Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 11:29, курсовая работа
Цель исследования состоит в рассмотрении методов изучения социально - психологического климата коллектива старших классов.
Задачи исследования:
1. Изучение специальной литературы по проблеме социально - психологического климата коллектива.
2. Проанализировать сущность понятия психологического климата в
учебной группе.
3. Определить основные факторы, влияющие на формирование
психологического климата в учебной группе.
Введение……………………………………………………………………….2
1. Сущность психологического климата…………………………………..6
1.2. Факторы, влияющие на социально-психологический климат……..10
2. Психологические особенности старшеклассников……………………15
3. Пути регулирования психологического климата в учебной группе…21
4. Методы диагностики и изучения социально - психологического климата старшеклассников……………………………………………………..28
Заключение …………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………...36
В юношеских взаимоотношениях проявляется и реализуется важное для личности чувство принадлежности: чтобы быть «своим», надо выглядеть «как все» и разделять общие увлечения. Страстное желание быть «как все» распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Данное единообразие тщательно поддерживается группой, и тому, кто рискует бросить ему вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее, элементарнее отношения в группе, тем нетерпимее в ней к индивидуальным различиям, инакомыслию и непохожести. Отношения в учебной группе во многом зависит от межличностного общения, потребность в котором в юношеском возрасте очень велика. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В тоже время «юношескому общению свойственна огрубленность, нет высоких слов и проявлений нежности» [5 , с. 81]. В общении часто не логического содержания, на зато присутствует большая эмоциональная значимость. Категоричность и прямолинейность, свойственная юношескому возрасту, сочетается с демонстративным высказыванием свое неприятие истин, в которых взрослые не сомневаются. В отношениях со сверстниками, наряду с «сохранением коллективно-групповых форм общения, нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей, активизируются любовные чувства» [5 , с. 4]
На взаимоотношение старшеклассников в группе оказывают влияние «не только отдельные личности, но и те культурные и духовные ценности, которые существуют в группе. Особенно большое влияние в этом отношении оказывает социальная направленность группы» [24, с. 275].
Общение в юношеском возрасте строится на основе двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации (потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность).
Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако, как отмечает И. С. Кон, «оно действует и в отношениях со сверстниками» [9 , с. 77].
В юношеском возрасте усиливается потребность как в социальной, так и в пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Обособление позволяет старшекласснику «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения. «Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, тем сильнее у него потребность и способность быть одному» [9 , с. 77].
Напряженная потребность в аффилиации превращается у многих старшеклассников «в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет — какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков» [9 , с. 78]. Глубинные мотивы потребности в аффиляции у ребят индивидуальны и многообразны. Так одни ищут в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другим важно чувствовать эмоциональную сопричастность, слитность с группой. Третьи черпают в общении недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертые удовлетворяют потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются. И. С. Кон отмечает, что чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для юношей значительно важнее, чем для девушек [9, с. 79].
На психологический климат в группе старших подростков большое влияние оказывает новая система отношений со взрослыми.Старшеклассники уже хотят от педагогов не только и не столько формы взрослого обращения, сколько действительного уважения своих прав.
Старшеклассник уже не принимает правил на веру, ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет, юноша осуществляет собственный моральный и интеллектуальный поиск. «Но так как собственная система в юношеском возрасте еще не сложилась, то старшеклассник может одновременно выглядеть то суровым и безжалостным моралистом, то равнодушным циником, отрицающим всякую нравственность» [5 , с. 96]. Старшеклассник не просто стремится, чтобы его считали взрослым, он хочет признания его индивидуальности. «Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (часто демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые)». [6, с. 181]. Однако, стремясь к самостоятельности, в юношеском возрасте потребность в общении со взрослыми становится даже больше, чем раньше.
Однако, отстаивая независимость от старших, старшеклассники зачастую не видят недостатков в собственной группе и ее лидерах. «Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо» [9, с. 78].
Разные виды общественной деятельности существенно расширяет сферу социального общения старшеклассника, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности таких, как чувство долга, коллективизма, товарищества. В данный возрастной период «становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определёнными людьми» [21 ].
Психология юношеской дружбы тесно связана с особенностями личности. «Дружеские отношения возникают под влиянием взаимного тяготения и чувств симпатии между отдельными членами группы» [24, с. 274].
Характерная особенность личности старшего школьника - рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют более высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. Высокий уровень самосознания старшеклассника приводит к самовоспитанию. Раннее созревание девушек способствует раннему появлению сложных форм самосознания, а, следовательно, и потребности в интимной дружбе. «Подлинная интимность наблюдается при совмещении жизненных целей двух индивидов и сохранении индивидуальности. Последнее предполагает наличие относительно стабильного «Я». Если этого нет, то в отношениях существует напряженность. Старшеклассник мечется между желанием активно общаться с другом и боится потерять себя в этом общении» [5 , с.82]. Девушки чаще, чем юноши, испытывают дефицит интимности. Их дружба более эмоциональна. Для юношей важным в общении остаются сверстники своего пола. Только они помогают самоутвердиться юноше в мужественности.
Итак, знание индивидуально-психологических особенностей старшеклассников, постоянное наблюдение за их межличностными отношениями дадут педагогу возможность предупреждать появление в учебной группе обостренных отношений и последовательно улучшать групповую совместимость учащихся.
3. Пути регулирования
психологического климата в
Формирование и совершенствование психологического климата является постоянной задачей классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации школы.
В создании комфортных психологических условий значительная роль принадлежит педагогическим методикам и личности учителя. Именно на педагога ложится весь груз ответственности за качество психологического климата в учебной группе. В связи с этим знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя.
Личностный стиль общения педагога служит примером для учащихся, что способствует нормализации общения старшеклассников друг с другом. Умение педагога использовать разнообразные стили руководства в зависимости от конкретной обстановки является важным условием создания стимулирующего психологического климата в учебной группе. Наибольшее количество конфликтных ситуаций, как отмечает А. Я. Анцупов, характерно для классов, в которых педагог «использует авторитарный стиль общения, особенно среди учеников старшего школьного возраста» [2 , с. 116]. Попытки учителя авторитарным способами добиться дисциплины приводит к появлению отклонения психологического климата группы в сторону «пассивности» детей - к утрате интеллектуальной инициативы и интереса к классным занятиям.
Низкая сплоченнность учебной группы должна стать сигналом того, что, возможно, «сам педагог слишком заформализовал свой стиль общения с детьми в классе» [26 , с. 369].
Многие педагоги ищут эффективные пути решения данного вопроса, разрабатывают системы мотивации учеников, для того чтобы создать доверительную атмосферу в классе, сплотить коллектив и тем самым повысить эффективность работы. Выбрав демократический стиль общения, базирующийся на сотрудничестве учеников группы, педагог сможет создать особую творческую атмосферу, в которой ученики в полной мере смогут раскрыть свой творческий потенциал и таланты.
Для того, чтобы учебная группа состояла «из детей с высокой предрасположенностью к групповой сплоченности, при умеренной управляемости и высокой интеллектуальной активности», которая тяготеет к наиболее благоприятному социально-психологическому климату, педагог «вынужден постоянно искать хрупкий баланс между дружелюбно-неформальным стилем общения с детьми и дисциплинарной требовательностью и принципиальностью в оценке их знаний и достижений» [26 , с. 369].
При организации учебной деятельности задача учителя состоит в том, чтобы заботиться не только об усвоении предметных знаний и соответствующих им умений, но и о становлении и развитии социально направленной мотивации, о формировании ответственности за выполняемые ими задания, об умении считаться с другими, думать об их интересах.
Для положительного микроклимата в учебной группе педагогу следует установить доверительные отношения с каждым членом коллектива, эмоционально их поддерживать, организовывать сотрудничество, а при возникновении конфликтных ситуаций применять позитивные способы их разрешения. А для этого от педагога требуется понимание индивидуальных психологических особенностей старшеклассников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом, а также знание закономерностей формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе. Это поможет снять остроту возрастных кризисов у школьников, предотвратить возникновение психического напряжения, тревожности, нервных срывов.
На формирование психологического климата влияет отношение школьников к учебе, к труду, друг к другу. Поэтому каждый педагог должен знать личностно-психологические особенности каждого учащегося группы, знать о соотношении способностей и обучаемости каждого школьника, знать мотивационную составляющую отношения к учебному процессу, межличностные отношения между старшеклассниками в группе. В то же время следует обратить внимание и на взаимоотношения старшеклассников, складывающиеся вне учебной деятельности: в кружковой работе, в спорте, в семье, и организуемом неофициальными и официальными группами учащихся отдыхе.
В каждой учебной группе существуют так называемые эмоциональные группировки (объединение учеников по симпатиям). Наличие таких групп - естественное дело, в этом сказывается потребность школьников в общении, в тесной дружбе. Более того, опираясь на подобные группы, учитель может объединить, сплотить весь ученический коллектив [17, с. 145]. Педагог должен видеть взаимоотношения внутри группировки, а также отношения между группировками. Так как, при тесном взаимодействии, основанном на стремлении к сотрудничеству, взаимопомощи, в классе царит бодрая, деловая атмосфера, а при скрытой или явной борьбе групп между собой за разделение «зон влияния», «психологический климат проявляется в затяжной «слякотной погоде», которая никому не приносит удовлетворения» [14 ,с.22].
Однако педагог должен преодолевать любые формы своеобразной «самоизоляции» групп от коллектива, пусть даже это группа имеет положительно направленные интересы, но при полном безразличии к общеколлективным делам и стремлениям.
Эффективным способом формирования и поддержания психологического климата в учебной группе является использование педагогом приема вовлечения старшеклассников в коллективную деятельность, информирование школьников о ходе реализации совместных задач, поощрение активности, инициативы, креативности. Содержательная сторона и формы организации совместной деятельности должны приносить эмоциональное удовлетворение каждому члену ученической группы.
Организуя совместную деятельность, педагог преследует следующие цели:
1. Научить старшеклассников правильно распределять между собой
совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности.
2. Научить учить детей
быть руководителями в
3. Научить детей подчиняться заданным правилам совместной работы,
быть также и хорошими исполнителями.
4. Научить детей умело общаться друг с другом, устанавливать и
поддерживать хорошие деловые взаимоотношения.
5. Научить детей создавать
в группе эмоционально
личные взаимоотношения.
6. Научить каждого ребенка быть независимым в группе или коллективе,
преследуя собственные цели, в то же самое время понимать интересы других членов группы.
7. Научить детей умело вести дискуссию, высказываться, слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей.
8. Научить детей снимать конфликты в сфере межличностных отношений [17, с. 459].
При совестной работе педагогу следует опираться на наиболее авторитетных, активных членов группы (неформальных лидеров), пользующихся доверием старшеклассников.
Кроме того, педагог обязан находить общие интересы, которые объединили бы старшеклассников, и на их основе организовывать общие дела (привлекать ребят проводить его вместе, сходить в поход, отдохнуть); формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах. Наличие в классном коллективе положительных традиций, являются стабилизирующим фактором, который препятствует возникновению конфликтов в классной группе, и «могут стать дополнительной составляющей социальной регуляции поведения» [2, с. 240].
При стремлении к здоровому психологическому климату педагогов обязан ориентироваться на эмоциональный комфорт школьников, привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять старшеклассников к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению; развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
Информация о работе Методы изучения социально - психологического климата коллектива старших классов