Методы изучения социально - психологического климата коллектива старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в рассмотрении методов изучения социально - психологического климата коллектива старших классов.
Задачи исследования:
1. Изучение специальной литературы по проблеме социально - психологического климата коллектива.
2. Проанализировать сущность понятия психологического климата в
учебной группе.
3. Определить основные факторы, влияющие на формирование
психологического климата в учебной группе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
1. Сущность психологического климата…………………………………..6
1.2. Факторы, влияющие на социально-психологический климат……..10
2. Психологические особенности старшеклассников……………………15
3. Пути регулирования психологического климата в учебной группе…21
4. Методы диагностики и изучения социально - психологического климата старшеклассников……………………………………………………..28
Заключение …………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

курсовая ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СТАРШИХ КЛАССАХ.docx

— 79.20 Кб (Скачать файл)

Благоприятный климат в учебной группе переживается каждым учеником как состояние удовлетворенности отношениями с одноклассниками,  педагогами, своей учебой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение школьника, его творческий потенциал, положительно влияет на желание учиться.

Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в классе, с учителями и одноклассниками. Это, естественно, сказывается на настроении школьника, его обучаемости и активности, на здоровье.

 

1.2. Факторы, влияющие  на социально-психологический климат.

На формирование психологического климата в учебной группе оказывает влияние ряд факторов общественные отношения - макросреда и межличностные отношения - микросреда; личные качества членов коллектива и стиль руководства.

Микросреду составляют два компонента: система официальных взаимоотношений и система неофициальных взаимоотношений. Общественные и межличностные отношения, преломляясь через личностные особенности ребенка, предстают в специфических для данного коллектива формах проявления социально-психологического климата. Характер межличностных отношений в составе системы официальных взаимоотношений и системе неофициальных взаимоотношений определяется условиями и формами совместной деятельности.

Благоприятный психологический климат зависит от хороших, доброжелательных отношений учеников друг к другу, положительной мотивацией, взаимоуважением, успешным руководством группой педагогом, хорошими коммуникациями, сотрудничеством, взаимопомощью. «Достижение высокого уровня психологического климата это длительный процесс,  реализовать который в короткий срок на основе призывов и лозунгов практически невозможно» [25 , с. 315].

Благоприятный климат вырабатывается самими членами группы и зависит от их усилий, от их воспитанности, от их культурного развития личностной сформированности. Психологический климат в группе «рождается в момент выявляемых отношений и существует пока посыл отношений от одного субъекта к другому совершается» [20, с. 447]. Для установления климата необходимо время и некоторая история жизнедеятельности группы.

Психологическая атмосфера определяется, прежде всего, отношением учеников к делу, ради которого существует группа или коллектив, и удовлетворенностью трудом. Благоприятная атмосфера будет только тогда, когда каждый обучающийся добросовестно, честно относится к своим обязанностям, отдавая все силы для достижения положительного результата в учении, труде,  общественной работе. Только тогда отношения школьников в группе будут на равных.

Психологический климат определяется не только включенностью учеников в учебный процесс, но также и участие ребят в общественной жизни коллектива. О благоприятном психологическом климате можно говорить тогда,  когда все на равных участвуют в выполнении каких-то общих дел, когда есть постоянная сменяемость актива, когда у каждого есть чувство личной ответственности за порученное всему коллективу дело, когда ребята сами ищут полезные дела, а не ждут указаний.

Благоприятная атмосфера в учебной группе обусловлена также индивидуальными психологическими особенностями ее членов. На общий климат группы большое влияние оказывает степень уверенности ребенка в себе. Присутствие как самоуверенных, так и неуверенных в себе учащихся,  постоянно сомневающимся и в своих силах, умениях, и в успехе общего дела может создать в классе нервозную обстановку. Еще одним важным фактором в формировании благоприятного климата в учебной группе является умение детей уважать друг друга.

Психологический климат, как отмечают ученые, «зависит от совместимости членов коллектива. Групповая психологическая совместимость зависит от особенностей личности: психомоторных, эмоционально-волевых,  различия восприятий, внимания и мышления. Но чаще всего - от особенностей характера личности каждого из входящих в группу. Причем их характерологические черты должны быть не тождественными, но обязательно совместимыми. В создании психологического климата большое значение имеет и общественное настроение, также часто зависящее от групповой совместимости. Оно непосредственно создает в группе положительный или отрицательный психологический климат» [21].

На интеграцию и сплоченность учебной группы, как отмечает А.В. Петровский, «оказывает ценностно-ориентировочное единство, которое проявляется в совпадении установок, оценок и отношений к объектам,  имеющий наибольшее значение для группы. Ценностно-ориентированное

единство в коллективе предполагает тождество оценок по отношению к нравственному поведению субъектов, проявляющемуся как в деловой сфере, так и в личных взаимоотношениях. Но это единство оценок и позиций не касается индивидуальных вкусов, личных интересов, привычек и эстетических потребностей» [24, с. 283].

При здоровой психологической атмосфере класса вместо множества «Я»  возникает понятие «мы». Мнения, оценки, чувства и поступки отдельных «Я»  сближаются; появляются общие интересы и ценности; взаимодополняются интеллектуальные и личностные особенности. Совместно выполняя задания,  решая проблемы, ученики вырабатывают специфические, только для этой учебной группы присущие способы регуляции познавательных и эмоциональных процессов, стратегии поведения, общий для группы стиль деятельности. В такой учебной группе ученики стремятся принять на себя ответственность за успех или неудачу совместной деятельности.

Наряду с интеграцией в группах происходит процесс дифференциации -  «расслоение группы на более мелкие объединения в соответствии со штатным расписанием официальной структуры группы, а также в результате образования неофициальных микрогрупп, возникших на основе межличностных взаимоотношений между индивидами» [24 , с . 283].

 Между микрогруппами могут быть гармоничные, противоречивые или конфликтные отношения. «Если между этими микрогруппами существуют гармоничные отношения,  проявляющиеся в форме дружбы, товарищества, взаимного уважения, идоверия, то это способствует появлению в группе благоприятного психологического климата. Если же между ними существуют противоречивые или конфликтные отношения, то возникает недоверие, подозрительность,  недоброжелательность, завистливость, озлобленность, что приводит к ссорам,  взаимным оскорблениям и другим подобного рода явлениям. Естественно,  такие взаимоотношения вызывают нездоровый психологический климат и отрицательно влияют на состояние всей группы» [24, с. 282].

Важной составляющей психологического климата в ученической группе является доверие. Доверие - это мощная универсальная сила, влияющая практически на все, что происходит внутри организации и в отношениях между организациями и одновременно являющаяся структурной и культурной характеристикой организации. Р.Б. Шо определяет факторы, формирующие доверие. Это - порядочность, компетентность, лояльность, открытость сотрудников фирмы. Все эти факторы рассматриваются во взаимосвязи как "  социальный капитал", достигнутый в организации.

Одним из важных показателей психологического климата в учебной группе являются скрытые и открытые межличностные конфликты между учениками. В любой ученической группе периодически возникают конфликты, однако, если они происходят слишком часто, то это негативно отражается как на самих конфликтующих, так и на всем классе.

В основе конфликта лежат столкновения людей, их мнений, позиций, взглядов, характеров, интересов с точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает единовременно и как защитная реакция и как ответная эмоционально окрашенная реакция. Важно своевременное и эффективное предупреждение нежелательных конфликтов, чем его прекращение или разрушение. Основные усилия должны направляться на недопущение возникновения конфликтных ситуаций, грозящих негативными последствиями, развитие взаимопонимания и сотрудничества, создание норм, регулирующих поведение учеников, поддержание нормального психологического климата в классе.

Следует отметить, что чаще всего сложные, напряженные ситуации перерастают в конфликты в коллективах с невысоким уровнем развития,  разобщенностью его членов, отсутствием между ними единства по вопросам совместной деятельности, низким уровнем этики общения.

Ученые утверждают, что «определенный минимум конфликтности способствует поддержанию в группе определенного тонуса социальной активности» [8, с. 12]. Отсутствие всяких споров свидетельствует о неблагополучном психологическом климате.

Успешно разрешенный конфликт способствует улучшению психологического климата в учебной группе, росту взаимопонимания.

Итак, психологический климат в учебной группе - это качественная сторона межличностных отношений школьников, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию учеников в учебной группе. Каждый член группы влияет на психологический климат коллектива, создавая и изменяя его. Но и сам психологический климат коллектива через определенные связующие компоненты: отношение к учебе и труду, отношение к другим школьникам, отношение к жизни, оказывает воздействие на каждого отдельного члена коллектива, заставляя его мыслить и поступать адекватно общим настроениям. Критерием благоприятного психологического климата в коллективе является командная сплоченность,  совместимость, контактность, открытость, ответственность, уважение друг к другу.

 

2. Психологические  особенности поведения учащихся старших классов.

Старший подростковый возраст - это период принятия ответственности за свою судьбу и близких, начало подлинно взрослой жизни, адаптации к жизни,  включая принятие многих условностей общества, его социальных норм, ролей и форм поведения, которые не всегда соответствуют внутренним установкам старшего подростка [21].

Важное изменение в социальном развитии старшего подростка связано с ролью, которую он выполняет в учебной группе. В коллективе развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности,  привычка подчинять личные интересы, когда это нужно, интересам коллектива. Для старшего подростка мнение членов коллектива, оценка его поступков и поведения становится более значимым, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружеское товарищеское воздействие.

По утверждению И. С. Кона сознание групповой принадлежности,  солидарности, товарищеской взаимопомощи дает старшего подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости и облегчает автоматизацию от взрослых. Ученый отмечает, что признание старшеклассника среди сверстников имеет большое значение для юношеского самоуважения и повышения самооценки [10, с. 94].

Жизнь старшего школьника состоит не только из школы, он сознает свою принадлежность к нескольким коллективам, и наиболее значимым для него становится «тот, который дает наибольшие возможности для саморазвития и самореализации» [5, с. 64].

Важнейший коллектив, к которому принадлежит старшеклассник – это школьный класс (учебная группа). Под влиянием учебной группы формируется личность старшеклассника. Уровень коллективной жизни у старшеклассников выше, чем у подростков за счет повышения социального уровня целей и обогащения содержания совместной деятельности. «Коллектив становится для старшеклассника социальной группой в том случае, если он хочет быть в этом коллективе, а коллектив принимает данную личность» [5, с. 65].

Становясь активными участника учебной группы, старшеклассники обретают чувство ответственности за состояние дел в группе. Совместная деятельность со сверстниками помогает школьнику преодолеть многие трудности общения. «Если нет этой общей деятельности, то не могут сложиться правильные, гуманные и товарищеские взаимоотношения» [5 , с. 65].

Для детей старшего подросткового возраста характерно эмоционально-личностное отношение к коллективу. «Особенно большое значение придается его сплоченности, дружбе его членами, причем требования эти нередко бывают максималистскими» [10 , с. 97]. При чем девочки настроены более критично, чем юноши, а городские школьники – более критично, чем сельские. 

Статус старшеклассника в коллективе оказывает на него поведение и самосознание сильное влияние. Так низкий статус старшего школьника порождает у него высокую тревожность и заниженную самооценку; высокий же статус может привести к неоправданной завышенной самооценки личности,  которая часто приводит старшеклассников к возникновению конфликтов с окружающими. Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных сил. Отвергаемые члены группы для завоевания признания способны на любые, даже асоциальные действия. «Наивысшим статусом обладают лидеры – неформальные руководители малой группы» [5, с. 72].

Неблагоприятное положение старшеклассников в учебном классе является одной из причин преждевременного ухода из школы. «Девять десятых обследованных М. А. Алемаскиным правонарушителей, были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам резко отрицательно. Около половины обследованных Г. Г. Бочкаревой несовершеннолетних правонарушителей относились к одноклассникам безразлично или враждебно; среди остальных школьников такое отношение проявили 19 процентов» [9 , с. 81]. Статус «отверженных» часто повышается в стихийных группах. Как отмечает Б. С. Волков, «чем ниже социометрический статус в школьном коллективе, тем выше он в стихийной группе, и наоборот» [5 , с. 65].

Изолированность старшеклассника в классе может быть также следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т.д.

Информация о работе Методы изучения социально - психологического климата коллектива старших классов