Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:06, курсовая работа
Цель работы заключается в описании и анализе методик исследования смысло-жизненных ориентаций ЛЖВС.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
Провести анализ теоретических подходов отечественных и зарубежных авторов к изучению смысло-жизненных ориентаций личности. Выявить особенности смысло-жизненных ориентаций ВИЧ-инфицированных.
Изучение методик исследования смысло-жизненных ориентаций:
«Тест ценностных ориентаций» М. Рокича и «Тест смысло-жизненных ориентаций» Леонтьева Д.А.
Изучение методики «Незаконченные предложения», которая даёт
возможность получить обыденное, субъективное представление личности о смысле жизни.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛИЦ, ЖИВУЩИХ С ВИЧ/СПИД (ЛЖВС) В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…………………………………………………………………………….6
1.1. Понятие смысло-жизненных ориентаций в психологии………………..6
1.1.1. Структура смысло-жизненных ориентаций……………………………...9
1.1.2. Функции смысло-жизненных ориентаций………………………………10
1.1.3. Проблема смысло-жизненных ориентаций в отечественной и зарубежной науке……………………………………………………………….14
1.2. Особенности смысло-жизненных ориентаций у ЛЖВС………………..22
1.2.1. Психологические особенности ЛЖВС…………………………………..22
1.2.2. Влияние диагноза ВИЧ на смысло-жизненные ориентации человека..25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.……………………………………...........................................28
2.1. Характеристика выборки…………………………………………………...28
2.2. Методика «Тест ценностных ориентаций» Рокича (1973 г.)…………….28
2.3. Методика «Тест смысло-жизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева (1988 г.)………………………………………………………………………………….34
2.4. Методика незаконченных предложений…………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………..38
Выводы………………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………….40
Чрезмерная обобщенность понятия «смысл» и необходимость его дифференциации были впервые отмечены в работе В.К.Вилюнаса (1976 г.). Введя обобщающий родовой термин «смысловые образования», основной характеристикой которых является то, что они отражают не объективные свойства вещей, а отношение их к удовлетворению потребностей субъекта, В.К.Вилюнас проводил несколько существенных различений. Во-первых, анализируя механизмы смыслообразования, он отмечает, что «смыслообразует не некоторое объективное отношение и не мотив как объективное, а смысл мотива, как бы переливающийся по объективным связям ко всему, что имеет к мотиву отношение». Смысл мотива он характеризует как ведущий смысл по отношению к производным смыслам, которыми ситуативно наделяются представленные в сознании цели. Второе разведение относится к вербализованным и невербализованным смыслам. Первые являются продуктом и результатом осознания последних, решения «задачи на смысл». Вербализованный смысл шире и богаче, только он является подлинной «единицей» сознания. В то же время невербализованный смысл истиннее, поскольку осознание смысла не всегда бывает полностью адекватным. Осознаваться могут только производные смыслы [5].
В восьмидесятые годы основной прогресс в развитии представлений о структурной организации смысловой сферы личности связан с работами В.В.Столина (1983 г.) Е.Е.Насиновской (1988 г.), Б.С.Братуся (1996 г.), и А,Г.Асмолова (1996 г.).
Основными объектами исследования В.В.Столина (1983 г.) и его сотрудников стали почти не изучавшиеся ранее в рамках деятельностного подхода негативные и конфликтные смыслы. Содержательной характеристикой негативных смыслов стали понятия личностной преграды, преградных смыслов, а также преградной функции мотива. Выделение преградной функции мотива и преградных смыслов опирается на тот факт, что отказ человека от совершения определенных действий столь же содержательно характеризует его личность, как и совершение им других действий. С конфликтными личностными смыслами действия мы сталкиваемся в тех случаях, когда действие выступает как условие реализации одного мотива и одновременно как препятствие к реализации другого. Такое действие В.В.Столин называет поступком. Он рассматривает конфликтный смысл как единицу строения самосознания личности, поскольку именно совершение поступка, смысловой конфликт порождает необходимость рефлексивного самосознания, решения задачи на смысл. Эффективное переживание и разрешение конфликтных смыслов в деятельности самосознания приводит к перестройке системы личностных смыслов, творческому преобразованию прежних связей [23].
Согласно Е.Е.Насиновской (1988 г.), смысловое образование – это психическое образование (презентированное или непредставленное сознанию), характеризующее собственно личностное развитие человека и определяющее личностно-смысловую сторону его мотивации. Смысловые образования формируются в индивидуальной жизни субъекта, несут в себе субъективное отношение индивида к разнообразным объектам (данным во внешнем или внутреннем планах) и неизбежно участвуют в жизни личности, то есть являются одновременно и эмоционально-оценочными, и действенными образованиями». Особый интерес представляет выделение Е.Е.Насиновской видов смысловых образований; смыслообразующих мотивов, смысловых установок и личностно-значимых эмоциональных переживаний [26].
Б.С.Братусь (1996 г.), введя понятие «смысловая сфера личности», в то же время отказался от использования понятия «смысловое образование» как родового, обобщающего и дал ему более узкое определение – как отношение мотива более общего к мотивам менее общим и соответственно деятельности более общей и широкой к деятельностям менее общим. Такое узкое понимание смыслового образования не ограничивается связкой мотив – цель, а представляет собой цепь отношений меньшего к большему, в которых и порождается смысл: действия к мотиву, мотива к более широкому мотиву и т.д. вплоть до смысла жизни. Смысловое образование, как и личностный смысл, является конкретизацией этого глобального смыслообразуюшего отношения на определенном уровне. К смысловым образованиям Б.С.Братусь относит и ценности.
Принципиально важным является выдвигаемое Б.С.Братусем положение о том, что смысловые образования, как и личностные смыслы, порождаются не единичными изолированными отношениями, а целой разветвленной системой подобных отношений. В результате единица анализа личности предстает как сложная, многомерная смысловая структура [3].
Воплощением идеи многомерной системной организации смысловых образований стало введенное А.Г.Асмоловым (1996 г.) понятие динамической смысловой системы. Понятие динамической системы является воплощением выдвинутой Л.С.Выготским идеи единства аффекта и интеллекта. Согласно А.Г.Асмолову, динамическая смысловая система характеризуется не только от деятельности субъекта и от занимаемой им позиции, но обладает и собственным внутренним движением, своей, определяемой сложными иерархическими отношениями между составляющими динамической смысловой системы – смыслами, смысловыми установками и др. А.Г.Асмолов рассматривает динамическую смысловую систему как единицу, сохраняющую в себе содержательные характеристики личности как целого и описывает ее с разных сторон [1].
Согласно Д.А.Леонтьеву (1999 г.), cмысловые структуры и отражающаяся в них динамика деятельности – это деятельностный, или субстратный, аспект смысла. Cмысл в понимании Д.А.Леонтьева это отношение, связывающее объективные жизненные отношения субъекта, предметное содержание сознания и строение его деятельности [15].
Таким образом, можно увидеть, что под смыслом и смысло-жизненными ориентациями одни авторы понимают высшую интегративную основу личности, другие – более универсальный базовый механизм сознания и поведения; одни – объективную реальность, другие – субъективную интерпретацию или конструкт, третьи – феномен межсубъектных взаимодействий. Множественность определений смысла даёт понять, что за понятием смысла скрывается не конкретная психологическая структура, допускающая однозначную дефиницию, но и сложная и многогранная смысловая реальность, принимающая различные формы и проявляющаяся в различных психологических эффектах.
1.2. Особенности смысло-жизненных ориентаций у лиц живущих с ВИЧ\СПИД
1.2.1.Психологические аспекты ВИЧ-инфекции
Диагноз «ВИЧ-инфекция» означает присутствие в крови вируса иммунодефицита человека, которое может на протяжении долгих лет не сопровождаться никакими переменами в состоянии здоровья, однако, само знание о наличии ВИЧ-инфекции в организме практически всегда приводит к изменениям в жизни человека. Особенность этого диагноза в том, что он связан со множеством социальных и психологических проблем, внутренних кризисов, стрессов, трудностей в межличностных отношениях таких, как боязнь передачи вируса сексуальному партнеру; проблемы с возможностью иметь детей, поскольку существует риск передачи вируса от матери ребенку; негативное отношение к ВИЧ-инфицированным в обществе и т.д. Все это влияет на качество жизни, отношения с окружающими и на отношение к самому себе и не всегда понятно людям, которых лично не коснулась проблема ВИЧ/СПИД [8].
Несмотря на многочисленные трудности, диагноз ВИЧ-инфекция не означает, что человек должен отказаться от своих планов и интересов, от учебы, работы и развлечений, от любви и секса. Все больше людей находят решение проблем, связанных с наличием ВИЧ-инфекции в организме, многие обнаруживают, что их жизнь не изменилась кардинально и предпринимают шаги, чтобы адаптироваться к новым условиям жизни [21].
Людям, живущим с ВИЧ-инфекцией, зачастую приходится сталкиваться с социально-психологическими проблемами задолго до того, как им понадобится медицинская помощь. Очень важно уделять особое внимание решению этих проблем. Эмоциональное самочувствие ВИЧ-положительных требует не менее серьезного подхода, чем физическое. Научиться жить с ВИЧ - сложная задача, она требует немало сил, а также поддержки и помощи со стороны близких и специалистов.
У большинства ВИЧ-инфицированных бывают тяжелые периоды в жизни, для которых характерны депрессия, тревожность, страх, нарушение сна, ночные кошмары, трудности концентрации внимания, чувство беспомощности, безнадежность, мысли о смерти. Эти и другие эмоциональные кризисы мешают заботиться о своем здоровье и порой приводят к трудно исправимым ошибкам. В период кризиса человек сталкивается сразу с несколькими проблемами и не видит выхода из сложившейся ситуации. В таком состоянии ему сложно разобраться даже в собственных чувствах и желаниях. Существуют несколько периодов, во время которых ВИЧ-инфицированные особенно психологически уязвимы [8].
Получение диагноза. В первый момент при получении диагноза «ВИЧ-инфекция» большинство людей испытывает сильнейший шок. Затем перед ними встает вопрос, как сложится их дальнейшая жизнь, сколько она продлится и как это все отразится на близких им людях. Многих охватывают гнев, подавленность, отчаяние, страх за себя и близких. Некоторые в первый момент думают о самоубийстве. Другие, напротив, абсолютно спокойны. Нередко человек вначале не верит своему диагнозу. Большинство людей, узнавших о ВИЧ-статусе, вынуждены пересматривать свои представления о собственной жизни [7].
Появление первых болезненных симптомов. Зачастую эти проявления не имеют отношения к ВИЧ-инфекции, но ВИЧ-инфицированный может воспринять их как симптомы развития заболевания. До этого момента человек только знал о наличии вируса, теперь для него ВИЧ становится видимым, а симптомы - доказательством диагноза.
Необходимость регулярно принимать лекарства. Большинство людей с ВИЧ-инфекцией - молодые люди, которые не имели ранее опыта ежедневного приема лекарственных препаратов. Некоторых из них пугает мысль о неспособности иммунной системы самостоятельно бороться с вирусом, других - сложность приема препаратов и возможность появления побочных эффектов [28].
Серьезные болезненные симптомы. Болезненные симптомы сами по себе являются тяжелым испытанием для человека и многие ВИЧ-инфицированные не могут свыкнуться с тем, что их жизнь будет связана с болью и лекарствами, а постоянное обращение за медицинской помощью вынудит сменить либо бросить работу или прекратить учебу.
Тяжелая болезнь или смерть знакомого ВИЧ-инфицированного. Потеря близкого человека всегда тяжелый удар. Особенно тяжело воспринимают смерть от СПИДа близкие люди, сами живущие с ВИЧ-инфекцией. Мысли о возможности приближения собственной смерти приводят к серьезным эмоциональным кризисам [29].
Помимо этого, у каждого могут быть свои кризисы в зависимости от ценностей, которые оказались под угрозой в связи с ВИЧ-инфекцией: учеба, карьера, личные отношения, создание или сохранение семьи, любимое занятие. Все эти кризисные ситуации связаны с эмоциональными потерями и глубокими негативными переживаниями. Человек испытывает гнев, отчаяние, чувство вины, тревогу, горечь утраты. Многие ВИЧ-инфицированные со всей остротой осознают собственную смерть и боятся потерять физическую привлекательность, здоровье, самостоятельность либо утратить друзей и близких и остаться в одиночестве. Поэтому в этот период человек особенно нуждается в поддержке и от характера этой поддержки зависит, как человек справится со своим эмоциональным состоянием.
Находясь в таком тяжелом состоянии, человеку волей неволей приходится задуматься о своей прожитой короткой жизни; задуматься о том, что можно было бы изменить, если бы повернуть время назад [31].
Таким
образом, можно сказать,
1.2.2. Влияние диагноза ВИЧ на смысло-жизненные ориентации человека.
Любое заболевание, угрожающее жизни пациента, (в том числе и ВИЧ), ломает его психику и нарушает душевное состояние, требует переосмысления прошлой и неизбежное изменение дальнейшей жизни. Не сразу и не все могут осмыслить и принять изменения качества жизни и неизбежность ее укорочения, следовательно, перед психологом встает задача оказания психологической помощи в адаптации пациента к его статусу. Душевное состояние пациента влияет на развитие клинического течения заболевания, состояние соматического статуса и, в итоге, на качество и продолжительность жизни. Психологическое благополучие пациентов зависит от многих факторов. Большое значение имеет осознание возможности влиять на состояние своего здоровья. Те пациенты, которые убеждены в наличии такой возможности, чувствуют себя лучше, они менее тревожны и подавлены по сравнению с теми, кто ощущает себя игрушкой в руках судьбы. Психологическое благополучие людей, живущих с ВИЧ-инфекцией, во многом зависит от того, какое место занимает это заболевание в их жизни. Пациенты, у которых в жизни есть другие важные дела помимо ВИЧ-инфекции, более стабильны психологически, чем инфицированные люди, интересы которых полностью сосредоточены на заболевании. Однако наибольшее значение в поддержании ощущения психологического благополучия имеет тот индивидуальный способ, которым человек справляется с болезнью. То, как мы думаем и реагируем, обладает намного большей способностью разрушить нашу жизнь, чем любые невзгоды, которые встречаются в нашей жизни [26,20].
В своих работах ряд исследователей, изучающих психологические особенности личности людей, страдающих неизлечимыми заболеваниями, в том числе ВИЧ-инфекцией (Покровский В.В. (1991 г.), Беляева В.В. (2001 г.) Ручкина Е.В. (2001 г.)), отмечают формирование у больных главного смыслообразующего мотива - мотива сохранения жизни. В качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но при этом за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии (от витальных, биологических до высших социальных) [27].
Неизлечимое заболевание (ВИЧ-инфекция) вызывает негативные изменения в смысловой сфере личности, связанные с возникновением угрозы реализации не только основных жизненных ценностей, но и самой жизни. Данная критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса [35].
Информация о работе Методы исследования смысло-жизненных ориентаций у людей живущих с ВИЧ\СПИД