Методики исследования психологического здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:18, реферат

Описание работы

В настоящее время 450 миллионов человек в мире страдает психическими расстройствами. В том числе 160 миллионов – депрессивными расстройствами, 70 миллионов – алкоголизмом, 50 миллионов – эпилепсией, 24 миллиона – шизофренией. В каждой из четырех семей есть, по крайней мере, один человек, который страдает в данное время от психического расстройства. Ежегодно в мире один миллион человек заканчивает жизнь самоубийством, 20 миллионов человек совершают суицидальные попытки.
В настоящее время все более отчетливо прослеживается тенденция смешения границ и взаимозависимости понятий психического здоровья и духовного или морального здоровья с «раскаленной» атмосферой, существующей вокруг этого последнего понятия.

Файлы: 1 файл

Методы исследования психического здоровья.docx

— 101.93 Кб (Скачать файл)

9. Как быстро Вы теряете интерес  к своему собеседнику из числа близких?

1. Вскоре после начала беседы.

2. Зависит от обстановки.

3. Почти никогда.

10. Вы всегда помните знаменательные  даты и значимые события своих близких?

1. Да.

2. Иногда забываю.

3. Часто забываю.

11. Часто ли бывает, что в семье  Вы не находите взаимопонимание?

1. Да.

2. Редко.

3. Очень редко.

12. Легко ли в своей семье  Вы достигаете взаимопонимания?

1. Да.

2. Не очень.

3. Трудно.

13. По всем ли вопросам жизнедеятельности  семьи Вы считаетесь с мнением  своих близких?

1. Да.

2. По большинству из них.

3. По некоторым.

14. Можете ли Вы представить  способы действий, которые изберут члены Вашей семьи в достижении какой-либо цели?

1. Почти все.

2. Лишь некоторые.

3. Отдельные -  в общих чертах.

15. Всегда ли, вступая во взаимоотношения  Вы стремитесь понять другого?

1. Да.

2. Иногда.

3. Нет.

16. Со всеми ли членами семьи  Вы находите общий язык?

1. Да.

2. С некоторыми.

3. Ни с кем.

17. Часто ли в последнее время  избранная Вами манера поведения не находит одобрения среди близких?

1. Почти всегда.

2. Часто.

3. Очень редко.

18. Часто ли Вы сожалеете о  том, что опять сорвали свое плохое настроение на близких?

1. Да.

2. Иногда.

3. Нет.

19. На кажущуюся агрессивность  другого, отвечаете ли Вы тем  же?

1. Да.

2. Редко.

3. Нет.

20. Способны ли Вы остановиться, если чувствуете, что втягиваетесь в конфликт?

1. Да.

2. Иногда

3. Нет.

21. Будете ли Вы ждать окончания  разговора двух Вам близких  людей, если Вам хочется одному  из них сообщить свою новость?

1. Да.

2. Зависит от обстоятельств.

3. Нет.

22. Будете ли Вы до конца  слушать пространное заявление  своего собеседника, если уже  с первых его слов у Вас  готов ответ?

1. Да.

2. Зависит от обстоятельств

3. Нет.

23. Как быстро Вы привыкаете  к плохому настроению кого-либо  из близких?

1. Почти сразу.

2. Через какое-то время.

3. Не могу привыкнуть.

24. Часто ли Вы замечали, что  действуете "не впопад"?

1. Да.

2. Иногда.

3. Никогда

Примечание: Укажите, пожалуйста, некоторые данные о себе:

1. Основной Ваш вид профессиональной  деятельности _______________

2. Стаж семьи _____ лет.

3. Состав семьи ____ чел.

4. В каких функциях жизнедеятельности  семьи Вы чаще ощущаете трудности отношений (подчеркнуть): в воспитательной, хозяйственно-бытовой, интеллектуального общения, интимных отношений, эмоциональной разрядке, социального контроля.

 

1.4 Обработка специалистом  полученных данных.

В формировании общей характеристики психологического здоровья одной семьи, состоящей, скажем, из 4-х человек, специалисту предстоит обработать множество ответов респондентов. Учитывая это обстоятельство, ему необходимо использовать аналитические таблицы частных методик, которые способствуют определению не только значения тех или иных коэффициентов, но и сравнительных характеристик членов семьи относительно того или иного показателя. Коэффициент конкретного показателя или в целом психологического здоровья семьи отражает уровень его развития и может использоваться для выявления общих тенденций благополучия семьи. В их математическом выражении наиболее четко выделяется доминантная составляющая, равно как и проблемная.

Для определения этих соотношений и общего результата обследования семьи, в соответствии с избранными в методике подходами поуровневой и комплексной оценки, применяется формула расчета коэффициента психологического здоровья семьи (Кпзс).

Кпзс = 0,166 (Кссц + Кфрс + Ксра + Квса + Кэу + Кусд)

Максимальное значение Кпзс = 1,0, что соответствует идеальному психологическому здоровью семьи. Реально же Кпзс всегда меньше 1,0 (точнее £ 0,9996). Функционирование семьи имеет место при 0,329 £ Кпзс < 1.

Исходя из расчетных значений составляющих его коэффициентов:

норма психологического здоровья соответствует коэффициенту: 0,751 < Кпзс £ 0,9996;

отклонение от нормы – 0,499 < Кпзс < 0,751;

отклонение от нормы хроническое – 0,329 < Кпзс < 0,499 (хроническое состояние);

отсутствие психологического здоровья – Кпзс < 0,329.

Опыт проводимых обследований психологического здоровья различных категорий семей показывает, что существует определенная закономерность проявления тех или иных показателей у различных категорий семей.

Формирование «целевых» и «прогностических» признаков.

Изучение психологического здоровья семьи, имеет смысл в том случае, если существует возможность прогноза его восстановления (поддержания) по результатам обследования. Именно прогноз позволяет использовать полученные данные для формирования контура программы работы специалиста с семьей или самой семьи. Для этого следует выделить специальную группу признаков, называемых «целевыми» и играющих решающую роль в психологическим здоровье семьи. «Целевые» признаки выполняют две функции: во-первых, определяют стратегию и тактику специалиста (семьи); во-вторых, используются для оценки качественных изменении психологического здоровья семьи. Поэтому правильному формированию целевых признаков должно быть уделено особенно серьезное внимание, так как именно они определяют смысл и разумность применения данной методики в социальной работе с семьей. Опыт научно-исследовательской работы показывает, что большинство ошибок в использовании психологических знаний для оказания помощи семье (отдельным ее членам) связаны с небрежностью при формировании «целевых» признаков.

Для определения (оценки) уровня психологического здоровья семьи в качестве «целевых» признаков выступают характеристики каждой из частных методик. В то же время тактика работы с семьями показывает, что одни из них актуальны в повседневной жизни, другие проявляются реже, а третьи работают на перспективу. Одни дают о себе знать сразу же, а другие – со временем, когда страсти в семье казалось бы уже улеглись.

Возможны два различных подхода в формировании «целевых» характеристик. В одном случае в качестве таких характеристик используются значения полученных коэффициентов частных методик и их соотношения на текущий момент, а в других – характеристики изрекаются из содержания и структур опросников этих методик.

В свою очередь в каждом из этих двух случаев возможны два различных способа получения информации: путем уточняющих бесед с членами семьи и проведения дополнительных целевых опросов по определенной проблеме с использованием известных методик. В первом случае используется способность психики личности реагировать на непосредственное воздействие раздражителей, во втором – применяется дублирование в поиске информации и подтверждение или не подтверждение первичных выводов. Кроме того, в качестве экспертов при определении «целевых» признаков могут выступать сами члены семьи.

К «прогностическим» относятся признаки, которые используются для прогноза будущих значений «целевых» признаков. В данной методике в этом качестве выступают индивидуальные характеристики, полученные с помощью частных методик. Именно по особенностями каждого члена семьи (группы), при сравнении их характеристик специалист безошибочно может определить качественную сторону внутрисемейных отношений, выявить проблемные места, обозначает тенденции развития психологического здоровья семьи. Поэтому возникает специальная вспомогательная задача поиска информативных для такого прогноза признаков.

Решение данной задачи обычно осуществляется в два этапа.

Вначале следует провести анализ индивидуального проявления изучаемых показателей психологического здоровья семьи в основных функциях ее жизнедеятельности. Целью анализа является определение соответствия имевшихся у личности качеств требованиям конкретной функции семьи. На основе проведенного анализа составляется перечень качеств, которые необходимы конкретному индивиду для нормальной жизни в семье.

На втором этапе, исходя из этого перечня, изучаются социально-психологические особенности личности, для чего можно использовать известные психодиагностические тесты. Степень связи имеющихся социально-психологических качеств личности с успешностью или неуспешностью реализации семьей обозначенных функций определяется по величине коэффициента корреляции. Значение коэффициентов корреляции больше 0,3-0,4 по модулю свидетельствуют о наличии достаточно сильной связи между социально-психологическим качеством и целевым признаком, т.е. эти качества члена семьи обладают прогностической валидностью и могут быть включены в число прогностических признаков восстановления (поддержания) психологического здоровья семьи.

В психолого-педагогической диагностике семьи важно выделить следующие этапы: ознакомление клиентов (семьи) с проблемой психологического здоровья и объяснения им сущности и содержания методики; работа клиентов с частными методиками; обработка специалистом полученных данных, «формирование «целевых» и «прогностических» признаков, а в последующем – выработка рекомендаций для всех лиц, причастных к решению изучаемой проблемы.

Реализация вышеизложенных процедур составляет первую часть работы специалиста с семьей. При этом он, учитывая ряд устойчивых закономерностей в формировании семьи и последующих стадиях ее жизнедеятельности (сходство семейных ценностей, уровень развития механизмов внутрисемейной интеграции и т.д.), может довольно точно выявить причины возникших психолого-педагогических проблем и определить систему мер социальной поддержки семьи.

Вместе с тем, в зависимости от полноты знаний, информации о конкретной семье, специалист, соблюдая нормы профессиональной этики, в ходе бесед, наблюдений, анализа результатов деятельности может определить и составить полную картину психологического здоровья семьи или отдельных сфер ее жизнедеятельности. В реализации этих знаний, составлявших вторую часть деятельности специалиста, важное место принадлежит моделированию проблемной ситуации семьи и поиск оптимальных путей ее разрешения.

 

 

 

 

 

Литература

 

 

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1978. 102 с.
  3. Ваганов Н.Н. Стратегия охраны здоровья женщин и детей на 90-е годы. //Семья в России, 1995. № 1, 2.
  4. Социальная педагогика: Монография /Под ред. В.Г.Бочаровой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 368 с.
  5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М., 2002. 87 с.
  6. Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М., 1994. 61 с.
  7. Журавлева И.В. Отношение населения к здоровью. М., 1993. 44 с.
  8. Орлов А.Б. Возникновение новой психодиагностики: некоторые симптомы и тенденции. /Вопр. психол. 1985. №5. 130 с.
  9. Панкратьева Н.В. Здоровье – социальная ценность. М.: Мысль, 1989. 39 с. 
  10. Педагогика здоровья. – М.: Педагогика, 1990. 288 с.
  11. Рабочая книга практического психолога: Технологии эффективной профессиональной деятельности. М.: Красная площадь, 1996. С.49-85.
  12. Суслова Е.А. Социальная диагностика. Методы и способы ее осуществления. М.: Педагогика, 1993. 220 с.
  13. Торохтий В.С. Методика оценки психологического здоровья семьи. М.: ЦСП РАО, 1996. 71 с.
  14. Торохтий В.С. Семейная инфраструктура: состояние и перспективы развития / /Семья в России 1999. -№1-2. 61 с.
  15. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. М.: МГСУ «Союз», 2000. 228 с.
  16. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002

 


Информация о работе Методики исследования психологического здоровья