Межгрупповое взаимодействие в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Проблематика межгрупповых взаимоотношений до недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. Одной из причин является, по-видимому, маргинальность проблемы межгрупповых отношений. Межгрупповые отношения могут являться предметом изучения гуманитарных наук, социологии, а также предметом, который находится на стыке наук. Поэтому данную тематику затрагивали как известные социологи, так и психологи и даже философы. Примером исследования каких-то из сторон межгруппового общения может послужить исследование межгрупповой агрессии в концепции Г.Лебона, негативных установок на другую группу в работе Т.Адорно и др., враждебности и страха в психоаналитических теориях и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
ГЛАВА 1. Изучение межгрупповых отношений в социальной психологии. Основные теории..…………………………………...
ГЛАВА 2. . Трудовой коллектив как малая группа. Межгрупповые отношения в организации…………………………………….
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование. Межгрупповое отношение персонала в ООО «Тибетрей»………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..

Файлы: 1 файл

Межгрупповое взаимодействие в организации.docx

— 127.24 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..

ГЛАВА 1. Изучение межгрупповых отношений в социальной психологии. Основные теории..…………………………………...

ГЛАВА 2. . Трудовой коллектив как малая группа. Межгрупповые отношения в организации…………………………………….

ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование. Межгрупповое отношение персонала в ООО «Тибетрей»………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….

3

 

5

14

 

 

22

35

37

38


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблематика межгрупповых взаимоотношений до недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. Одной из причин является, по-видимому, маргинальность проблемы межгрупповых отношений. Межгрупповые отношения могут являться предметом изучения гуманитарных наук, социологии, а также предметом, который находится на стыке наук. Поэтому данную тематику затрагивали как известные социологи, так и психологи и даже философы. Примером исследования каких-то из сторон межгруппового общения может послужить исследование межгрупповой агрессии в концепции Г.Лебона, негативных установок на другую группу в работе Т.Адорно и др., враждебности и страха в психоаналитических теориях и т.д. Второстепенное положение проблематики межгрупповых отношений породило отсутствие разработки вопроса о том, что же специфичного в подходе к данной проблеме привносит именно социальная психология.

В значительной степени развитию изучения межличностных отношений способствовало изучение малых групп с точки зрения социальной психологии. Однако проблематики межгрупповых отношений в социальном контексте не было уделено достаточно внимания. Изучалось как правило динамика внутри группы, действие группы на личность, а  не взаимодействие между группами.

В наше время встает острая необходимость изучения области межгрупповых отношений, ведь в межгрупповые отношения так или иначе включен каждый индивид общества. Кроме этого, межгрупповые отношения могут являться причиной конфликтов. С развитием знаний о психологии в организациях возникла потребность изучать не только межличностные отношения сотрудников, как фактор формирования психологического климата в коллективе, но и межгрупповые отношения, что для нашего времени, характеризующегося появлением новых организаций, корпораций и фирм, является очень актуальным.

Целью своей работы я ставлю изучение межгрупповых отношений в организации. В качестве групп будут выступать подразделения организации ООО «Тибетрей».

Объект исследования – малые социальные группы (коллектив подразделений организации ООО «Тибетрей»). Предмет исследования – отношения, складывающиеся между подразделениями в организации.

Задачами исследования являются:

1. Выяснить эффективность  работы во всех структурных  подразделениях ООО «Тибетрей»

2. Выявить динамику работы  указанных структурных подразделений

3. Выявить динамику сплоченности  персонала в каждом из подразделений

4. Выявить есть ли зависимость  между сплоченностью коллектива  и эффективностью его работы.

Для реализации поставленных задач используются следующие методики: методика оценки эффективности персонала (анкетный метод опроса руководителей), социометрический метод Дж. Морено и методика Климат (модифицированный вариант методики Б.Д. Парыгина).

Практическая значимость работы заключается в том, что по данной проблематике проведено очень мало исследований. В работе использовались работы как отечественных, так и зарубежных авторов. Список использованных источников составляет 15 наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Изучение межгрупповых отношений в социальной психологии. Основные теории

 

В начале 50-х годов началось изучение межгрупповых отношений в рамках социальной психологии. Однако окончательное утверждение межгрупповых отношений  как самостоятельной области в рамках социальной психологии была сформулирована в работах А. Тэшфела. Большое внимание этой проблеме уделено также в работах В. Дуаза и в концепции «социальных представлений» С. Московиси и др. (Донцов, Емельянова, 1987).

Самым ранним экспериментом в изучении межгрупповых отношений было проведено М. Шерифом (1954) в американском лагере для подростков. Эксперимент состоял из четырех стадий. На первой стадии подросткам, приехавшим в лагерь, была предложена общая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; на второй стадии подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения (одна группа была названа «Орлы», другая «Гремучие змеи»). При этом было замерено отношение одной группы к другой, не содержащее враждебности по отношению друг к другу. На третьей стадии группам была задана различная деятельность на условиях соревнования и в ее ходе был зафиксирован рост межгрупповой враждебности; на четвертой стадии группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью (ремонтировали водопровод). Замер отношений «бывших» групп друг к другу на этой стадии показал, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью.

Шериф, в отличие от психологов, которые изучали личностные установки и поведение отдельно взятой личности в группе  за единицу измерения, описал межгрупповое поведение. Т.е единица анализа была уже не отдельная личность, а малая группа. По результатам исследования Шерифа, источники межгрупповой враждебности или сотрудничества проявляются в общении между группами. Теория Шерифа хотя и сделала шаг в развитии изучения межгруппового отношения в рамках социальной психологии, однако была подвержена жесткой критике, особенно со стороны приверженцев когнитивизма. Приверженцы данной теории не усмотрели в теории Шерифа учет психологических характеристик индивида, в том числе эмоционального настроя индивида и его личностных характеристик.

Следующим шагом в рассмотрении вопросов межгрупповых отношений в социальной психологии был эксперимент А. Тэшфела. Предметом изучения Тэшфела была межгрупповая дискриминация. Автор изучал внутригрупповой фаворитизм по отношению к своей группе и внегрупповую враждебность по отношению к чужой группе. Однако в отличие от Шерифа, Тэшфел признавал значение когнитивных процессов в межгрупповых отношениях. Тэшфел показал, что установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и в отсутствие объективной основы конфликта между группами, т.е. выступает как универсальная константа межгрупповых отношений.

Эксперимент Тэшфела заключался в следующем: студентам показали две картины художников В.Кандинского и П.Клее и предложили посчитать количество точек на каждой картине (поскольку это позволяла манера письма). Затем произвольно разделили участников эксперимента на две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек у Кандинского, в другую - те, кто зафиксировал их больше у Клее. Группы были обозначены как «сторонники» Кандинского или Клее, хотя, в действительности, их члены таковыми не являлись. Немедленно возник эффект «своих» и «чужих» и были выявлены приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Это позволило Тэшфелу заключить, что причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе [4, С.49].

С помощью данного эксперимента, Тэшфел смог разложить межгрупповые отношения на их составляющие: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию, что подтвердило, что область межгрупповых отношений - это преимущественно когнитивная сфера. Эти четыре процесса и были положены в основу изучения межгрупповых отношений, и в частности их социально-психологического аспекта.

По мысли Тэшфела, независимо от объективных отношений, наличия или отсутствия противоречий между группами факт группового членства сам по себе обусловливает развитие этих четырех когнитивных процессов, приводящих в конечном счете к межгрупповой дискриминации [4, С.51].

. Этим и заканчивается  в его концепции процесс объяснения  определенного типа отношений между группами. Несмотря на незавершенность трактовки отношений между группами, Тэшфел внес большой вклад в развитие социальной психологии. Он считал, что область межгрупповых отношений, будучи включена в социальную психологию, обеспечит ее перестройку в действительно социальную науку.

Таким образом, изучение межгрупповых взаимодействий на практике помогает выявить межгрупповую дифференциацию, которая  проявляется на когнитивном уровне как констатация различий между «моей» и «чужой» группами. При этом, данная дифференциация совсем не обязательно в реальном взаимодействии приводит к внегрупповой враждебности, и при ее выявлении могут быть определены оптимальные формы сотрудничества между малыми группами.

С какой же точки зрения действительно социальная наука должна изучать межгрупповые отношения? Что касается предмета собственно социально-психологического исследования, то это может быть область непосредственного взаимодействия групп, либо те когнитивные процессы, которые сопровождают взаимодействие между группами. Однако так как предмет исследования находится на стыке социологии и психологии остается открытым вопрос отношения каких именно групп должна исследовать социальная психология и что именно в отношениях этих групп должно быть подвергнуто изучению. Так как объектом изучения социальной психологии являются как большие, так и малые социальные группы, так и изучению подлежит анализ деятельности и взаимоотношений как больших, так и малых социальных групп.

На второй вопрос: что же именно исследует социальная психология в области межгрупповых отношений, существует ответ, что социальную психологию в первую очередь интересует когнитивная сфера (т.е внутреннее отражение процессов взаимодействия социальных групп), связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия.

Социально-психологический анализ концентрирует внимание на проблеме отношений, возникающих в ходе взаимодействия между группами, как внутренней, психологической категории.

В области межгрупповых отношений, социально-перцептивный процесс обусловлен тем, что и субъектом, и объектом восприятия выступает группа. Природа межгруппового восприятия заключается в том, что здесь мы имеем дело с упорядочением индивидуальных когнитивных структур, связыванием их в единое целое; это не простая сумма восприятия чужой группы индивидами, принадлежащими к субъекту восприятия, но именно совершенно новое качество, групповое образование. Здесь стоит отметить тот факт, что межгрупповое взаимодействие имеет как когнитивный, так и социальный аспекты [2].

Эта идея была разработана в работах В. Дуаза, хотя в них и подчеркивается влияние субъективного фактора на процессы межгрупповых отношений, однако автор признает социальное содержание когнитивных категорий. Еще один автор пытается выйти за рамки когнитивизма – это М. Кодол. Он рассматривает не просто когнитивные структуры, возникающие в процессе межгрупповых отношений, но влияние этих структур на изменение самих отношений.

Особенности формирования представлений о другой группе в условиях объективно существующего конфликта изучал М. Плон. Обобщая эксперименты этих исследователей, С. Московиси близко подходит к выводу о том, что межгрупповая дискриминация не имеет абсолютного характера и не является атрибутом любых межгрупповых отношений [2].

Как уже отмечалось, основными и наиболее ранними направления исследований межгрупповых отношений были теория М.Шерифа  о групповом взаимодействии как  источнике межгрупповых  отношений (сотрудничества или  враждебности), а также А.Тэшфела  о  взаимосвязи  межгрупповых отношений и осознания принадлежности к своей группе. Кроме этих основных теорий, при изучении социально-психологических особенностей функционирования  малых групп и межгрупповые отношения особый интерес представляют психоаналитические концепции развития  малых  групп, среди которых следует отметить теорию  развития группы Л.Бенниса и Г.Шепарда о двух  фазах  в  развитии  группы и реализации модели развития  (отклонение,  или  распад  группы). Теория построена на осмыслении процессов, происходящих в группах тренинга человеческих отношений (Т-группы). Т-группа – группа, создаваемая для воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития у них социально-психологической компетентности. Задача такой ситуации  – изучение динамики процессов в группе самими ее участниками, налаживание системы обратной связи, с помощью которой человек получает возможность видеть как другие интерпретируют его поведение, а следовательно, создается предпосылка для осмысления возможных последствий своих действий в группе. Сама теория группового развития касается главным образом процессов изменения в Т-группе на пути к достижению цели валидной коммуникации, при которой каждый участник был бы способен точно и свободно сообщать о своих чувствах, а его восприятие своего места в группе согласуется с восприятием других членов группы. 

Идея развития малой группы также была затронута такими авторами как Р.Морленд и Дж.Ливайн. Этих ученых интересовали следующие темы:  «социализация  группы»,  стадии  развития  группы (оценивание групповых целей, обязательства группы,  преобразование  ролей  в группе), а также периоды  развития  группы  и  роли  членов  группы.  Процесс группового развития рассматривается на основании понятия "социализация группы" ( проводится аналогия с социализацией индивида). За критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии развития группы, берется оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения целей группы для ее членов); обязательства группы по отношению к членам (условия, при которых члены группы больше "обязаны" ей, последствия этих взаимных обязательств); преобразование ролей членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, их идентифицированность с ней). На основании этих критериев фиксируются так называемые периоды в жизни группы и соответствующие им различные позиции членов.

Информация о работе Межгрупповое взаимодействие в организации