Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:34, курсовая работа
Актуальность проблемы межличностных конфликтов повлияла на выбор темы курсовой работы: «Межличностный конфликт и способы его разрешения» и определила научный аппарат исследования:
Объект исследования: межличностные конфликты.
Предмет исследования: особенности межличностных конфликтов, их виды, функции и способы регуляции.
Целью и главной задачей работы является исследование и подробное изучение особенностей межличностных конфликтов и способов их регуляции.
Введение……………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Понятие межличностного конфликта………………………………...…….5
Глава 2. Конфликтная ситуация и динамика конфликта…………………..………17
Заключение……………………………………………………………………..……..27
Глоссарий………………………………………………………………………..….…28
Список использованных источников……
•учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; если участники спора легко эмоционально возбудимы, обладают упрямством, спор неизбежно перерастет в конфликт;
•осуществление контроля за тем, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.
При несоблюдении этих правил спор перерастает в конфликт. Конфликт - это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми. Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выяснение того, «кто есть кто».
Исходы конфликтных ситуаций могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, приход к компромиссу, возникновение конфронтации, принуждение.
Предупреждение конфликта
учителя с учащимися зависит
главным образом от него самого.
Прежде всего учитель должен при
возникновении конфликтной
Уход от конфликта как способ разрешения конфликтной ситуации — это уход от разрешения возникшего противоречия со ссылкой на недостаток времени, на неуместность, несвоевременность спора и т. д. Этот способ следует использовать, чтобы не довести разговор до конфликта. Однако такой исход — это просто откладывание разрешения конфликтной ситуации. Обвиняемая сторона избегает открытого столкновения, дает противоположной стороне «остыть», ослабить психическое напряжение, обдумать свои претензии. Подчас проявляется и надежда, что со временем все само собой утрясется (это чаще всего наблюдается у молодых учителей и учителей с большим стажем, дожидающихся ухода на пенсию). Однако при появлении нового повода конфликт вспыхивает опять.
Сглаживание конфликта
— это согласие с претензиями,
но «только на этот момент». «Обвиняемый»
старается таким способом успокоить
партнера, снять эмоциональное возбуждени
Сглаживание не может бесконечно спасать положение, но, используемое редко и не по одному и тому же поводу, позволяет снять в данный момент напряженность в отношениях. Однако через некоторое время маневр «обвиняемого» обнаружится и на него снова посыпятся упреки: «Обещал, но снова все то же самое…»
Поэтому такая тактика плоха тем, что может подорвать доверие партнера.
Компромисс — это принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций. Компромисс исключает принуждение в одностороннем порядке к одному единственному варианту, а также откладывание разрешения конфликта. Его преимущество состоит во взаимной равности прав и обязанностей, принятых каждой стороной добровольно, и открытости претензий друг к другу.
Конфронтация — это жесткое противостояние сторон друг другу, когда ни одна из них не принимает позицию другой. Опасность конфронтации в том, что партнеры могут перейти на личные оскорбления, когда все разумные доводы оказываются исчерпанными. Несмотря на то, что такой исход конфликтной ситуации является неблагоприятным, он позволяет партнерам увидеть сильные и слабые стороны друг друга, понять интересы сторон («значит, и в моей позиции не все гладко»).
Конфронтация заставляет думать, сомневаться, искать новые пути выхода из тупика.
Часто конфронтация возникает при переоценке себя и недооценке партнера по общению, что характерно для эгоцентристов: «Кажется, говоришь очевидные вещи, а он не понимает!» — возмущается учитель. Однако он не учитывает ряд моментов. Очевидной вещь может быть только для него, у учащегося на этот счет другая точка зрения, и высказанная учителем позиция противоречит его интересам, установкам, привычкам, обычаям.
Принуждение — это тактика прямолинейного навязывания человеку того варианта решения, который устраивает руководителя, родителя, педагога. Принуждение быстро и решительно устраняет причины недовольства, но в то же время оно является самым неблагоприятным исходом для сохранения хороших отношений.
Признание своей ошибки или неправоты. Если причиной конфликта явилось неправильное поведение или ошибочное утверждение руководителя, родителя, учителя, вызвавшее несогласие другой стороны, то разрешить конфликт можно признанием своей ошибки.
Рассмотренные исходы конфликтных ситуаций и конфликтов по-разному влияют как на настроение партнеров по общению, так и на устойчивость их отношений.
В этом смысле наиболее эффективным является предупреждение конфликтов, но и исходы «признание ошибки», «сглаживание» и «компромисс» тоже благоприятны.
Динамика конфликта (от греч. dinamikon – сильный, мощный) – ход развития конфликта во времени под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов и условий; одна из основных составляющих понятийного анализа конфликта. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Динамика конфликта включает следующие периоды и этапы:
- латентный период;
- открытый период;
- период послеконфликтной ситуации.
Латентный период (предконфликт) включает следующие этапы:
- возникновение объективной проблемной ситуации;
- осознание объективной
проблемной ситуации
- попытки сторон разрешить
объективную проблемную
- возникновения предконфликтной ситуации.
Возникновение объективной проблемной ситуации. Конфликт порождается объективной проблемной ситуацией, когда возникают противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Поскольку противоречия еще не осознанны и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин.
Объективные противоречивые ситуации, возникающие в процессе деятельности людей, создают возможность возникновения конфликтов, которые становятся реальностью только в сочетании с субъективными факторами. Условия перехода - осознание объективной проблемной ситуации.
Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие действительности как противоречивой, понимание необходимости начать какие-то действия для устранения противоречий составляют содержание данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажением. Субъективность восприятия порождается природой психики, социальными различиями участников коммуникации (ценностями, социальными установками, идеалами, интересами).
Индивидуальность осознания зависит от уровня знаний, потребностей, особенностей участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.
Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации как противоречивой не всегда автоматически приводит к конфликтному противодействию сторон. Чаще они (или один из них) пытаются решить проблему неконфликтными способами - убеждением, разъяснением, просьбами, информированием стороны-оппонента. Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.
Возникновение предконфликтнои ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы опасности для одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная в случае восприятия угрозы для определенных общественно важных интересов. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что существует в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения. В конфликте можно выделить период, который характеризуется дифференциацией сторон. Конфликт развивается по восходящей линии, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции. Участники начинают стремиться к соглашению, приемлемому для обеих сторон.
Открытый период называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает:
- инцидент;
- эскалацию конфликта;
- сбалансированное
- завершение конфликта.
Инцидент - это первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу.
Если привлеченных одной из сторон ресурсов достаточно для соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Конфликтные взаимодействия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, добавляя новые стимулы для дальнейших действий.
Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе - борьба разжигает эмоции - эмоции увеличивают ошибки восприятия - это ведет к интенсификации борьбы т.д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта». Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Под эскалацией конфликта понимается развитие конфликта, который прогрессирует во времени, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга интенсивнее, чем предыдущие . Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.
Сбалансированное
Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта при любых условиях. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, угасание, устранение или перерастание в другой конфликт.
Послеконфликтный период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений.
Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Этап характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.
Полная нормализация
отношений наступает при
Разрешения конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению.
Решение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекта или друг друга.
Необходимыми условиями для разрешения конфликта являются: достаточная зрелость конфликта - осознание противоборствующими сторонами противоречий, которые объективно существуют между ними, а также разногласий и противодействий, требующих оперативного вмешательства для их налаживания; потребность и заинтересованность каждого из участников конфликта в том, чтобы совместно преодолеть разногласия; отдельный или совместный поиск и использование доступных сторонам методов, правил и способов решения конфликта, который произошел между ними, т.е. устранение его причин.
На практике разрешение конфликта возможно путем силового подавления одной из сторон или путем переговоров (компромисс, сотрудничество, а иногда и уступки).
При урегулировании противостояния психолог стратегической задачей считает не воздействие на оппонентов, а побуждение их к переводу конфликта в ситуацию совместного поиска решения. Психолог организует работу с, конфликтующими в двух плоскостях. Первая представляет собой организацию и проведение переговорного процесса, в ходе которого стороны приходят к выработке согласованного решения. Это позволяет решить проблему конфликта, согласовать интересы обеих сторон. Осуществление взаимодействия по типу «триады» (оппонент — психолог — оппонент) делает участников конфликта более уступчивыми, так как они склонны рассматривать свои уступки как уступки психологу, а не противоположной стороне. Таким образом, психолог позволяет оппонентам сохранить лицо. Вторая плоскость деятельности психолога заключается в оказании психологической помощи оппонентам. Важной задачей такой помощи становится восстановление отношений сторон, В случае успеха психологу удается преобразовать отношения недавних оппонентов в новое качественное состояние. Последовательность деятельности психолога при регулировании конфликта соответствует логике, которая рассмотрена выше. Она включает раздельные встречи с оппонентами, формирование положительного настроя участников на совместную работу, а также этап совместной работы. Совместная работа может быть организована с использованием системы ИПР (интегративное принятие решения). Она состоит из шести шагов: 1) анализ и коррекция ситуации с целью создания благоприятного климата. 2) анализ и коррекция представлений. С помощью специальных процедур выясняются причины конфликта и позиции участников. 3) анализ и коррекция отношений. Участники определяют свои чувства по отношению к конфликту и друг к другу. 4) определение проблемы. 5) поиск решения. 6) принятие решения. Оценка альтернативных решений и достижение согласия относительно одного из них.
Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения