Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:34, курсовая работа
Актуальность проблемы межличностных конфликтов повлияла на выбор темы курсовой работы: «Межличностный конфликт и способы его разрешения» и определила научный аппарат исследования:
Объект исследования: межличностные конфликты.
Предмет исследования: особенности межличностных конфликтов, их виды, функции и способы регуляции.
Целью и главной задачей работы является исследование и подробное изучение особенностей межличностных конфликтов и способов их регуляции.
Введение……………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Понятие межличностного конфликта………………………………...…….5
Глава 2. Конфликтная ситуация и динамика конфликта…………………..………17
Заключение……………………………………………………………………..……..27
Глоссарий………………………………………………………………………..….…28
Список использованных источников……
Субъективные причины
конфликтов в основном связаны с
теми индивидуальными
При кратком рассмотрении
характера взаимосвязей между объективными
и субъективными причинами
На практике при анализе конфликтов полезным оказывается подход, предложенный В. Линкольном. Он выделяет причинные факторы конфликтов, которые подразделяются на пять основных типов.
Информационные факторы
— связаны с неприемлемостью
информации для одной из сторон.
В качестве информационных
факторов могут выступать:
- ненадежность экспертов,
свидетелей, источников информации,
неточность переводов и
Поведенческие факторы
— неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость
и другие характеристики поведения, отвергаемые
одной из сторон. В межличностных отношениях
наиболее типичными поведенческими факторами,
вызывающими конфликтные ситуации, являются:
В качестве поведенческих факторов могут выступать случаи, когда кто-либо: угрожает нашей безопасности; подрывает нашу самооценку; не оправдывает положительных ожиданий, нарушает обещания; постоянно отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, смущение; ведет себя непредсказуемо, грубо, вызывает страх.
Факторы действий —
Ценностные факторы — принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем. Принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы от других. Ценности могут различаться по силе действия и важности: личные системы верования и поведения (предрассудки); групповые (в том числе и профессиональные) традиции, ценности, нужды, нормы; религиозные, культурные, региональные и политические ценности; традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания.
Структурные факторы — относительно
стабильные обстоятельства, существующие
объективно, независимо от нашего желания,
которые трудно или даже невозможно
изменить. Для преодоления их требуются
большие ресурсы —
Это, например, такие факторы, как закон, возраст, линии подотчетности, время, доходы. Любой межличностный конфликт развертывается на фоне структурных факторов, которые являются внешними по отношению к нему, но существенно влияют на его ход: власть, система управления; политические партии и течения; различные социальные нормы; право собственности; религии, системы правосудия, статус, роли, традиции, этические нормы; географическое положение, изоляция или открытость. Отнесение конфликтов к тому или иному типу позволяет принимать первичные меры по их устранению.
Вопрос о том, кто является участниками
конфликта, на первый взгляд может показаться
вполне очевидным, однако, как показывает
практика, он нуждается в специальном
уточнении.
Прежде всего, следует различать употребление таких понятий, как стороны и участники конфликта. Понятно, что далеко не все, кто, так или иначе, вовлечен в конфликт, являются его непосредственными и прямыми участниками. В сложной структуре конфликтного взаимодействия можно выделить его подлинных субъектов - позиционеров в конфликте и их агентов, а также фигуры, так или иначе представляющие собой ресурсы сторон.
Прямые участники конфликта - те, чьи интересы и цели оказались недостижимыми в неизменном виде в результате сложившейся конфликтной ситуации, чья позиция прямо определяет динамику и характер конфликтного взаимодействия. Только прямые участники, по сути, являются субъектами, разрешающими конфликт. Все остальные в той или иной мере могут только способствовать или препятствовать разрешению.
Непосредственные участники
Интересно заметить, что принятие той или иной стороны в конфликте, зачастую совсем не связано с отношением к разрешаемому в нем противоречию или другим содержательным и даже формальным характеристикам взаимодействия. Такая позиция может быть обусловлена предыдущими отношениями и реализуется априори. Так друзья вступаются друг за друга, подростки солидарно выступают против взрослых и т.п.
Вместе с тем, появление на стороне одного из основных действующих лиц дополнительных фигур, даже тогда, когда они не принимают непосредственного участия в конфликтных действиях, может рассматриваться как дополнительный ресурс участника, который учитывается при принятии решений.
Таким образом, круг лиц, вовлеченных в конфликт либо как активно действующих, либо по сопричастности, может быть довольно велик. Определяя места всех этих фигур, целесообразно исследовать степень их влияния на истоки конфликтной ситуации, характер ее развития и исхода - разрешения. Поэтому при анализе конфликта важно учитывать их интересы и цели относительно сложившейся ситуации и ее перспектив.
В зависимости от ясности интересов формулируются и цели в конфликтном взаимодействии. Цель конфликта – это субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.
В межличностных конфликтах выявление и оформление интересов и целей представляют собой значительную часть процесса разрешения, если этот процесс организован с установкой на продуктивное разрешение и протекает в форме переговоров. Примечательно при этом, что интересы сторон могут иметь существенные различия при совпадении целей, и наоборот - различные цели могут преследоваться при общем интересе. Важно при анализе конфликтной ситуации отдавать преимущества не противопоставлению интересов и целей, а их сопоставлению. При этом важно обращать внимание на такие варианты интересов, которые выглядят как принципиально антагонистические и ни при каких условиях не совместимые. В этом случае попытки построения переговорных процессов, направленных на совместное оформление ситуации и превращение ее в задачу для решения, заведомо обречены на неудачу.
Также в межличностном конфликте существуют свои функции. Они делятся на конструктивные и деструктивные.
Конструктивные функции:
- Познавательная функция - конфликт вскрывает наличие конкретных противоречий в межличностных взаимоотношениях, которые ранее были скрыты и ими не осознавались.
- Функция развития - при
соблюдении этических норм в
процессе конфликтного
- Инструментальная - конфликт
- основной инструмент
- Перестроечная - рационально
разрешенный конфликт выводит
межличностные взаимоотношения
на новый уровень, снимает
Деструктивные функции проявляются тогда, когда один из оппонентов прибегает к агрессивным асоциальным формам противоборства, что, как правило, приводит к адекватной реакции другой стороны, межличностный конфликт входит в фазу эскалации. При деструктивном конфликте наблюдается: поляризация оценочных суждений партнеров; стремление к расхождению исходных позиций; стремление принудить партнера к невыгодному для него решению; обострение конфликта; желание уйти от исходной проблемы.
В конечном счете, любой
межличностный конфликт рано или
поздно имеет свое разрешение. А
целым рядом межличностных
Следует различать конфликты и конфликтные ситуации. Конфликтная ситуация - это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов.
Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре. Спор это такая дискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны.
Однако для спора, как и для дискуссии, характерным является уважение обеими сторонами друг друга, проявление ими такта.
В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил, к которым
относятся:
•ограничение предмета спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;
•учет уровня знаний, компетентности
в данном вопросе противоположной
стороны; при большой разнице
в уровне компетентности спор или
дискуссия будут
Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения