Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 11:29, курсовая работа
Цель исследования состоит в рассмотрении методов изучения социально - психологического климата коллектива старших классов.
Задачи исследования:
1. Изучение специальной литературы по проблеме социально - психологического климата коллектива.
2. Проанализировать сущность понятия психологического климата в
учебной группе.
3. Определить основные факторы, влияющие на формирование
психологического климата в учебной группе.
Введение……………………………………………………………………….2
1. Сущность психологического климата…………………………………..6
1.2. Факторы, влияющие на социально-психологический климат……..10
2. Психологические особенности старшеклассников……………………15
3. Пути регулирования психологического климата в учебной группе…21
4. Методы диагностики и изучения социально - психологического климата старшеклассников……………………………………………………..28
Заключение …………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………...36
- эмоциональный компонент рассматривает критерий привлекательности понятий «нравится - не нравиться», «приятный - не приятный»;
- поведенческий компонент выдерживает критерии «желание – нежелание работать в данном коллективе», «желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга»;
- когнитивный компонент определяет критерий «знание – незнание особенностей членов коллектива».
Для измерения оценочных отношений
членов группы, выраженных в модальностях
«авторитетность-
эксперимента:
1) Внутригрупповая референтометрия выявляет референтность каждого входящего в группу индивида. Данная диагностика способствует измерению оценочных отношений членов группы, выраженных в модальностях «авторитетность - неавторитетность».
2) Внешнегрупповая референтометрия выявляет круга значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она – и прямом контакте, и мысленно соотносит свои оценки, действия и поступки.
Выявить степень «психологической близости» отношения ученика в группе с одноклассниками можно с помощью модифицированной шкалы «симпатической дистанции» Д. Фелдса [7 ,с. 252].
Итак, оценка психологического климата в учебной группе позволяет психологу получать достаточно объективные данные о динамике межличностных отношений и использовать их в работе по улучшению благоприятной атмосферы в коллективе.
Заключение
Итак, благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Психологический климат в учебной группе - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностных взаимодействий.
Психологический климат в учебной группе является достаточно устойчивым образованием и определяется настроениями школьников, их душевными переживаниями и волнениями, отношением учеников друг к другу, к учебному процессу, к окружающим событиям. Психологический климат в коллективе может быть благоприятный или неблагоприятный, здоровый или нездоровый.
В тех коллективах, где преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, симпатии и взаимопомощь, легче строятся и деловые отношения, успешнее идет процесс формирования личности. И в свою очередь, четкое взаимодействие школьников, понимание ими своих прав и обязанностей создают необходимую почву для положительного развития взаимоотношений, для создания мажорного настроя в коллективе.
Результаты диагностики психологического климата в учебной группе имеют существенное значение и для педагога, и для психолога. Оценка психологического климата коллектива позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в учебной группе, предотвратить конфликты, обеспечить формирование эффективных рабочих групп.
Для поддержания благоприятного психологического климата в учебной группе педагогу-психологу необходимо иметь представление о приемах и способах, оказывающих на него влияние: вовлечение старшеклассников в коллективную деятельность, поощрение активности, инициативи, креативности учащихся; организация совместных мероприятий, участие школьников в общешкольных традиционных делах; создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса члена коллектива.
Совокупность грамотной организации структуры коллектива, достойного материального поощрения, эффективного в каждом конкретном коллективе стиля руководства могут значительно помочь в профилактике возникновении конфликтности в коллективе и предотвратить формирование неблагоприятного психологического климата. Для благоприятного климата в учебной группе педагог-психолог должен уметь объединить школьников интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, педагога должен создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в учебной группе и сохранять стабильно-положительные отношения между учителями и учащимися. Важнейшим признаком складывания в группе зрелого психологического климата является формирование в нем определенного стиля взаимоотношений.
Формы работы педагога по созданию в учебной группе благоприятного психологического климата: разнообразная учебная и внеучебная деятельность; тематические классные часы; тренинговые занятия; тематические КВНы; различные конкурсы и викторины; ролевые игры.
Формирование благоприятного психологического климата учебной группы в старших классах требуется понимание психологии школьников юношеского возраста, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Библиография
1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
2. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 207 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - М.: Эксмо, 2009. - 512 с.
4. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2009. - 304 с.
5 . Волков Б. С. Психология юности и молодости: учебное пособие. – М.: Академические Проект: Трикста, 2006. - 256 с.
6. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
7 . Карелин Большая книга психологических тестов. - М.: Эксмо, 2009. - 416 с.
8 . Ковалев Б.П. и др. Психология школьного конфликта: социально- перцептивные и рефлексивные аспекты. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 171 с.
9 . Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
10. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
11 . Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
12 . Крылов А. А. Психология. - М.: Проспект, 2012. - 744 с.
13 . Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. - 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
14 . Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. - М., 1978. - 48 с.
15 . Микляева А. В., Румянцева П. В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.
16 . Морено Я. Л.Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. - М.: Академический проект, 2004. - 320 с.
17. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 2. Психология образования. 3-е издание - М., Владос, 2007. - 608 с.
18. Одинцова М. А. Я - целый мир: Программа развития личности подростков и юношества. - М.: Издательство Института психотерапии, 2004. - 208 с.
19. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Наука, 1971. - 186 с.
20. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Юрайт, 2012. - 512 с.
21. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология.- М.: Высшая школа, 1997. - 248 с.
22. Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПБ: Речь, 2000. - 302 с.
23 . Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 336 с.
24 . Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.
25 . Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 608 с.
26 . Шмелев, А. Г. и др. Основы психодиагностики: учебное пособие. - М., Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. - 544 с.
Информация о работе Методы изучения социально - психологического климата коллектива старших классов