Межличностные отношения младших школьников, определение уровня агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и проверить взаимосвязь агрессивности младшего школьника и статуса ребенка в коллективе.
Объект исследования: социальный статус ребенка в группе.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:
1.Проанализировать состояние проблемы агрессивности.
2.Выявить особенности агрессивности детей младшего школьного возраста и статус в школьном коллективе.
3. Провести диагностику социального статуса детей в младшем школьном возрасте и уровня агрессивности у детей.
4. Установить взаимосвязь агрессивности младших школьников со статусом ребёнка в классе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений младших школьников………………………………………………………………………..6
1.1. Межличностные отношения и статус ребенка в начальной школе..6
1.2.Взаимосвязь агрессивности младших школьников и межличностных отношений со сверстниками…………………………………………………….15
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи агрессивности младших школьников и его статуса в классе…………………28
2.1. Диагностика статуса детей в младшем школьном возрасте……..28
2.2. Определение уровня агрессивности у детей и характеристика взаимосвязи агрессивности младших школьников со статусом ребёнка в классе……………………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………...43
Список литературы……………………………………………………….45
Приложения……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений младших школьников………………………………………………………………………..6

1.1. Межличностные отношения и статус ребенка в начальной школе..6

1.2.Взаимосвязь агрессивности младших школьников и межличностных отношений со сверстниками…………………………………………………….15

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи агрессивности младших школьников и его статуса в классе…………………28

2.1.   Диагностика статуса детей в младшем школьном возрасте……..28

2.2. Определение уровня агрессивности у детей и характеристика взаимосвязи агрессивности младших школьников со статусом ребёнка в классе……………………………………………………………………………..33

Заключение………………………………………………………………...43

Список литературы……………………………………………………….45

Приложения……………………………………………………………….47

 

 

Введение

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей разного возраста.

Особенности межличностных отношений внутри школы, в частности отношения между учителями и учащимися и между самими учащимися внутри их микросоциума порождает систему различных деструктивных конфликтов – от прямых или косвенных угроз, до импульсивных агрессивных действий.

В последнее время тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре.

Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены.

Исследование агрессивности младших школьников также осуществлялось, это работы Е.И. Бережковой, А.С. Копового, Н.И. Коротченковой. Вместе с тем, наличие работ вышеуказанных авторов свидетельствует о том, что различные проявления агрессивности все же имеют место в этом возрасте.

Все это делает перспективным рассмотрение причин агрессивности у детей младшего школьного возраста. Каждый человек, начиная с момента рождения, попадает в различные социальные группы, которые обеспечивают ему определенный уровень комфортного существования. На протяжении всей жизни одни группы меняются, другие совсем исчезают, а на их месте появляются следующие. Быть принятым в группу, которая уважает и ценит тебя как человека, с которой тебя объединяет общность интересов и целей – поистине мечта каждого.

Для детей младшего школьного возраста учебный коллектив играет решающую роль в развитии их личности. Именно в этом возрасте происходят большие изменения в отношениях детей друг с другом. Способность ребенка реализовывать себя в этих отношениях определяет его место в учебном коллективе, которое, в свою очередь, накладывает отпечаток на дальнейшую реализацию в данных видах отношений. Неудовлетворенность своим положением в группе очень тяжело переживается детьми, что, конечно же, отражается на их эмоциональной и познавательной сферах. А также может быть причиной повышенной агрессивности младших школьников.

Изучению зависимости статуса от личностных и групповых характеристик посвящены исследования отечественных авторов: Е.А. Аркина, В.Беляева, А.С. Залужного.

И так можно сделать вывод, что актуальность данной работы обусловлена недостаточным исследованием взаимосвязи агрессивности детей младшего школьного возраста с их социометрическим статусом в учебном коллективе.

Тема исследования: «Взаимосвязь агрессивности младших школьников и статуса ребёнка».

Цель исследования: теоретически обосновать и проверить взаимосвязь агрессивности младшего школьника и статуса ребенка в коллективе.

Объект исследования: социальный статус ребенка в группе.

Предмет исследования: взаимосвязь агрессивности младших школьников и статуса ребенка.

Гипотеза исследования: младшие школьники с высоким уровнем агрессивности имеют низкий социальный статус.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:

1.Проанализировать состояние проблемы агрессивности.

2.Выявить особенности агрессивности  детей младшего школьного возраста и статус в школьном коллективе.

3. Провести диагностику социального статуса детей в младшем школьном возрасте и уровня агрессивности у детей.

4. Установить взаимосвязь агрессивности младших школьников со статусом ребёнка в классе.

Методологическую основу исследования составили:

- теории общения Б.Г. Ананьева, Я.Л. Коломинского;

- концепции социально-психологического взаимоотношения детей Я.Л. Коломинского и Т.А. Репиной;

- теории агрессивного поведения (И.П. Подласый, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, Т.П.Смирнова и др.)

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической методологической литературы; методы обработки и интерпретации данных (количественный и качественный анализ).

База экспериментально - практического исследования: МОУ СОШ № 131 г.Омска, в 1 классе, в количестве 26 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что была установлена взаимосвязь агрессивности младших школьников и статуса ребенка в школе.

Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений младших школьников

1.1. Межличностные отношения  и статус ребенка в начальной  школе

Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций членов группы относительно своих коллег, посредством которых люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе [15].

По определению психолога Р.И. Мокшанцева межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи людей. Межличностные отношения объективно проявляются в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. На содержательном уровне межличностные отношения - это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов, через которые или с помощью которых люди воспринимают и оценивают друг друга. Понятно, что указанные позиции (система установок и т.п.) опосредуются содержанием и целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата - межличностных отношений [11].

Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.

В отечественной психологии проблеме межличностных отношений уделяли внимания В.А. Балцевич, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Н.Г. Круглова, Б.Ф.Ломов и другие.

В.А. Балцевич определяет межличностные отношения, с одной стороны, как психологические особенности, степень интенсивности и направленность ценностных ориентаций, социальных стереотипов, нормативных предписаний, которые реализуются в условиях прямого контактного взаимодействия людей, а с другой - выступают в качестве платформы, которая формирует именно этот, а не какой-то иной характер и выраженность этих социально-психологических феноменов, эффектов межличностного восприятия и личностных диспозиций в конкретной группе и при этом в конкретных условиях совместной деятельности и общения. Другими словами, психологическая специфика межличностных отношений в любой человеческой общности выступает в качестве своеобразного последствия и функции таких показателей, как содержание, задачи и цели совместной деятельности и уровень социально-психологического развития данного сообщества [12].

В то же время особенности межличностных отношений одновременно являются решающим фактором, обусловливающим формирование и развитие как неповторимости социально-психологического климата в группе, так и траектории становления основных социально-психологических феноменов, характеризующих способы взаимодействия и взаимовлияния в ней [12].

Основные компоненты межличностных отношений:

1) симпатия - избирательная привлекательность. Вызывает когнитивный, эмоциональный, поведенческий отклик, эмоциональную привлекательность;

2) аттракция - привлечение, притяжение  одного человека к другому, процесс  предпочтения, взаимного притяжения, взаимной симпатии;

3) антипатия - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо;

4) эмпатия (сопереживание, отклик одной  личности на переживание другой). Эмпатия имеет несколько уровней. Первый включает в себя когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной;

5) совместимость (оптимальное сочетание  психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их совместной деятельности) - несовместимость;

6) сработанность (удовлетворение от  общения; согласованность действий) [11].

Эмоциональная составляющая межличностных отношений отражает 
тот факт, что сами эти отношения возникают и складываются под влиянием определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Понятно, что перечень таких чувств и эмоциональных проявлений безграничен, и все же их многообразие можно свести к трем большим группам:

1.  Чувства, сближающие, объединяющие  людей (конъюнктивные). В этом случае  каждая из сторон рассматривает  другую как желаемый объект,  в отношении  которого есть  готовность к сотрудничеству.                                                                                  

2. Чувства, разъединяющие людей (дизъюнктивные). Тогда каждая 
из сторон выступает как неприемлемая, нежелательная для другой стороны, и совместные действия, не говоря уже о сотрудничестве между такими  личностями,  становятся   практически  либо невозможны, либо неэффективны.

3.  Нейтральные чувства. Выражают  состояние неопределенности в  рамках межличностных отношений [12].

Формирование межличностных отношений происходит в процессе общения субъектов. Человек вступает в общение всегда как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. При общении происходит формирование представления о себе через представление о другом, причем каждый индивид «соотносит» себя с другим не абстрактно, а в рамках той социальной деятельности, в которую включено их взаимодействие. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы, установки. То есть межличностные отношения обязательно носят взаимный характер [7].

Важнейшими характеристиками межличностного взаимодействия общения являются предметность, эксплицированность, рефлексивная неоднозначность и ситуативность.

Предметность взаимодействия в данном случае предполагает наличие какого-либо объекта или задачи, по поводу которых и реализуется межличностный контакт.

Эксплицированности - возможность стороннего наблюдения. Внешняя регистрация процесса и результатов взаимодействия практически невозможна или возможна лишь в «отсроченном режиме» (например, опосредствованное взаимодействие, интимное взаимодействие и т. д.).

Рефлексивная неоднозначность как один из содержательных признаков межличностного взаимодействия выражается в том, что этот тип контактов в реальности может проявляться и как осознанный, и как неосознанный результат крайне сложно организованной совместной деятельности, ее распределения между участниками.

Ситуативность как неизменный признак межличностного взаимодействия отражает содержательную временно-пространственную конкретность осуществляемого контакта субъектов активности, позволяющую четко оценить продолжительность взаимодействия, его интенсивность, степень и характер его нормативности, ценностной насыщенности и т. д.

Изначально все межличностные отношения внутри школьной группы завязываются на основе учебной деятельности: возникает и взаимная требовательность и взаимопомощь.

Постепенно у школьников появляются интересы связанные с вне учебной жизнью класса. Однако вся эта сложная и содержательная жизнь школьного коллектива не может протекать организованно, если каждый член группы не будет подчиняться те требованиям, обычаям, традициям и правилам, которые созданы под руководством учителя и поддерживаются сформированным в коллективе общественным мнением [7].

Информация о работе Межличностные отношения младших школьников, определение уровня агрессивности