Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:14, курсовая работа
В основе любого межличностного конфликта лежит сложившаяся еще до его начала конфликтная ситуация. Здесь налицо и участники возможного в дальнейшем межличностного столкновения, и предмет их разногласий. Во многих исследованиях, посвященных проблематике межличностного конфликта, показано, что конфликтная ситуация предполагает направленность ее участников на достижение не общей, а индивидуальных целей. Это и обусловливает возможность возникновения межличностного конфликта, но еще не предопределяет его обязательность.
Введение
3
1 Понятие и причины межличностного конфликта
5
1.1.Понятие межличностного конфликта и его особенности
5
1.2. Причины межличностного конфликта
11
2 Разрешение и управление межличностным конфликтом
16
2.1. Способы разрешения межличностного конфликта
16
2.2 Управление конфликтом
25
Заключение
30
Глоссарий
34
Список использованных источников
2.1. Стратегия партнерства ориентируется на учет интересов и потребностей партнера, для чего используются точки соприкосновения взглядов и мнений;
2.2. Стратегия напора характеризуется реализацией собственных интересов и целей, для чего используются навязывание своего мнения, эгоистичность.
Избежать конфликта можно избегая непосредственных контактов с конфликтными людьми, с тем, кто Вас чем-то раздражает, теми, кого раздражаете Вы. Существуют различные типы так называемых трудных людей, общение с которыми чревато возникновением конфликтов. Вот некоторые из этих типов: агрессивисты — задирают других и раздражаются сами, если их не слушают; жалобщики — всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для решения проблемы; молчуны — спокойные и немногословные, но узнать о чем они думают и чего хотят весьма сложно; сверхпокладистые — со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у таких людей расходятся с делом; вечные пессимисты — всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится; всезнайки — считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство; нерешительные — медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться; максималисты — хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости; 9) скрытые — затаивают обиды и неожиданно набрасываются на оппонента; невинные лгуны — вводят других в заблуждение ложью и обманом; ложные альтруисты — якобы делают добро, но «носят камень за пазухой».
Внезапно возникший конфликт можно постараться избежать. Если избежать не удаётся, его надо спокойно встречать и стремиться разрешить к удовлетворению всех конфликтующих сторон.
К разрешению конфликтной ситуации надо подготовиться. Определите свою цель. Что вы хотите? Если вы разрешаете конфликт путём переговоров, выберите время и место, удобное для обеих сторон.
Для правильного управления межличностным конфликтом важно не только помнить о своей позиции и понимать позицию другой стороны, но и осознавать состояние поля в целом.
Спокойно заявите о своих интересах, спросите вашего противника, хочет ли он работать над разрешением конфликта. Если не хочет, то как он видит решение проблемы. Предлагайте разные варианты. Если они не принимаются, работайте над конфликтом самостоятельно.
Если противник готов к урегулированию конфликта, осознайте своё состояние: что вы сейчас чувствуете и чью сторону в этот момент принимаете — свою или партнёра-противника.
Ищите понимание, а не победу. Спокойно обсудите причины, вызвавшие конфликт. Разберитесь, что привело к конфликту: действия другой стороны или ваше непонимание ситуации. Предполагайте лучшее, не обвиняйте, пока не выясните, что другой имел ввиду. Задавайте правильные и тактичные вопросы.
Отстаивайте свою позицию, но не давите на партнёра. Не требуйте, чтобы он изменился. Давление ограничивает возможности обеих сторон и не способствует разрешению конфликта.
Следите за тем, что говорите:
Нападайте на проблему, а не на человека.
Строгого определения межличностного конфликта не существует. Тем не менее, можно назвать отличительные особенности межличностного конфликта:
1. противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных
3. межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей
4. отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами
5. затрагивают интересы окружения.
Межличностные конфликты – это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Они характеризуются теми же признаками, что и любые конфликты: наличие значимых для сторон противоречий; необходимость их разрешения для нормализации отношений сторон и их эффективного взаимодействия; действия сторон, направленные на преодоление возникших противоречий, реализацию собственных интересов и т. д.
Таким образом, межличностный конфликт – это ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.
В описании межличностных конфликтов существуют различные подходы, однако большинство исследователей сходится во мнении, что они имеют объективные причины, субъективное проявление, многообразные проявления, конкретные факторы, высокий эмоциональный накал;
Межличностные конфликты проявляются во всех сферах жизни (коллектив, общество, семья) и поддаются управлению, которое сводится к изучению причин и факторов, воздействию на сферу конфликтных взаимоотношений, выбор стратегии и способа поведения.
Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом; как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
|
|
|
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Антипатия |
чувство неприязни, нерасположения, проявляющиеся
в межличностных |
2 |
Инцидент |
это практические (конфликтные) действия
участников (сторон) конфликтной ситуации,
которые характеризуются |
3 |
Конфликтная ситуация |
это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы |
4 |
Конфликтный человек |
это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты |
5 |
Межличностные отношения |
система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга |
6 |
Объект конфликта |
это предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт |
7 |
Оппонент |
это участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими |
8 |
Проблема |
это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования |
9 |
Сильный оппонент |
это оппонент, который имеет более
высокий уровень знаний, умений,
способностей и личностных качеств
в сравнении с другими |
10 |
Социальные отношения |
отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени |
1 |
Андреева Г. М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 2000.-376 с. |
2 |
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с. |
3 |
Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. - 272 с. |
4 |
Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. - М.: Инфра-М, 2000. - 224 с. |
5 |
Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.:Изд-во “Питер”, 2000. -464 с. |
6 |
Джини Грехем Скотт Конфликты. Пути их разрешения. Киев, Внешторгиздат, 1991. - 192 с. |
7 |
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976. - 350 с. |
8 |
Кох И.А. Конфликты и их регулирование. - Екатеринбург, 1997. - 48 с. |
9 |
Леонов Н.И. Основы конфликтологии. - Ижевск. Изд-во УдГУ., 2000. - 122 с. |
10 |
Руденский Е.В. Социальная психология. М.: Инфра - М., 1999. - 224 с. |
11 |
Социально-психологический |
А |
|
Б |
|
В |
|
Г |
|
Д |
|
1 ( Дарвин Ч. Полн.собр.соч. -Т.11. Кн.1.-М.-Л., 1927. С.154.
2 Дэна Д. Преодоление разногласий. – СПб.: ЛЕНАТО, 1994, – С. 30 – 35.
Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения