Межгрупповое взаимодействие в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Проблематика межгрупповых взаимоотношений до недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. Одной из причин является, по-видимому, маргинальность проблемы межгрупповых отношений. Межгрупповые отношения могут являться предметом изучения гуманитарных наук, социологии, а также предметом, который находится на стыке наук. Поэтому данную тематику затрагивали как известные социологи, так и психологи и даже философы. Примером исследования каких-то из сторон межгруппового общения может послужить исследование межгрупповой агрессии в концепции Г.Лебона, негативных установок на другую группу в работе Т.Адорно и др., враждебности и страха в психоаналитических теориях и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
ГЛАВА 1. Изучение межгрупповых отношений в социальной психологии. Основные теории..…………………………………...
ГЛАВА 2. . Трудовой коллектив как малая группа. Межгрупповые отношения в организации…………………………………….
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование. Межгрупповое отношение персонала в ООО «Тибетрей»………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..

Файлы: 1 файл

Межгрупповое взаимодействие в организации.docx

— 127.24 Кб (Скачать файл)

 

Обязательно прокомментируйте свой выбор.

 

Подразделение

Степень удовлетворенности обслуживанием

Комментарии

Отдел продаж по г.Минску и Минской области

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

 

Отдел продаж по регионам

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

 

Отдел логистики

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

 

Отдел учета и выписки

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

 

Отдел складского учета

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

 

Отдел эксплуатации автотранспорта

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

 

Отдел таможенного оформления и сертификации

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

 

Отдел бухгалтерского учета

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

 

Юридическая служба

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

 

Служба персонала

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

 

 

 

3.3.2. Анкета сотрудников для определения сплоченности

коллектива

Методика Климат (модифицированный вариант методики Б.Д. Парыгина)

Для определения психологического климата в коллективе испытуемым было предложено оценить 14 утверждений. Для тех, что расположены слева, необходимо было использовать следующие цифры: 7 — явление присутствует всегда; 6 — присутствует в большинстве случаев; 5 — достаточно часто. Для утверждений в правом столбце: 1 — явление имеет место всегда; 2 — в большинстве случаев; 3 — достаточно часто. Цифра 4 означает, что трудно отдать предпочтение утверждению слева или справа.

 

1.В коллективе преобладает жизнерадостное настроение

7 6 5 4 3 2 1

1. Преобладает пессимистический тон

2. Между членами коллектива сложились доброжелательные отношения, взаимная симпатия

7 6 5 4 3 2 1

2. Между членами коллектива наблюдаются  конфликты, агрессивность, антипатия

3. Между отдельными группами  существует взаимопонимание и расположение

7 6 5 4 3 2 1

3. Группировки конфликтуют между собой

4. Членам группы нравится участвовать  в совместных делах, вместе проводить  свободное время

7 6 5 4 3 2 1

4. Члены группы сторонятся участия в совместных делах, неконтактны между собой

5. Успехи и неудачи товарища  вызывают активное соучастие  других

7 6 5 4 3 2 1

5.Члены группы равнодушны к  судьбе своего товарища

6. Взаимоотношения отличаются поддержкой, критика доброжелательна, замечания высказываются с добрыми намерениями

7 6 5 4 3 2 1

6. Члены группы злорадствуют, замечая неудачи другого, критика проходит в виде явных и скрытых выпадов

7. Члены группы уважают мнение другого

7 6 5 4 3 2 1

7 .Члены группы нетерпимы к  мнению своих товарищей

8. В трудных случаях группа  выступает по принципу "один  за всех и все за одного"

7 6 5 4 3 2 1

8. В трудных случаях группа "раскисает", становится растерянной


 

 

9. Успехи и неудачи группы  в целом воспринимаются каждым  членом коллектива как собственные

7 6 5 4 3 2 1

9. Успехи и неудачи группы  в целом не находят отклика у каждого обучаемого

10. Группа активна, полна энергии

7 6 5 4 3 2 1

10. Группа пассивна, инертна

11. Новичкам группа помогает освоиться

7 6 5 4 3 2 1

11. К новичкам нередко проявляется враждебность

12. Группа быстро откликается, если  нужно сделать полезное дело

7 6 5 4 3 2 1

12. Группу невозможно поднять  на совместное дело, у каждого  ее члена свои интересы

13. В группе справедливое отношение  ко всем членам

7 6 5 4 3 2 1

13. В группе есть привилегированные и пренебрегаемые

14. Поощрение всей группы вызывает  чувство гордости у всех

7 6 5 4 3 2 1

14.К похвалам и поощрениям  коллектива его члены относятся равнодушно


 

 

3.4  Порядок  проведения оценки работы структурных  подразделений ООО «Тибетрей»

Для проведения исследования для выявления результатов работы подразделений был разработан следующий порядок выполнения работ:

    1. Рассылка/раздача анкет всем руководителям структурных подразделений (последний рабочий день месяца)

    1. Проставление оценки по десятибалльной системе (с возможным комментарием) в предложенной анкете для всех структурных подразделений (последний рабочий день месяца)

    1. Возврат заполненных анкет заместителю директора компании по персоналу (первый рабочий день следующего месяца)

    1. Обработка заполненных анкет (начиная с первого рабочего дня следующего месяца и заканчивая третьим рабочим днем)

    1. Ознакомление директора предприятия и руководителей подразделений с результатами комплексной оценки работы подразделений (третий день месяца)

Для проведения исследования по оценке сплоченности коллектива первого числа каждого месяца всем работникам раздавались анкеты для заполнения. Собранные анкеты обрабатывались, но результаты не озвучивались сотрудникам. Для анализа сплоченности коллектива использовалась социометрическая техника, разработанная Дж. Морено и методика Климат.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено.

Данная методика применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений. В нашем случае нас интересовало как складываются отношения между сотрудниками как в работе, так и в сфере совместного времяпровождения.

Мы составили 5 вопросов, которые помогут определить как складываются межличностные отношения в малой группе. При этом ставилось ограничение в выборе только одного варианта ответа.

Вопросы:

    1. C кем из ваших коллег Вам проще всего совместно решать поставленную перед Вами задачу?
    2. Кого бы Вы хотели видеть Вашим руководителем на ближайшие 5 лет?
    3. Кто из сотрудников оказывает Вам самую большую помощь в работе?
    4. Кого бы Вы пригласили на свой день рождения?
    5. С кем из Ваших коллег Вы бы хотели отправиться в служебную командировку?

Методика Климат

(модифицированный  вариант методики Б.Д. Парыгина)

Для определения психологического климата в коллективе испытуемым было предложено оценить 14 утверждений. (см. п. 3.3.2.)

 

3.5 Результаты  проведенного исследования

Результаты исследования по методике Дж. Морено изобразим в социоматрице:

№№ пп.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

 

2

       

1

   

1

   

1

   

2

2

 

1

1

           

1

       

3

 

1

   

3

1

                 

4

             

1

1

   

2

   

1

5

   

2

     

2

         

1

   

6

   

1

           

1

     

3

 

7

1

     

2

         

2

       

8

 

1

 

1

             

2

   

1

9

     

1

         

1

     

3

 

10

         

2

   

1

     

2

   

11

 

1

   

1

 

2

             

1

12

     

1

     

1

       

2

1

 

13

2

     

1

           

1

 

1

 

14

         

3

   

1

1

         

15

     

2

     

2

   

1

       

Кол-во выборов

5

4

4

6

7

6

5

4

3

4

4

5

6

8

3

Кол-во взаимных выборов

4

2

4

4

5

5

5

3

3

2

4

3

3

4

3


Социоматрица составлена на результате опроса сотрудников отдела продаж по г. Минску и Минской обл.  за июнь 2012.

Такие же данные были собраны и по другим отделам организации за июнь 2012 и в конце исследования в сентябре 2012. Как показали результаты социоматриц, коллектив каждого из подразделений является довольно сплоченным. Как и в любой группе есть популярные сотрудники, которые набрали большое количество выборов, в том числе и взаимных выборов. Количество выборов варьируется в небольших пределах.

 

Результаты исследования по методике климат показаны в сводной таблице по подразделениям и по месяцам.

Подразделение

июнь

июль

август

сентябрь

Отдел продаж по г.Минску и Минской области

4,6

4,6

5

6

Отдел продаж по регионам

6

5,3

6

5,6

Отдел логистики

4,5

5

5

4,5

Отдел учета и выписки

4,8

5

6

5

Отдел складского учета

6

6

6,5

6,5

Отдел эксплуатации автотранспорта

5,6

5,6

5,8

5,8

Отдел таможенного оформления и сертификации

6

5,6

6

6

Отдел бухгалтерского учета

5

6

5,5

5,2

Юридическая служба

6,5

6

5,8

6

Служба персонала

6

6,2

6

5,8


 

 

Подсчет набранных показателей дал нам усредненный коэффициент субъективных оценок = 5,6. Это говорит о том, что в коллективе сложился благоприятный психологический климат. Все члены организации испытывают радость в общении друг с другом, отношения основаны преимущественно на взаимных симпатиях, группы сплоченные, активные, демократичные, коллективы подразделений находятся в развитии.

 

Динамика оценки работы подразделений ООО «Тибетрей»

Данные оценки показывают, что работа всех подразделений варьируется от 5,4 до 7,2. Это довольно хороший показатель работы, т.е. руководители всех структурных подразделений оценивают работу других подразделений на почти хорошо, хорошо или очень хорошо.

Динамика оценки подразделений

 

июнь

июль

август

сентябрь

Отдел продаж по г.Минску и Минской обл.

5,6

5,4

5,4

6,0

Отдел продаж по регионам

6,7

6,3

6,6

6,6

Отдел логистики

6,5

5,4

6,5

6,6

Отдел учета и выписки

6,4

6,5

6,6

5,4

Отдел складского учета

6,6

6,7

7,0

7,0

Отдел эксплуатации автотранспорта

6,6

6,6

6,3

6,1

Отдел таможенного оформления и сертификации

6,6

6,2

6,7

6,6

Отдел бухгалтерского учета

6,8

7,1

6,4

6,2

Юридическая служба

7,2

7,1

6,6

6,6

Служба персонала

6,7

7,1

6,8

6,5

Информация о работе Межгрупповое взаимодействие в организации