Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 09:13, курсовая работа
Целью исследования является проведение анализа системы методов управления конфликтами в организации и выявление путей ее совершенствования.
Задачи исследования:
– проанализировать и теоретически обобщить существующие подходы к изучению методов управления конфликтами в организации.
– исследовать структуру системы управления конфликтами в организации.
– наметить пути совершенствования системы управления конфликтными взаимодействиями людей в организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы исследования конфликтного взаимодействия 5
1.1. Понятие конфликта в психологической литературе 5
1.2. Основные причины возникновения конфликтной ситуации 10
2. Исследование основных методов управления конфликтным взаимодействием людей в организации 13
2.1. Классификация методов и основные стратегии управления конфликтным взаимодействием 13
2.2. Пути успешного разрешения конфликтного взаимодействия людей в организации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Прогресс в современной научно-
Каждый человек в своей жизни стремиться достичь определенных целей, связанных с различными областями его жизнедеятельности. Каким бы бесконфликтным ни был человек, он не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Все люди по характеру, темпераменту и многим другим критериям отличаются друг от друга, вследствие чего они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются.
Конфликт происходит тогда, когда люди в совместной трудовой деятельности сталкиваются в своих интересах. Такие ситуации приводят их в состояние, когда ими начинают управлять эмоции, а не разум. За пределами организации, в семье, в кругу знакомых конфликтные ситуации ведут к стрессам и временной психической неуравновешенности, однако конфликт на работе, является одним из главных врагов, для руководителей различного уровня, так как последствия от него могут быть самыми непредсказуемыми. Поэтому умение предотвращать возникновение конфликтных ситуаций, сглаживать их последствия, разрешать споры является очень важным, и не каждый руководитель сможет перевести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.
Недостаточное освещение вопросов исследования и совершенствования системы управления конфликтами в организации на сегодняшний день определили актуальность темы исследования «Методы управления конфликтным взаимодействием людей в организации». Тот факт, что столкновение различных мнений часто имеет место среди людей. Для выработки оптимальной линии поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо четко определять понятие конфликта и каким образом люди приходят к компромиссу. Избегание конфликтных ситуаций не только нормализует положительный психологический фон, но и повышает культуру общения человека.
Целью исследования является проведение анализа системы методов управления конфликтами в организации и выявление путей ее совершенствования.
Задачи исследования:
– проанализировать и теоретически обобщить существующие подходы к изучению методов управления конфликтами в организации.
– исследовать структуру системы управления конфликтами в организации.
– наметить пути совершенствования системы управления конфликтными взаимодействиями людей в организации.
Предмет исследования – взаимодействие людей в конфликтной ситуации.
Объект исследования – методы управления конфликтами.
Структура научной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. Общий объем работы составляет 30 страницы. Список используемой литературы насчитывает 30 наименований.
1. Теоретические основы исследования конфликтного взаимодействия
между людьми
1.1. Понятие конфликта в
Межличностный конфликт – это противоборство двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов. Повышенная социально-психологическая напряженность повлекла за собой рост количества межличностных конфликтов во всех сферах современной общественной жизни.
Конфликтная ситуация – это накопившиеся
противоречия, связанные с деятельностью
субъектов социального
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположных мнений в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с отрицательными переживаниями. Так как термин конфликт широко используется во многих науках, то под ним чаще всего понимается столкновение противоположно направленных интересов, целей, желаний и позиций взаимодействующих субъектов [Еникеев М.И., Психологический энциклопедический словарь.-М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С.182.].
Конфликт начинается с инцидента, когда одна из сторон предпринимает действия, ущемляющие интересы другой стороны. Они, как правило, возникают в результате столкновения противоречивых тенденций в деятельности отдельных людей, групп, социальных структур и проявляются в форме конфронтации идей, борьбы за извлечение различных выгод, монопольное господство в определенных сферах деятельности.
Исходя из приведенных определений, в конфликте необходимо выделить три основных компонента.
Во-первых, в конфликте всегда присутствует столкновение позиций, из-за различий в ценностях и интересах. Участники конфликта ощущают, что победа первой стороны следствие поражения другой.
Во-вторых, в конфликте всегда фигурируют значимые для человека факты или представления, что является причиной появления отрицательных эмоций у участников и становится часто основным препятствием в поиске выхода из создавшейся ситуации.
И, в-третьих, конфликт также предполагает элемент конфликтного поведения-противодействия, возникающего при решении противоречия. Таким образом, схема конфликтного взаимодействия может представлять стадию потенциального формирования противоречивых интересов, стадию перехода потенциального конфликта в реальное противоборство или осознание участниками конфликта своих верных или ложных убеждений, стадию непосредственных конфликтных действий и снятие или разрешение спора.
Управление конфликтным
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конфликтная ситуация не способствует плодотворной трудовой деятельности. Однако, в некоторых случаях она может мешать удовлетворению потребностей отдельного сотрудника, но может способствовать достижению целей организации в целом. Например, существуют такой тип поведения людей, которые спорят ради спора, в таком случае конфликт не может провоцировать группу на принятие эффективных решений. Сотрудники могут принять точку зрения оппонента из-за необходимости избегания конфликта, даже признавая, что поступают не верно. Но во многих случаях конфликтное взаимодействие выявляет разнообразие точек зрения на проблему, и многообразие способов ее решения. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным и продуктивным, а также представляет людям возможность выразить свое мнение и тем самым удовлетворить личные потребности в признании.
Таким образом, конфликт может быть функциональным, тем самым повысив эффективность деятельности организации. Либо дисфункциональным, что значительно снижает личностную удовлетворенность, групповое сотрудничество и эффективность организации. Исход конфликта, часто зависит от того, насколько эффективно им управляют. Для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод разрешения конфликтной ситуации необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта, которая зависит от критериев, которые являются основой.
Характеристика конфликта
Другой, более распространенный тип
разногласий – это
На другом уровне разногласий между людьми находится межгрупповой конфликт. Коллектив организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми потенциально и реально могут возникать конфликты. Примером межгруппового конфликта, являются разногласия между уровнями управления в организации, примером может служить разногласия между руководителем и его заместителями, заместителями руководителя и начальниками отделов. Для сглаживания конфликта полезен обмен достоверной информацией друг о друге — между отдельным человеком и группой. Так как недостаток сведений друг о друге порождает некую напряженность в отношениях между сотрудниками. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения и общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.
Любое конфликтное взаимодействие
людей неизбежно ведет к
Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. Разногласия увеличиваются в объеме, происходит эскалация конфликта, когда он становится независимым от исходных причин. При таком исходе увеличиваются затраты, потери, которые несут участники конфликта и происходит рост ситуативных высказываний, агрессивных действий участников.
Вовлеченность в разногласия представителей
одного организационного уровня характеризуется
горизонтальный конфликт. Вертикальные
конфликты характеризуются
Конфликтные ситуации варьируются
по длительности их протекания и определяются
как кратковременные и
Источником возникновения
1.2. Основные причины
Для эффективного управления конфликтом необходимо понимать причины его возникновения. Воздействуя на них, возможно, менять условия развития конфликта. Факторы, вызывающие возникновение конфликта, можно разделить на три группы. Во-первых, индивидуальные характеристики человека. Во-вторых, ситуационные условия. В-третьих, структурные факторы.
Индивидуальные характеристики человека оказывают влияние на протекание конфликтного взаимодействия. Часто именно разногласия в представлениях о ценностях, отношениях и убеждениях людей могут явиться причиной возникновения конфликтной ситуации. Источником противоречий могут стать наши чувства относительно того, какие решения или действия являются верными, а какие нет, что вызывает предрасположенность к положительной или отрицательной реакции на событие.
К ситуационным условиям относятся
сложившаяся в организации
Информация о работе Методы управления конфликтными ситуациями в коллективе