Межличностные отношения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений младших школьников со сложной структурой дефекта.
Задачи:
1) провести анализ литературы по проблеме исследования;
2) провести экспериментальное исследование особенностей межличностных отношений у младших школьников со сложной структурой дефекта;
3) разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию межличностных отношений младших школьников со сложной структурой дефекта.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
Глава I Теоретическое исследование проблемы межличностных отношений младших школьников со сложной структурой дефекта
1.1. Межличностные отношения как психологическая категория…………..
1.2 Особенности межличностных отношений младших школьников со сложной структурой дефекта ……………………………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………………………
Глава II Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений младших школьников со сложной структурой дефекта
2.1 Организация и методы эксперимента………………………………………
2.2 Анализ и интерпретация результатов эксперимента……………………..
2.3 Разработка психолого-педагогических рекомендаций по развитию межличностных отношений детей …………………………………………….
Выводы по второй главе…………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 77.17 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..

Глава I Теоретическое исследование проблемы межличностных отношений младших школьников со сложной структурой дефекта

1.1. Межличностные отношения как психологическая категория…………..

1.2 Особенности межличностных отношений  младших школьников со сложной структурой дефекта ……………………………………………………

Выводы по первой главе…………………………………………………………

Глава II Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений младших школьников со сложной структурой дефекта

2.1 Организация и методы эксперимента………………………………………

2.2 Анализ и интерпретация результатов  эксперимента……………………..

2.3 Разработка психолого-педагогических  рекомендаций по развитию межличностных  отношений детей …………………………………………….

Выводы по второй главе…………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………………….

Приложение………………………………………………………………………..

 

Введение 

 

Воспитание адекватного и гибкого  взаимодействия и поведения в  обществе, способности к продуктивным межличностным отношениям, эмпатии и рефлексии, освоение социальных ролей, социально-эмоциональное развитие является важнейшей задачей современного общего и специального образования.

Формирование личности детей происходит в условиях взаимодействия их с окружающей средой, которая оказывает на них  воспитывающее воздействие. В процессе жизни и деятельности в коллективе происходит постоянное взаимовлияние  воспитанников друг на друга, в ходе которого формируются их оценка и  самооценка, взгляды на события окружающей жизни.

Процессы формирования межличностных  отношений у детей с нарушениями  слуха изучали Т. Г. Богданова, Э. А. Вийтар, Ю. А. Герасименко, Г. А. Карпова, М. М. Нудельман, В. Г. Петрова, И. Л. Соловьева, М. Е. Хватцев, И. В. Цукерман, С. Н. Шабалина. Однако, ни один из указанных авторов не исследовал данные отношения у слабослышащих детей с нарушениями интеллекта.

 С 80-х годов  в школах I и II вида стали организовываться  вспомогательные классы для детей  с интеллектуальными нарушениями.  В связи с своеобразием психического и интеллектуального развития детей с комплексным дефектом, характер и способность к позитивным межличностным отношениям отличаются у них от глухих и слабослышащих детей с сохранным интеллектом, поэтому задача социализации, а значит и формирование социально зрелых межличностных отношений становится более значимой.

Актуальность исследования: благоприятное развитие личности и успешность социализации неслышащего ребенка во многом обеспечивается уровнем сформированности социальных навыков, среди которых важнейшими являются умения устанавливать межличностные отношения.

Известно, что процесс социализации неслышащего индивида протекает в депривационных условиях, таких как сенсорная, коммуникативная, эмоциональная, информационная, социальная и семейная депривации.

Своеобразие протекания процесса социализации отрицательно сказывается на формировании коммуникативной компетентности неслышащего индивида, в том числе на характере межличностных отношений. Нарушение слуха - социальный дефект, он сужает межличностные контакты и с глухими сверстниками и со слышащим социумом, что в свою очередь ведет к обеднению опыта общения, замедленному формированию социально зрелых межличностных отношений; примитивности и замедленному темпу формирования социальной перцепции и рефлексии.

Объект исследования: коммуникативная сфера.

Предмет исследования: межличностные отношения младших школьников со сложной структурой дефекта

Гипотезой данного исследования является предположение о том, что у детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми.

Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений младших школьников со сложной структурой дефекта.

Задачи:

1)  провести анализ литературы по проблеме исследования;

2) провести экспериментальное исследование особенностей межличностных отношений у младших школьников со сложной структурой дефекта;

3)  разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию межличностных отношений младших школьников со сложной структурой дефекта.

Методы исследования:

1)  теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2)   эмпирические методы: изучение психолого-педагогической и медицинской документации детей, наблюдение, психодиагностика;

3)   количественный и качественный анализ результатов исследования.

    База исследования: Государственное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1» города Оренбурга.

    Время исследования: 18.02.13г. – 16.03.13г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

    1. Понятие межличностных отношений как психологической категории.

 

Проблематика межличностных отношений  в малой группе – одна из наиболее разработанных в социальной психологии. Существуют определенные концепции, характеризующие этот вопрос.

А.В. Петровский [31. стр. 52] предлагает концепцию межличностных отношений, в которой данные отношения моделируются в форме трехслойной сферы: эмоциональные  отношения, основанные на симпатиях  и антипатиях членов коллектива; ценности и нормы, принятые членами группы как второй слой; и глубинные образования  малой группы, характеризующиеся  совместной деятельностью и общими целями.

Н.Н. Обозов [25. стр. 26] считает, что межличностные  отношения – это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия.

Расширенное понимание системы  межличностных отношений мы находим  у В.Б. Ольшанского [27. стр.196], который  включает в эту системы социально-перцептивные процессы и аттракцию, и процессы взаимовлияния людей и ролевые  отношения. В.Б. Ольшанский различает  в межличностных отношениях инструментальные, функциональные отношения и экспрессивные, эмоциональные.

Я.Л. Коломинский [11. стр. 26] включает в систему межличностных отношений в малой группе как личные, так и деловые, Т.Е. Конникова добавляет к этим двум компонентам еще и третий – выделяя подсистему гуманистических отношений. При этом личностные отношения понимаются здесь как складывающиеся в группе стихийно, а гуманистические отражают результат взаимодействия первых двух компонентов системы.

Таким образом, межличностные отношения  – важный компонент психологии групп, характеризующий их и оказывающий  многогранное влияние на их деятельность и на входящих в них людей. На основе рассмотренных выше точек зрения дадим обобщенное определение понятию межличностных отношений.

Межличностные отношения людей  – это субъективные связи, возникающие  в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.

Межличностные отношения возникают  и складываются прежде всего на основе чувств, эмоционально-личностных отношений друг к другу.

Поэтому межличностные отношения  представляют собой систему избирательных  связей, устанавливающихся между  людьми в форме чувств, суждения и обращения друг к другу.

В структуре взаимоотношений выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Ведущую роль в регулировании взаимоотношений  играет поведенческий компонент. Он включает невербальные средства общения  и действия, выражающие отношения  данного человека к другим людям, к группе в целом.

Широкий диапазон явлений, охватываемых межличностными отношениями, представлен  Н.Н. Обозовым [24. стр. 34] в трех основных группах:

восприятие и понимание людьми друг друга;

межличностная привлекательность;

взаимовлияние и поведение (в частности, ролевое).

Основным критерием оценки межличностных  отношений является состояние удовлетворенности-неудовлетворенности  группы и ее членов. Важнейшую роль в этом играют симпатии – антипатии, привлекательность – непривлекательность. Первые проявляются только на эмоциональном  уровне, а вторые включают момент притяжения – отталкивания.

Взаимное притяжение людей –  субъективно переживаемая реальная или желаемая взаимная зависимость  субъектов. Притяжение не обязательно  сопровождается состоянием удовлетворения. Привлекательность может быть однонаправленной или двунаправленной. Межличностная привлекательность является двунаправленной. Она предполагает взаимность привлекательности и ее проявления при контактах.

Межличностная привлекательность  во многом зависит от явления, получившего  название совместимость – несовместимость  людей, которое сказывается на взаимоотношениях. При несовместимости возникают  негативные взаимоотношения и острые конфликты. На взаимоотношениях сказывается  и срабатываемость людей в процессе совместной деятельности, сопровождающейся повышением удовлетворенности друг другом.

Социально-психологический климат – показатель целостной удовлетворенности-неудовлетворенности  всей группы от совместной жизни, деятельности, взаимоотношений, общения и взаимодействия.

Взаимоотношения динамичны, они возникают, меняются и развиваются. В их динамике выделяются три этапа.

Первый этап – возникновение  взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обуславливает и характер взаимоотношений между ними.

Процесс межличностного восприятия и  понимания включает каузальную атрибуцию  и аттитюды. Аттитюды – это устойчивые установки людей в отношении  друг друга. Воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного человека связей. При сходстве или взаимодополнительности отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качества, психологической несовместимости – отрицательные установки.

А.А. Бодалев [4. стр. 115] отмечает компоненты межличностного восприятия.

Эмпатия – способ психологического анализа, позволяющий проникнуть вчувствоваться в эмоциональные состояния воспринимаемых лиц. Считается, что женщины более эмпатичны, чем мужчины.

Рефлексия – способ мысленной оценки человеком своей позиции и  позиции другого человека, хода его  мыслей, его ближайших и перспективных  планов. Полнота представлений человека о самом себе в значительной степени  определяется богатством его представлений  о других людях, широтой и разнообразием  его социальных контактов.

Аттракция – особая форма познания другого человека, которая основана на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Партнер по общению понимается лучше, если воспринимающий испытывает к нему симпатию, дружеское отношение.

Как правило, процесс оценки другого  человека начинается с первого впечатления, которое в своей основе представляет собой общее восприятие. Последующий  процесс восприятия принимает специфический  характер, в частности, воспринимаются детали объекта. Таким образом, первое впечатление обычно протекает на чувственном уровне. Естественно, первое впечатление таит в себе возможность  ошибок, связанных с рядом факторов. Источниками таких ошибок являются: стереотипизация, мнение других, проекция, атрибуция, вера в «первый взгляд», психическое состояние наблюдателя, защитные механизмы и т.п.

Стереотипизация – способы познания на основе переноса выявленных в практике субъекта типичных способов поведения, типичных свойств той или иной личности на конкретную ситуацию деятельности и общения. Любой социальный стереотип – это в известной мере порождение и принадлежность группы людей. Отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к той или иной группе. Разные социальные группы взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические, профессиональные, ролевые, половые, возрастные, статусные стереотипы.

Мнение других людей. Нередко даже самого общего и отрывочного мнения об интересующем нас объекте достаточно, чтобы оно подействовало на оценку этого лица. Воспринимающий при встрече старается подсознательно уложить поведение объекта в рамки чужого, возможно, не совсем объективного мнения.

Каузальная атрибуция – это  субъективное объяснение причин и мотивов  поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств. Известно, что у каждого человека есть свои схемы причинности, т.е. привычные  способы объяснения чужого поведения. Так, люди с личностной атрибуцией в  любой ситуации склонны находить виновника случившегося, малообоснованно  приписывая причину произошедшего  конкретному человеку. В случае тяготения  к обстоятельной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не ища конкретного виновника. Наконец, при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом пострадавшем.

Информация о работе Межличностные отношения младших школьников