Межличностный конфликт и способы его разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы межличностных конфликтов повлияла на выбор темы курсовой работы: «Межличностный конфликт и способы его разрешения» и определила научный аппарат исследования:
Объект исследования: межличностные конфликты.
Предмет исследования: особенности межличностных конфликтов, их виды, функции и способы регуляции.
Целью и главной задачей работы является исследование и подробное изучение особенностей межличностных конфликтов и способов их регуляции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Понятие межличностного конфликта………………………………...…….5
Глава 2. Конфликтная ситуация и динамика конфликта…………………..………17
Заключение……………………………………………………………………..……..27
Глоссарий………………………………………………………………………..….…28
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

курсовая работа (2).doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

 

Субъективные причины  конфликтов в основном связаны с  теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые  приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а никакой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается обсудить и совместно с оппонентом обоюдно выгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, носят главным образом субъективный характер.

При кратком рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликтов можно отметить следующее.                      Во-первых, жесткое разделение объективных  и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, по-видимому, неправомерно. Любая объективная причина играет свою роль в возникновении конкретной конфликтной ситуации, в том числе по причине действия субъективных факторов. Во-вторых, пожалуй, нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами. В то же время трудно найти предконфликтную ситуацию, возникшую в силу объективных обстоятельств, которую нельзя было бы разрешить неконфликтным способом. В любом межличностном конфликте всегда ту или иную роль играет субъективный фактор. Если человек субъективно не примет решение о начале конфликтного противодействия, конфликта не будет. Поэтому практически у любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин.                                                    Конкретные причины межличностных конфликтов чрезвычайно разнообразны: ограниченность ресурсов — их качественная и количественная сторона; различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть, здания и другие ресурсы); различия в целях; различия в представлениях и ценностях; различия в манере поведения и жизненном опыте; неудовлетворительные коммуникации; личностные особенности участников столкновений.

На практике при анализе  конфликтов полезным оказывается подход, предложенный В. Линкольном. Он выделяет причинные факторы конфликтов, которые подразделяются на пять основных типов.

Информационные факторы  — связаны с неприемлемостью  информации для одной из сторон.                                                                                                                        

В качестве информационных факторов могут выступать:                                                - неполные и неточные факты, включая  вопросы, характеризуемые точностью изложения проблемы и истории конфликта;                                                                       - слухи, невольная дезинформация;                                                                                       - преждевременная и поданная с опозданием информация;

- ненадежность экспертов,  свидетелей, источников информации, неточность переводов и сообщений  СМИ;                                                                                                        - нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и даже оставить неприятные воспоминания;                                                                                                                               - интерпретация использованного языка;                                                                                    - посторонние факты, спорные вопросы законодательства, правил, порядка действий, стереотипов.

Поведенческие факторы  — неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отвергаемые одной из сторон. В межличностных отношениях наиболее типичными поведенческими факторами, вызывающими конфликтные ситуации, являются:                                                                                                                                             - стремление к превосходству;                                                                                                 - проявление агрессивности;                                                                                                                                     - проявление эгоизма.         

В качестве поведенческих факторов могут выступать случаи, когда  кто-либо: угрожает нашей безопасности; подрывает нашу самооценку; не оправдывает положительных ожиданий, нарушает обещания; постоянно отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, смущение; ведет себя непредсказуемо, грубо, вызывает страх.

 Факторы действий — неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития. Важнейшими факторами действий являются:                                                                                                                                         - вклад сторон, баланс сил в отношениях;                                                                                                                                                                                                                               - важность отношений для каждой из сторон;                                                                        - совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения;                                                                    - различия в образовательном уровне, классовые различия;                                            - история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности;                                                                                              - ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.

Ценностные факторы — принципы, которые провозглашаются или  отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем.  Принципы, следования которым другие ожидают  от нас, а мы от других. Ценности могут различаться по силе действия и важности: личные системы верования и поведения (предрассудки); групповые (в том числе и профессиональные) традиции, ценности, нужды, нормы; религиозные, культурные, региональные и политические ценности; традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания.

Структурные факторы — относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно или даже невозможно изменить. Для преодоления их требуются  большие ресурсы — материальные, физические, интеллектуальные.

Это, например, такие факторы, как  закон, возраст, линии подотчетности, время, доходы. Любой межличностный  конфликт развертывается на фоне структурных  факторов, которые являются внешними по отношению к нему, но существенно влияют на его ход: власть, система управления; политические партии и течения; различные социальные нормы; право собственности; религии, системы правосудия, статус, роли, традиции, этические нормы; географическое положение, изоляция или открытость. Отнесение конфликтов к тому или иному типу позволяет принимать первичные меры по их устранению.

Вопрос о том, кто является участниками  конфликта, на первый взгляд может показаться вполне очевидным, однако, как показывает практика, он нуждается в специальном уточнении.                                                                                                      К сожалению, обычная практика обсуждения конфликта идет по пути выяснения прежде всего вопроса "Кто является противоборствующей, препятствующей стороной?" Такое начало анализа, так же как и агрессивное начало конфликта, вряд ли способствует получению качественных результатов, поскольку содержит скрытый вопрос о том, "кто виноват" или "кто первый начал". Но, не являясь отправной точкой в анализе конфликтов, характеристика участников - важнейшее звено в описании конфликта, т.к. именно от участников, их ресурсов, их воли зависит собственно разрешение конфликта. Именно они есть основной фактор качественных характеристик взаимодействия.

Прежде всего, следует различать употребление таких понятий, как стороны и участники конфликта. Понятно, что далеко не все, кто, так или иначе, вовлечен в конфликт, являются его непосредственными и прямыми участниками. В сложной структуре конфликтного взаимодействия можно выделить его подлинных субъектов - позиционеров в конфликте и их агентов, а также фигуры, так или иначе представляющие собой ресурсы сторон.

Прямые участники конфликта - те, чьи интересы и цели оказались  недостижимыми в неизменном виде в результате сложившейся конфликтной ситуации, чья позиция прямо определяет динамику и характер конфликтного взаимодействия. Только прямые участники, по сути, являются субъектами, разрешающими конфликт. Все остальные в той или иной мере могут только способствовать или препятствовать разрешению.

Непосредственные участники конфликта - те, кто своими непосредственными  действиями вовлечен в конфликтное  взаимодействие. Буквально - это исполнители, своеобразные актеры или агенты, действующие  по определенному сценарию, зачастую не вполне осознавая свою роль, действительный характер происходящего и последствия. Разумеется, "актер" может проявлять некоторую самостоятельность в тактических моментах, но только тогда, когда в одном лице совпадают и прямой и непосредственный участники, мы видим на сцене конфликта подлинное действующее лицо - субъект.

Интересно заметить, что принятие той или иной стороны в конфликте, зачастую совсем не связано с отношением к разрешаемому в нем противоречию или другим содержательным и даже формальным характеристикам взаимодействия. Такая позиция может быть обусловлена предыдущими отношениями и реализуется априори. Так друзья вступаются друг за друга, подростки солидарно выступают против взрослых и т.п.

Вместе с тем, появление на стороне  одного из основных действующих лиц дополнительных фигур, даже тогда, когда они не принимают непосредственного участия в конфликтных действиях, может рассматриваться как дополнительный ресурс участника, который учитывается при принятии решений.

Таким образом, круг лиц, вовлеченных в конфликт либо как активно действующих, либо по сопричастности, может быть довольно велик. Определяя места всех этих фигур, целесообразно исследовать степень их влияния на истоки конфликтной ситуации, характер ее развития и исхода - разрешения. Поэтому при анализе конфликта важно учитывать их интересы и цели относительно сложившейся ситуации и ее перспектив.

В зависимости от ясности  интересов формулируются и цели в конфликтном взаимодействии.  Цель конфликта –  это субъективные мотивы его участников, обусловленные  их взглядами и убеждениями, материальными  и духовными интересами.

В межличностных конфликтах выявление и оформление интересов и целей представляют собой значительную часть процесса разрешения, если этот процесс организован с установкой на продуктивное разрешение и протекает в форме переговоров. Примечательно при этом, что интересы сторон могут иметь существенные различия при совпадении целей, и наоборот - различные цели могут преследоваться при общем интересе. Важно при анализе конфликтной ситуации отдавать преимущества не противопоставлению интересов и целей, а их сопоставлению. При этом важно обращать внимание на такие варианты интересов, которые выглядят как принципиально антагонистические и ни при каких условиях не совместимые. В этом случае попытки построения переговорных процессов, направленных на совместное оформление ситуации и превращение ее в задачу для решения, заведомо обречены на неудачу.

Также в межличностном  конфликте существуют свои функции.  Они делятся на конструктивные и  деструктивные.

Конструктивные функции:

- Познавательная функция  - конфликт вскрывает наличие  конкретных противоречий в межличностных взаимоотношениях, которые ранее были скрыты и ими не осознавались.

- Функция развития - при  соблюдении этических норм в  процессе конфликтного взаимодействия  конфликт является важным источником  развития его участников и  совершенствования процесса взаимоотношений.

- Инструментальная - конфликт - основной инструмент разрешения  межличностных противоречий.

- Перестроечная - рационально  разрешенный конфликт выводит  межличностные взаимоотношения  на новый уровень, снимает факторы  напряженности, способствует развитию взаимопонимания.

Деструктивные функции  проявляются тогда, когда один из оппонентов прибегает к агрессивным  асоциальным формам противоборства, что, как правило, приводит к адекватной реакции другой стороны, межличностный  конфликт входит в фазу эскалации. При деструктивном конфликте наблюдается: поляризация оценочных суждений партнеров; стремление к расхождению исходных позиций; стремление принудить партнера к невыгодному для него решению; обострение конфликта; желание уйти от исходной проблемы.

В конечном счете, любой  межличностный конфликт рано или  поздно имеет свое разрешение. А  целым рядом межличностных конфликтов необходимо управлять. При управлении и разрешении конфликтов следует  учитывать, что определяющим фактором в этих процессах выступает стиль поведения субъектов в процессе развития конфликта, его эмоциональная сторона.

 

 

 

 

Глава 2. Конфликтная ситуация и динамика конфликта

Следует различать конфликты  и конфликтные ситуации. Конфликтная  ситуация - это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов.

Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре. Спор это такая  дискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в  свою пользу при несогласии другой стороны.

Однако для спора, как  и для дискуссии, характерным  является уважение обеими сторонами  друг друга, проявление ими такта.

В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил, к которым

относятся:

•ограничение предмета спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;

•учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе противоположной  стороны; при большой разнице  в уровне компетентности спор или  дискуссия будут малопродуктивными, а при упрямстве малокомпетентного спорщика они могут перерасти в конфликт;

Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения