Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:06, курсовая работа
Цель работы заключается в описании и анализе методик исследования смысло-жизненных ориентаций ЛЖВС.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
Провести анализ теоретических подходов отечественных и зарубежных авторов к изучению смысло-жизненных ориентаций личности. Выявить особенности смысло-жизненных ориентаций ВИЧ-инфицированных.
Изучение методик исследования смысло-жизненных ориентаций:
«Тест ценностных ориентаций» М. Рокича и «Тест смысло-жизненных ориентаций» Леонтьева Д.А.
Изучение методики «Незаконченные предложения», которая даёт
возможность получить обыденное, субъективное представление личности о смысле жизни.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛИЦ, ЖИВУЩИХ С ВИЧ/СПИД (ЛЖВС) В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…………………………………………………………………………….6
1.1. Понятие смысло-жизненных ориентаций в психологии………………..6
1.1.1. Структура смысло-жизненных ориентаций……………………………...9
1.1.2. Функции смысло-жизненных ориентаций………………………………10
1.1.3. Проблема смысло-жизненных ориентаций в отечественной и зарубежной науке……………………………………………………………….14
1.2. Особенности смысло-жизненных ориентаций у ЛЖВС………………..22
1.2.1. Психологические особенности ЛЖВС…………………………………..22
1.2.2. Влияние диагноза ВИЧ на смысло-жизненные ориентации человека..25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.……………………………………...........................................28
2.1. Характеристика выборки…………………………………………………...28
2.2. Методика «Тест ценностных ориентаций» Рокича (1973 г.)…………….28
2.3. Методика «Тест смысло-жизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева (1988 г.)………………………………………………………………………………….34
2.4. Методика незаконченных предложений…………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………..38
Выводы………………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………….40
2.3. Методика «Тест смысло-жизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева
Опросник "Цели в жизни" ("Purpose-in-Life Test", PIL) бал разработан Дж. Крамбо для психометрического, т.е. количественного обоснования положения В. Франкла о существовании "ноогенного" невроза, т.е. психического расстройства из-за "экзистенциальной фрустрации.
Анализ факторной структуры полученных данных позволил описать пять основных факторов дисперсии, выступивших затем в виде шкал опросника, переименованного в "Тест смысложизненных ориентаций", СЖО:
Первые три фактора образуют смысложизненные ориентации: цели в жизни (будущее), насыщенность жизни (настоящее) и удовлетворенность самореализацией (прошлое). Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля как общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, и собственную способность осуществлять такой контроль.
Это смысловое отношение и определяет субъектную временную перспективу: значение (смысл) прошлого опыта, осмысленность настоящего (реальности здесь и теперь) и осмысленность будущего (значение цели), а временные локусы смысла во многом определяют состояние субъективной смысловой реальности индивида – ее границы, ценностные компоненты и собственно направленность личностного смысла (к ситуации, к себе, к другим, к жизни).
Необходимым условием эффективной
индивидуальной жизни является синхронизация
временных локусов смысла. Процесс
синхронизации временных
Актуальное смысловое состояние (АСС) представляет собой совокупность актуализированных, генерализованных смыслов, размещенных во временной перспективе (опыт, реальность, цели). Это своего рода переживание ситуации, выполняющее функцию перевода смыслов индивидуальной системы с более низкого уровня на более высокий [36].
По психометрическим показателям, данная методика достаточно валидна и надёжна (по литературным источникам). Умеренно сложна в ручной обработке, но с чем мы успешно надеемся справиться.
Так же возможно
применение данной методики в
клинике, и в условиях
2.4. Методика незаконченных предложений
Методика "незаконченных предложений" является вариацией техники словесных ассоциаций.
Желательно, перед исследованием методом "незаконченные предложения" нужно установить контакт с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.
В данном случае с помощью метода незаконченных предложений мы выясним мнение наших респондентов о том, что такое смысл жизни, и что они понимают под этим понятием. Методика предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента. Тестирование занимает очень короткое время.
Методика «Незаконченные
В модифицированном варианте
респонденту предлагается в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день можно сказать, что изучение психологических особенностей ЛЖВС, в том числе и их смысло-жизненных ориентаций целесообразно и вполне обосновано. В литературе практически отсутствуют научные работы, посвященные исследованию психологических аспектов и явлений ВИЧ-инфицированных. Проблема личности ВИЧ - инфицированного слабо разработана в российской и зарубежной психологии. Практически все работы написанные на эту тему были из области медицины.
Анализ литературы показывает, что смысло-жизненные ориентации, представляющие ядерное образование смысловой сферы, подвергаются у инфицированных ВИЧ значительному изменению. Наибольшую значимость для них приобретают ценности, обеспечивающие индивидуальное (биологическое) существование индивида. Ценности, отражающие социальную, деятельную сущность человека отходят на второй план. Это объясняется тем, что неизлечимое заболевание формирует людей, инфицированных ВИЧ, смысловую парадигму выживания. Основная личностная ценность жизни — сама жизнь находится под угрозой.
ВЫВОДЫ
1. Проведённый теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы выявил большое разнообразие подходов к изучению смысло-жизненных ориентаций личности. Но, в то же время, виден недостаток исследований личности ВИЧ-инфицированных, особенно их смысло-жизненных ориентаций. Наиболее всего эта проблема изучена в зарубежной литературе.
2. Изучение таких методик,
как «Тест ценностных
3. Изучение методики «
Список литературы:
Книги, монографии, брошюры
Статьи из журналов
Авторефераты диссертаций
Информация о работе Методы исследования смысло-жизненных ориентаций у людей живущих с ВИЧ\СПИД