Интересными,
на наш взгляд, являются исследования,
в которых рассматриваются основные факторы,
влияющие на конфликтность в педагогическом
коллективе. Р. С. Вайсман получил результаты,
согласно которым конфликтность зависит
от величины коллектива и повышается,
если эти размеры превышают оптимальные.
Н. В. Голубева пишет о том, что конфликтность
между подчиненными и руководителями
выше, когда последние не принимают непосредственного
участия в основной, профессиональной
деятельности руководимого им коллектива,
а выполняют лишь административные функции.
По мнению Р. X. Шакурова и Б. С. Алишева,
можно выделить две основные группы факторов,
влияющих на конфликтность (или несовместимость)
в педколлективе . Это объективные характеристики
коллективной деятельности, выражающиеся
прежде всего в ее содержании и способах
организации, и психологические особенности
его членов, как функциональные, так и
нравственно-коммуникационные.
Исходя из
сказанного можно заключить,
что факторы, влияющие
на
конфликтность,
в общем виде те же
самые, что и факторы, определяющие
совместимость и несовместимость людей.
Можно
выделить две основные группы
факторов, влияющих на совместимость
в коллективе, - объективные
характеристики коллективной деятельности
и психологические особенности
его членов. Объективные характеристики
деятельности выражаются, прежде
всего, в ее содержании и способах
организации.
В зависимости от сферы проявления
психологические особенности работников,
оказывающие воздействие на
их конфликтность, можно
выделить : функциональные и
нравственно-коммуникативные. Первые
из них отражают требования
в профессиональной деятельности,
вторые - в межличностном
общении. Нравственно-коммуникативные
факторы должны оказывать наибольшее
влияние на конфликтность на внутригрупповом
уровне.
Конфликты могут
быть следствием различных причин.
Причины межличностных конфликтов
в педагогическом коллективе в основном
связаны с нарушением взаимосвязей,
установленных в процессе совместной педагогической
деятельности. Это могут быть связи делового
характера, возникающие между учителями,
руководителями по поводу самой педагогической
деятельности. Уровень этих взаимосвязей
определяется целями и задачами деятельности,
уровнем профессиональной подготовки
и компетенции, интересами, склонностями
педагогов. Взаимосвязи "ролевого"
характера возникают при необходимости
соблюдения правил, норм, соответствующих
профессиональной этике. Взаимосвязи
личного характера устанавливаются между
педагогами в процессе совместной деятельности
и определяются их индивидуальными особенностями.
Выводы
по главе I
- Конфликт, многозначное понятие, характеризующее разногласие в какой либо сфере жизнедеятельности человека. И если речь заходит о человеке, то следовательно, первичны конфликты людей, построенные по определенным позициям, или проблемам. Под межличностным же конфликтом понимается процесс разрешения возникающих между людьми противоречий по вопросам личной или служебной жизни и деятельности, происходящий в форме взаимного противодействия сторон и сопровождающийся отрицательными эмоциональными состояниями.
- Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов.
- Многие авторы определяют педагогическую
деятельность учителя как целенаправленное, мотивированное
воздействие педагога, ориентированное
на всестороннее развитие личности ребенка
и подготовку его к жизни в современных
социокультурных условиях.
- Конфликты, возникающие в педагогических коллективах, по своей природе являются конфликтами межличностными, так как отражают ситуации взаимодействия людей, при которых они или преследуют несовместимые цели деятельности, или по-разному понимают способы и средства их достижения.
- В работе педагогических коллективов межличностные конфликты неизбежны. Однако здесь они особенно опасны, так как неблагоприятно сказываются на качестве обучения и воспитания детей.
- Причины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе в основном связаны с нарушением взаимосвязей, установленных в процессе совместной педагогической деятельности. Это могут быть связи делового характера, возникающие между учителями, руководителями по поводу самой педагогической деятельности. Уровень этих взаимосвязей определяется целями и задачами деятельности, уровнем профессиональной подготовки и компетенции, интересами, склонностями педагогов. Взаимосвязи "ролевого" характера возникают при необходимости соблюдения правил, норм, соответствующих профессиональной этике. Взаимосвязи личного характера устанавливаются между педагогами в процессе совместной деятельности и определяются их индивидуальными особенностями.
Глава II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Конфликтность и социально-психологическая
напряженность в педагогическом коллективе
негативно отражаются на всех сторонах
его жизнедеятельности.
Цель исследования - социально-психологический
анализ причин межличностных конфликтов
в педагогическом коллективе
Задачи исследования:
- Выявить наибольшее число педагогов, имеющих наибольшее число конфликтных взаимоотношений в группе,
- Изучить склонности педагога к конфликту.
- Оценить конфликтную ситуацию и характер поведения.
- Определить уровень конфликтности личности.
Объект исследования: педагогический коллектив
школы.
В качестве методик
исследования выступили:
- «МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ» [6, c. 78]
Автор: А.Я.Анцупов
- «ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОЙ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ» [45, с. 28]
Авторы : Е.П. Ильин, П.А. Ковалев
- «ЭКСПРЕСС - ОЦЕНКА ГЛУБИНЫ КОНФЛИКТА»[16, с. 78]
Авторы: А.М. Бандурка,
С.И. Бочарова, Е.В. Земянская
- «ТЕСТ «ПРЕДРАСПОЛОЖЕНЫ ЛИ ВЫ К КОНФЛИКТАМ» [45,с. 43]
Автор: Н.Ф. Вишнякова
- «МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ» [45,с. 46].
Автор : А.В. Морозов
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
- Алишев Б.С., Шакуров Р.Х. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения //Вопросы психологии. 1986, № 6.- С. 67-76.
- Аминов, Н.А. Психологический профотбор на педагогические специальности / Н.А. Аминов. - Ярославль, 1994.- 68с.
- Андреев В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведения переговоров, разрешения конфликтов,-М.: Народное образование , 1995.- 126 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — Аспект Пресс, 2008. — 363 с
- Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе.- М. Инфра-М, 2005. - 223 с.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551 с
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. М.: ГА ВС, 1995 -69 с.
- Афанасьева, Т.Н. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров : методическое пособие / Т.Н. Афанасьева, Н.В. Немова; под. ред. Н.В. Немовой. - М.: АПКиПРО, 2004
- Баныкина С. Конфликты в школе — можно ли их избежать? // Воспитание школьников, 1997. –№ 2. – С.13–14
- Баныкина C.B. Конфликтологическая компетентность педагога. Астрахань, 1997,- 122 с.
- Бодалев A.A. Психология общения. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996,- 256 с.
- Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ие, 1989. – 186 с.
- Бордовская
Н. В., Реан А. А. Педагогика. Питер,2008. – 712
- Воронин Г Л. Конфликты в школе // Социологическое исследование. 1994. № 3 - С. 94-98.
- Вольфсон Э.Н. Конфликтология: Уч. пособие. – Кемерово: КизГТУ, 1997. – 74 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991,-480с.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. - 544 с
- Громова О.Н. Конфликтология. М., 1991- 50 с.
- Ганеев А.М., Тронова Л.С. Конфликтология: Практикум. – Казань: Изд-во Казан. финансово-эконю ин-та, 1996. – 282 с.
- Данакин Н.С. и др. Конфликты и технология их предупреждения. – Белгород: Белг. центр соц. технологий, 1995. – 316 с
- Дойч М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Соц.-полит. журн. – 1997. – № 1. – С. 202–217.
- Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии М.: Роспедаген-ство, 1995.-183 с.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. 2-е изд., доп. - М.: Аспект Пресс, 1995,- 317 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. -480с.
- Кармин А.С. Конфликтология: Учебник для вузов – СПб.: Лань, 1999. 448 с
- Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М.: Инфра-М, 2005. — 638 с.
- Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для пед. вузов. – М.: Владос, 1999. – 174 с.
- Конфликтология в школе: Учеб.-метод. пособие для сред. общеобразоват. учреждений / Штепель В.М. и др. – М.: Моск. шк. прав человека, 1999. – 217 с.
- Козер Л.А. Основы конфликтологии: Учеб. пособие: [пер. с англ.]. – СПб.: Светлячок, 1999. – 191 с.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: МГУ, 1991.- 207 с.
- Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.
- Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб.: Речь, 2000. –467 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение .- 2-е изд., перераб. и доп.- М., Нальчик : Эль-Фа, 1996,- 93 с.
- Маркова А. К. Психология труда
учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение,
1993, -190с.
- Михайлова H.H. Педагогическое общение: как стать профессионалом. -М.-.УВЦ " Иноватор", 1994,- 95 с.
- Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. СПб.: Союз, 2000 - 296 с
- Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога 2-е изд., дораб. — М.: « Просвещение», «Учебная литература», 1996. —352 с
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. – 272с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
- Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Социальная психология./ Хрестоматия. - М. 1999
- Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998.-672 с.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-еизд. М.: Т Ц "Сфера", 1998,- 528 с.
- Психология и учитель: Пер. с англ. / Гуго Мюнстерберг; пер. А.А. Громбаха. - 3-е изд., испр. - М. Совершенство", 1997. - 320 с
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.М.: Просвещение, 1994.-127с.
- Симонов В.II. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя .- М.: Международная педагогическая академия, 1995. -192 с.
- Симонова Л. В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их преодоления. Автореф.канд.дис. М.,1989. - 19с