Методы исследования смысло-жизненных ориентаций у людей живущих с ВИЧ\СПИД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в описании и анализе методик исследования смысло-жизненных ориентаций ЛЖВС.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
Провести анализ теоретических подходов отечественных и зарубежных авторов к изучению смысло-жизненных ориентаций личности. Выявить особенности смысло-жизненных ориентаций ВИЧ-инфицированных.
Изучение методик исследования смысло-жизненных ориентаций:
«Тест ценностных ориентаций» М. Рокича и «Тест смысло-жизненных ориентаций» Леонтьева Д.А.
Изучение методики «Незаконченные предложения», которая даёт
возможность получить обыденное, субъективное представление личности о смысле жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛИЦ, ЖИВУЩИХ С ВИЧ/СПИД (ЛЖВС) В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…………………………………………………………………………….6
1.1. Понятие смысло-жизненных ориентаций в психологии………………..6
1.1.1. Структура смысло-жизненных ориентаций……………………………...9
1.1.2. Функции смысло-жизненных ориентаций………………………………10
1.1.3. Проблема смысло-жизненных ориентаций в отечественной и зарубежной науке……………………………………………………………….14
1.2. Особенности смысло-жизненных ориентаций у ЛЖВС………………..22
1.2.1. Психологические особенности ЛЖВС…………………………………..22
1.2.2. Влияние диагноза ВИЧ на смысло-жизненные ориентации человека..25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.……………………………………...........................................28
2.1. Характеристика выборки…………………………………………………...28
2.2. Методика «Тест ценностных ориентаций» Рокича (1973 г.)…………….28
2.3. Методика «Тест смысло-жизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева (1988 г.)………………………………………………………………………………….34
2.4. Методика незаконченных предложений…………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………..38
Выводы………………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

К.Р. 3к. готово.docx

— 85.76 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛИЦ, ЖИВУЩИХ С ВИЧ/СПИД (ЛЖВС) В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…………………………………………………………………………….6

1.1.   Понятие смысло-жизненных ориентаций в психологии………………..6

1.1.1. Структура смысло-жизненных ориентаций……………………………...9

1.1.2. Функции смысло-жизненных ориентаций………………………………10

1.1.3. Проблема смысло-жизненных ориентаций в отечественной и зарубежной  науке……………………………………………………………….14

1.2.  Особенности  смысло-жизненных  ориентаций у ЛЖВС………………..22

1.2.1. Психологические особенности ЛЖВС…………………………………..22

1.2.2. Влияние диагноза ВИЧ на  смысло-жизненные ориентации человека..25

ГЛАВА  2.  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.……………………………………...........................................28

2.1. Характеристика выборки…………………………………………………...28

2.2. Методика «Тест ценностных  ориентаций» Рокича (1973 г.)…………….28

2.3. Методика «Тест смысло-жизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева (1988 г.)………………………………………………………………………………….34

2.4. Методика незаконченных предложений…………………………………..37

       Заключение…………………………………………………………………..38

       Выводы………………………………………………………………………39

      Список  литературы………………………………………………………….40

      Приложение 1………………………………………………………………..43

      Приложение 2………………………………………………………………..45

      Приложение 3………………………………………………………………..45

 

 

 

                                             ВВЕДЕНИЕ

         Одна из аббревиатур, возникших в 80-х годах прошлого столетия, связана с крупнейшей трагедией современного человечества - ВИЧ/СПИД. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), ВИЧ-инфекция относится к числу пяти главных болезней, уносящих наибольшее число жизней на нашей планете, и каждый год число ВИЧ-инфицированных увеличивается [35].

         В последнее десятилетие одной из центральных проблем, связанных с употреблением наркотиков, стало распространение ВИЧ-инфекции в среде потребителей психоактивных веществ. Учитывая постоянный рост потребления наркотиков, следует ожидать, что проблема ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом наркоманов создаст очень серьезные проблемы в нашем обществе [30].

        До  недавнего времени ВИЧ-инфекцию ошибочно рассматривали как исключительно медицинскую проблему. Но за последние годы накоплен значительный объем данных, указывающих на то, что депрессивные состояния, хронический стресс и нездоровый образ жизни неблагоприятно сказываются на состоянии иммунной системы (Фаттерман А.Д., 1996; Кайкольт-Гласер Дж.К., 1991; Бройтигам В., Кристиан П., Рад М., 1999 Гласер К., 2000;). Эти факты имеют прямое отношение к проблеме СПИДа. Исследования последних пятнадцати лет показали, что тяжелые жизненные стрессы оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье ВИЧ-инфицированных, почти в четыре раза увеличивая вероятность ускоренного развития СПИДа (Эванс Д.Л., 1997; Дентино А.Н.,1999; Хоуланд,2000) [38].

         Наряду с этим, некоторые эмпирические  исследования также выявили, что  развитие заболеваний, связанных  со СПИДом, наступает быстрее, если пациент в качестве типичной копинг-стратегии использует отрицание, подавляет проявление гнева, демонстрирует чувство вины или недавно пережил стрессогенные события (Ликкен Д., 2003). В других зарубежных исследованиях было обнаружено, что наличие депрессивного состояния на начальном этапе ВИЧ-инфекции связано с возрастанием риска прогрессирования болезни (Маес М., 1998), медленным подавление вируса (Маес М., 1999) и приближением риска летального исхода (Кайкольт-Гласер Дж.К., 2001) [38].

        ВИЧ-носительство или СПИД оказывают очевидное влияние на психику и изменяют психологию зараженных людей в силу того, что на сегодняшний день, они являются неизлечимыми, хроническими заболеваниями; протекают труднопредсказуемо и в течение многих лет, почти всегда сопровождаются негативными зависимостями, воспринимаются практически любым обществом как негативное и отвергаемое явление [28].

        Актуальность работы обусловлена тем, что заболеваемость ВИЧ-инфекцией во всем мире и в России имеет тенденцию к росту. Очень быстро растет число заболевших среди лиц молодого возраста. Становится все более очевидным, что наряду с социальными и медицинскими вопросами требуется изучение психологических закономерностей и особенностей личности людей, инфицированных ВИЧ. Одно из приоритетных направлений – изучение особенностей личности ВИЧ-инфицированных, их смысло-жизненных ориентаций [38].

         Новизна работы заключается в том, что на сегодняшний день проведено очень мало исследований, посвященных изучению психологических факторов, личностных особенностей ВИЧ-инфицированных, которые могут помочь инфицированному в борьбе с надвигающейся болезнью и в характер, посвящены отдельным аспектам и недостаточно систематизированы, что обусловлено сложностью и полимодальностью предмета изучения. Кроме того, недостаточно внимания уделяется проблеме психологических отношений больных, в том числе роли отношений личности в течении и исходе заболевания, хотя доказано, что психологические отношения во многом определяют потенциал личности и являются ее движущей силой [34].

        Практическая значимость работы заключается в том, что исследование данной проблемы дает возможность выявить особенности психологического ресурса ВИЧ-инфицированных, которые помогают им адаптироваться к факту вирусоносительства, преодолеть жизненный кризис, мобилизоваться и эффективно использовать компенсаторные механизмы для борьбы с болезнью. Полученные результаты позволят наметить пути и способы психокоррекционной работы по оптимизации состояния иммунной системы и организма в целом, что  определяет актуальность избранной темы исследования.

         Цель работы заключается в описании и анализе методик исследования смысло-жизненных ориентаций ЛЖВС.

         В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

    1. Провести анализ теоретических подходов отечественных и зарубежных авторов к изучению смысло-жизненных ориентаций личности. Выявить особенности смысло-жизненных ориентаций ВИЧ-инфицированных.
    2. Изучение методик исследования смысло-жизненных ориентаций:

«Тест ценностных ориентаций»  М. Рокича и «Тест смысло-жизненных ориентаций» Леонтьева Д.А.

    1. Изучение методики «Незаконченные предложения», которая даёт  

возможность получить обыденное, субъективное представление личности о смысле жизни.

При нынешних масштабах распространения  ВИЧ-инфекции (а в будущем и  СПИДа) проблемы особенностей протекания этих заболеваний перестают быть исключительной прерогативой медиков-лаборантов и врачей-клиницистов, биохимиков, и даже эпидемиологов и переходят в принципиально новую, социально-психологическую плоскость.

 

 

ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛИЦ, ЖИВУЩИХ С ВИЧ\СПИД (ЛЖВС)

1.1. Понятие  смысло-жизненных ориентаций в психологии

       Проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных, так как смысл жизни является одной из традиционных проблем философии и теологии, художественной литературы, в которых он анализируется преимущественно с содержательной стороны: в чем состоит смысл жизни, какой смысл жизни можно считать истинным и достойным. В психологической литературе также подчеркивается огромная значимость для человека психологического феномена смысла жизни. Но вопрос, в чем состоит смысл жизни, не входит в компетенцию психологии. В сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. В психологии смысл жизни изучается преимущественно с точки зрения того, под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности[12].

        Жизненный выбор каждого свой, скопировать с кого-то и построить жизнь по чужому сценарию невозможно: смысл жизни должен быть осознан, определен, намечен самим индивидом. Смысложизненная ориентация — это стержень убеждений человека, его принципов, целей, который является импульсом, толчком всей жизнедеятельности вне зависимости от мировоззренческих установок. Смысложизненный выбор — это стратегическая линия, проходящая через всю жизнь человека, определяющая его поступки и поведение, и отклонение от нее или ее потеря могут привести к внутренним конфликтам индивида или, еще хуже, к нравственной, а то и физической его гибели.

         Потребность в смысле жизни раскрывается в осознании своей жизни не как серии случайных разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. Задаваясь вопросом о смысле жизни, человек, как правило, думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни [12].

        Особенно заметно влияние смысложизненных ориентаций на развитие личности, когда равные по значимости ценности конкурируют в сознании человека и ему трудно определить первоочередные направления деятельности. Наличие конкурирующих компонентов в сознании - один из источников рассогласования вербального и реального поведения человека. Противоречивость смысложизненных ориентации, их конкуренция в ситуации жизненного выбора - исходный момент рассогласования того, чего молодой человек хочет добиться в будущем, и того, что он будет для этого предпринимать [23].

        В психологических исследованиях смысл жизни характеризуется как наиболее значимая для человека цель, самая главная идея, которая существенно обусловливает его жизнедеятельность, поведение особенно в трудных ситуациях. Поиск человеком смысла является первичной движущей силой его жизни. У каждого человека имеется свое собственное призвание в жизни, задача каждого человека уникальна, как и специфические возможности ее выполнения. Стремление найти смысл жизни не просто «вторичная рационализация» инстинктивных влечений, а главная мотивационная сила в человеке.

         Многие отечественные и зарубежные психологи в понимании смысла жизни и природы смысложизненных ориентации человека расходятся во мнениях и предлагают довольно широкий спектр подходов. Тем не менее большинство ученых сходятся в том, что смысл жизни является наиболее значимой для человека целью, обусловливающей его жизнедеятельность, поведение, а также в том, что смысложизненные ориентации не могут существовать вне контекста общества [26].

        Сегодня уже общеизвестно, что смысловая сфера человека является той высшей инстанцией, которая подчиняет себе все его другие жизненные проявления, определяет направленность и пристрастность человеческого познания.

        Смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель. В психологии смыслом (не только жизни, но и любого действия, поступка, события и т. д.) принято называть внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события. Когда человек совершает то или иное действие, он понимает, осознает, зачем он это делает, и в этом для него заключается смысл. В более широком аспекте смысл — это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления [25].

        Можно определить смысл жизни и по отношению к жизненным потребностям, которые многочисленны и разнообразны, но среди которых можно выделить потребность в самореализации (более или менее индивидуальной, более или менее активной). Такая потребность называется потребностью в самовыражении, в самореализации, в проявлении своего «я», о чем мы еще будем говорить. Естественно, что условия жизни — это, прежде всего другие люди, поэтому потребность в понимании, в признании непосредственно связана с первой, составляет ее (более или менее) самостоятельную сторону. Содержанием жизни являются деятельность, труд, потребность в которых также становится одной из ведущих. Человек в своей жизни определенным образом соподчиняет эти (и другие) потребности, выявляет свои способы и меру их удовлетворения. Так создается смысл его жизни.

        В отличие от мотивов, которые в психологии рассматриваются как выражение потребностей, смысл — это не только стремление к чему-то, не только будущая цель, определяемая мотивом, но и то переживание, которое имеет место в процессе реализации данного мотива (или их совокупности). Так, мотив поступить определенным образом может реализоваться в действии, но, уже совершая его, мы вдруг начинаем понимать и чувствовать его бессмысленность, обнаруживающуюся именно в момент действия. Смысл жизни — это психологический способ переживания жизни в процессе ее осуществления [2]. 

        Таким  образом, смысло-жизненные ориентации человека-это то, без чего он не сможет жить. Это такой компонент психики, без которого человек не сможет ставить перед собой цели и достигать их. Смысло-жизненные ориентации формируют у человека интерес к жизни.

1.1.1. Структура  смысло-жизненных ориентаций

        Под смыслообразованием традиционно, с точки зрения мотивационно-деятельностной концепции смыслов, понимается придание содержаниям отдельных целей и действий личностного смысла, т.е. значения для самого субъекта. В широком понимании Д. А. Леонтьева (2003) смыслообразование является глобальным процессом подключения новых объектов, явлений к существующей системе смысловых связей, процессом распространения смысла от ведущих смысловых структур к производным в конкретной ситуации. Источником ситуативных смыслов развертывающейся деятельности могут выступать не только мотивы, но и другие смысловые структуры - смысловые диспозиции и смысловые конструкты [9].

Информация о работе Методы исследования смысло-жизненных ориентаций у людей живущих с ВИЧ\СПИД