменателя) -  Δ = O.

Д   - совокупность достижений (сумма баллов)

О   - совокупность ожиданий (сумма баллов)

Лс - показатель "лучше сейчас" (сумма баллов)

Лр - показатель "лучше раньше" (число не совпавших ответов)

Лмы - показатель "лучше у нас" (сумма баллов)

Лдр - показатель "лучше у других" (число не совпавших ответов).

Рассмотрим пример. По шкале № 1, как показали результаты опроса, сумма баллов Д = 10, сумма баллов О = 11; по шкале № 2 соответственно Лс = 4, Лр = 7, а Лмы = 8, Лдр = 3. По шкале № 3 для респондента "мужчина" получено 3 совпавших ответа, что соответствует Ксоотн = 0,6.

Коэффициент эмоциональной удовлетворенности будет выглядеть следующим образом:

                10                 4           8                 10               4           8

Кэу  = ½· —   +  ¼·(—–  +  —–) = ½ · — +  ¼ ·(—– +  —–) = 0.84

               11+ Δ1             7+ Δ2       3+ Δ3                       11                  7         3+5

 

     

Δ1 и Δ2  - соответственно равны 0; Δ3 = 5.

Достоверность ответа в данном случае будет равна не 0.84 , а  0.504, так как полученный результат по данному респонденту необходимо умножить на его персональную поправку Ксоотн , т.e.  (0.84 • 0.6). Получается, что в данном случае практически 50% ответов респондент-мужчина сделал, руководствуясь чаще чувствами, а следовательно, и эмоциональная удовлетворенность у него реально ниже.

Если обозначить максимальные значения показателей шкал № I и № 2, т.e. по два правильных ответа в каждой области эмоциональной удовлетворенности и минимальные - соответственно по одному совпавшему ответа, то можно рассчитать    уровни эмоциональной удовлетворенности в целом. При таком подходе выделяется три уровня эмоциональной удовлетворенности.

Высокий уровень - соответствует Кэу = 1,0 ¸ 0,83

Средний уровень - соответствует  Кэу = 0,83 ¸ 0,57

Низкий уровень - соответствует    Кэу = 0,57 ¸ 0,37

Кроме того, существует еще уровень эмоциональной неопределенности, когда Кэу = 0,37 ¸ 0,22.

Высокий уровень означает, что во всех областях жизнедеятельности группы (семьи) - в общении, деятельности, досуге группы (семьи) ожидания в значительной мере реализуются и имеющие место достижения текущего момента преобладают над результатами прошлого опыта. При чем эти достижения значительны по сравнению с аналогами других групп (семей).

Результаты опроса, кроме того, подтверждает высокая достоверность ответов респондента.

Средний уровень эмоциональной удовлетворенности семьей характеризуется тем, что ожидания индивида обязательно реализуются в общении и деятельности и частично в области досуга. Здесь может быть более широкий спектр вариаций. Например, реализация ожиданий не всегда может вызвать эмоциональную удовлетворенность, даже если достижения сейчас лучше, чем вчера. Скажем, в этой ситуации может оказаться, что при всех позитивах результата собственного опыта, в сравнении с опытом других он проигрывает. Как следствие, резкое снижение эмоциональной удовлетворенности.

Низкий уровень наблюдается в том случае, когда в каждой из обозначенных областей эмоциональной удовлетворенности отмечается минимально возможное число совпавших ответов (три из одиннадцати), причем коэффициент соотношения по шкале "различий" не должен быть менее 0,6. При этом уровне эмоциональная удовлетворенность может носить оттенок пессимизма или в определенной мере разочарования при сравнении показателей измеряемых по разным шкалам.

Уровень эмоциональной неопределенности присущ ситуациям, когда вопреки ожиданиям свершается удовлетворяющее респондента событие или неожиданно сравнение многих показателей дает позитивную диспозицию. Для этого уровня характерен и "наивный" оптимизм с завышенной самооценкой, который подспудно ощущается как состояние неуверенности, неподкрепленности, а значит малой надежности. Неустойчивость в любой момент может актуализировать крайние значения.

Исследование эмоциональной удовлетворенности семьей, динамики ее формирования является одной из значимых проблем социальной психологии малых групп, где удовлетворенность рассматривается в качестве важного показателя психологического здоровья семьи и уровня ее жизнедеятельности.

Членам семьи предлагается принять участие в  изучении уровня эмоциональной удовлетворенности в семье. В опроснике 44 вопроса. Обследуемым необходимо только подчеркнуть ответ "да" или "нет" в соответствии с вариантом переживаемых ими состояний в общении, совместной деятельности и отдыхе с членами своей семьи.

1. Вам нравится быть в центре  внимания близких?

а) Да        б) Нет

2. Считаете ли Вы правильным, что Вам для выполнения домашних дел должны создавать соответствующие условия?

а) Да        б) Нет

3. Вам нравится проводить время  в кругу семьи?

а) Да        б) Нет

4. Раньше Вам в семье больше  уделялось внимания Вашими близкими, чем сегодня?

а) Да       б) Нет

5.Раньше Вы с большим удовольствием  делали домашние дела, чем сегодня?

а) Да       б) Нет

6. Сегодня досуг Вашей семьи  более разнообразный, чем, скажем, несколько  лет назад?

а) Да        б) Нет

7. Часто ли в семье к Вам  проявляют невнимательность?

а) Да       б) Нет

8. Создают ли Вам необходимые  условия для выполнения домашних дел (уборка, стирка, ремонт и т.д.)?

а) Да        б) Нет

9. Часто ли Вам приходится  проводить время в кругу семьи?

а) Да          б) Нет

10.В данный момент достичь  взаимопонимания с близкими для  Вас сложнее, чем, скажем, год назад?

а) Да           б) Нет

11. Раньше домашние дела Вам  представлялись более целесообразными, чем сегодня?

а) Да           б) Нет

12. Сегодня у Вас больше возможностей  отдохнуть как Вы хотите, чем  раньше?

а) Да           б) Нет

13. Склонны ли Вы делиться  с близкими о своих наболевших  проблемах на работе, институте, школе и т.д.?

а) Да            б) Нет

14. Любите ли Вы домашнюю работу, которая способствует Вааему личному развитию?

а) Да           б) Нет

15. Любите ли Вы приводить  в дом своих друзей?

а) Да           б) Нет

16. Вы можете утверждать, что  в общении с Вами сегодня  больше тактичности со стороны близких, чем раньше?

а) Да           б) Нет

17. В настоящее время Вы больше  ощущаете взаимопомощь со стороны  близких, чем раньше?

а) Да          б) Нет

18. Неужели в былые времена  было легче Вам проводить семейный досуг чем сейчас?

а) Да            б) Нет

19. Всегда ли, хотя бы кто-нибудь  из близких выслушает Вас о  наболевших проблемах?

а) Да            б) Нет

20. Часто ли Вам приходится  выполнять домашнюю работу, на  Ваш взгляд, ограничивающую Ваша  личное развитие?

а) Да         б) Нет

21. Встречаете ли Вы ограничения  со стороны близких на визиты в дом Ваших друзей?

а)Да          б) Нет

22. От общения с близкими Вы  сегодня получаете больше психологической поддержки, чем раньше?

а) Да         б) Нет

23. Заметили ли Вы, что взаимодействие  членов семьи в настоящее время стало более результативным, чем когда-либо?

а) Да         б) Нет

24. Неужели в Вашей семье активному  отдыху уделяют больше внимания, чем в обычных семьях?

а) Да         б) Нет

25. Любите ли Вы похвалу в  свой адрес за проделанную  работу?

а) Да         б) Нет

26. Нравится ли Вам выполнение  значимой для семьи работы?

а) Да         б) Нет

27. Часто ли Вам хочется комфортно  расположиться дома?

а) Да         б) Нет

28. Ваши отношения с близкими  лучше, чем у Вашего друга (подруги) с его родственниками?

а) Да         б) Нет

29. Можете ли Вы утверждать, что  не многие видели семьи, где  гак дружно решают семейные  проблемы как у вас?

а) Да         б) Нет

30. Считаете ли Вы, что в семьях  Ваших друзей созданы болеч лучшие условия для отдыха?

а) Да        б) Нет

31. Всегда ли после выполнения  даже незначительной домашней  работы Вы ощущаете признательность  и благодарность близких?

а) Да           б) Нет

32. Часто ли Вам приходится  выполнять значимую для семьи  работу?

а) Да             б) Нет

33. Всегда ли у Вас есть  возможность комфортно расположиться  дома?

а) Да             б) Нет

34. Подтвердите ли Вы, что занудных  разговоров в Вашей семье меньше, чем в семьях Ваших знаковых?

а) Да           б) Нет

35. Часто ли Вы наблюдаете  лучшее, чем в вашей семье эмоциональное состояние соседней семьи (семьи друзей) в решении домашних дел?

а) Да          б) Нет

36. Можете ли Вы утверждать, что  формы отдыха Вашей семьи более  продуктивны для здоровья, чем  многих известных Вам семей?

а) Да          б) Нет

37. Чувствуете ли Вы себя уютно, если с Вами разговаривают  на повышенном тоне?

а) Да          б) Нет

38. Любите ли Вы, чтобы Вам  заранее сообщали о предстоящей  по дому работе?

а) Да          б) Нет

39. У многих ли Ваших друзей  взаимоотношения в семье могут  служить примером?

а) Да          б) Нет

40. В семьях Ваших друзей, родственников, житейские проблемы решаются  успешнее, чем в Вашей семье?

а) Да          б) Нет

41. Часто ли с Вами в семье разговаривают на повышенном тоне?

а) Да          б) Нет

42. Часто ли неотложные домашние  дела нарушают Ваши планы?

а) Да          б) Нет

43. Выглядит ли Ваша семья  лучше в семейно-соседских отношениях, чем другие?

а) Да          б) Нет

44. Много ли Вы знаете семей  Ваших друзей, знакомых, где вопросам  домашнего уюта вообще не уделяют  внимания?

а) Да         б) Нет

 

Фрагмент опросника К. Юнга - шкала № 3

("шкала различий")

 

Выберите вариант ("а" или "б") в соответствии с тем, как Вы обычно чувствуете или ведете себя.

1. К чему Вы более внимательны?

а) к чувствам людей.

Информация о работе Методики исследования психологического здоровья