Методы изучения социально - психологического климата коллектива старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в рассмотрении методов изучения социально - психологического климата коллектива старших классов.
Задачи исследования:
1. Изучение специальной литературы по проблеме социально - психологического климата коллектива.
2. Проанализировать сущность понятия психологического климата в
учебной группе.
3. Определить основные факторы, влияющие на формирование
психологического климата в учебной группе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
1. Сущность психологического климата…………………………………..6
1.2. Факторы, влияющие на социально-психологический климат……..10
2. Психологические особенности старшеклассников……………………15
3. Пути регулирования психологического климата в учебной группе…21
4. Методы диагностики и изучения социально - психологического климата старшеклассников……………………………………………………..28
Заключение …………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

курсовая ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СТАРШИХ КЛАССАХ.docx

— 79.20 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….2

1. Сущность психологического климата…………………………………..6

1.2. Факторы, влияющие на  социально-психологический климат……..10

2. Психологические особенности старшеклассников……………………15

3. Пути регулирования  психологического климата в учебной  группе…21

4. Методы диагностики  и изучения социально - психологического  климата старшеклассников……………………………………………………..28

Заключение …………………………………………………………………34

Список литературы………………………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что школа занимает основную долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата.

Школьник не может жить и развиваться вне учебной группы, к которой он принадлежит. Влияние группы на ученика является разносторонним и очень важным, так как она выполняет по отношению к школьнику целый ряд важных функций: объединения, социализации, прагматизации, экспрессивности и поддержки. Психологический климат в учебной группе значительно сказывается на отношении школьника к выполняемой им работе, на силу его мотива. Установлено, что ученики намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый психологический климат в учебной группе. Поэтому закономерно, что Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения установлены требования к формированию и развитию психолого-педагогической компетентности обучающихся. Психолого- педагогическая компетенция также усматривается и во вступившем в законную силу новый Федеральный закон «Об образовании» от 1 сентября 2013 года. От психолого-педагогической компетентность обучающихся зависит благоприятный психологический климат в учебной группе.

Говоря о психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определенного времени и имеющей возможность изменения и развития.

Интенсивное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без развития их активности и способностей. Формирование этих и других качеств происходит, прежде всего, в школьные годы. Именно поэтому сейчас на первый план работы школы выходят задачи развития и формирования личности и индивидуальности учащихся, создания условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого школьника.

В пору юности все определенней и отчетливей складывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания.

Социально-психологический климат коллектива старшеклассников связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.

В нашей работе социально-психологический климат определяется, согласно Р.С. Немову, как «…нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений»[17, с. 466] и характеризуется сплоченностью членов группы, доброжелательностью отношений, наличием совместных целей и интересов, активностью, взаимностью симпатией членов групп. О плохом социально-психологическом климате свидетельствуют отсутствие интереса и симпатии к членам группы, конфликтность в отношениях, ссоры, инертность группы, нетерпимость к мнению других, отсутствие общих интересов, равнодушие к успехам и неудачам группы.

Социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре учебного процесса, что является особенно актуальным. Однако в настоящее время все еще недостает практических и теоретических разработок, направленных на изучение социально-психологического климата коллектива учащихся старших классов.

В настоящее время проблемы психологического климата достаточно глубоко изучены в социальной психологии. Так влияние социально-психологического климата в коллективе на личность уделено больное внимание в работах А. Л. Свенцицкого, Е. С. Кузьмина, И. П. Волкова, Ю. Н. Емельянова, Е. В. Шороховой, К. К. Платонова, JI. Г. Почебут, В. А. Чикер, А. Н. Лутошкина, В. В. Бойко, В. Н. Панферова, А.Г. Ковалева, Б. Д. Парыгина, Е. А. Климова и др. Проблемы формирования социально-психологического климата в детских коллективах рассматриваются в исследованиях А. А. Реана, Я.Л. Коломенского, А.С. Макаренко, В. С. Мухиной, Т. Е. Конниковой, Г. А. Цукерман, А.М. Прихожан, В. В. Зацепиной, И. В. Дубровиной, А. В. Петровского, Н. П. Аникиевой, Е. В. Шороховой, К. К. Платонова

Учеными выявлено, что психологический климат является существенным фактором жизнедеятельности человека и оказывает разностороннее влияние на личность, на интеллектуальную, эмоциональную и волевую ее стороны. Однако в настоящее время все еще недостает практических и теоретических разработок, направленных на изучение социально-психологического климата коллектива учащихся старших классов. Все это и определило проблему исследования.

Объект исследования: психологический климат в коллективе учащихся старших классов.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений и их влияние на психологический климат в коллективе старшеклассников.

Цель исследования состоит в рассмотрении методов изучения социально - психологического климата коллектива старших классов.

Задачи исследования:

1. Изучение специальной литературы по проблеме социально - психологического климата коллектива.

2. Проанализировать сущность  понятия психологического климата  в

учебной группе.

3. Определить основные  факторы, влияющие на формирование

психологического климата в учебной группе.

4. Рассмотреть методы  диагностики психологического климата  в учебной группе старших классов.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение,  что межличностные отношения старшеклассников  влияют на формирование психологического климата в коллективе.

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогической  литературы по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Сущность психологического климата

В процессе совместной деятельности членам учебной группы необходимо вступать в контакты друг с другом для передачи информации и координации своих усилий. От уровня такой координации зависит психологический климат группы, каким бы видом деятельности в ней ни занимались.

В научной литературе употребляются различные термины, описывающие психологический климат: «социально-психологический климат», «морально- психологический климат», «психологический настрой», «психологическая атмосфера», «социально-психологическая обстановка», «эмоциональный климат». Впервые в отечественной науке термин «психологический климат»  был введен Н.С. Мансуровым.

В научных источниках существует несколько десятков определений социально-психологического климата и различных исследовательских подходов [22, с. 105].

Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического» климата В. М. Шепель. Психологический климат, по его мнению, - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива,  возникающая на основе их близости, симпатии, совпадение характеров,  интересов, склонностей.

Г. М. Андреева психологический климат определяет как «совокупность психологических состояния, настроения, отношений людей в группе и коллективе» [1].

А. А. Бодалев определяет психологический климат следующим образом:  «Это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе».

П. И. Пидкасистый рассматривает социально-психологический климат группы (семьи, товарищества, школы, творческой группы, региона, общества)  как «систему отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а значит, и развития личности» [20 , с. 447].

А. Л. Свенцицкий считает, что «социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального — установок, настроений, чувств, мнений членов группы как отдельных элементов социально-психологического климата» [23, с. 227].

Б.Ф. Ломов включает в понятие психологический климат систему межличностных отношений (симпатия, антипатия, дружба), психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание,  содействие), систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [Ломов].

В.Д. Парыгин определяет психологический климат следующим образом: «Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности» [19, с.11].

В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны» [22 , с. 104]:

- социальный климат определяется  осознанными целями и задачами, которые ставит перед собой коллектив;

- моральный климат определяется  моральными ценностями принятыми в данном коллективе;

- психологический климат  рассматривает неофициальные отношения,  складывающиеся между учениками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Социально-психологический климат динамичное образование,  проявляющееся в процессе коллективообразования и в условиях функционирования коллектива. Процесс коллективообразования состоит из двух этапов. На первом этапе идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений. Главную роль на данном этапе играет эмоциональный фактор. На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает не только как потенциальный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств социальных норм и установок. Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентации, норм и символов.

Другой стороной, характеризующей динамику социально-психологического климата коллектива, являются «климатические возмущения» - естественные колебания эмоционального состояния в коллективе, периодически возникающие подъемы и спады настроения у большинства его членов, которые могут происходить как в течение одного дня, так и на протяжении более длительного периода. «Климатические возмущения» связаны с изменением условий взаимодействия внутри группы или изменением окружающей среды. «Климатические возмущения» могут мешать, а могут и благоприятствовать жизнедеятельности учебной группы.

В структуре психологического климата Б. Д. Парыгин выделяет 2  основных подразделения — отношения людей к труду и их отношения друг к другу. Данные отношения рассматриваются «через призму двух основных параметров психического настроя — эмоционального и предметного. Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным — отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами деятельности» [25 , с. 316].

Психологический климат в коллективе может быть благоприятный или неблагоприятный, здоровый или нездоровый. В условиях учебной группы благоприятный психологический климат проявляется в доверии и высокой требовательности членов группы друг к другу; взаимное расположение, понимание, сотрудничество; в отсутствии давления педагога на учеников и признании за ними права принимать отдельные значимые для группы решения; в высокой степени эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; в принятии на себя ответственности за состояния дел в группе каждым из ее членов; в преобладание бодрого, жизнерадостного тона во взаимоотношениях между школьниками, оптимизм в настроении; при взаимоотношениях на основе сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; удовлетворенности принадлежности к коллективу; в свободном выражении собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива.

В классах с неблагоприятным социально-психологическим климатом присутствует невысокий уровень экспрессивности, негативная коммуникативная эмоциональность группы, общительности, ответственности,  самоконтроля; конфликтность, агрессивность, антипатия ребят друг к другу, присутствует соперничество. В группах с неблагоприятным психологическим климатом система неофициальных взаимоотношений недостаточно интегрирована в общую структуру психологического климата, межличностное общение учеников группы связано с повышенным уровнем тревожности; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. В нездоровом коллективе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, наблюдается разделение школьников на «привилегированных» и «пренебрегаемых»; презрительное отношение к слабым, высмеивание и враждебное отношение новичков в группе; успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов группы, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство. В группе наблюдается инертность, пассивность, некоторые ребята стремятся обособиться от остальных, учебную группу невозможно поднять на общее дело. Группа не способна объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения;  группа закрыты и не стремится сотрудничать с другими учебными группами; возникновение конфликтующих между собой группировок, отказывающихся от участия в совместной деятельности.

Информация о работе Методы изучения социально - психологического климата коллектива старших классов