Методы исследования смысло-жизненных ориентаций у людей живущих с ВИЧ\СПИД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в описании и анализе методик исследования смысло-жизненных ориентаций ЛЖВС.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
Провести анализ теоретических подходов отечественных и зарубежных авторов к изучению смысло-жизненных ориентаций личности. Выявить особенности смысло-жизненных ориентаций ВИЧ-инфицированных.
Изучение методик исследования смысло-жизненных ориентаций:
«Тест ценностных ориентаций» М. Рокича и «Тест смысло-жизненных ориентаций» Леонтьева Д.А.
Изучение методики «Незаконченные предложения», которая даёт
возможность получить обыденное, субъективное представление личности о смысле жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛИЦ, ЖИВУЩИХ С ВИЧ/СПИД (ЛЖВС) В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…………………………………………………………………………….6
1.1. Понятие смысло-жизненных ориентаций в психологии………………..6
1.1.1. Структура смысло-жизненных ориентаций……………………………...9
1.1.2. Функции смысло-жизненных ориентаций………………………………10
1.1.3. Проблема смысло-жизненных ориентаций в отечественной и зарубежной науке……………………………………………………………….14
1.2. Особенности смысло-жизненных ориентаций у ЛЖВС………………..22
1.2.1. Психологические особенности ЛЖВС…………………………………..22
1.2.2. Влияние диагноза ВИЧ на смысло-жизненные ориентации человека..25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.……………………………………...........................................28
2.1. Характеристика выборки…………………………………………………...28
2.2. Методика «Тест ценностных ориентаций» Рокича (1973 г.)…………….28
2.3. Методика «Тест смысло-жизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева (1988 г.)………………………………………………………………………………….34
2.4. Методика незаконченных предложений…………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………..38
Выводы………………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

К.Р. 3к. готово.docx

— 85.76 Кб (Скачать файл)

         Элементы, составляющие структуру смысловой сферы личности, можно

классифицировать следующим  образом:

1.   Смыслы по степени обобщенности (смысл жизни, личностные смыслы конкретных жизненных ситуаций, взаимоотношений).

2. Смыслы по степени осознанности (смысловая установка, смысловая диспозиция, смыслообразующий мотив).

3.     Источники смыслов (потребности, ценности, отношения).

4. Индикаторы актуального состояния смысловой сферы личности (переживания).

         Личностный выбор тесно связан и с системой отношений личности, называемой в теории В. Н. Мясищева (2003) индивидуально-целостной системой ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности. Личностные отношения не сводятся только к когнитивной оценке положительной значимости, доминирующей в ценностях. Они интегрируют когнитивные, эмоциональные и поведенческие стороны разнообразных по содержанию и качеству связей личности с объектами и явлениями [17].

         Таким образом, смысло-жизненые ориентации не только являются важнейшими компонентами структуры личности, но так же имеют свою струтуру. Эта структура формируется под влиянием многих факторов, таких как мотивы, потребности, ценности человека, которые могут меняться в течении жизни, а следовательно, будет меняться и структура смысло-жизненных ориентаций.

1.1.2.Функции смысло-жизненных ориентаций

        Смысл жизни — это не только будущее, не только жизненная цель, но и психологическая «кривая» постоянного ее осуществления. Поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем её смысла, а, напротив, усиливаем его, убеждаемся в нем, переживаем его. Способность субъекта переживать ценность жизни, удовлетворяться ею и составляет ее смысл. Смысл жизни — это и способность субъекта переживать ценность жизненных проявлений своей индивидуальности, своего «я», своей личности.

С одной стороны, смысл  жизни выражает притязания личности, ее стремления, потребности, с другой — является подтверждением ее реальных достижений, реальной способности выражать себя в формах жизни. Поэтому смысл жизни - это не только будущее, не только перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка достигнутого своими силами по существенным для личности критериям [23].

         Смыслу жизни противостоит отчуждение жизни от человека — лишение его реальных действий, поступков, их ценности, значимости, превращение их в функциональные. Поэтому утрата смысла жизни происходит и в силу недостаточно развитых притязаний личности, недостаточно развитой потребности в самовыражении (неразвитая индивидуальность) и в силу неспособности их реализовать. Он утрачивается и в силу непропорциональности тех психических или личностных затрат, той «цены», которую личность платит за свои реальные достижения. Это можно выразить как своего рода психологический закон: слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни. Возможностям данной личности должна быть пропорциональна мера усилий, действий, затрат, при которой личность испытывала бы подлинную удовлетворенность, и ею питался бы дальнейший смысл ее жизни. Когда цена является слишком малой, когда успех приходит без всяких усилий со стороны личности, то личность также перестает испытывать удовлетворение, а это в свою очередь разрушает смысл ее жизни.

        Смысл жизни определяет притязания личности и выбор тех жизненных задач, которые она берется решать. Поэтому уже на основе жизненных притязаний на определенное место в жизни, в обществе возникает мотивация достижения. Личность начинает решать задачи, направленные на достижение этих жизненных целей. На протяжении жизни смысл жизни меняется. У молодых смысл жизни ориентирован на будущее, у стариков — на прошлое или настоящее. У некоторых в течение жизни наблюдается значительное снижение жизненных ценностей и смысла жизни.[24]

        Смысл жизни, более возвышенный или более заземленный, определяет ее семантику: стремится ли человек в жизни преимущественно получать или отдавать (свои силы, способности, труд). Он влияет на уровень активности человека — более возвышенный смысл расширяет число задач, которые человек ставит перед собой независимо от того, чего от него требуют жизненные обстоятельства. Заниженные притязания ведут к снижению активности человека, его инициативы. Потребность побольше получить от жизни, конечно, тоже иногда рождает активность и настойчивость, но делает человека зависимым от внешних обстоятельств, с которыми связаны по преимуществу такие «достижения» [32].

         Важнейшим «подкреплением» смысла жизни являются либо полученные «блага», либо общее чувство удовлетворенности человека тем, как он строит свою жизнь. Это не чувство удовольствия, но именно удовлетворение, связанное с ответственностью за свою жизнь, с долгом перед самим собой. Смысл жизни как ответственность за ее осуществление, за ее способ связан с потребностью и способностью самостоятельно, на свой страх и риск, строить и осуществлять ее. Ответственность возникает при осознании, что ход твоей жизни зависит от тебя, что ты один на один со своей жизнью, чем задается и ее психологический смысл [1].

        Можно обозначить две основные функции смысловых образований как основных конституирующих единиц сознания личности. Во-первых, это создание образа, эскиза будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации. Если в анализе реальной человеческой деятельности ограничиться единицами мотивов как предметов потребностей, единицами целей как заранее предвидимых результатов, то будет непонятно, за счет чего человек способен преодолевать сложившиеся ситуации, сложившуюся логику бытия, что ведет его к выходу за грань устоявшейся сообразности, к тому будущему, которому он сам сегодня не может дать точных описаний и отчета. Между тем это будущее есть главное опосредующее звено движения личности, без предположения которого нельзя объяснить ни реального хода развития человека, ни его бесконечных потенциальных возможностей. Во-вторых, важнейшая функция смысловых образований заключена в следующем: любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны ее успешности в достижении тех или иных целей и со стороны ее нравственной оценки. Последняя не может быть произведена «изнутри» самой текущей деятельности, исходя из наличных актуальных мотивов и потребностей. Нравственные оценки и регуляция необходимо подразумевают иную, внеситуативную опору, особый, относительно самостоятельный психологический план, прямо не захваченный непосредственным ходом событий. Этой опорой и становятся для человека смысловые образования, в особенности в форме их осознания — личностных ценностей, поскольку они задают не сами по себе конкретные мотивы и цели, а плоскость отношений между ними, самые общие принципы их соотнесения. Так, например, честность как смысловое образование - это не правило или свод правил, не конкретный мотив или совокупность мотивов, а определенный общий принцип соотнесения мотивов, целей и средств жизни, в том или ином виде реализуемый в каждой новой конкретной ситуации. В одном случае это будет оценка и отсеивание, селекция некоторых способов достижения целей, в другом - изменение, смещение целей, в третьем - прекращение самой деятельности, несмотря на ее успешный ход, и т. п. Смысловой уровень регуляции не предписывает, таким образом, готовых рецептов поступкам, но дает общие принципы, которые в разных ситуациях могут быть реализованы разными внешними (но едиными по внутренней сути) действиями. Лишь на основе этих принципов впервые появляется возможность оценки и регуляции деятельности не с ее целесообразной, прагматической стороны — успешности или неуспешности течения, полноты достигнутых результатов и т. п., а со стороны нравственной, смысловой, т. е. со стороны того, насколько правомерны с точки зрения этих принципов реально сложившиеся в данной деятельности отношения между мотивами и целями, целями и средствами их достижения [3].  

          Таким образом, наряду с другими социально-психологическими образованиями смысло-жизненные ориентации выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

1.1.2. Исследования  смысло-жизненных ориентаций

        Проблема смысла жизни в психологической науке в той или иной мере затрагивается в различных зарубежных психологических школах и направлениях: в психоанализе, в индивидуальной психологии, в когнитивной психологии, в гуманистической психологии, в экзистенциальной психологии.

         В отечественной науке проблема смысла жизни всё более активно выдвигается на передний план, обсуждается на специальных конференциях, в многочисленных монографиях, в статьях известных исследователей. Однако в развитии теоретической базы решения данного вопроса появляются всё новые и всё более сложные парадигмы, требующие углублённого изучения условий становления и развития личности, формирования её личностных смыслов, действия менталитета общества.

          Первой системой научной психологии, обратившейся к понятию смысла для объяснения поведенческих проявлений человека (преимущественно непроизвольных), стал психоанализ. В работах Фрейда 1915-1930 гг. впервые встречается понятие смысла, включенное в ряд объяснительных понятий научной психологии. Фрейд по-разному трактовал понятие смысла. В первом понимании смысл сновидения или смысл символа – это мыслительный процесс, психическое содержание, которое данным сновидением или символом замещается. Второе понимание отождествляет смысл с целью или намерением данного психического акта. Третье понимание отличается от второго добавлением указания на значимость этого акта. И, наконец, четвертое понимание отождествляет смысл действия с лежащими за ним скрытыми мотивами. Как правило, эти мотивы не осознаются, однако не всегда [25].

         Первое альтернативное по отношению к фрейдовскому развернутое понимание смысла сформулировано в поздних (1929 – 1934) работах одного из основных оппонентов Фрейда – Альфреда Адлера, которые во многом близки современному экзистенциально-гуманистическому направлению в психологии. Адлер характеризует свою систему индивидуальной психологии как учение о смысле человеческих действий и экспрессивных проявлений, движений, о смысле, который индивиды придают миру и самим себе, хотя полностью к этим смыслам предмет изучения индивидуальной психологии не сводится. Психоаналитической каузальной схеме детерминации Адлер противопоставляет финалистскую, и если Фрейд и его прямые последователи искали истоки смысла в прошлой истории жизни личности, в ее аффективных переживаниях и желаниях, то Адлер связывает поведенческие смыслы со смыслом всей жизни личности, с ее жизненным стилем, жизненным планом, с вопросом «Зачем?», поставленным по отношению к анализируемым поступкам, в противоположность фрейдовскому вопросу «Почему?». Именно индивидуальный смысл жизни, понимание которого служит, по Адлеру, ключом к пониманию всей личности в целом, выступает у него как одно из центральных объяснительных понятий. Смысл жизни первичен по отношению к смыслам отдельных действий [2].

        Юнг К. в 1917-1928 гг. обращался как к проблеме смысла жизни, так и к проблеме интерпретации смысла сновидений, продуктов фантазии и т.п., хотя нигде понятие смысла не выступало у него предметом специального систематического анализа. Он выдвигает положение о том, что люди стоят перед задачей обнаружить смысл, благодаря которому они вообще могут жить. Смысл жизни связан лишь с постановкой духовных или культурных целей, стремление к которым является необходимым условием душевного здоровья.  Если согласно Адлеру тот или иной смысл жизни автоматически складывается к определенному возрасту у всех людей и может при этом не осознаваться, то для Юнга нахождение и реализация смысла жизни выступает как специфическая потребность и задача. Смысл жизни для Юнга не является чем-то сугубо субъективным, Юнг предостерегал от опасности отчуждения личности, утраты ее реальности в случае ориентации либо на навязанные извне социальные роли, либо на выдуманный, внушенный самому себе смысл. Юнг прямо называет архетипы и в особенности символы источниками, придающими смысл нашей жизни [25].

           В психодинамических теориях Фрейда, Адлера и Юнга содержатся в зачаточной форме практически все основные идеи, присущие более поздним подходам к проблеме смысла. Фрейд показал осмысленный характер непроизвольных поведенческих проявлений и фантазий, проследил связь смысла с актуальными мотивами и историей жизни личности. Адлер обратил внимание на финальные связи поведенческих смыслов со смыслом жизни, с общей ее направленностью, разработал первую психологическую теорию смысла жизни и его влияния на психические процессы, а также обратил внимание на субъективный смысл, который приобретают для человека обстоятельства его жизнедеятельности. Юнг еще раньше, чем Адлер, отметил фундаментальную направленность человека на отыскание смысла своей жизни, представив ее как специальную задачу и потребность, а также подчеркнул социокультурную обусловленность как индивидуального смысла жизни, так и смысла сновидений и продуктов фантазии [15].

         Представление о смысле как о жизненной задаче подробно разработано в теории личности и психотерапии Виктора Франкла (1946 г.). В своем учении Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом [24].

         Франкл вводит понятие сверхсмысла. Речь идет о смысле того целого, в свете которого приобретает смысл человеческая жизнь, т.е. о смысле Вселенной, о смысле бытия, о смысле истории. Этот смысл трансцендентен человеческому существованию, поэтому никакой ответ на вопрос о сверхсмысле дать невозможно. Сверхсмысл осуществляется независимо от жизни отдельных индивидов. Основной тезис учения Франкла о смысле жизни: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден [37].

       Таким образом, идея смысла жизни как интегрирующего фактора человеческой жизни, намеченная в работах А.Адлера и К.Г.Юнга, легла у В.Франкла в основу теории личности и была разработана им весьма детально.

       Теория личностных конструкторов Дж.Келли (1955 г.) является одним из первых подходов, где смысл рассматривается в контексте репрезентации действительности в сознании, как феномен сознания. В более поздних работах Келли активно использует понятие личностного смысла. Теория Келли была направлена на познание конкретной индивидуальности каждого человека, на отказ от практики прикладывания общих аршинов к разным людям. Конструкты придают личностный смысл событиям, к которым они прикладываются. Система конструктов человека предоставляет ему свободу принятия решений именно благодаря тому, что позволяет ему иметь дело со смыслом событий, вместо того, чтобы быть механически вовлеченным в них. Смыслы событий являются, по Келли, чисто субъективными и лишь проецируются в мир. Смысл определяется не только самим предвосхищаемым следствием оцениваемого события, но и цепью умозаключений, лежащих в основе этого предвосхищения. Осмысленность жизни Келли связывает со способностью  видеть настоящее в прошлом и будущее в настоящем [25].

       В отечественной психологической традиции мы обнаруживаем понятие смысла в работах Л.С.Выготского 1930-х годов. Выготский вводит понятие смысла в виде оппозиции «смысл – значение». Выготский анализирует соотношение значения и смысла в разных видах речи, выделяя, в частности, такой своеобразный феномен, как влияние смыслов: смыслы как бы вливаются друг в друга и влияют друг на друга. В «Мышлении и речи» (1934 г.) анализ Выготским проблемы смысла выводит его в более широкий контекст – в контекст проблемы строения человеческого сознания. [6]

      А.Н. Леонтьев понятие смысла вводит в своей докторской диссертации «Развитие психики» (1940 г.) причем у него это понятие изначально характеризует реальные жизненные отношения как человека, так и животного. В качестве одной из основных черт смысла А.Н.Леонтьев отмечает его неустойчивость, подверженность изменениям. Многочисленные факты позволили ему прийти к заключению о том, что динамика смысла обусловлена динамикой деятельности субъекта. Смысл сам по себе не может связать сознание с внешним миром; реально эту функцию выполняет деятельность, которая хоть и направляется смыслом, однако осуществляется реально в столкновении с предметом в его объективных и устойчивых свойствах и изменяется в соответствии с реальным предметом и реальными свойствами [11]. 

         Понятие личностного смысла с самого начала выступало у А.Н.Леонтьева как связующее звено между сознанием и деятельностью. С другой стороны, все основные положения, описывающие личностный смысл в структурном аспекте, были высказаны А.Н.Леонтьевым в контексте анализа сознания; личностный смысл неизменно рассматривался как одна из его главных образующих [10].

Информация о работе Методы исследования смысло-жизненных ориентаций у людей живущих с ВИЧ\СПИД