Межличностные отношения младших школьников, определение уровня агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и проверить взаимосвязь агрессивности младшего школьника и статуса ребенка в коллективе.
Объект исследования: социальный статус ребенка в группе.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:
1.Проанализировать состояние проблемы агрессивности.
2.Выявить особенности агрессивности детей младшего школьного возраста и статус в школьном коллективе.
3. Провести диагностику социального статуса детей в младшем школьном возрасте и уровня агрессивности у детей.
4. Установить взаимосвязь агрессивности младших школьников со статусом ребёнка в классе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений младших школьников………………………………………………………………………..6
1.1. Межличностные отношения и статус ребенка в начальной школе..6
1.2.Взаимосвязь агрессивности младших школьников и межличностных отношений со сверстниками…………………………………………………….15
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи агрессивности младших школьников и его статуса в классе…………………28
2.1. Диагностика статуса детей в младшем школьном возрасте……..28
2.2. Определение уровня агрессивности у детей и характеристика взаимосвязи агрессивности младших школьников со статусом ребёнка в классе……………………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………...43
Список литературы……………………………………………………….45
Приложения……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

 

Делая вывод, можно отметить следующее:

Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте имеет, прежде всего, защитный характер. В силу возраста дети плохо владеют социально приемлемыми способами выражения агрессии, присущей каждому индивиду. Вследствие чего используют прямой выход агрессии в виде агрессивного поведения. Пытаясь добиться желаемого, либо отстоять свою позицию, ребенок прибегает к агрессивному поведению, не имея возможности повлиять на субъектов взаимодействия иными способами (логические доводы, аргументы, переговоры). Детям с  высоким уровнем агрессивного поведения свойственно использование как физического воздействия на обидчиков, так и вербального (оскорбления, угрозы). Высокий уровень агрессивного поведения свидетельствует о том, что ребенок не способен распознавать свои негативные эмоции, объяснять их себе и вовремя отреагировать социально приемлемыми способами. Дети с высоким уровнем агрессивного поведения раздражительны, имеют в большинстве случаев пессимистический взгляд на мир, обидчивы. Оптимистический взгляд на мир присущ тем детям, которые отличаются низким уровнем агрессивного поведения. Дети с низким уровнем проявления агрессивного поведения физическому воздействию предпочитают использование предметной агрессии (на окружающих предметах).

Следующим этапом опытно-экспериментальной работы было установление взаимосвязи агрессивности младших школьников со статусом ребёнка в классе.

В целом было обследовано 26 человек по выявлению уровня агрессивности и статуса. Для изучения взаимосвязи между этими показателями был использован  метод корреляционного анализа Пирсона.

В общем виде формула для подсчета коэффициента корреляции такова:

 

Где: n - объем группы;

Х - результаты показателя агрессивности;

У - результаты уровня социометрического статуса;

ХУ - алгебраическая сумма результатов.

Для оценки силы связи корреляции применяется следующая шкала:

слабая - от 0,1 до 0,3;

умеренная - от 0,3 до 0,5;

заметная - от 0,5 до 0,7;

высокая - от 0,7 до 0,9;

весьма высокая (сильная) - от 0,9 до 1,0.

Если коэффициент корреляции по модулю оказывается близким к 1, то это соответствует высокому уровню связи между переменными. Большей величине одного признака (переменной) соответствует большая величина другого признака (другой переменной). Иными словами, если один показатель (переменная) увеличивается, то соответственно увеличивается и другой показатель (переменная). Такая зависимость носит название прямо пропорциональной зависимости.

Найдем сумму произведения х (∑ x):

Х =  0,31+0,36+0,16+0,3+0,32+0,38+0,3+0,37+0,45+0,38+0,26+0,62+0,21

+(-0,17)+0,58+(-0,15)+(-0,06)+0,31+0,43+0,53+0,3+0,31+0,34+0,24+0,2+0,22 =7,51

Найдем сумму произведения у (∑ у):

У = 93+86+74+97+85+72+98+69+87+74+66+70+78+76+68+69+

70+75+89+82+93+80+71+70+81+83 = 2056

Найдем сумму произведений ху (∑ xy):

∑ xy = 7,51 * 2056 = 15440,56

n * (∑ xy) = 26 * 15440,56 = 401454,56

∑ x² = 7,51 * 7,51 = 56,40

n * ∑ x² = 26 * (7,51 * 7,51) = 26 * 56,40 = 1466,4

∑ у² = 2056 * 2056 = 4227136

n * ∑ у² = 26 * (2056 * 2056) = 26 * 4227136 = 1,0990553

Подставим полученные значения в формулу:

r = = = =1

Исходя из полученных результатов, был получен коэффициент корреляции r=1, что свидетельствует о наличии весьма высокой (сильной) корреляционной связи между уровнем агрессивности и статуса ребенка.

Таким образом, взаимосвязь установлена.

На основе результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

В целом группа обладает низкой агрессивностью, больший процент школьников относится именно к этой категории.

Исследуя социометрический статус, мы видим, что статусное положение «Лидеры», маленький процент детей. Статусное положение «Предпочитаемые» занимает меньше половины детей класса. Статус «Принятые» имеет большое число детей. Статус «Изолированные» имеют три человека. Группа сплочена не полностью, имеет множество подгрупп, в основном эти подгруппы являются статусными.

         Устанавливая взаимосвязь, мы прослеживаем следующее:

Младшие школьники, имеющие высокую агрессивность, имеют низкий социометрический статус. Ребенок, испытывая негативное общее эмоциональное состояние, связанное с различными формами его включения в жизнь школы, не будет пользоваться популярностью среди сверстников.

Младшие школьники, имеющие средние показатели агрессивности имеют средний показатель по социометрическому статусу.

Младшие школьники, имеющие низкие показатели агрессивности имеют высокий показатель по социометрическому статусу.

Данные представлены в (табл.3).

 

ФИО

Группа выбора класса

Уровень агрессии

1

Бажуков Егор

Предпочитаемые

Низкий уровень

2

Барсукова Мария

Принятые

Низкий уровень

3

Беседина Анна

Изолированные

Низкий уровень

4

Горчакова Кристина

Принятые

Средний уровень

5

Дробот Даниил

Предпочитаемые

Средний уровень

6

Еремеева Елизаветта

Принятые

Высокий уровень

7

Жердев Николай

Лидер

Низкий уровень

8

Здерев Игорь

Принятые

Низкий уровень

9

Крапивин Влад

Принятые

Средний уровень

10

Кружелев Никита

Принятые

Средний уровень

11

Крылов Сергей

Принятые

Средний уровень

12

Кудрявцев Анатолий

Предпочитаемые

Низкий уровень

13

Лобунец Виктория

Лидер

Средний уровень

14

Орлов Александр

Предпочитаемые

Низкий уровень

15

Плиско Дарья

Принятые

Средний уровень

16

Подуфалова Варвара

Предпочитаемые

Средний уровень

17

Потапова Полина

Принятые

Высокий уровень

18

Привалов Дмитрий

Принятые

Средний уровень

19

Раскатова Арина

Принятые

Средний уровень

20

Рябошапко Алиса

Принятые

Средний уровень

21

Седунова Полина

Принятые

Низкий уровень

22

Семенова Дарья

Изолированные

Средний уровень

23

Сорокина Виолетта

Принятые

Высокий уровень

24

Титов Анатолий

Изолированные

Высокий уровень

25

Шелест Маргаритта

Принятые

Высокий уровень

26

Шмидт Алиса

Принятые

Низкий уровень



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Заключение

В проведенном теоретическом исследовании по теме «Взаимосвязь агрессивности младших школьников и статуса ребенка» были выявлены следующие положения:

Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи людей. Межличностные отношения объективно проявляются в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. К феноменам межличностных отношений относятся: симпатия, аттракция, эмпатия, совместимость, сработанность.

Социометрический статус - это положение личности в системе межличностных отношений и определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса.

Статус младшего школьника может быть представлен как процесс, элементами которого являются обучение, воспитание и развитие (становление) личности. Эффективность данного процесса зависит от активности его подсистем: деятельности педагога, родителей, самого ученика. На определенном этапе взаимодействия системы ученик-учитель, ученик-родитель переходят на новую фазу развития - самоуправление, самовоспитание, саморазвитие. Статус младшего школьника тесно связан с самооценкой личности, рефлексией и формированием самоуправления личности.

В межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями данного класса. Статус школьника в коллективе оказывает влияние на развитие его личностных качеств, формирование характера, часто является причиной определенных форм поведения.

Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

Для повышения статуса в школьном коллективе дети младшего школьного возраста зачастую прибегают к агрессивному поведению со сверстниками.

Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено опытно-экспериментальное исследование.

Цель опытно-экспериментального исследования: установление взаимосвязи агрессивности детей младшего школьного возраста и статуса ребенка в школе.

На первом этапе была проведена диагностика социометрического статуса младших школьников с помощью методики Дж.Морено. Вторым этапом опытно-экспериментальной работы было определение уровня агрессивности младших школьников. Для диагностики агрессивности младших школьников использовались следующие методики: опросник Басса-Дарки , а также тест  «Узнай себя» И.П.Подласый.

Следующим этапом опытно-экспериментальной работы было установление взаимосвязи агрессивности младших школьников со статусом ребёнка в классе.

В целом было обследовано 26 человек по выявлению уровня агрессивности и статуса. Для изучения взаимосвязи между этими показателями мы использовали метод корреляционного анализа Пирсона.

Исходя из полученных результатов, был получен коэффициент корреляции r=1, что свидетельствует о наличии весьма высокой (сильной) корреляционной связи между уровнем агрессивности и статуса ребенка.

Таким образом, гипотеза доказана, задачи исследования решены, цель достигнута.

 

 

 

         

 

Список литературы

  1. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности [Текст] / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. – 2000. - № 6. - С.112 - 123.
  2. Бендер, П.У. Лидерство изнутри [Текст] / П.У. Бендер, Л. Хеллман. – М.: Просвещение, 2005. – 304 с.
  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1968. – 296 с.
  4. Венгер, Л.А. Психология: учеб.пособие для учащихся пед. училищ по специальностям «Дошк. Воспитание» и «Воспитание в дошк. учреждениях» [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988 – 336 с.
  5. Выготский, Л.С.  Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991 – 480 с.
  6. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте [Текст] // Вопросы психологии. – 2000. - № 2. - С. 53.
  7. Дубровина, И.В. Психология [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1999. – 464 с.
  8. Ениколопов, С.Н.  Понятие агрессии в современной психологии [Текст] / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-72.
  9. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / А.Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
  10. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов [Текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2003 – 312 с.
  11. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед.Училищ [Текст] / В.А. Крутецкий. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
  12. Немов, Р.С. Психология: учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. [Текст] / Р.С. Немов.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1. Общие основы психологии – 688 с.
  13. Осницкий, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся [Текст]  / А.К. Осницкий // Вопросы психологии – 1994. -  №3. - С. 61-68.
  14. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под ред. А.А. Реана. - СПб: Питер, 2002. – 544 с.
  15. Психология. Словарь [Текст] / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
  16. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология. [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 1999. – 228 с.
  17. Романов, А. А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. [Текст] / А.А. Романов. - М.: «ПлэЙТ», 2004. - 48 с.
  18. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [текст] / И.А. Фурманов. - Минск: ООО «ФУА информ», 1996. - 192 с.

 

Приложение 1

Список класса

    1. Бажуков Егор
    2. Барсукова Мария
    3. Беседина Анна
    4. Горчакова Кристина
    5. Дробот Даниил
    6. Еремеева Елизаветта
    7. Жрдев Николай
    8. Здеев Игорь
    9. Крапивин Влад
    10. Кружелев Никита
    11. Крылов Сергей
    12. Кудрявцев Анатолий
    13. Лобунец Виктория
    14. Орлов Александр
    15. Плиско Дарья
    16. Подуфалова Варвара
    17.   Потапова Полина
    18.   Привалов Дмитрий
    19. Раскатова Арина
    20. Рябошапко Алиса
    21. Седунова Полина
    22. Семенова Дарья
    23. Сорокина Виолетта
    24. Титов Анатолий
    25. Шелест Маргаритта
    26. Шмидт Алиса                                                                                             

                                                                                                         

 Приложение 2

Методика И.П.Подласый «Узнай себя»

Говорят, что ты:

  1. Нарушаешь школьныеправила.                     да   нет
  2. Любишь смеяться над другими.                    да   нет
  3. Можешь ударить товарища.                          да   нет  
  4. Любишь драться.                                            да   нет
  5. Ругаешься плохими словами.                        да   нет
  6. Не имеешь друзей.                                          да   нет
  7. Можешь сломать дерево.                               да   нет
  8. Обзываешь детей.                                           да   нет
  9. Бьёшь свою кошку.                                         да   нет
  10. Говоришь одно, а делаешь другое.              да   нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Методика Басса–Дарки

1. Во время спора я часто  повышаю голос.

2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что  о нем думаю.

Информация о работе Межличностные отношения младших школьников, определение уровня агрессивности