Методы исследования смысло-жизненных ориентаций у людей живущих с ВИЧ\СПИД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в описании и анализе методик исследования смысло-жизненных ориентаций ЛЖВС.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
Провести анализ теоретических подходов отечественных и зарубежных авторов к изучению смысло-жизненных ориентаций личности. Выявить особенности смысло-жизненных ориентаций ВИЧ-инфицированных.
Изучение методик исследования смысло-жизненных ориентаций:
«Тест ценностных ориентаций» М. Рокича и «Тест смысло-жизненных ориентаций» Леонтьева Д.А.
Изучение методики «Незаконченные предложения», которая даёт
возможность получить обыденное, субъективное представление личности о смысле жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛИЦ, ЖИВУЩИХ С ВИЧ/СПИД (ЛЖВС) В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…………………………………………………………………………….6
1.1. Понятие смысло-жизненных ориентаций в психологии………………..6
1.1.1. Структура смысло-жизненных ориентаций……………………………...9
1.1.2. Функции смысло-жизненных ориентаций………………………………10
1.1.3. Проблема смысло-жизненных ориентаций в отечественной и зарубежной науке……………………………………………………………….14
1.2. Особенности смысло-жизненных ориентаций у ЛЖВС………………..22
1.2.1. Психологические особенности ЛЖВС…………………………………..22
1.2.2. Влияние диагноза ВИЧ на смысло-жизненные ориентации человека..25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.……………………………………...........................................28
2.1. Характеристика выборки…………………………………………………...28
2.2. Методика «Тест ценностных ориентаций» Рокича (1973 г.)…………….28
2.3. Методика «Тест смысло-жизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева (1988 г.)………………………………………………………………………………….34
2.4. Методика незаконченных предложений…………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………..38
Выводы………………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

К.Р. 3к. готово.docx

— 85.76 Кб (Скачать файл)

          Конкретная критическая ситуация не застывшее образование, она имеет сложную внутреннюю динамику, в которой различные типы ситуаций невозможности взаимно влияют друг на друга через внутренние состояния, внешнее поведение и его объективные следствия. Затруднения при попытке достичь некоторой цели, в силу продолжительного неудовлетворения потребности, могут вызвать нарастание стресса, которое, в свою очередь, отрицательно скажется на осуществляемой деятельности и приведет к фрустрации; далее агрессивные побуждения или реакции, порожденные фрустрацией, могут вступить в конфликт с моральными установками субъекта, конфликт вновь вызовет увеличение стресса и т.д. Основная проблематичность критической ситуации может при этом смещаться из одного "измерения" в другое [30].

         Часто первая реакция на диагноз: «Только не я! Врач, наверное, ошибается. Анализ был ошибочный. Со мной все в порядке, я же знаю». Для большинства людей диагноз оказывается настолько неожиданным, что первые часы или даже дни человек испытывает состояние шока, когда он не может осознать до конца, что случилось. Часто люди в этом состоянии действуют «на автомате», и кажется, что с ними все в порядке, так как они совершенно спокойны, но на самом деле это просто шоковое состояние. Часто за шоком приходит паника, когда человек испытывает всеобъемлющий страх, кажется, что в будущем все просто ужасно, и трудно поверить, что это происходит на самом деле.[22]

          Таким образом, мы видим, что подавляющему большинству людей после диагноза ВИЧ-инфекция нужно время, чтобы справиться с получением диагноза и понять, что значит для них жизнь с ВИЧ. И это осмысление будет происходить на протяжении всей последующей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  2.  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫХ  ОРИЕНТАЦИЙ

2.1. Характеристика  выборки

Объект исследования: в исследовании принимали участие ВИЧ-инфицированные в возрасте от 20 до 50 лет. Средний возраст 30 лет. Группа респондентов была сформирована по принципу «снежный ком».

2.2. Методика  «Тест ценностных ориентаций»  Рокича.

Ценность М. Рокич (1973 г.) определяет как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования». Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

1.Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико.

2.Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени.

3.Ценности организованы в системы.

4.Истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности.

5.Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения [13].

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей М. Рокич разработал ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка - терминальных и инструментальных ценностей.

Есть конфликтующие ценности. Конфликт ценностей может быть источником развития. Известный метод их исследования основан на выделении двух категорий  духовных ценностей:

1.Базовые, терминальные, стабильные (ценности-цели; например равенство).

2.Инструментальные т. е. ценности-средства (свойства личности, способности), которые помогают или мешают достижению цели; например выдержка, твердая воля, честность, образованность, работоспособность, аккуратность.

Можно также разделить  ценности на актуальные, наличные и  возможные. Образ жизни - решающий фактор формирования системы ценностных ориентации [13].

Методика М. Рокича (1973 г.) «Тест ценностных ориентаций» является техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Эти представления формируются в процессе социализации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Особенность методики состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам (например, "наиболее характерные для Вас", "наиболее характерные для Ваших друзей" и т.п.) происходит с помощью процедуры ранжирования или, а в некоторых версиях методики, с помощью парного сравнения. Обычно при проведении методики предполагается, что в ситуациях, когда у респондента нет оснований для фальсификации результатов, ранжирование действительно отражает реальное соотношение между субъективными значимостями соответствующих ценностей;

Ценностные ориентации как  предмет психологического исследования и  психодиагностики занимают место  на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой. Они являются одной из самых личностно значимых "зон", в которые приходится вторгаться психологу. Помимо этого, они сильно варьируют у разных людей не только по степени выраженности, но и по конкретному их "набору". Все  это существенно осложняет разработку стандартизированных методов, направленных на диагностику этой сферы внутреннего  мира. В исследовательских целях  используются, как правило, громоздкие многоступенчатые  процедуры,   позволяющие выявить ценностные ориентации в формулировках самих  испытуемых, однако такие процедуры  непригодны для решения повседневных прикладных задач [13].

Методика изучения ценностных ориентаций разработана М. Рокичем в 1973 году и основана на приеме прямого ранжирования списков ценностей. М. Рокич рассматривает ценность как разновидность убеждения, определяя ее как "...устойчивое убеждение в том,. что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования". Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и. личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич различает дна класса ценностей - терминальные и инструментальные.

терминальные  — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные  — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует  традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Стимульным материалом в методике Рокича служат два списка по 18 ценностей - терминальных и инструментальных - с краткой расшифровкой содержания каждой. Эти списки получены путем исключения синонимичных форм из более объемных перечней, которые формировались в ходе анализа интервью и литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для инструментальных ценностей) [13].

Методика известна в нескольких формах. Наиболее разработанные формы Д и Е теста Рокича различаются тем, что в варианте Е списки ценностных категорий отпечатаны на листах бумаги в алфавитном порядке и испытуемым предлагается проставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18. В варианте Д названия ценностей напечатаны на отдельных карточках, форма Д дает более надежные результаты, чем форма Е. В отечественных адаптированных вариантах методики также применяются обе формы предъявления. При работе с карточками важно, чтобы их размеры позволяли испытуемому без труда охватывать взглядом одновременно все 18 карточек. При этом эстетичность или неряшливость размещения текста на карточках могут влиять на выбор ценностей. Учет этих соображений и размеров шрифта определяет оптимальные размеры карточек (приблизительно 100х30 мм при использовании стандартного машинописного шрифта или 60х15 мм при изготовлении типографским способом). Испытуемому вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Стандартная  инструкция   испытуемому   (при  варианте предъявления на отдельных карточках):

"Сейчас Вам будет  предъявлен набор из 18 карточек  с обозначениями ценностей. Ваша  задача - разложить их по порядку  значимости для Вас как принципов,  которыми Вы руководствуетесь  в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно  изучите карточки и выберите ту, которая для Вас наиболее значима. Поместите ее на первое место. Затем  выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми  оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Адаптация теста Рокича на русском языке была выполнена А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым (1979 г.) (ИСЭП АН СССР). Культурная специфика обусловила необходимость изменения формулировки некоторых ценностей (в основном терминальных).

Ряд ценностных ориентаций связан монотонными зависимостями с уровнем дохода. В частности, при повышении уровня дохода повышается ранг таких ценностей, как жизненная мудрость, ощущение успеха, любовь, и снижается  таких, как материальная обеспеченность, спасение души, терпимость, аккуратность, готовность помочь. Частично эти сдвиги обусловлены уровнем образования, с которым положительно связаны ощущение успеха, любовь, жизненная мудрость, широта взглядов, ответственность, независимость, воображение и отрицательно связаны ценности спасения души, удовольствия, жизнерадостности, вежливости и исполнительности.

Относительно невелики различия ценностных ориентации у белых и  чернокожих американцев, уравненных по уровню дохода и образованию. Белые  выше ценят семейное благополучие, красоту природы и искусства, чуткость; чернокожие американцы - материальную обеспеченность, равенство, аккуратность и исполнительность.

С возрастом повышается ранг таких ценностей как истинная дружба и готовность помочь и снижается - любви и чуткости. Остальные  ценности демонстрируют неоднозначную динамику [13].

М. Рокич исследовал также зависимость ценностных ориентации от целого ряда других факторов: от религиозных и политических убеждений, от расистских и антикоммунистических установок, связь ценностных ориентации с участием в демонстрациях за гражданские права и в движении хиппи. Методика   нашла   широкое   применение   также   в кросскультурных исследованиях.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов [13].

Методика является универсальной, удобной и экономичной в плане проведения обследования и обработки результатов. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора экспертизы.

Главное достоинство данной методики в том, что возможно применение её в клинике, и в условиях стационара, для пациентов в удовлетворительном соматическом состоянии. Формулировки утверждений методики достаточно понятны. Методика  малозатратна в финансовом отношении (тест – карандаша и бумаги). Достаточно экономична по времени, следовательно мотивация испытуемых, добровольно согласившихся на ситуацию научного сотрудничества, будет оставаться на должном уровне, и высока вероятность  получения интересующих нас результатов.

Информация о работе Методы исследования смысло-жизненных ориентаций у людей живущих с ВИЧ\СПИД