Межличностные конфликты в педагогическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 03:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: является социально-психологический анализ причин межличностных конфликтов в педагогическом коллективе
В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:
Изучить психологическую литературу по изучаемой проблеме;
Рассмотреть понятие «межличностного конфликта», его сущность,
Проанализировать виды и особенности конфликтов в педагогическом коллективе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Понятие «межличностный конфликт», его психологическая сущность.
Виды и особенности конфликтов в педагогическом коллективе.
Психологическая характеристика педагогической деятельности.
Социально-психологические причины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Организация и методы исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

Курсовая по специализации.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

    1. Понятие «межличностный конфликт», его психологическая сущность.
    2. Виды и особенности конфликтов в педагогическом коллективе.
    3. Психологическая характеристика педагогической деятельности.
    4. Социально-психологические причины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1 Организация  и  методы исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

    Современный кризисный период в жизни нашего общества породил множество проблем объективного и субъективного характера, приводящих многих людей к деформации межличностных отношений, конфликтным ситуациям, психологическим срывам, нервным заболеваниям и беспомощности в адаптации к новым условиям жизни.

   К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному.

        Вопрос о факторах, влияющих на межличностные конфликты, является до сих пор одним из наименее разработанных в социально-психологической литературе. За последние 10 лет опубликован целый ряд работ, в которых анализируются различные теоретические аспекты проблемы  или описываются результаты исследований. Почти во всех из них рассматриваются причины конфликтов, в некоторых речь идет о конкретных путях и способах их преодоления, но, по существу, нет ни одной работы, в которой бы специально рассматривались причины межличностных конфликтов.

     Особенно актуальной на сегодняшний день является проблема межличностных конфликтов в трудовых коллективах. Отличительные признаки конфликта здесь состоят в том, что он возникает и протекает в сфере непосредственного общения людей, как соответствующий результат обострившихся противоречий между ними.

       Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога, несмотря на то, что он относится к социономической деятельности (по классификации видов деятельности Е. Н. Климова), протекает индивидуально, как труд одиночки, педагоги остро реагируют на оценку своих личностных данных. Специфической особенностью педагогического коллектива является его преимущественно женский состав, что не может не влиять на характер взаимоотношений, возникающих в нем.

      В жизнедеятельности педагогического коллектива существуют две стороны: формальная (функционально-деловая) и неформальная – эмоционально-личностная. Дифференциация в сфере функционально-статусных отношений порождает социальное неравенство, которое также провоцирует психологическую напряженность.

     Все выше сказанное побудило нас выбрать тему курсовой работы: «Причины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе».

Объект исследования: межличностные конфликты.

Предмет исследования: причины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе.

Цель исследования: является социально-психологический анализ причин межличностных конфликтов в педагогическом коллективе

В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:

  1. Изучить психологическую литературу по изучаемой проблеме;
  2. Рассмотреть понятие «межличностного конфликта», его сущность,
  3. Проанализировать виды и особенности конфликтов в педагогическом коллективе
  4. Дать психологическую характеристику педагогической деятельности;
  5. Рассмотреть социально-психологические причины возникновения межличностных конфликтов в педагогическом коллективе;
  6. На основе проведенного теоретического анализа подобрать методики для проведения эмпирического  исследования.

      Теоретической  основой исследования  выступили работы  Г.М. Андреевой [4], C.B. Баныкиной [10],  A.A. Бодалева [11],   В.И. Журавлева [22], Л.А.Петровской [40], В.П. Симонова [46] К. Левина[32], где раскрыты общие закономерности и психологические основы межличностных отношений и конфликтов. Изучению специально школьных отношений посвящены работы Р.В. Овчаровой [37], М.М. Рыбаковой [44], JI.B. Симоновой [46] и других. Р. X. Шакуров, Б. С. Алишев [1].

Основополагающее  значение для исследования проблемы конфликтных отношений в коллективе имеют научные труды Н.В. Гришиной [17], А.А. Ершова, А.К. Зайцева, Б.Д. Парыгина, А.Л. Свенцицкого и др., направленные на изучение особенностей межличностных конфликтов в трудовом коллективе.

В качестве методик  исследования выступили:

  • «МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ» [6, c. 78]

Автор: А.Я.Анцупов

  • «ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОЙ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ» [45, с. 28]

 Авторы : Е.П. Ильин, П.А. Ковалев

  • «ЭКСПРЕСС - ОЦЕНКА ГЛУБИНЫ КОНФЛИКТА»[16, с. 78]

Авторы: А.М. Бандурка, С.И. Бочарова, Е.В. Земянская

  • «ТЕСТ «ПРЕДРАСПОЛОЖЕНЫ ЛИ ВЫ К КОНФЛИКТАМ» [45,с. 43]

Автор: Н.Ф. Вишнякова

  • «МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ» [45,с. 46].

Автор : А.В. Морозова

 

 

 

 

 

ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПРИЧИН МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 

    1. . Понятие «межличностный конфликт», его психологическая сущность.

 

     Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

     Самое общее определение  конфликта (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение — противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.

В словаре русского языка Т.Е. Ефремовой конфликт понимается как серьезное разногласие, столкновение противоположенных сторон, мнении, сил. Е. Меттус в книге Чарльза Ликсона «Конфликт. Семь шагов к миру» приводит следующее определение: «Конфликт – это столкновение, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания» [10, с.34-35] .

       Американский  социолог Л.Козер дает следующее  определение: «Конфликт в собственном  смысле слова есть борьба, возникающая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников.» [29, с. 5]

        Н.В. Гришина  «Под конфликтом обычно подразумевают  столкновения, вызываемые противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях стремления к достижению какой-либо цели» [17, с. 7].

         Ф. Джексон:  «Конфликт состоит в факте  одновременного хотения противоречивых  ценностей, либо обязанности совершить по характеру противоположные действия» [10, с. 8].

 

     Российские конфликтологи Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк уточняют понятие конфликта. По их мнению, конфликт - это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели. Приписывание конфликтному действию категории цели позволяет выделить в качестве конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному, сознательному поведению, то есть к осознанию своей позиции, планированию своих действий, сознательному использованию средств. Отсюда следует, что конфликтующие стороны обязательно должны быть деятельными субъектами. И это позволяет отделить реальных участников конфликта от таких индивидов и групп, которые выступают в качестве инструментов, орудий, средств борьбы каких-либо субъектов конфликтного взаимодействия [12, с.115]. 

Таким образом, общее в определении сторон, это  как уже отмечалось – разногласие, противоборство. Многообразие определений  современности приводит к мысли  о том, что конфликт, многозначное понятие, характеризующее разногласие в какой либо сфере жизнедеятельности человека. И если речь заходит о человеке, то следовательно, первичны конфликты людей, построенные по определенным позициям, или проблемам.     

      Под межличностным же конфликтом понимается процесс разрешения возникающих между людьми противоречий по вопросам личной или служебной жизни и деятельности, происходящий в форме взаимного противодействия сторон и сопровождающийся отрицательными эмоциональными состояниями.

       «Межличностный конфликт – это трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей».[36,с.178]

        Существуют и другие подходы  к определению сущности межличностного  конфликта:

Так, Гришина Н.В. даёт следующее определение: «Межличностный конфликт представляет собой ситуацию противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон» [ 17,С.8]

     «Межличностный конфликт – это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений людей в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами» так трактует это понятие  Крысько В.Г. [ 31, с.308]

Журавлев П.В.  рассматривает межличностный конфликт как «временное эмоциональное изменение настроения человека в связи с получением новых данных, существенно меняющих старое представление об интересующем объекте или процессе» . [ 22,С.35]

      Под межличностным конфликтом, Кибанов А.Я. понимает «борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника». [26,с.526]

     «Межличностный конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями»- такое определение даёт нам Петровский А.В.

         Обобщим все многообразие формулировок межличностного конфликта путем выделения его особенностей:

1.     Конфликты между людьми возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки индивидами;

2.     В межличностных конфликтах происходит непосредственное противоборство между людьми, т.е. соперники, как правило, сталкиваются лицом к лицу;

3.     В межличностных причинах проявляется все многообразие известных психологических причин (общих, частных, объективных, субъективных и др.);

4.     В ходе межличностных конфликтов происходит быстрая проверка характеров, темпераментов, проявления способностей, воли, интеллекта, эмоциональной сферы и других индивидуально-психологических особенностей;

5.     Межличностные конфликты отличаются высоким эмоциональным накалом и охватом всех сторон межличностных отношений между конфликтующими субъектами;

6.     Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих сторон, но и тех, кто с ними непосредственно связан служебными или личными отношениями.

          Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Информация о работе Межличностные конфликты в педагогическом коллективе