Межличностный конфликт и способы его разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

В основе любого межличностного конфликта лежит сложившаяся еще до его начала конфликтная ситуация. Здесь налицо и участники возможного в дальнейшем межличностного столкновения, и предмет их разногласий. Во многих исследованиях, посвященных проблематике межличностного конфликта, показано, что конфликтная ситуация предполагает направленность ее участников на достижение не общей, а индивидуальных целей. Это и обусловливает возможность возникновения межличностного конфликта, но еще не предопределяет его обязательность.

Содержание работы

Введение
3
1 Понятие и причины межличностного конфликта
5
1.1.Понятие межличностного конфликта и его особенности
5
1.2. Причины межличностного конфликта
11
2 Разрешение и управление межличностным конфликтом
16
2.1. Способы разрешения межличностного конфликта
16
2.2 Управление конфликтом
25
Заключение
30
Глоссарий
34
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Гурова.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

2.1.          Стратегия партнерства ориентируется на учет интересов и потребностей партнера, для чего используются точки соприкосновения взглядов и мнений;

2.2.          Стратегия напора характеризуется реализацией собственных интересов и целей, для чего используются навязывание своего мнения, эгоистичность.

Избежать конфликта  можно избегая непосредственных контактов с конфликтными людьми, с тем, кто Вас чем-то раздражает, теми, кого раздражаете Вы. Существуют различные типы так называемых трудных  людей, общение с которыми чревато возникновением конфликтов. Вот некоторые из этих типов: агрессивисты — задирают других и раздражаются сами, если их не слушают; жалобщики — всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для решения проблемы; молчуны — спокойные и немногословные, но узнать о чем они думают и чего хотят весьма сложно; сверхпокладистые — со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у таких людей расходятся с делом; вечные пессимисты — всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится; всезнайки — считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство; нерешительные — медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться; максималисты — хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости; 9) скрытые — затаивают обиды и неожиданно набрасываются на оппонента; невинные лгуны — вводят других в заблуждение ложью и обманом; ложные альтруисты — якобы делают добро, но «носят камень за пазухой».

Внезапно возникший  конфликт можно постараться избежать. Если избежать не удаётся, его надо спокойно встречать и стремиться разрешить к удовлетворению всех конфликтующих сторон.

К разрешению конфликтной ситуации надо подготовиться. Определите свою цель. Что вы хотите? Если вы разрешаете конфликт путём переговоров, выберите время и место, удобное для обеих сторон.

Для правильного управления межличностным конфликтом важно  не только помнить о своей позиции  и понимать позицию другой стороны, но и осознавать состояние поля в  целом.

Спокойно заявите о  своих интересах, спросите вашего противника, хочет ли он работать над разрешением конфликта. Если не хочет, то как он видит решение проблемы. Предлагайте разные варианты. Если они не принимаются, работайте над конфликтом самостоятельно.

Если противник готов  к урегулированию конфликта, осознайте своё состояние: что вы сейчас чувствуете и чью сторону в этот момент принимаете — свою или партнёра-противника.

Ищите понимание, а не победу. Спокойно обсудите причины, вызвавшие конфликт. Разберитесь, что привело к конфликту: действия другой стороны или ваше непонимание ситуации. Предполагайте лучшее, не обвиняйте, пока не выясните, что другой имел ввиду. Задавайте правильные и тактичные вопросы.

Отстаивайте свою позицию, но не давите на партнёра. Не требуйте, чтобы он изменился. Давление ограничивает возможности обеих сторон и не способствует разрешению конфликта.

Следите за тем, что говорите:

  • Употребляйте слова, которые „поднимают“ человека, а не „опускают“ его.
  • Спросите себя, правда ли то, что вы сейчас говорите, не преувеличиваете ли вы?
  • Не используйте слова „всегда“ и „никогда“.
  • Будьте правдивы и делайте это с добром.
  • Иногда бывает лучше и промолчать.

Нападайте на проблему, а не на человека.

  • Говорите о конкретных вещах, не обобщайте.
  • Решайте главные вопросы, не цепляйтесь за мелочи.
  • Не говорите о нём, говорите о себе. Вместо „ты врёшь“ скажите: „у меня другая информация“.
  • Расслабьтесь и ничего не бойтесь. Помните о духе поля, если вы не будете ему мешать, конфликт разрешится наилучшим способом.
  • Осознавайте свои ощущения и выражайте их. Будьте искренни с собой и партнёром. Делитесь своими чувствами правильно. Это поможет партнёру лучше понять вас. Позволяйте и партнёру свободно выражать свои эмоции. Разберитесь в своих чувствах: определите, какие эмоции вы можете выразить и какие подавляете. Почему? Сообщение о своих переживаниях — это один из путей отстаивания своей позиции.
  • Управляйте своими эмоциями, не подавляйте их, но и не позволяйте им управлять вами. Выражая их, осознавайте пространство вокруг вас. Выразив эмоцию, спокойно дайте ей уйти. Не цепляйтесь за свой страх, обиду или боль. Если после полного и искреннего выражения своих эмоций, вы почувствуете себя неловко, можно отступить. Уступка не означает поражения, а даёт возможность продолжить диалог. Гибкое и творческое отношение к ситуации — одно из условий управления конфликтом.
  • Учитесь чувствовать состояние другого, общую „атмосферу“ конфликта. Помните, что вы находитесь в общем поле, где каждый участник играет свою роль в общем процессе. Будьте открыты к возможностям, которые могут появиться в процессе урегулирования конфликта.
  • Осознав стихание эмоций или потерю интереса к конфликту, признайтесь в этом. Выйдите из своей роли и буквально смените позицию – перейдите на другое место, посмотрите со стороны на конфликт, на себя и партнёра. 
    Что нового вы узнали о себе и создавшейся ситуации? Возможно, вам откроются новые варианты взаимоотношений.
  • Если вы сейчас захотите помочь партнёру, вернитесь в конфликт и займите его позицию. Делайте это искренне, спросите, чем можете ему помочь. Понаблюдайте за ним, постарайтесь почувствовать, что он испытывает сейчас. Помогите ему выразить свои чувства.
  • Если конфликт стихает, выходите из него. Простите себя и своего противника. Прощение освобождает, восстанавливает взаимоотношения, устраняет отрицательные эмоции. Найдите слова, правильно отражающие ситуацию, не унижающие вас и вашего партнёра. Если человек скажет: „нет“, — это не ваша проблема. Вы делаете то, что правильно для вас.
  • Если совместные усилия не привели к разрешению конфликта, попробуйте решить проблему самостоятельно. Для этого представьте стороны конфликта как внутренние части своего „я“ и проработайте его.
  • Чтобы стать мастером управления конфликтами, необходимо развивать в себе восприимчивость. Это даёт возможность чувствовать намерения партнёра (противника), позволяя вести более конструктивный диалог. Для развития восприимчивости учитесь жить настоящим моментом — „здесь и теперь“. В настоящем человек уравновешен и открыт для нового, способен гибко реагировать на меняющуюся ситуацию.
  • Управление конфликтом доступно тому, кто умеет управлять собой. Научиться этому можно только через личный опыт, в процессе внутреннего роста.
  • Для подготовки к урегулированию межличностного конфликта можно воспользоваться помощью друга. Опишите ему как можно объективнее сложившуюся ситуацию. Попросите его сыграть роль вашего противника. Используйте то, что прочитали выше.

Заключение

Строгого определения  межличностного конфликта не существует. Тем не менее, можно назвать отличительные  особенности межличностного конфликта:

1.  противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2.  Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных

3.  межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей

4. отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

5.  затрагивают интересы окружения.

Межличностные конфликты  – это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Они характеризуются  теми же признаками, что и любые конфликты: наличие значимых для сторон противоречий; необходимость их разрешения для нормализации отношений сторон и их эффективного взаимодействия; действия сторон, направленные на преодоление возникших противоречий, реализацию собственных интересов и т. д.

Таким образом, межличностный конфликт – это ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

В описании межличностных  конфликтов существуют различные подходы, однако большинство исследователей сходится во мнении, что они имеют объективные причины, субъективное проявление, многообразные проявления, конкретные факторы, высокий эмоциональный накал;

Межличностные конфликты  проявляются во всех сферах жизни (коллектив, общество, семья) и поддаются управлению, которое сводится к изучению причин и факторов, воздействию на сферу конфликтных взаимоотношений, выбор стратегии и способа поведения. 

Межличностный   конфликт  может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом; как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

Естественно, что в  жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств.

Негативные последствия  страха, враждебности и чувства опасности  распространяются и на другие ситуации, участником которых становится данный субъект. Таким образом, возникает нечто вроде цепной реакции, которая охватывает все более широкие области межличностных отношений. Например, человек, воспитанный в атмосфере страха и опасности, сам впоследствии может стать источником этой атмосферы, воспитывая своих детей или руководя подчиненными. При этом он действует не вполне осознанно, не руководствуясь так называемым злым умыслом. Он всего лишь воспроизводит некоторый стереотип межличностных контактов, который когда-то в прошлом был закреплен в нем как часть его личности.

Таким образом, можно  сделать вывод, что каждый человек  обладает личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые  с неизбежностью влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому  общение в форме столкновений является результатом индивидуальных различий между людьми и возникают тогда, когда поступки участников одной ситуации имеют антагонистическую направленность. Именно сейчас, когда рабочий и служащий не уверены, что получат зарплату; военнослужащий, что не будет уволен по сокращению штатов; выпускник ВУЗа, что найдёт работу по специальности; когда вызывает определённые трудности покупка товаров; когда человек сталкивается очень часто с раздражительностью, гневом, грубостью и недоброжелательностью и велика вероятность психических и сердечно-сосудистых заболеваний, как никогда большое значение приобретает умение терпимо относиться к окружающим. Без этого умения сейчас невозможно прожить, решить поставленные временем перед нами задачи, добиться успеха в любой деятельности. И это умение необходимо развивать, прежде всего, в самом себе, ибо мир - это отражение нас самих…



 



 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Антипатия
чувство неприязни, нерасположения, проявляющиеся  в межличностных илимежгрупповых  отношениях

2

Инцидент

это практические (конфликтные) действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. Инцидент обычно возникает после резкого обострения противоречия и провоцирует столкновение участников конфликта

3

Конфликтная ситуация

это ситуация скрытого или открытого  противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и  способы  решения личностно значимой проблемы

4

Конфликтный человек

это человек, который чаще других создает  и вовлекает других в конфликтные  ситуации и конфликты

5

Межличностные отношения
система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга

6

Объект конфликта

это предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни  конфликтную ситуацию и конфликт

7

Оппонент

это участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или  по сравнению с вашими

8

Проблема

это сложный вопрос, задача, требующие  разрешения, исследования

9

Сильный оппонент

это оппонент, который имеет более  высокий уровень знаний, умений, способностей и личностных качеств  в сравнении с другими участниками  конфликтной ситуации

10

Социальные отношения
отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени

 

Список использованных источников

1

Андреева Г. М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 2000.-376 с.

2

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с.

3

Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

4

Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров  Д.К. Конфликтология. - М.: Инфра-М, 2000. - 224 с.

5

Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.:Изд-во “Питер”, 2000. -464 с.

6

Джини Грехем Скотт Конфликты. Пути их разрешения. Киев, Внешторгиздат, 1991. - 192 с.

7

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений  в малых группах. - Минск, 1976. - 350 с.

8

Кох И.А. Конфликты и их регулирование. - Екатеринбург, 1997. - 48 с.

9

Леонов Н.И. Основы конфликтологии. - Ижевск. Изд-во УдГУ., 2000. - 122 с.

10

Руденский Е.В. Социальная психология. М.: Инфра - М., 1999. - 224 с.

11

Социально-психологический климат коллектива. - М.: Наука, 1979.-176 с.


Приложения

А

Б

В

Г

Д


1 ( Дарвин Ч. Полн.собр.соч. -Т.11. Кн.1.-М.-Л., 1927. С.154.

2 Дэна Д. Преодоление разногласий. – СПб.: ЛЕНАТО, 1994, – С. 30 – 35.




Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения