Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 11:29, курсовая работа
Цель исследования состоит в рассмотрении методов изучения социально - психологического климата коллектива старших классов.
Задачи исследования:
1. Изучение специальной литературы по проблеме социально - психологического климата коллектива.
2. Проанализировать сущность понятия психологического климата в
учебной группе.
3. Определить основные факторы, влияющие на формирование
психологического климата в учебной группе.
Введение……………………………………………………………………….2
1. Сущность психологического климата…………………………………..6
1.2. Факторы, влияющие на социально-психологический климат……..10
2. Психологические особенности старшеклассников……………………15
3. Пути регулирования психологического климата в учебной группе…21
4. Методы диагностики и изучения социально - психологического климата старшеклассников……………………………………………………..28
Заключение …………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………...36
Для превращения класса в коллектив, объединенный интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, педагог должен создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в учебной группе и сохранять стабильно-положительные отношения между учителями и учащимися.
Заметную роль в установлении положительного психологического микроклимата в группе играет дисциплина - «умение обеспечить каждому старшекласснику «необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку» [2, с. 115].
Формы работы педагога по созданию в учебной группе благоприятного психологического климата:
- разнообразная учебная и внеучебная деятельность;
- тематические классные часы для сплочения класса;
- тренинговые занятия;
- тематические КВНы;
- спортивные соревнования между классами;
- различные конкурсы и викторины;
- ролевые игры.
Важнейшим признаком складывания в группе зрелого психологического климата является формирование в нем определенного стиля взаимоотношений.
При формировании межличностных отношений учителю необходимо формировать:
- эмоционально-положительное
отношение к совместной
(желание работать вместе с одноклассниками, позитивные эмоции, уверенность в успехе);
- адекватную эмоциональную реакцию на ошибки и неуспех деятельности – своей или товарища;
- адекватную положительную самооценку.
Педагогу важно помнить, что работа по формированию благоприятного психологического климата в учебной группе должна вестись не от случая к случаю, а постоянно.
Даже относительно комфортный психологический климат нередко чреват скрытыми конфликтногенными ситуациями. Один из путей регулирования психологического климата является выявление и снятие конфликта в учебной группе. При этом цель педагога профилактика поведения участников конфликта, обеспечение нормального обмена вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для педагога в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т.е. его организованность.
При выходе участников из конфликтной ситуации педагог должен уметь встать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так.
Задача педагога состоит в положительном изменении межличностных отношении конфликтующих сторон и в формирование у них антиконфликтной направленности.
В зависимости от типа конфликта А. В. Мудрик предлагает следующие способы его разрешения:
- групповые дискуссии - является
самым эффективным при
«ценностных конфликтов»;
- индивидуальные беседы,
полезные при всех типах
- педагогический маневр - универсальный способ разрешения конфликтов, заключающийся в сознательном введении дополнительных факторов, усиливающих общественно ценные мотивы конфликтных изменений его содержания, в подкреплении нравственных усилий отдельных учащихся в их попытках решения конфликтов [Мудрик, с. 116].
Д.Дэн предлагает для конструктивного разрешения конфликта четырех шаговый метод. Данный метод заключается в том, чтобы найти время для беседы, подготовить условия, обсудить проблему, заключить договор [11,с.45].
Договор между конфликтующим сторонами включает в себя: согласование интересов и целей конфликтующих сторон; выработку программы деятельности; согласование условий и обязательств по их выполнению. Договор способствует включению детей в нормотворчество, создание необходимых правил и образцов взаимодействия. «Показателем эффективности договора является возникновение цикличности договорных отношений между конфликтующими сторонами» [24, с. 19].
В целом психологический климат в учебной группе обеспечивается систематической воспитательной работой педагога и всего педагогического коллектива, созданием благоприятного психологического климата в отношениях между учителями и старшеклассниками, развитием взаимопонимания, взаимопомощи, бережного отношения к каждому члену коллектива. Все это в совокупности создает соответствующее поле морально- интеллектуального напряжения, без которого невозможно функционирование группы старшеклассников как коллектива. Итак, для того чтобы учебная группа стала сплоченным коллективом, необходимо: ставить перед учащимися общие для всей группы; доводить до сознания каждого учащегося важность успешного решения каждой групповой задачи для самой группы; организовать решение группой задачи так, чтобы каждый учащийся имел конкретные обязанности в этой работе и мог показать товарищам свои силы, способности и в целом свою личность с лучшей стороны; организовать совместную работу учащихся, их взаимодействие и взаимопомощь; отмечать успехи группы в выполнении трудных работ и успех каждого учащегося в коллективной деятельности.
4. Методы диагностики психологического климата в учебной группе
Диагностика психологического климата в учебной группе важна для понимания процессов, происходящих в коллективе, профилактики конфликтов в группе. При диагностике психологического климата применяются специально сконструированные анкеты, шкалы показателей групповых взаимоотношений, шкалы внутригрупповой приемлемости, шкалы-опросники, социометрические опросники и др. Подбор средств диагностики зависит от непосредственной цели исследования.
Б. Д. Парыгин «различает два основных варианта диагностики психологического климата коллектива: 1) в рамках фундаментального
исследования; 2) в режиме оперативного обследования» [25 , с. 317].
Фундаментальное исследование предусматривает исследование всей совокупности социально-психологических условий жизнедеятельности коллектива (руководство и лидерство, уровень социально-психологической культуры общения и т. д.). Оперативное исследование представляет собой практическую задачу - улучшению социально-психологического климата данного коллектива. Для объективного исследования и отражения реального положения дел в учебной используется метод наблюдения за группой в деятельности, регламентируемой учителем во время уроков и во внеучебной деятельности (например, при организации и подготовки класса к какому-либо досуговому мероприятию в отсутствии педагога). Параметры наблюдения психологического климата разложены на 3 вектора: 1) эмоциональный фон, 2) способность к сотрудничеству, 3) эффективность взаимодействия. Полученные результаты при наблюдении помогут обозначить наиболее проблемные составляющие психологического климата, на которые следует обратить особое внимание в коррекционно-развивающей работе с учебной группой.
Социометрия - методика, позволяющая «проникнуть в микроструктуру группы» [18, с. 15] и занимается «изучением психологических свойств популяции, экспериментальными методами и результатами, которые получаются при применении количественных и качественных принципов» [16].
Цель социометрического метода - «диагностика межличностных и межгрупповых отношений, их изменение, улучшение, совершенствование» [1, с. 76]. Социометрический метод способствует измерению степени сплоченности и разобщенности в коллективе; выявлению социометрических позиций по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» и «отверженный»; обнаружению внутригрупповых подсистем - сплоченных образований, во главе которых могут быть свои лидеры.
К основным достоинствам социометрии как метода исследования И. В. Андреева относит в «достаточно точное количественное измерение в малой группе, простота процедуры обследования и математической обработки полученных данных, наглядность получаемых сведений» [1, с. 76]. К недостаткам ученый относит «ограниченность сферы его применения, необходимость искренности и желания группы использовать социометрию, негативные последствия в случае нарушения этических норм эксперимента» [1, с. 76].
Социометрическая процедура завершается расчетом социометрических индексов:
1) социометрический статус - показатель реального положения ученика в ученической группе с точки зрения отношения к одноклассникам;
2) социометрический индекс - эмоциональная экспансивность - показывает отношение школьника к группе, его склонность общаться с ней, открытость контактам.
В зависимости от соотношения социометрического статуса и эмоциональной экспансивности каждого члена группы можно говорить о принадлежности его к одной из условных подгрупп. В первую подгруппу попадают школьники, получившие значительно больше выборов и высокий индекс эмоциональной экспансивности, чем другие члены группы, и демонстрирующие высокий социометрический статус. Это свидетельствует об их популярности, лидерстве, привлекательности для большинства членов группы. Такие школьники направлены на группу, имеют потребность в общении и взаимодействии с ее членами. Условно их можно назвать «звездами». Во вторую подгруппу попадают ученики со средними значениями статусов и положительной эмоциональной экспансивностью. Это «принятые», составляющие, как правило, большую часть группы. Третья группа - «черные овечки». Их статус низок или отрицателен, а экспансивность, как правило, положительна. Четвертая группа - «белые вороны» имеют высокий социометрический статус и низкий (ниже среднего) статус эмоциональной экспансивности. Это свидетельствует об интересе группы к данному ученику и отсутствии ориентации на группу у него самого. Школьники, входящие в группу «белые вороны», как правило, «не склонны к руководству, чувствуют себя временными членами группы и ориентированы на неформальное общение в каких-то других группах» [1, с. 78].
Эмоциональное благополучие ученика в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько одноклассников симпатизируют ему, но и от того, кто именно предпочел его другим.
«Индекс групповой сплоченности» группы вычисляется отношением числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов. Индекс групповой сплоченности — это строго формальная характеристика группы.
В. Деринг для анализа структуры ученических групп и степени их сплоченности предложил континуальную шкалу для оценки степени «однородности» коллективного сознания группы. На одном полюсе этого континуума он расположил классы, в которых каждый ученик живет своей жизнью. Другой полюс континуума представлен классами, которые Деринг отнес к «стадному типу» [15, с. 10].
Отечественным психологом А. В. Петровским разработаны новые принципы исследования сплоченности, которым в последствии было дано название «теорией деятельностного опосредования межличностных отношений в группе» (теория ДОМОГ) [1, с.80]. В представлениях исследователя сплоченность группы должна быть проанализирована и как совпадение ценностей, и как воплощение этого совпадения в деятельности. В связи с этим ученый всю структуру малой группы предложил разделить на слои (страты): внешний уровень, состоящий из эмоциональных межличностных отношений; следующий слой ориентирован на совместную деятельность участников; внутренний слой отношений «ядерный», слой групповой активности – форма проявления субъект-объектного отношения в группе. Определить индекс групповой сплоченности можно также определить при помощи теста Сишора. Данный тест является достаточно простой методикой, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.
Для изучения интеграции и дифференциации в учебной группе можно использовать метод гемеостата. Гемеостат - это прибор, которым одновременно управляют несколько человек. Задача данного метода заключается в том, чтобы совместными действиями установить стрелку прибора в заданном положении.
Данная задача решается только в том случае, если каждый член группы согласует свои действия с действиями остальных её членов. Если члены группы стремятся к интеграции (объединению) для решения задачи, то это им удается сделать. Если же в группе преобладает дифференциация, то каждый действует самостоятельно, не считаясь с действиями других, и поставленная задача не может быть решена.
Диагностика ценностно-ориентационного единства группы одна из основных показателей сплоченности группы. Диагностика фиксирует степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.
Показателем ценностно-ориентационного единства служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания. Высокая степень ценностно-ориентационного единства выступает важным источником интенсификации внутригруппового общения и повышения эффективности совместной деятельности.
Также психологический климат в группе можно определить с помощью шкалы-опросника Ф. Фидлера - Ю. Ханина [3 , с. 162]. В основе лежит метод семантического дифференциала. Шкала состоит из противоположных по смыслу пар слов (антонимов). С их помощью можно описать атмосферу в группе (например, «дружелюбие — враждебность», «согласие — несогласие», «теплота — холодность» и т.д.). Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре опрашиваемый поставит свою метку, тем более выражены эти признаки в группе. По усредненным данным всех членов группы строится общий профиль группы. Надежность данного метода увеличивается в сочетании с социометрией.
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата учебной группы можно применять карту-схему Л.Н. Лутошкина [7 , с. 250 - 251].
Также Л.Н. Лутошкиным создана методика цветописи, с помощью которой также можно замерить эмоциональное состояние учебной группы. Замерять динамичную составляющую психологического климата в учебной группе - психологическую атмосферу - можно с помощью несложной методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов.
О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто разработали экспресс-методику по изучению социально-психологического климата [7, с. 252 - 253]. При помощи данной методики выявляют следующие компоненты отношений:
Информация о работе Методы изучения социально - психологического климата коллектива старших классов