Межличностный конфликт и способы его разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы межличностных конфликтов повлияла на выбор темы курсовой работы: «Межличностный конфликт и способы его разрешения» и определила научный аппарат исследования:
Объект исследования: межличностные конфликты.
Предмет исследования: особенности межличностных конфликтов, их виды, функции и способы регуляции.
Целью и главной задачей работы является исследование и подробное изучение особенностей межличностных конфликтов и способов их регуляции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Понятие межличностного конфликта………………………………...…….5
Глава 2. Конфликтная ситуация и динамика конфликта…………………..………17
Заключение……………………………………………………………………..……..27
Глоссарий………………………………………………………………………..….…28
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

курсовая работа (2).doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Асиновский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Социальная психология

Тема

Межличностный конфликт и способы его разрешения

Фамилия студента

Пигалева

Имя студента

Ирина

Отчество студента

Владимировна

№ контракта

05550110701651


 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…………3

Глава 1. Понятие межличностного конфликта………………………………...…….5

Глава 2. Конфликтная ситуация и  динамика конфликта…………………..………17

Заключение……………………………………………………………………..……..27

Глоссарий………………………………………………………………………..….…28

Список использованных источников…………………………………………….….30

Приложения…………………………………………………………………….……..31

Введение

Конфликты происходят в жизни каждого  человека. Это мелочные стычки на бытовой  почве, геополитические конфликты, которые изматывают психику тех, кто привык задумываться о происходящем и тревожиться за мир, в котором живут его дети. Это различные конфликтные взаимодействия в рамках выполнения служебных обязанностей, без которых порой невозможно решить поставленные задачи. Жизнь современного делового человека до предела перегружена сложными ситуациями, требующими умения разрешать многочисленные противоречия между людьми.

Конфликтные ситуации возникают во всех социальных сферах. Конфликт –  это один из видов социального взаимодействия, участниками которого могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и организации. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем больше дифференцировано общество, тем больше несовпадающих и взаимоисключающих интересов, целей и, следовательно, больше источников для потенциального конфликта.  Чаще всего конфликты не сами разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств. Негативные последствия страха, враждебности и чувства опасности распространяются и на другие ситуации, участником которых становится данный субъект. Таким образом, возникает нечто вроде цепной реакции, которая охватывает все более широкие области межличностных отношений.

Актуальность проблемы межличностных  конфликтов повлияла на выбор темы курсовой работы: «Межличностный конфликт и способы его разрешения»  и определила научный аппарат  исследования:

Объект исследования: межличностные конфликты.

Предмет исследования: особенности  межличностных конфликтов, их виды, функции и способы регуляции.

Целью и главной задачей работы является исследование и подробное  изучение особенностей межличностных  конфликтов и способов их регуляции.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что исследование межличностных конфликтов и их особенностей может оказаться полезной информацией как для организаций и учреждений, трудовых коллективов, в которых люди ежедневно сталкиваются с различными конфликтными ситуациями в процессе работы, так и непосредственно людям с разными убеждениями, мнениями и точками зрения.

 

 

Основная часть

   Глава 1. Понятие межличностного конфликта

 

Одним из более распространенных видов конфликтов являются межличностные.

Они охватывают практически все сферы жизнедеятельности.  Любой конфликт, так или иначе, сводится к межличностному. Фактически он первичен по отношению ко всем остальным видам конфликта, за исключением внутриличностного. Знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.

Межличностный конфликт - это открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных потребностей, целей, интересов, мотивов, не совместимых в конкретной ситуации. 

Следует подчеркнуть, что  в межличностном конфликте человек  может выступать его инициатором, а может быть втянутым в него случайно, неожиданно для самого себя. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. В межличностном конфликте в полном объеме проявляются индивидуальные социально психологические особенности субъектов конфликта, влияющие на динамику его развития, формы конфликтного взаимодействия, ход и исход. Они отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими сторонами и затрагивают интересы не только непосредственных участников, но и тех, с кем они связаны, либо служебными, либо межличностными отношениями. В межличностном конфликте эмоциональная сторона, как правило, преобладает над рациональной. У межличностного конфликта высокая вероятность быстрого вхождения в фазу эскалации.      Для правильного понимания и толкования конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий важное значение имеет типологизация, т.е. выделение основных типов конфликтов на основе выявления сходства и различия, надежных способов идентификации конфликтов с общностью существенных признаков и отличий. Для выбора адекватного метода воздействия и управления соответствующим конфликтом целесообразно проводить классификацию в зависимости от основных признаков: способу решения; сферы проявления; направленности воздействия; степени выраженности; количества участников; нарушенных потребностей. На основе классификации определяют виды и разновидности конфликтов .  Вид конфликта - вариант конфликтного взаимодействия, выделен по определенному признаку. Способ разрешения конфликтов предполагает их деление на антагонистичные (насильственные) конфликты и компромиссные (ненасильственные).

Насильственные (антагонистичные) конфликты представляют собой способы  разрешения противоречий путем разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта сторона и выигрывает. Например: полное поражение противника в споре (выборы органов власти и т. д.).

Компромиссные конфликты  допускают несколько вариантов их решения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия. Например: поставщик не отправляет производителю заказанное сырье в указанный срок. Производитель имеет право требовать выполнения графика поставок, но сроки поставок груза изменились по причине отсутствия средств для транспортировки из-за неплатежей. По взаимной заинтересованности достичь компромисса возможно путем проведения переговоров, изменения графика поставок.

Сферы проявления конфликтов крайне разнообразны: политика, экономика, социальные отношения, взгляды и убеждения людей. Выделяют политические, социальные, экономические, организационные конфликты.

Политические конфликты - столкновение по поводу распределения  властных полномочий, формы борьбы за власть.

Социальный конфликт представляет собой противоречия в  системе отношений людей (групп), которые характеризуются усилением  противоположных интересов, тенденций  социальных сообществ и индивидов. Разновидностью социальных конфликтов считаются конфликты трудовые и социально-трудовые, т.е. в сфере трудовой деятельности. Это большая группа конфликтов, которые возникают очень часто в виде забастовок, пикетов, выступлений больших групп работников.

Экономические конфликты  представляют собой широкий спектр конфликтов, в основе которых лежат противоречия между экономическими интересами отдельных личностей, групп. Это борьба за определенные ресурсы, льготы, сферы экономического влияния, распределение собственности и т.д. Указанные виды конфликтов распространены в разных уровнях управления .

Организационные конфликты  являются следствием иерархических  отношений, регламентирования деятельности человека, применение распределительных  отношений в организации: использование  должностных инструкций, функционального  закрепления за работником прав и обязанностей; внедрения формальных структур управления; наличия положений по оплате и оценки труда, премирования сотрудников.

По направленности воздействия  выделяют вертикальные и горизонтальные конфликты. Характерной чертой их является распределение объема власти, который находится у оппонентов на момент начала конфликтных взаимодействий.

В вертикальных конфликтах объем власти уменьшается по вертикали  сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия для участников конфликта: начальник - подчиненный, высшая организация - предприятие, основатель - малое предприятие.

В горизонтальных конфликтах происходит взаимодействие равноценных  по объему имеющейся власти или иерархическим  уровнем субъектов: руководители одного уровня, специалисты между собой, поставщики - потребители.

Степень выраженности конфликтного противостояния предполагает выделение  скрытых и открытых конфликтов.

Открытые конфликты  характеризуются явно выраженным столкновением  оппонентов: ссоры, споры, столкновение. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и статусу участников конфликта.

В случае скрытого конфликта  отсутствуют внешние агрессивные  действия между конфликтующими сторонами , но при этом используются косвенные  способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, или же у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

Количество участников конфликтного взаимодействия позволяет  разделять их на внутриличностные, межличностные, межгрупповые .

Внутриличностные конфликты - представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Особенностью данного вида конфликта  есть выбор между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм.

На выбор правильного  решения в случае внутриличностного  конфликта человек может потратить  много сил и времени, а следовательно, стремительно растет эмоциональная  напряженность, может возникнуть стресс, а перед принятием решения поведение личности может стать неконтролируемым. Примерами являются конфликты «плюс-плюс», «плюс-минус», «минус-минус».

Конфликты «плюс-плюс»  предполагают выбор одного из двух благоприятных вариантов. Например, куда поехать отдыхать или что купить (машину, какой марки).

Следует отметить: выбор  происходит из двух благоприятных вариантов, однако необходимость выбора может  быть настолько сложной и мучительной, что будет сопровождаться стрессовыми  ситуациями.

Конфликты «плюс-минус» - это конфликты притяжения и отталкивания, принятие решения, когда каждый из вариантов может иметь и позитивные, и негативные последствия, а выбрать надо один, с учетом решения общего задания.

Другим видом внутриличностного  конфликта является ролевой конфликт, когда в одной личности возникает необходимость одновременного выполнения различных своих ролей, которые к тому же противоречат друг другу. Встает вопрос выбора, что делать.

Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не совпадают с личными потребностями или ценностями.

Сложность решения внутриличностных конфликтов заключается в том, что  иногда происходит столкновение трех составляющих, необходимых для достижения поставленной цели: желание («хочу»), возможности ( могу»), необходимости («надо»).

В зависимости от нарушенных потребностей выделяют когнитивные  конфликты и конфликты интересов.

Конфликт когнитивный  – конфликт  взглядов, точек зрения, знаний. В таком конфликте целью  каждого субъекта является убедить оппонента, доказать правильность своей точки зрения, своей позиции.

Конфликты интересов  можно представить как противовес конфликта когнитивного, что означает противоборство, основанное на столкновении интересов различных оппонентов (групп, индивидов, организаций).

В связи с тем, что  распределение конфликтов на виды представляется весьма условным, четкой границы между  различными видами не существует, и  на практике возникают такие конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и т. д.

Субъектами межличностного конфликта выступают конкретные личности - индивидуумы, обладающие несовпадающей  системой притязаний. Объектом межличностного конфликта выступает конкретная потребность (материальная, духовная), а основной причиной - способ ее удовлетворения. Предметом межличностного конфликта, как правило, служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы его субъектов. Таким образом, в межличностном конфликте проявляются потребности, цели и ценности людей.  Их мотивы, установки, интересы, эмоции, воля, интеллект. Участники межличностного конфликта субъективно воспринимают и осознают его конкретную конфликтную ситуацию, по-разному они видят приемы и способы ее дальнейшего разрешения. Наиболее распространенными формами реальных межличностных конфликтов выступают взаимные обвинения, ссоры, нападки, защита.  В них каждый участник конфликта стремиться самоутвердиться, удовлетворить свои потребности, достичь своих интересов. Участники конфликта практически всегда воспринимают его причины эмоционально, испытывают чувство несправедливости, обиды, неудовлетворенности. Эмоциональный оттенок обусловливает непредсказуемость течения даже рационального конфликта и часто не позволяет осмыслить и устранить его причины. Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая – субъективный.

К числу объективных  причин конфликтов можно отнести  главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению интересов, мнений, установок и т.д. Объективные причины приводят к  созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента конфликтной ситуации.

Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения