Методы исследования смысло-жизненных ориентаций у людей живущих с ВИЧ\СПИД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в описании и анализе методик исследования смысло-жизненных ориентаций ЛЖВС.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
Провести анализ теоретических подходов отечественных и зарубежных авторов к изучению смысло-жизненных ориентаций личности. Выявить особенности смысло-жизненных ориентаций ВИЧ-инфицированных.
Изучение методик исследования смысло-жизненных ориентаций:
«Тест ценностных ориентаций» М. Рокича и «Тест смысло-жизненных ориентаций» Леонтьева Д.А.
Изучение методики «Незаконченные предложения», которая даёт
возможность получить обыденное, субъективное представление личности о смысле жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛИЦ, ЖИВУЩИХ С ВИЧ/СПИД (ЛЖВС) В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…………………………………………………………………………….6
1.1. Понятие смысло-жизненных ориентаций в психологии………………..6
1.1.1. Структура смысло-жизненных ориентаций……………………………...9
1.1.2. Функции смысло-жизненных ориентаций………………………………10
1.1.3. Проблема смысло-жизненных ориентаций в отечественной и зарубежной науке……………………………………………………………….14
1.2. Особенности смысло-жизненных ориентаций у ЛЖВС………………..22
1.2.1. Психологические особенности ЛЖВС…………………………………..22
1.2.2. Влияние диагноза ВИЧ на смысло-жизненные ориентации человека..25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.……………………………………...........................................28
2.1. Характеристика выборки…………………………………………………...28
2.2. Методика «Тест ценностных ориентаций» Рокича (1973 г.)…………….28
2.3. Методика «Тест смысло-жизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева (1988 г.)………………………………………………………………………………….34
2.4. Методика незаконченных предложений…………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………..38
Выводы………………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

К.Р. 3к. готово.docx

— 85.76 Кб (Скачать файл)

2.3. Методика  «Тест смысло-жизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева

        Опросник "Цели в жизни" ("Purpose-in-Life Test", PIL) бал разработан Дж. Крамбо для психометрического, т.е. количественного обоснования положения В. Франкла о существовании "ноогенного" невроза, т.е. психического расстройства из-за "экзистенциальной фрустрации.

  1. Адаптация русскоязычной версии PIL была выполнена К. Муздыбаевым.[18] Версия Муздыбаева была взята за основу Д.А. Леонтьевым при разработке теста Осмысленности жизни (ОЖ), на базе которого в дальнейшем был создан опросник СЖО. Данная методика, была разработана и адаптирована Леонтьевым (факультет психологии МГУ) в1986-88гг., за ее основу была взята версия К.Муздыбаева, а затем видоизменена  по трем параметрам: были изменены и упрощены формулировки ряда пунктов с сохранением общего их смысла; вместо общего начала предложения с двумя вариантами окончания формулировалась пара целостных альтернативных предложений с одинаковым началом; асимметричная шкала градации ответа от 1 до 7 была заменена симметричной шкалой – 3 2 1 0 1 2 3  Данный опросник являет собой один из редких удачных примеров русской локализации психологических конструктов и инструментов. Созданный автором в то же время, что и его работы, посвященные экзистенциальному кризису российского (и еще советского) общества [32], опросник содержит 20 пунктов, представляющих собой полярные суждения относительно "качеств жизни" испытуемого, например, "Я обычно: Ужасно скучаю – Полон жизни и энтузиазма" [16].

Анализ факторной структуры  полученных данных позволил описать  пять основных факторов дисперсии, выступивших  затем в виде шкал опросника, переименованного в "Тест смысложизненных ориентаций", СЖО:

  1. "Цели в жизни". Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
  2. "Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни". Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.
  3. "Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией". Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.
  4. "Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни)". Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни (Я-концепция).
  5. "Локус контроля – жизнь или управляемость жизни". Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю [8].

Первые три фактора  образуют смысложизненные ориентации: цели в жизни (будущее), насыщенность жизни (настоящее) и удовлетворенность самореализацией (прошлое). Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля как общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, и собственную способность осуществлять такой контроль.

Это смысловое отношение  и определяет субъектную временную  перспективу: значение (смысл) прошлого опыта, осмысленность настоящего (реальности здесь и теперь) и осмысленность  будущего (значение цели), а временные  локусы смысла во многом определяют состояние  субъективной смысловой реальности индивида – ее границы, ценностные компоненты и собственно направленность личностного смысла (к ситуации, к себе, к другим, к жизни).

Необходимым условием эффективной  индивидуальной жизни является синхронизация  временных локусов смысла. Процесс  синхронизации временных локусов  можно описать как особое состояние  личности – актуальное смысловое  состояние, которое регулирует процесс  интеграции личности и окружающей действительности и во многом определяет адекватность субъективного действия относительно объективной реальности.

Актуальное смысловое  состояние (АСС) представляет собой  совокупность актуализированных, генерализованных смыслов, размещенных во временной перспективе (опыт, реальность, цели). Это своего рода переживание ситуации, выполняющее функцию перевода смыслов индивидуальной системы с более низкого уровня на более высокий [36].

По психометрическим показателям, данная методика достаточно валидна и надёжна (по литературным источникам). Умеренно сложна в ручной обработке, но с чем мы успешно надеемся справиться.

 Так же возможно  применение данной методики в  клинике, и в условиях стационара, для пациентов в удовлетворительном  соматическом состоянии. Формулировки  утверждений методики достаточно  понятны. Методика  малозатратна в финансовом отношении (тест – карандаша и бумаги). Достаточно экономична по времени, следовательно мотивация испытуемых, добровольно согласившихся на ситуацию научного сотрудничества, будет оставаться на должном уровне, и мы получим интересующие нас результаты.

2.4. Методика  незаконченных предложений

        Методика "незаконченных предложений" является вариацией техники словесных ассоциаций.

        Желательно, перед исследованием методом "незаконченные предложения" нужно установить контакт с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

         В данном случае с помощью метода незаконченных предложений мы выясним мнение наших респондентов о том, что такое смысл жизни, и что они понимают под этим понятием. Методика предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента. Тестирование  занимает очень короткое время.

         Методика «Незаконченные предложения»  была нами модифицирована с  целью получения более субъективного,  обыденного представления о смысле  жизни.

         В модифицированном варианте  респонденту предлагается в свободной  форме продолжить предложение  «Смысл жизни для меня –это…»

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         На сегодняшний день можно сказать, что изучение психологических особенностей ЛЖВС, в том числе и их смысло-жизненных ориентаций целесообразно и вполне обосновано. В литературе практически отсутствуют научные работы, посвященные исследованию психологических аспектов и явлений ВИЧ-инфицированных. Проблема личности ВИЧ - инфицированного слабо разработана в российской и зарубежной психологии. Практически все работы написанные на эту тему были из области медицины.

Анализ литературы показывает, что смысло-жизненные ориентации, представляющие ядерное образование смысловой сферы, подвергаются у инфицированных ВИЧ значительному изменению. Наибольшую значимость для них приобретают ценности, обеспечивающие индивидуальное (биологическое) существование индивида. Ценности, отражающие социальную, деятельную сущность человека отходят на второй план. Это объясняется тем, что неизлечимое заболевание формирует людей, инфицированных ВИЧ, смысловую парадигму выживания. Основная личностная ценность жизни — сама жизнь находится под угрозой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

1. Проведённый теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы выявил большое разнообразие подходов к изучению смысло-жизненных ориентаций личности. Но, в то же время, виден недостаток исследований личности ВИЧ-инфицированных, особенно их смысло-жизненных ориентаций. Наиболее всего эта проблема изучена в зарубежной литературе.

2. Изучение таких методик,  как «Тест ценностных ориентаций»  М. Рокича и «Тест смысло-жизненных ориентаций» Леонтьева Д.А. показывает их пригодность для исследования смысло-жизненной сферы людей, живущих с ВИЧ, особенно в условиях стационара.

3. Изучение методики «Незаконченные  предложения» показало пригодность  этой методики для исследования  смысло-жизненных ориентаций и для получения обыденного,  субъективного представления о смысле жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Книги, монографии, брошюры

  1. Асмолов  А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. – Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1996.
  2. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Изд-во «Смысл», 2002.
  3. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1996. – 300 с.,   с. 320.
  4. Бузина Татьяна Сергеевна.  Психологичские подходы к профилактике ВИЧ - инфекции при употреблении психоактивных веществ. – М.: Прометей, 2009. – 172 с.
  5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. В 6 т., М., 1984. Т.2.
  7. Давыдова А.А., Исаев Д.Д., Чайка Н.А. Консультирование и психологическая помощь ВИЧ-инфицированным. СПб., 1993. - 125 с.
  8. Доклад о глобальной эпидемии ВИЧ/СПИДа (июль 2002 г.) // Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу: Док. и материалы. -Москва: Юнэйдс, 2002. 236 с.
  9. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. - М.:Смысл, 2000.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
  11. Леонтьев А.Н. Философия психологии. Из научного наследия. М., 1994.
  12. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003, 438 с.
  13. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. — М.: "СМЫСЛ", 1992. — 17 с.
  14. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). М..: "Смысл", 1992. - 16 с.
  15. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
  16. Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества. Кемерово: ИПК "Графика", 2002. С.3-34.
  17. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.:Изд-во МПСИ; 2003.
  18. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.
  19. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
  20. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. — М.: Наука, 1987.- 168 с.
  21. Покровский В.В. Эпидемиология и профилактика ВИЧ- инфекции и СПИДа. М.: Медицина, 1996. - 248 с.
  22. Социальные практики современной молодежи: поиск новых идентичностей : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. Барнаул, 21–22 мая 2009 г. / Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2009. – 449 с.
  23. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  24. Франкл В.Человек в поисках смысла: Сб. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
  25. Фрейджер Р., Фэйдимен Д."Личность. Теории, упражнения, эксперименты." М.: Изд. «Мир», 2004, 608с.

Статьи из журналов

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. , с. 74-75.
  2. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства. // Медицинская помощь. № 3, 1994. – С. 15-18.с. 17.
  3. Беляева В.В., Покровский В.В., Ручкина Е.В. Особенности психического состояния мужчин, инфицированных вирусом иммунодефицита человека // Сов. медицина. 1990. - № 8. - С. 16-18.
  4. Беляева В.В., Ручкина Е.В. Некоторые особенности психического состояния лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в процессе социально-психологической адаптации // Сов. медицина. 1991. -№ 2. - С. 80-82.
  5. Беляева В.В., Ручкина Е.В. Консультирование в системе реабилитации при ВИЧ-инфекции // Эпидемиология и инфекционные болезни. — 2001.-№ 1.-С. 53-56.
  6. Давыдов Ю. Н. Кризисное сознание / Ю.Н. Давыдов. // Современная западная социология. - М.: 1990. С. 143 - 144.
  7. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол. 1989. № 3. С.11-21.
  8. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психол. журн. 1993. Т.14. № 1. С.150-155.
  9. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. - Москва – Воронеж, 1995. - c. 48-53.
  10. Покровский В.В. СПИД кризисная инфекция // Терапевтический архив. - 1991.-№ 11.-С. 4-6.
  11. Серый А.В., Юпитов А.В. Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация). «Сибирская психологии сегодня». Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
  12. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. // Психология личности: Тексты/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.-С. 118-126.

Авторефераты  диссертаций

  1. Зинченко А. И. Влияние психологического ресурса ВИЧ – инфицированных на способность организма противостоять заболеванию: автореф. дисс. канд. психол. наук. – СПб: Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, 2009. – 151 с.
  2. Корнеева Галина Константиновна. Психологические особенности смысловой сферы личности ВИЧ-инфицированных осужденных в условиях лишения свободы: автореф. дисс. канд. психол. наук.:: Рязань, 2004. -  195 c.

Информация о работе Методы исследования смысло-жизненных ориентаций у людей живущих с ВИЧ\СПИД