Межличностные конфликты в педагогическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 03:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: является социально-психологический анализ причин межличностных конфликтов в педагогическом коллективе
В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:
Изучить психологическую литературу по изучаемой проблеме;
Рассмотреть понятие «межличностного конфликта», его сущность,
Проанализировать виды и особенности конфликтов в педагогическом коллективе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Понятие «межличностный конфликт», его психологическая сущность.
Виды и особенности конфликтов в педагогическом коллективе.
Психологическая характеристика педагогической деятельности.
Социально-психологические причины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Организация и методы исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

Курсовая по специализации.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

       Интересными, на наш взгляд, являются исследования, в которых рассматриваются основные факторы, влияющие на конфликтность в педагогическом коллективе. Р. С. Вайсман получил результаты, согласно которым конфликтность зависит от величины коллектива и повышается, если эти размеры превышают оптимальные. Н. В. Голубева пишет о том, что конфликтность между подчиненными и руководителями выше, когда последние не принимают непосредственного участия в основной, профессиональной деятельности руководимого им коллектива, а выполняют лишь административные функции. По мнению Р. X. Шакурова и Б. С. Алишева, можно выделить две основные группы факторов, влияющих на конфликтность (или несовместимость) в педколлективе . Это объективные характеристики коллективной деятельности, выражающиеся прежде всего в ее содержании и способах организации, и психологические особенности его членов, как функциональные, так и нравственно-коммуникационные.

     Исходя  из  сказанного  можно  заключить,  что   факторы,   влияющие   на

конфликтность, в общем  виде  те  же  самые,  что  и  факторы,  определяющие совместимость и несовместимость людей.

 Можно   выделить  две  основные  группы  факторов, влияющих  на  совместимость  в  коллективе,  -  объективные   характеристики коллективной  деятельности  и  психологические   особенности   его   членов. Объективные  характеристики  деятельности  выражаются,  прежде  всего,  в   ее содержании и способах организации.

      В зависимости от сферы проявления психологические особенности работников, оказывающие  воздействие   на   их   конфликтность,   можно   выделить :  функциональные  и  нравственно-коммуникативные.  Первые  из   них   отражают требования  в  профессиональной  деятельности,  вторые  -  в   межличностном общении. Нравственно-коммуникативные факторы должны оказывать  наибольшее  влияние на конфликтность на внутригрупповом уровне.

Конфликты могут  быть следствием различных причин. Причины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе в основном связаны с нарушением взаимосвязей, установленных в процессе совместной педагогической деятельности. Это могут быть связи делового характера, возникающие между учителями, руководителями по поводу самой педагогической деятельности. Уровень этих взаимосвязей определяется целями и задачами деятельности, уровнем профессиональной подготовки и компетенции, интересами, склонностями педагогов. Взаимосвязи "ролевого" характера возникают при необходимости соблюдения правил, норм, соответствующих профессиональной этике. Взаимосвязи личного характера устанавливаются между педагогами в процессе совместной деятельности и определяются их индивидуальными особенностями.

 

 

 

 

 

 

Выводы  по главе I

    1. Конфликт, многозначное понятие, характеризующее разногласие в какой либо сфере жизнедеятельности человека. И если речь заходит о человеке, то следовательно, первичны конфликты людей, построенные по определенным позициям, или проблемам.  Под межличностным же конфликтом понимается процесс разрешения возникающих между людьми противоречий по вопросам личной или служебной жизни и деятельности, происходящий в форме взаимного противодействия сторон и сопровождающийся отрицательными эмоциональными состояниями.
    2. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов.
    3. Многие авторы определяют педагогическую деятельность учителя как целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.
    4. Конфликты, возникающие в педагогических коллективах, по своей природе являются конфликтами межличностными, так как отражают ситуации взаимодействия людей, при которых они или преследуют несовместимые цели деятельности, или по-разному понимают способы и средства их достижения.
    5. В работе педагогических коллективов межличностные конфликты неизбежны. Однако здесь они особенно опасны, так как неблагоприятно сказываются на качестве обучения и воспитания детей.
    6. Причины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе в основном связаны с нарушением взаимосвязей, установленных в процессе совместной педагогической деятельности. Это могут быть связи делового характера, возникающие между учителями, руководителями по поводу самой педагогической деятельности. Уровень этих взаимосвязей определяется целями и задачами деятельности, уровнем профессиональной подготовки и компетенции, интересами, склонностями педагогов. Взаимосвязи "ролевого" характера возникают при необходимости соблюдения правил, норм, соответствующих профессиональной этике. Взаимосвязи личного характера устанавливаются между педагогами в процессе совместной деятельности и определяются их индивидуальными особенностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

       Конфликтность и социально-психологическая напряженность в педагогическом коллективе негативно отражаются на всех сторонах его жизнедеятельности.

       Цель исследования - социально-психологический анализ причин межличностных конфликтов в педагогическом коллективе

Задачи исследования:

  • Выявить наибольшее число педагогов, имеющих наибольшее число конфликтных взаимоотношений в группе,
  • Изучить склонности  педагога к конфликту.
  • Оценить конфликтную ситуацию и характер поведения.
  • Определить уровень конфликтности личности.

Объект исследования: педагогический коллектив школы.

 

В качестве методик  исследования выступили:

  • «МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ» [6, c. 78]

Автор: А.Я.Анцупов

  • «ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОЙ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ» [45, с. 28]

 Авторы : Е.П. Ильин, П.А. Ковалев

  • «ЭКСПРЕСС - ОЦЕНКА ГЛУБИНЫ КОНФЛИКТА»[16, с. 78]

Авторы: А.М. Бандурка, С.И. Бочарова, Е.В. Земянская

  • «ТЕСТ «ПРЕДРАСПОЛОЖЕНЫ ЛИ ВЫ К КОНФЛИКТАМ» [45,с. 43]

Автор: Н.Ф. Вишнякова

  • «МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ» [45,с. 46].

Автор : А.В. Морозов

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Алишев Б.С., Шакуров Р.Х. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения //Вопросы психологии. 1986, № 6.- С. 67-76.
  2. Аминов, Н.А. Психологический профотбор на педагогические специальности / Н.А. Аминов. - Ярославль, 1994.- 68с.
  3. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведения переговоров, разрешения конфликтов,-М.: Народное образование , 1995.- 126 с.
  4. Андреева Г. М.  Социальная психология. Учебник для вузов. — Аспект Пресс, 2008. — 363 с
  5. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе.- М. Инфра-М, 2005. - 223 с.
  6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551 с
  7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. М.: ГА ВС, 1995 -69 с.
  8. Афанасьева, Т.Н. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров : методическое пособие / Т.Н. Афанасьева, Н.В. Немова; под. ред. Н.В. Немовой. - М.: АПКиПРО, 2004
  9. Баныкина  С. Конфликты в школе  — можно ли их избежать? // Воспитание школьников, 1997. –№ 2. – С.13–14
  10. Баныкина C.B. Конфликтологическая компетентность педагога. Астрахань, 1997,- 122 с.
  11. Бодалев A.A. Психология общения. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996,- 256 с.
  12. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – 2-е изд., перераб. и доп.  – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ие, 1989. – 186 с.
  13. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Питер,2008. – 712
  14. Воронин Г Л. Конфликты в школе // Социологическое исследование. 1994. № 3 - С. 94-98.
  15. Вольфсон Э.Н. Конфликтология: Уч. пособие. – Кемерово: КизГТУ, 1997. – 74 с.
  16. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991,-480с.
  17. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. - 544 с
  18. Громова О.Н. Конфликтология. М., 1991- 50 с.
  19. Ганеев А.М., Тронова Л.С. Конфликтология: Практикум. – Казань: Изд-во Казан. финансово-эконю ин-та, 1996. – 282 с.
  20. Данакин Н.С. и др. Конфликты и технология их предупреждения.  – Белгород: Белг. центр соц. технологий, 1995. – 316 с
  21. Дойч М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Соц.-полит. журн. – 1997. – № 1. – С. 202–217.
  22. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии М.: Роспедаген-ство, 1995.-183 с.
  23. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. 2-е изд., доп. - М.: Аспект Пресс, 1995,- 317 с.
  24.   Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. -480с.
  25. Кармин А.С.  Конфликтология: Учебник для вузов – СПб.: Лань, 1999. 448 с
  26. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации.  М.: Инфра-М, 2005. — 638 с.
  27. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для пед. вузов. – М.: Владос, 1999. – 174 с.
  28. Конфликтология в школе: Учеб.-метод. пособие для сред. общеобразоват. учреждений / Штепель В.М. и др. – М.: Моск. шк. прав человека, 1999. – 217 с.
  29. Козер Л.А. Основы конфликтологии: Учеб. пособие: [пер. с англ.]. – СПб.: Светлячок, 1999. – 191 с.
  30. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: МГУ, 1991.- 207 с.
  31. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций.  3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.
  32. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб.: Речь, 2000. –467 с.
  33. Леонтьев А.А. Педагогическое общение .- 2-е изд., перераб. и доп.- М., Нальчик : Эль-Фа, 1996,- 93 с.
  34.    Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993, -190с.
  35. Михайлова H.H. Педагогическое общение: как стать профессионалом. -М.-.УВЦ " Иноватор", 1994,- 95 с.
  36. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. СПб.: Союз, 2000 - 296 с
  37. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога 2-е изд., дораб. — М.: « Просвещение», «Учебная литература», 1996. —352 с
  38. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. – 272с.
  39. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
  40. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Социальная психология./ Хрестоматия. - М. 1999
  41. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998.-672 с.
  42. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-еизд. М.: Т Ц "Сфера", 1998,- 528 с.
  43.   Психология и учитель: Пер. с англ. / Гуго Мюнстерберг; пер. А.А. Громбаха. - 3-е изд., испр. - М. Совершенство", 1997. - 320 с
  44. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.М.: Просвещение, 1994.-127с.
  45. Симонов В.II. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя .- М.: Международная педагогическая академия, 1995. -192 с.
  46. Симонова Л. В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их преодоления. Автореф.канд.дис. М.,1989. - 19с

 

 

 

 

 


Информация о работе Межличностные конфликты в педагогическом коллективе